Тон, Константин Андреевич

Материал из ALLPETRISCHULE
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Европейская стажировка)
м
 
(не показаны 48 промежуточных версий 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
[[File:Konstantin Thon 1820-th.jpg|thumb|250px|Константин Андреевич Тон (1794-1881) - российский архитектор, ректор Императорской Академии художеств.]]
+
[[File:Konstantin Thon 1820-th.jpg|thumb|250px|Константин Андреевич Тон ([[1794]]-[[1881]]) - российский архитектор, член Академии художеств Флоренции (с [[1822]]), ректор [[АХ|Императорской Академии художеств]] (с [[1854]]).]]
'''Константи́н Андре́евич Тон''' (нем.'' Thon''); 26 октября 1794 — 25 января 1881) — российский архитектор, работавший в «русско-византийском стиле», получившем широкое распространение в годы правления [[Николая I]]. Среди его наиболее известных построек — [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0_%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F Храм Христа Спасителя] и [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B9_%D0%9A%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D1%91%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%86 Большой Кремлёвский дворец] в Москве.  
+
'''Константин Андреевич Тон''' (нем.'' Thon'') (26 октября [[1794]] — 25 января [[1881]]) — российский архитектор, работавший в «русско-византийском стиле», получившем широкое распространение в годы правления [[Николай I|Николая I]]. Среди его наиболее известных построек — [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0_%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F храм Христа Спасителя] и [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B9_%D0%9A%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D1%91%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%86 Большой Кремлёвский дворец] в Москве. Академик архитектуры ([[1830]]).  
  
 
== Биография ==
 
== Биография ==
  
 
=== Образование ===
 
=== Образование ===
Константин Тон родился в [[Санкт-Петербург]]е в семье обрусевшего немецкого ювелира, был одним из трёх братьев. Учился в [[Петришуле|Главном немецком училище Св. Петра]] с 1801 по 1804 год.
+
Константин Тон родился в [[Санкт-Петербург]]е, в семье обрусевшего немецкого ювелира, был одним из трёх братьев. Учился в [[Петришуле|Главном немецком училище Св. Петра]] с [[1801]] по [[1804]] год.
  
В 1804 году К.А. Тон был принят воспитанником в [[Императорская Академия художеств|Императорскую Академию художеств]] и с 1808 года начал изучать архитектуру под руководством А. Н. Воронихина. В 1815 году он окончил академический курс со званием "художника 1-й степени" и Малой золотой медалью, присуждённой ему за проект здания Сената. Он был оставлен при академии, чтобы впоследствии отправиться за границу для изучения лучших образцов европейского зодчества.
+
В [[1804]] году К.А. Тон был принят воспитанником в [[АХ|Императорскую Академию художеств]] и с [[1808]] года начал изучать архитектуру под руководством А. Н. Воронихина. В [[1815]] году он окончил академический курс со званием "художника 1-й степени" и Малой золотой медалью, присуждённой ему за проект здания Сената. Он был оставлен при [[АХ|Академии]], чтобы впоследствии отправиться за границу для изучения лучших образцов европейского зодчества.
  
 
=== Первые проекты ===
 
=== Первые проекты ===
  
В 1817 году произошла перемена в администрации академии, и К.А. Тон, оставив академию, определился на службу при вновь учреждённом "Комитете строений и гидравлических работ" в [[Санкт-Петербург]]е. Кроме того, тогда же, он разработал проект здания «Немецкого Трактира» на Крестовском острове в [[Санкт-Петербург|СПб]]. В начале 1818 года К.А. Тон составил по заданной [[АХ]] программе проект ярмарки, за который он был поощрен поездкой в Италию за счет казны.
+
В [[1817]] году произошла перемена в администрации [[АХ|Академии]], и К.А. Тон, оставив [[АХ|Академию]], определился на службу при вновь учреждённом "Комитете строений и гидравлических работ" в [[Санкт-Петербург]]е. Кроме того, тогда же он разработал проект здания «Немецкого Трактира» на Крестовском острове в [[Санкт-Петербург]]е. В начале [[1818]] года К.А. Тон составил по заданной [[АХ|Академией художеств]] программе проект ярмарки, за который он был поощрен поездкой в Италию за счет казны.
  
 
=== Европейская стажировка ===
 
=== Европейская стажировка ===
 +
В Риме он занялся изучением памятников античного зодчества и сравнением первохристианских храмов с церквями новейших времён. Затем он предпринял поездку на юг Италии и в Сицилию, а по возвращении в Рим создал проект церкви в форме древней базилики, однако приспособленной к православному богослужению, причём придал ей внешний вид греческих храмов. Вслед за этим проектом К.А. Тон, по заданию Римской академии, выполнил проект госпиталя.
  
[[Файл:Commemorative plaque for Konstantin Ton.jpg|thumb|150px|[[Мемориальная доска]] на здании [[Московский вокзал (Санкт-Петербург)|Московского вокзала]]]]
+
В [[1822]] году Тон посетил Флоренцию, где представил свои работы местной Академии и, благодаря им, был принят в её члены. Посетив также Геную, Равенну, Болонью, Милан и Павию, он прибыл в  Женеву, где составил проект загородного дома для бывшего придворного ювелира Дюваля, а затем отправился через Дижон в Париж и занялся там рисованием начисто своих неаполитанских и сицилийских этюдов.
В Риме он занялся изучением памятников античного зодчества и сравнением первохристианских храмов с церквями новейших времён. Потом он сделал продолжительную экскурсию на юг Италии и в  Сицилию, а по возвращении в Рим создал проект церкви в форме древней базилики, но приспособленной к православному богослужению, причём придал ей снаружи вид греческих храмов. Вслед за этим проектом Тон, по заданию Римской академии, выполнил проект госпиталя.
+
  
В [[1822 год]]у Тон посетил Флоренцию, где представил свои работы местной академии и благодаря им был принят в её члены. Посетив также Геную, Равенну, Болонью, Милан и Павию, он прибыл в Женеву, где составил проект загородного дома для бывшего придворного ювелира Дюваля, а затем отправился через Дижон в Париж и занялся там рисованием начисто своих неаполитанских и сицилийских этюдов.
+
Вернувшись в Рим, К.А. Тон сосредоточил свои усилия на реставрации памятников античного зодчества. Среди них надо отметить проекты восстановления храма Фортуны в Пренесте (Палестрине) и, особенно, дворца Цезарей в Риме на Палатинском холме, которые создали Тону репутацию учёного художника. Последний проект привлек внимание императора [[Николай I|Николая I]], и по его повелению К.А. Тон в [[1828]] году был зачислен в Кабинет Его Императорского Величества с содержанием 3 000 руб. в год.
  
Вернувшись в Рим, Тон сосредоточил свои усилия на реставрации памятников античного зодчества. Среди них проекты восстановления храма Фортуны в [[Палестрина|Пренесте]] и, особенно, дворца Цезарей в Риме на Палатинском холме, доставили Тону репутацию учёного художника. Последний проект обратил на него внимание императора [[Николай I|Николая I]], по повелению которого Тон, в [[1828 год]]у, был причислен к Кабинету Его Величества, с содержанием по 3 000 руб. в год.
+
=== Возвращение в [[Петербург]] ===
 +
В том же [[1828]] году К.А. Тон вернулся в [[Санкт-Петербург]], где ему поручили превратить бывший конференц-зал [[АХ|Академии художеств]] в галерею для размещения гипсовых слепков. Кроме того, Тон должен был устроить новый конференц-зал и вообще переделать некоторые части здания.  
  
=== Возвращение в Петербург ===
+
В [[1830]] году К.А. Тон получил звание академика и должность профессора 2-й степени по части архитектуры.
В том же году Тон вернулся в [[Санкт-Петербург]], где он получил поручение обратить бывший конференц-зал Академии художеств в галерею для размещения гипсовых слепков, устроить новый конференц-зал и вообще переделать некоторые части здания. Вслед за тем Тон получив звание академика и должность профессора 2-й степени по части архитектуры в 1830 году.
+
  
В том же году, прихожане церкви святой Екатерины, за Калинкиным мостом в Санкт-Петербурге, ввиду ветхости своего храма, задумали соорудить вместо него новый. В своём проекте, представленном на конкурс, Тон придал храму форму, напоминающую московские пятиглавые соборы. Проект очень понравился Государю, и Тону было повелено самому произвести его постройку.
+
В том же году прихожане церкви Святой Екатерины, находившейся за Калинкиным мостом в [[Санкт-Петербург]]е, задумали соорудить новое здание храма ввиду ветхости старого. В своём проекте, представленном на конкурс, Тон придал храму форму, напоминающую московские пятиглавые соборы. Проект очень понравился Государю, и К.А. Тону было повелено самому произвести постройку храма.
  
=== Начало строительства Храма Христа Спасителя (1829—1836) ===
+
=== Начало строительства храма Христа Спасителя ([[1829]]—[[1836]]) ===
[[Файл:Christthesaviour.jpg|thumb|[[Храм Христа Спасителя]]]]
+
[[Файл:Christthesaviour.jpg|thumb|280px|Храм Христа Спасителя: прежний и новый, после восстановления.]]
Ещё раньше, в [[1829 год]]у, академии был передан на рассмотрение вопрос о [[Москва|московском]] [[Храм Христа Спасителя|храме Христа Спасителя]]. Первоначально выбранная для него местность на [[Воробьёвы горы|Воробьёвых горах]] была признана, по разным причинам, неудобной, и сам проект, составленный [[Витберг, Александр Лаврентьевич|А. Л. Витбергом]], признан неосуществимым; предстояло разработать новый проект для его постройки в другом пункте Москвы. Эта задача была возложена на Тона с непременным условием, чтобы новый величественный храм имел старинный русский стиль. Императору очень понравился предложенный Тоном новый проект храма Христа Спасителя, возведение которого заняло всю остальную жизнь последнего.
+
Ещё раньше, в [[1829]] году, [[Императорская Академия художеств|Академии]] был передан на рассмотрение вопрос о московском храме Христа Спасителя. Первоначально выбранная для него местность на Воробьёвых горах была признана по разным причинам неудобной, а сам проект, составленный А. Л. Витбергом, признан неосуществимым; предстояло разработать новый проект для его постройки в другом районе Москвы. Эта задача была возложена на К.А. Тона с непременным условием, чтобы новый величественный храм был решен в старинном русском стиле. [[Николай I|Императору]] очень понравился предложенный К.А. Тоном новый проект храма Христа Спасителя, возведение которого заняло всю оставшуюся жизнь архитектора.
  
Одновременно с проектом московского храма, Тон составил в том же вкусе проект церкви новоявленного чудотворца Митрофана в Воронеже ([[1832]]) и, продолжая строить церковь святой Екатерины и отделывать античные галереи в академии, проектировал устройство гранитной набережной Невы напротив академии, с пристанью, украшенной фигурами двух сфинксов, купленных в [[Александрия|Александрии]] при посредстве [[Муравьёв, Андрей Николаевич|А. Н. Муравьёва]].
+
Одновременно с проектом московского храма, К.А. Тон составил в том же ключе проект церкви новоявленного чудотворца Митрофана в Воронеже ([[1832]]) и, продолжая строить церковь Святой Екатерины и отделывать античные галереи в [[АХ|Академии]], проектировал устройство гранитной набережной Невы напротив [[АХ|Академии]] с пристанью, украшенной фигурами двух сфинксов, купленных в Александрии при посредстве А.Н. Муравьёва.
  
Тогда же он разработал проект монастыря на 100 монахов, для получения звания профессора 2-й степени, и по Высочайшей воле — конкурсный проект иконостаса для [[Казанский собор|Казанского собора]], из серебра, отбитого донскими казаками у французов в [[Отечественная война 1812 года|Отечественную войну]].
+
Тогда же он разработал проект монастыря на 100 монахов, для получения звания профессора 2-й степени, и по Высочайшей воле — конкурсный проект иконостаса для Казанского собора. Главный иконостас собора был выполнен по рисунку Тона из церковного серебра, отбитого донскими казаками у французов в Отечественную войну [[1812]] года.  
  
Затем, при конкурсе на сооружение [[Памятник Державину (Казань)|памятника]] [[Державин, Гавриил Романович|Державину]], в [[Казань|Казани]], композиция Тона найдена лучшею из трёх, выбранных для исполнения. В [[1833 год]]у определён членом в комитет о строениях и гидравлических работах и получил от академии звание профессора. После этого он участвовал в конкурсе на постройку здания [[Пулковская обсерватория|Пулковской астрономической обсерватории]] и создал проекты соборов [[Екатерининский собор (Пушкин)|святой Екатерины]] в [[Царское Село|Царском Селе]] ([[Соборная площадь (Царское Село)|Соборная площадь]]) и апостолов Петра и Павла (с 1877 г. — [[Петропавловская церковь (Петергоф)|собор Уланского полка]]) в [[Петергоф (город)|Петергофе]], которые и возводились под его руководством.
+
Затем, при конкурсе на сооружение памятника Державину в Казани композиция Тона найдена лучшею из трёх, выбранных для исполнения. В [[1833]] году он был определён членом в "Комитет по делам строений и гидравлических работ" и получил от [[АХ|Академии]] звание профессора.  
  
К началу [[1836 год]]а Тон, вместе с другими профессорами академии, составил проект памятника [[Дмитрий Донской|Димитрию Донскому]] на [[Куликово поле|Куликовом поле]] и приступил к постройке, по своему проекту, [[Введенская церковь Семёновского полка|церкви Введения Богородицы в Семёновском полку]], в котором наиболее полнее и ярче выразился изобретённый Тоном тип храмов, долго считавшийся возрождением старинной русской церковной архитектуры с приведением её форм в лучшую гармонию и изящество. Одновременно с этим он составил проект церкви русского посольства в [[Тебриз|Таврисе]], [[оборонительная казарма|оборонительной казармы]] и собора в [[Свеаборг]]е, дома дворянского собрания в [[Новгород]]е, главного фасада [[Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия|Лесного института]] в Санкт-Петербурге и церкви в имении Синявина.
+
В том же [[1833]] году К.А. Тон участвовал в конкурсе на постройку здания Пулковской астрономической обсерватории. Однако "Комиссия о сооружении Главной Пулковской обсерватории", созданная [[Петербургская Академия наук|Академией наук]], отдала предпочтение проекту А.П. Брюллова. После этого он создал проекты соборов Святой Екатерины в Царском Селе (Соборная площадь) и апостолов Петра и Павла в Петергофе, которые и возводились под его руководством.
  
Около того же времени им изготовлены, по поручению правительства, типовые проекты церквей на 1000, 500 и 200 человек, для того, чтобы архитекторы во всей Империи обязательно придерживались их форм и стиля.
+
К началу [[1836]] года К.А. Тон, вместе с другими профессорами [[АХ|Академии]] составил проект памятника  Дмитрию Донскому на Куликовом поле. Одновременно по своему проекту он приступил к постройке в [[Санкт-Петербург]]е церкви Введения Богородицы во храм для Семёновского полка. В этой церкви наиболее полно и ярко выразился изобретённый К.А. Тоном тип храмов, долго считавшийся возрождением старинной русской церковной архитектуры с приведением её форм в лучшую гармонию и изящество. Также  он составил проекты: церкви русского посольства в Тавризе (Тебриз, Персия); оборонительной казармы и собора в Свеаборге; дома дворянского собрания в Новгороде; главного фасада Лесного института в [[Санкт-Петербург]]е ([[1826]]-[[1840]]) и церкви в имении Синявина.
  
=== Начало строительства Кремлёвского Дворца (1837—1854) ===
+
Примерно в то же время по поручению правительства им были изготовлены типовые проекты церквей на 1000, 500 и 200 человек, для того чтобы архитекторы по всей [[Россия|Империи]] обязательно придерживались их форм и стиля.
В [[1837 год]]у, [[Николай I]] задумал соорудить новый великолепный дворец в [[Московский Кремль|Московском Кремле]], такой, чтобы в его пространстве заключалось «всё, что в памяти народной тесно связано с представлением обиталища Государя». Выполнение этой задачи было возложено на Тона, который и в этом случае старался подделаться под стиль старинных русских построек.
+
[[Файл:Annunciation thon.jpg|left|thumb|[[Благовещенская церковь (Санкт-Петербург, Благовещенская площадь)|Благовещенская церковь]] — прообраз множества пятишатровых храмов в характерном для Тона «русско-византийском» стиле]]
+
  
В [[1838 год]]у он издал альбом своих чертежей большого формата (17 листов), в который вошли планы, фасады и разрезы храма Спасителя, Тоновских церквей в Санкт-Петербурге, Саратове, Петергофе, Царском Селе, Новгороде (евангелической), колокольни Симонова монастыря, равно как и типовые проекты для городских каменных церквей. В [[1844 год]]у вышло в свет дополнение к этому альбому, в котором помещены чертежи и деревянных церквей. Здесь особенно любопытны проект церкви в [[Елец|Ельце]] и рисунки иконостасов для Санкт-Петербургских церквей: [[Храм Преображения Господня на Аптекарском острове|Преображения на Аптекарском острове]] и Благовещения в лейб-гвардейском конном полку.
+
=== Начало строительства Кремлёвского дворца ([[1837]]—[[1854]]) ===
 +
В [[1837]] году, [[Николай I]] задумал соорудить новый великолепный дворец в Московском Кремле, такой, чтобы в его пространстве заключалось «всё, что в памяти народной тесно связано с представлением обиталища Государя». Выполнение этой задачи было возложено на К.А. Тона, который и в этом случае старался соблюдать стиль старинных русских построек.
 +
[[Файл:Annunciation thon.jpg|left|thumb|280px|Благовещенская церковь Конногвардейского полка в [[Санкт-Петербург]]е. Вид от Николаевского моста. Разобрана в 1929 году.]]
  
Окончив в [[1842 год]]у постройку [[Екатерининский собор (Пушкин)|собора в Царском Селе]] и переделку Малого театра в Москве, Тон изготовил, по Высочайшему повелению, типовые чертежи для крестьянских домов в казённых селениях и, помимо других трудов, сочинил проект иконостаса для [[церковь царевича Иоасафа|церкви царевича Иоасафа]], в подмосковном селе [[Измайлово (исторический район Москвы)|Измайлово]], где строил в это время инвалидный дом для ветеранов [[Отечественная война 1812 года|войны 1812 года]] (ныне [[городок имени Баумана]], пристроен к [[Храм Покрова Богородицы в Измайлове|измайловской Покровской церкви]] XVII в.).
+
В [[1838]] году К.А. Тон издал альбом своих чертежей большого формата (17 листов), в который вошли планы, фасады и разрезы храма Христа Спасителя, а также спроектированных им церквей в [[Санкт-Петербург]]е, Саратове, Петергофе, Царском Селе, Новгороде (евангелической) и колокольни Симонова монастыря, равно как и типовые проекты для городских каменных церквей. В [[1844]] году вышло в свет дополнение к этому альбому, в котором помещены чертежи и деревянных церквей. Здесь особенно любопытны проект Елецкого собора и рисунки иконостасов для церквей [[Санкт-Петербург]]а: Спаса Преображения на Аптекарском острове и Благовещения в лейб-гвардии Конном полку.
  
В [[1847 год]]у он принялся за порученную ему постройку станции [[Николаевская железная дорога|Николаевской железной дороги]] в Петербурге и Москве, с таможней при последней, а также начал приводить в исполнение свой проект сооружения церкви святого Мирония, в лейб-гвардии егерском полку. С окончанием большого Кремлёвского дворца, Государь возложил на своего любимого архитектора воссоздании [[Колокольня Ивана Великого|колокольни Ивана Великого]] в том виде, какой она имела до 1812 года, устройство платформ для помещения орудий на Тайницкой башне Кремля и казарм для батальона пехотного полка. В [[1850 год]]у построена Т. СПб. станция Царскосельской железной дороги и почти одновременно с тем окончена отделка [[Оружейная палата|Оружейной палаты]] в Москве.
+
Окончив в [[1842]] году постройку Екатерининского собора в Царском Селе и переделку Малого театра в Москве, К.А. Тон изготовил по Высочайшему повелению типовые чертежи для крестьянских домов в казённых селениях. Помимо этих трудов он предложил проект иконостаса для церкви индийского царевича Иоасафа в подмосковном селе Измайлово, где строил в это время Инвалидный дом для ветеранов Отечественной войны [[1812]] года (ныне в черте Москвы, пристроен к измайловской Покровской церкви XVII в.).
  
Между тем он продолжал заниматься и другими работами, порученными ему в Кремле, и, не ограничиваясь ими, разработал проекты надгробного памятника князю [[Пожарский|Пожарскому]], в [[Суздаль|Суздале]], и церкви в [[Тбилиси|Тифлисе]]. В 1853—54 гг., по сооружении вчерне храма Спасителя, Тон составил проект его внутреннего убранства, в Николаевском Кремлёвском дворце построил главный вход и галерею, соединяющую это здание с Чудовым монастырём, исправил главный купол собора в Нововоскресенском монастыре в ([[Новый Иерусалим|Новом Иерусалиме]]), грозивший разрушением, окончил переустройство церкви Двенадцати апостолов, Патриаршей ризницы и шатра над Палатой мироварения, в Кремле, и изготовил проект церкви при Тивдийской мраморной ломке, в [[Олонецкая губерния|Олонецкой губернии]]. Все эти работы шли, так сказать, параллельно и, сверх того, приводилась к окончанию постройка петербургской церкви святого Мирония.
+
В [[1843]] году началось проектирование конечной железнодорожной станции в [[Петербург]]е, для которой было выбрано место на пересечении Невского проспекта с Лиговским каналом. Первоначальный проект вокзала, представленный Р.А. Желязевичем, не был принят. В конкурсе на разработку нового проекта участвовали А.П. Брюллов, Н.Е. Ефимов и К.А. Тон. Победителем оказался К.А. Тон, который и начал строительство, продолженное с [[1847]] года Желязевичем.
 +
 +
Позднее К.А. Тон начал приводить в исполнение свой проект сооружения церкви Святого Мирония в лейб-гвардии Егерском полку. Кроме того, по окончании строительства Большого Кремлёвского дворца Государь возложил на своего любимого архитектора работу по воссозданию колокольни Ивана Великого в том виде, какой она имела до [[1812]] года, а также устройство платформ для помещения орудий на Тайницкой башне Кремля и казарм для батальона пехотного полка.  
  
[[Файл:Konstantin Ton 1870-th.jpg|thumb|200px|Константин Тон. 1870-е годы]]
+
В [[1851]] году К.А. Тоном вместо деревянного одноэтажного станционного здания был построен Царскосельский вокзал железной дороги в [[Санкт-Петербург]]е, и почти одновременно с этим закончена отделка Оружейной палаты в Москве. Кроме того, он продолжал заниматься и другими работами, порученными ему в Кремле, а также  разработал проекты надгробного памятника князю Пожарскому в Суздале и церкви в Тифлисе (Тбилиси).
 +
 
 +
В [[1853]]—[[1854]] гг., по сооружении вчерне храма Спасителя, К.А. Тон составил проект его внутреннего убранства; в Николаевском Кремлёвском дворце построил главный вход и галерею, соединяющую это здание с Чудовым монастырём; внес исправления в главный купол собора в Нововоскресенском монастыре в (Новом Иерусалиме), грозивший разрушением; окончил переустройство церкви Двенадцати апостолов, Патриаршей ризницы и шатра над Палатой мироварения в Кремле; изготовил проект Казанской церкви при Тивдийской мраморной ломке в Олонецкой губернии. Все эти работы шли, так сказать, параллельно и, сверх того, завершалась постройка церкви Святого Мирония в [[Санкт-Петербург]]е.
 +
 
 +
[[Файл:Konstantin zodchii-1883.jpg|thumb|250px|Константин Андреевич Тон. 1880-е годы.]]
  
 
=== Последние годы ===
 
=== Последние годы ===
Последние годы деятельности Тона, назначенного в [[1854 год]]у, после смерти [[Мельников, Авраам Иванович|А. И. Мельникова]], ректором академии, были не менее плодотворны; им сделаны проекты постановки статуи Георгия Победоносца в зале имени этого святого в большом Кремлёвском дворце, ворот с решёткой для Николаевской богадельни в селе Измайлово, нескольких церквей в казённых горных заводах Сибири и иконостасов, в том числе главного иконостаса для храма Спасителя и, наконец, конструкция металлического шпиля соборной колокольни [[Петропавловская крепость|Петропавловской крепости]], в Санкт-Петербурге. Последний проект привёл в исполнение инженер [[Журавский, Дмитрий Иванович|Д. И. Журавский]].
+
Последние годы деятельности К.А. Тона, назначенного в [[1854]] году ректором [[Императорская Академия художеств|Академии]] после смерти А. И. Мельникова, были не менее плодотворны - им сделаны проекты постановки статуи Георгия Победоносца в зале имени этого Святого в Большом Кремлёвском дворце, ворот с решёткой для Николаевской богадельни в селе Измайлово, нескольких церквей в казённых горных заводах Сибири и иконостасов, в том числе главного иконостаса для храма Христа Спасителя и, наконец, конструкция металлического шпиля соборной колокольни Петропавловской крепости в [[Санкт-Петербург]]е. Последний проект привёл в исполнение инженер Д. И. Журавский.
  
Похоронен в Санкт-Петербурге, на [[Волковское кладбище|Волковском кладбище]].
+
Константин Андреевич Тон скончался в [[Санкт-Петербург]]е 25 января [[1881]] года и был похоронен на Волковском кладбище.
  
 
== Школа ==
 
== Школа ==
Столь обширная производительность не отвлекала Тона от занятий по должности профессора-преподавателя в архитектурном классе академии. В течение 24-летнего исполнения им этой должности, под его руководством образовалось свыше двухсот молодых зодчих, из которых многие, как например [[Маевский, Карл Яковлевич|К. Маевский]], [[Рахау, Карл Карлович|К. Рахау]], Б. Иогансон, [[Кенель, Василий Александрович|В. Кенель]], [[Шперер, Людвиг Францевич|Л. Шперер]] и [[Макаров, Михаил Алексеевич|М. Макаров]], впоследствии составили себе почётную известность.
+
Столь обширная производительность не отвлекала К.А. Тона от занятий по должности профессора-преподавателя в архитектурном классе [[Императорская Академия художеств|Академии художеств]]. В течение 24-летнего исполнения им этой должности под его руководством образовалось свыше двухсот молодых зодчих, из которых многие, как например, К. Маевский, К. Рахау, Б. Иогансон, В. Кенель, Л. Шперер и М. Макаров впоследствии составили себе почётную известность.
  
 
== Память ==
 
== Память ==
 
+
[[Файл:Commemorative plaque for Konstantin Ton.jpg|thumb|200px|Мемориальная доска на здании Московского вокзала в [[Санкт-Петербург]]е.]]
* В Санкт-Петербурге на здании Московского вокзала К. А. Тону установлена памятная доска.
+
[[File:Rus Stamp-1994-Ton KA.jpg|150 px|thumb|left|Почтовая марка [[Россия|России]], 1994 год.]]
* В [[1994 год]]у была выпущена [[почтовая марка]] России, посвященная Тону.
+
* В [[Санкт-Петербург]]е, на здании Московского вокзала К.А. Тону установлена памятная доска.
 +
* В 1994 году была выпущена почтовая марка [[Россия|России]], посвященная К.А. Тону.
  
 
== Оценка на рубеже XIX—XX веков ==
 
== Оценка на рубеже XIX—XX веков ==
Изобретённый Тоном стиль не утвердился надолго в русской архитектуре и отжил своё время, лишь только не стало покровительствовавшего ему императора [[Николай I|Николая I]]. Тоновские постройки якобы в русском стиле, из которых многие весьма замечательны в конструктивном отношении, грешат холодностью, сухостью, недостатком истинной красоты и величия. При всём том, Тону принадлежит та заслуга, что он первый указал русским архитекторам на богатый источник вдохновения, кроющийся в памятниках их родной старины.
+
Изобретённый Тоном стиль не утвердился надолго в русской архитектуре и отжил своё время, лишь только не стало императора [[Николай I|Николая I]], который покровительствовал этому стилю. Постройки, выполненные по проекту Тона якобы в русском стиле, из которых многие весьма замечательны в конструктивном отношении, грешат холодностью, сухостью, недостатком истинной красоты и величия. При всём том, Тону принадлежит та заслуга, что он первый указал русским архитекторам на богатый источник вдохновения, кроющийся в памятниках их родной старины.
  
В строительной практике середины и второй половины XIX в. композиционные идеи Тона нашли широкое применение. Многие культовые здания в провинции возводились по «образцовым» проектам столичного мастера, иногда в той или иной степени измененным в зависимости от конкретных обстоятельств. Но некоторые провинциальные храмы проектировались самим Тоном или под его руководством как вполне оригинальные сооружения, являвшиеся образцами «русско-византийского стиля». Таковы соборы в [[Яранск]]е, [[Томск]]е, [[Красноярск]]е или церковь в [[Любань (Ленинградская область)|Любани]] близ Петербурга.
+
В строительной практике середины и второй половины XIX в. композиционные идеи Тона нашли широкое применение. Многие культовые здания в провинции возводились по «образцовым» проектам столичного мастера, иногда в той или иной степени измененным в зависимости от конкретных обстоятельств. Но некоторые провинциальные храмы проектировались самим Тоном или под его руководством как вполне оригинальные сооружения, являвшиеся образцами «русско-византийского стиля». Таковы соборы в Яранске, Томске, Красноярске или церковь в Любани близ [[Санкт-Петербург]]а.
  
 
== Здания, построенные по проектам Тона ==
 
== Здания, построенные по проектам Тона ==
 
;Постройки в стиле классицизма
 
;Постройки в стиле классицизма
* Сфинксы на Университетской набережной у здания [[Императорская Академия художеств|Академии художеств]] (1833-1834)
+
* Часть Университетской набережной напротив [[Императорская Академия художеств|Академии художеств]] и пристань со сфинксами в [[Санкт-Петербург]]е, [[1833]]-[[1834]];
* Малый театр в Москве (1838-1840)
+
* Малый театр в Москве, [[1838]]-[[1840]];
* Инвалидный дом в Измайлове (пристройка к Покровскому собору) (1839-1840)
+
* Инвалидный дом или Николаевская богадельня, [[1839]]-[[1840]], Москва, район Измайлово. (Главные корпуса перестроены в [[1925]] году для архива НКВД);
* Постамент памятника Г. Державину в Казани (1846-1847)
+
* Постамент памятника Г. Державину в Казани, [[1846]]-[[1847]];
* Постамент памятника Владимиру Великому в Киеве (1853)
+
* Постамент памятника Владимиру Великому в Киеве, [[1853]].
  [[Файл:Kremlin Armoury.jpg|thumb|Здание оружейной палаты с любимыми Тоном ренессансными окнами]]
+
  [[Файл:Voksal.jpg|thumb|250px|Николаевский (Московский) вокзал в Петербурге.]]
  
;Русско-византийские храмы Петербурга и окрестностей
+
;Русско-византийские храмы [[Санкт-Петербург]]а и окрестностей
* 1830—1837 [[Церковь Святой Екатерины (Екатерингоф)|Екатерининская церковь близ Калинкина моста]]
+
* Екатерининская церковь близ Калинкина моста, [[1830]][[1837]], Старо-Петергофский пр., д.6
* 1834—1842 [[Введенская церковь Семёновского полка]]
+
(не сохранилась);
* 1835—1840 [[Екатерининский собор (Пушкин)|Екатерининский собор]] в [[Пушкин (город)|Царском Селе]]
+
Введенская церковь Семёновского полка, [[1834]][[1842]], Загородный пр., между домами 45 и 47 (не сохранилась, на месте церкви поставлен обелиск с ее изображением);
* 1836—1839 [[Петропавловская церковь (Петергоф)|Петропавловская церковь Уланского полка]] в [[Петергоф]]е
+
Екатерининский собор в Царском Селе,  [[1835]][[1840]], построен заново в 2010 году;
* 1840—1845 [[Храм Преображения Господня на Аптекарском острове|Преображенская церковь Гренадерского полка]]
+
* Собор святых апостолов Петра и Павла в Петергофе (с [[1877]] г. —  Петропавловская церковь Уланского полка), [[1836]][[1839]], Санкт-Петербургский пр., 32;
* 1842—1849 [[Благовещенская церковь Конного полка]]
+
* Храм Преображения Господня на Аптекарском острове (с [[1873]] года - Преображенская церковь Гренадерского полка), [[1840]][[1845]], Инструментальная (бывшая Церковная) ул., церковь сохранилась без куполов;
* 1849—1855 [[Церковь Святого Мирония (Санкт-Петербург)|Мироньевская церковь Егерского полка]]
+
Благовещенская церковь Конного полка, площадь Труда (бывшая Благовещенская), [[1842]][[1849]] (не сохранилась);
 +
Церковь Святого Мирония (Мирониевская церковь Егерского полка), набережная Обводного Канала, д.99, [[1849]]—[[1855]] (не сохранилась).
  
;Русско-византийские постройки в Москве и провинции
+
;Русско-византийские постройки в Москве и других городах
* 1835 Колокольня [[Симонов монастырь|Симонова монастыря]]
+
* Колокольня Симонова монастыря, [[1835]];
* 1837—1883 [[Храм Христа Спасителя]]
+
* Храм Христа Спасителя, [[1837]][[1883]], район Хамовников в Москве. (Взорван 5 декабря [[1931]] года. Построен заново в 1994-1997 гг.);
* 1839—1849 [[Большой Кремлёвский дворец]]
+
Большой Кремлёвский дворец, [[1839]][[1849]];
* 1844—1851 [[Оружейная палата]]
+
* Оружейная палата Московского Кремля, [[1844]]—[[1851]];
* 1845—1889 [[Вознесенский собор (Елец)]]
+
Вознесенский собор (Елец), [[1845]][[1889]];
* 1845—1861 [[Богородице-Рождественский собор (Красноярск)]]
+
Богородице-Рождественский собор (Красноярск), [[1845]][[1861]];
* 1855—1866 Собор [[Боголюбский монастырь|Боголюбского монастыря]]
+
* Собор Боголюбского монастыря, [[1855]][[1866]];
* 1856 [[Казанская церковь (Белая Гора)|Казанская церковь]], [[Тивдия]]
+
* Казанская церковь при Белогорском месторождении мрамора в Карелии, [[1856]];
* 1867 [[Петропавловская церковь (Любань)]] — совместно с Ф. Н. Соболевским
+
Петропавловская церковь (Любань), [[1867]] — совместно с Ф. Н. Соболевским;
* Святые ворота и Богородице-Рождественский собор [[Ипатьевский монастырь|Ипатьевского монастыря]]
+
* Святые ворота и Богородице-Рождественский собор Ипатьевского монастыря.
  
 
;Храмы по типовым проектам
 
;Храмы по типовым проектам
[[Файл:Ascention Cathedral in winter, Yelets.jpg|thumb|[[Вознесенский собор (Елец)|Елецкий собор]] был одним из самых высоких в дореволюционной России]]
+
* Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Ростов-на-Дону);
* [[Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Ростов-на-Дону)]]
+
* Троицкий собор (Яранск);
* [[Троицкий собор (Яранск)]]
+
* Боголюбский собор (Мичуринск);
* [[Боголюбский собор (Мичуринск)]]
+
* Троицкий собор (Томск);
* [[Троицкий собор (Томск)]]
+
* Святодуховский собор в Петрозаводске (не сохранился);
* [[Святодуховский собор (Петрозаводск)]]
+
* Собор Задонского Рождественско-Богородицкого монастыря;
* Собор [[Задонский Рождество-Богородицкий монастырь|Задонского монастыря]]
+
* Собор Богоявленского Угличского монастыря;
* Собор [[Богоявленский монастырь (Углич)|Богоявленского Угличского монастыря]]
+
* Казанская церковь (Глебово).
* [[Казанская церковь (Глебово)]]
+
  
 
;Железнодорожные постройки
 
;Железнодорожные постройки
* 1847—1851 [[Московский вокзал (Санкт-Петербург)|Николаевский вокзал в Петербурге]]
+
* Николаевский (Ленинградский) вокзал в Москве, [[1845]]—[[1852]];
* 1845—1852 [[Ленинградский вокзал|Николаевский вокзал в Москве]]
+
* Круговое депо (Москва), [[1846]]-[[1851]];
* Царскосельский вокзал в Петербурге (заменён [[Витебский вокзал|Витебским]])
+
Николаевский (Московский) вокзал в [[Санкт-Петербург]]е, [[1847]]—[[1851]];
* 1846-1851 [[Круговое депо (Москва)]]
+
* Царскосельский вокзал в [[Санкт-Петербург]]е, [[1849]]-[[1851]] (заменён зданием Витебского вокзала в [[1904]] году).
 +
 
 +
== Семья ==
 +
* Брат: — [[Тон, Александр Андреевич]] ([[1790]] — [[1858]]) — архитектор в [[Петербург]]е;
 +
* Брат: — [[Тон, Андрей Андреевич]] ([[1799]] — [[1858]]) — архитектор в Харькове.
  
 
== Литература ==
 
== Литература ==
 
* {{книга
 
* {{книга
  |автор        = [[Славина, Татьяна Андреевна|Славина Т. А.]]
+
  |автор        = Славина Т. А.  
 
  |часть        =  
 
  |часть        =  
 
  |ссылка часть  =  
 
  |ссылка часть  =  
Строка 131: Строка 142:
 
  |ответственный =  
 
  |ответственный =  
 
  |издание      =  
 
  |издание      =  
  |место        = Л.
+
  |место        = {{Л.}}
  |издательство  = [[Лениздат]]
+
  |издательство  = Лениздат
 
  |год          = 1982
 
  |год          = 1982
 
  |том          =  
 
  |том          =  
 
  |страницы      =  
 
  |страницы      =  
 
  |страниц      = 152
 
  |страниц      = 152
  |серия        = [[Зодчие нашего города]]
+
  |серия        = Зодчие нашего города
 
  |isbn          =  
 
  |isbn          =  
 
  |тираж        = 40 000
 
  |тираж        = 40 000
 
}} (обл.)
 
}} (обл.)
 
+
* [[Пунин, Андрей Львович|''А. Л. Пунин'']] Архитектура [[Петербург]]а середины XIX века. - {{Л.}}: Лениздат, 1990. - 351 с.
== Ссылки ==
+
* {{ЭСБЕ}}
+
  
 
[[Категория:Все статьи]]
 
[[Категория:Все статьи]]
 
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
 
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
[[Категория:Петришуле]]
+
[[Категория:Выпускники Академии Художеств]]
 
[[Категория:Архитекторы]]
 
[[Категория:Архитекторы]]
 +
[[Категория:Академики архитектуры]]
 +
[[Категория:Педагоги]]
 
[[Категория:Ученики Петришуле]]
 
[[Категория:Ученики Петришуле]]
[[Категория:Поступившие в Петришуле с 1709 по 1862 год]]
+
[[Категория:Династии Петришуле]]
 +
[[Категория:Тоны]]
 +
[[Категория:Поступившие в Петришуле в 1801 году]]
 +
[[Категория:Поступившие в Петришуле в XIX веке]]
 +
[[Категория:Закончившие Петришуле в XIX веке]]
 +
[[Категория:Закончившие Петришуле в 1804 году]]

Текущая версия на 15:34, 22 ноября 2019

Константин Андреевич Тон (1794-1881) - российский архитектор, член Академии художеств Флоренции (с 1822), ректор Императорской Академии художеств1854).

Константин Андреевич Тон (нем. Thon) (26 октября 1794 — 25 января 1881) — российский архитектор, работавший в «русско-византийском стиле», получившем широкое распространение в годы правления Николая I. Среди его наиболее известных построек — храм Христа Спасителя и Большой Кремлёвский дворец в Москве. Академик архитектуры (1830).

Содержание

[править] Биография

[править] Образование

Константин Тон родился в Санкт-Петербурге, в семье обрусевшего немецкого ювелира, был одним из трёх братьев. Учился в Главном немецком училище Св. Петра с 1801 по 1804 год.

В 1804 году К.А. Тон был принят воспитанником в Императорскую Академию художеств и с 1808 года начал изучать архитектуру под руководством А. Н. Воронихина. В 1815 году он окончил академический курс со званием "художника 1-й степени" и Малой золотой медалью, присуждённой ему за проект здания Сената. Он был оставлен при Академии, чтобы впоследствии отправиться за границу для изучения лучших образцов европейского зодчества.

[править] Первые проекты

В 1817 году произошла перемена в администрации Академии, и К.А. Тон, оставив Академию, определился на службу при вновь учреждённом "Комитете строений и гидравлических работ" в Санкт-Петербурге. Кроме того, тогда же он разработал проект здания «Немецкого Трактира» на Крестовском острове в Санкт-Петербурге. В начале 1818 года К.А. Тон составил по заданной Академией художеств программе проект ярмарки, за который он был поощрен поездкой в Италию за счет казны.

[править] Европейская стажировка

В Риме он занялся изучением памятников античного зодчества и сравнением первохристианских храмов с церквями новейших времён. Затем он предпринял поездку на юг Италии и в Сицилию, а по возвращении в Рим создал проект церкви в форме древней базилики, однако приспособленной к православному богослужению, причём придал ей внешний вид греческих храмов. Вслед за этим проектом К.А. Тон, по заданию Римской академии, выполнил проект госпиталя.

В 1822 году Тон посетил Флоренцию, где представил свои работы местной Академии и, благодаря им, был принят в её члены. Посетив также Геную, Равенну, Болонью, Милан и Павию, он прибыл в Женеву, где составил проект загородного дома для бывшего придворного ювелира Дюваля, а затем отправился через Дижон в Париж и занялся там рисованием начисто своих неаполитанских и сицилийских этюдов.

Вернувшись в Рим, К.А. Тон сосредоточил свои усилия на реставрации памятников античного зодчества. Среди них надо отметить проекты восстановления храма Фортуны в Пренесте (Палестрине) и, особенно, дворца Цезарей в Риме на Палатинском холме, которые создали Тону репутацию учёного художника. Последний проект привлек внимание императора Николая I, и по его повелению К.А. Тон в 1828 году был зачислен в Кабинет Его Императорского Величества с содержанием 3 000 руб. в год.

[править] Возвращение в Петербург

В том же 1828 году К.А. Тон вернулся в Санкт-Петербург, где ему поручили превратить бывший конференц-зал Академии художеств в галерею для размещения гипсовых слепков. Кроме того, Тон должен был устроить новый конференц-зал и вообще переделать некоторые части здания.

В 1830 году К.А. Тон получил звание академика и должность профессора 2-й степени по части архитектуры.

В том же году прихожане церкви Святой Екатерины, находившейся за Калинкиным мостом в Санкт-Петербурге, задумали соорудить новое здание храма ввиду ветхости старого. В своём проекте, представленном на конкурс, Тон придал храму форму, напоминающую московские пятиглавые соборы. Проект очень понравился Государю, и К.А. Тону было повелено самому произвести постройку храма.

[править] Начало строительства храма Христа Спасителя (18291836)

Храм Христа Спасителя: прежний и новый, после восстановления.

Ещё раньше, в 1829 году, Академии был передан на рассмотрение вопрос о московском храме Христа Спасителя. Первоначально выбранная для него местность на Воробьёвых горах была признана по разным причинам неудобной, а сам проект, составленный А. Л. Витбергом, признан неосуществимым; предстояло разработать новый проект для его постройки в другом районе Москвы. Эта задача была возложена на К.А. Тона с непременным условием, чтобы новый величественный храм был решен в старинном русском стиле. Императору очень понравился предложенный К.А. Тоном новый проект храма Христа Спасителя, возведение которого заняло всю оставшуюся жизнь архитектора.

Одновременно с проектом московского храма, К.А. Тон составил в том же ключе проект церкви новоявленного чудотворца Митрофана в Воронеже (1832) и, продолжая строить церковь Святой Екатерины и отделывать античные галереи в Академии, проектировал устройство гранитной набережной Невы напротив Академии с пристанью, украшенной фигурами двух сфинксов, купленных в Александрии при посредстве А.Н. Муравьёва.

Тогда же он разработал проект монастыря на 100 монахов, для получения звания профессора 2-й степени, и по Высочайшей воле — конкурсный проект иконостаса для Казанского собора. Главный иконостас собора был выполнен по рисунку Тона из церковного серебра, отбитого донскими казаками у французов в Отечественную войну 1812 года.

Затем, при конкурсе на сооружение памятника Державину в Казани композиция Тона найдена лучшею из трёх, выбранных для исполнения. В 1833 году он был определён членом в "Комитет по делам строений и гидравлических работ" и получил от Академии звание профессора.

В том же 1833 году К.А. Тон участвовал в конкурсе на постройку здания Пулковской астрономической обсерватории. Однако "Комиссия о сооружении Главной Пулковской обсерватории", созданная Академией наук, отдала предпочтение проекту А.П. Брюллова. После этого он создал проекты соборов Святой Екатерины в Царском Селе (Соборная площадь) и апостолов Петра и Павла в Петергофе, которые и возводились под его руководством.

К началу 1836 года К.А. Тон, вместе с другими профессорами Академии составил проект памятника Дмитрию Донскому на Куликовом поле. Одновременно по своему проекту он приступил к постройке в Санкт-Петербурге церкви Введения Богородицы во храм для Семёновского полка. В этой церкви наиболее полно и ярко выразился изобретённый К.А. Тоном тип храмов, долго считавшийся возрождением старинной русской церковной архитектуры с приведением её форм в лучшую гармонию и изящество. Также он составил проекты: церкви русского посольства в Тавризе (Тебриз, Персия); оборонительной казармы и собора в Свеаборге; дома дворянского собрания в Новгороде; главного фасада Лесного института в Санкт-Петербурге (1826-1840) и церкви в имении Синявина.

Примерно в то же время по поручению правительства им были изготовлены типовые проекты церквей на 1000, 500 и 200 человек, для того чтобы архитекторы по всей Империи обязательно придерживались их форм и стиля.

[править] Начало строительства Кремлёвского дворца (18371854)

В 1837 году, Николай I задумал соорудить новый великолепный дворец в Московском Кремле, такой, чтобы в его пространстве заключалось «всё, что в памяти народной тесно связано с представлением обиталища Государя». Выполнение этой задачи было возложено на К.А. Тона, который и в этом случае старался соблюдать стиль старинных русских построек.

Благовещенская церковь Конногвардейского полка в Санкт-Петербурге. Вид от Николаевского моста. Разобрана в 1929 году.

В 1838 году К.А. Тон издал альбом своих чертежей большого формата (17 листов), в который вошли планы, фасады и разрезы храма Христа Спасителя, а также спроектированных им церквей в Санкт-Петербурге, Саратове, Петергофе, Царском Селе, Новгороде (евангелической) и колокольни Симонова монастыря, равно как и типовые проекты для городских каменных церквей. В 1844 году вышло в свет дополнение к этому альбому, в котором помещены чертежи и деревянных церквей. Здесь особенно любопытны проект Елецкого собора и рисунки иконостасов для церквей Санкт-Петербурга: Спаса Преображения на Аптекарском острове и Благовещения в лейб-гвардии Конном полку.

Окончив в 1842 году постройку Екатерининского собора в Царском Селе и переделку Малого театра в Москве, К.А. Тон изготовил по Высочайшему повелению типовые чертежи для крестьянских домов в казённых селениях. Помимо этих трудов он предложил проект иконостаса для церкви индийского царевича Иоасафа в подмосковном селе Измайлово, где строил в это время Инвалидный дом для ветеранов Отечественной войны 1812 года (ныне в черте Москвы, пристроен к измайловской Покровской церкви XVII в.).

В 1843 году началось проектирование конечной железнодорожной станции в Петербурге, для которой было выбрано место на пересечении Невского проспекта с Лиговским каналом. Первоначальный проект вокзала, представленный Р.А. Желязевичем, не был принят. В конкурсе на разработку нового проекта участвовали А.П. Брюллов, Н.Е. Ефимов и К.А. Тон. Победителем оказался К.А. Тон, который и начал строительство, продолженное с 1847 года Желязевичем.

Позднее К.А. Тон начал приводить в исполнение свой проект сооружения церкви Святого Мирония в лейб-гвардии Егерском полку. Кроме того, по окончании строительства Большого Кремлёвского дворца Государь возложил на своего любимого архитектора работу по воссозданию колокольни Ивана Великого в том виде, какой она имела до 1812 года, а также устройство платформ для помещения орудий на Тайницкой башне Кремля и казарм для батальона пехотного полка.

В 1851 году К.А. Тоном вместо деревянного одноэтажного станционного здания был построен Царскосельский вокзал железной дороги в Санкт-Петербурге, и почти одновременно с этим закончена отделка Оружейной палаты в Москве. Кроме того, он продолжал заниматься и другими работами, порученными ему в Кремле, а также разработал проекты надгробного памятника князю Пожарскому в Суздале и церкви в Тифлисе (Тбилиси).

В 18531854 гг., по сооружении вчерне храма Спасителя, К.А. Тон составил проект его внутреннего убранства; в Николаевском Кремлёвском дворце построил главный вход и галерею, соединяющую это здание с Чудовым монастырём; внес исправления в главный купол собора в Нововоскресенском монастыре в (Новом Иерусалиме), грозивший разрушением; окончил переустройство церкви Двенадцати апостолов, Патриаршей ризницы и шатра над Палатой мироварения в Кремле; изготовил проект Казанской церкви при Тивдийской мраморной ломке в Олонецкой губернии. Все эти работы шли, так сказать, параллельно и, сверх того, завершалась постройка церкви Святого Мирония в Санкт-Петербурге.

Константин Андреевич Тон. 1880-е годы.

[править] Последние годы

Последние годы деятельности К.А. Тона, назначенного в 1854 году ректором Академии после смерти А. И. Мельникова, были не менее плодотворны - им сделаны проекты постановки статуи Георгия Победоносца в зале имени этого Святого в Большом Кремлёвском дворце, ворот с решёткой для Николаевской богадельни в селе Измайлово, нескольких церквей в казённых горных заводах Сибири и иконостасов, в том числе главного иконостаса для храма Христа Спасителя и, наконец, конструкция металлического шпиля соборной колокольни Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Последний проект привёл в исполнение инженер Д. И. Журавский.

Константин Андреевич Тон скончался в Санкт-Петербурге 25 января 1881 года и был похоронен на Волковском кладбище.

[править] Школа

Столь обширная производительность не отвлекала К.А. Тона от занятий по должности профессора-преподавателя в архитектурном классе Академии художеств. В течение 24-летнего исполнения им этой должности под его руководством образовалось свыше двухсот молодых зодчих, из которых многие, как например, К. Маевский, К. Рахау, Б. Иогансон, В. Кенель, Л. Шперер и М. Макаров впоследствии составили себе почётную известность.

[править] Память

Файл:Commemorative plaque for Konstantin Ton.jpg
Мемориальная доска на здании Московского вокзала в Санкт-Петербурге.
Почтовая марка России, 1994 год.
  • В Санкт-Петербурге, на здании Московского вокзала К.А. Тону установлена памятная доска.
  • В 1994 году была выпущена почтовая марка России, посвященная К.А. Тону.

[править] Оценка на рубеже XIX—XX веков

Изобретённый Тоном стиль не утвердился надолго в русской архитектуре и отжил своё время, лишь только не стало императора Николая I, который покровительствовал этому стилю. Постройки, выполненные по проекту Тона якобы в русском стиле, из которых многие весьма замечательны в конструктивном отношении, грешат холодностью, сухостью, недостатком истинной красоты и величия. При всём том, Тону принадлежит та заслуга, что он первый указал русским архитекторам на богатый источник вдохновения, кроющийся в памятниках их родной старины.

В строительной практике середины и второй половины XIX в. композиционные идеи Тона нашли широкое применение. Многие культовые здания в провинции возводились по «образцовым» проектам столичного мастера, иногда в той или иной степени измененным в зависимости от конкретных обстоятельств. Но некоторые провинциальные храмы проектировались самим Тоном или под его руководством как вполне оригинальные сооружения, являвшиеся образцами «русско-византийского стиля». Таковы соборы в Яранске, Томске, Красноярске или церковь в Любани близ Санкт-Петербурга.

[править] Здания, построенные по проектам Тона

Постройки в стиле классицизма
  • Часть Университетской набережной напротив Академии художеств и пристань со сфинксами в Санкт-Петербурге, 1833-1834;
  • Малый театр в Москве, 1838-1840;
  • Инвалидный дом или Николаевская богадельня, 1839-1840, Москва, район Измайлово. (Главные корпуса перестроены в 1925 году для архива НКВД);
  • Постамент памятника Г. Державину в Казани, 1846-1847;
  • Постамент памятника Владимиру Великому в Киеве, 1853.
Николаевский (Московский) вокзал в Петербурге.
Русско-византийские храмы Санкт-Петербурга и окрестностей
  • Екатерининская церковь близ Калинкина моста, 18301837, Старо-Петергофский пр., д.6

(не сохранилась);

  • Введенская церковь Семёновского полка, 18341842, Загородный пр., между домами 45 и 47 (не сохранилась, на месте церкви поставлен обелиск с ее изображением);
  • Екатерининский собор в Царском Селе, 18351840, построен заново в 2010 году;
  • Собор святых апостолов Петра и Павла в Петергофе (с 1877 г. — Петропавловская церковь Уланского полка), 18361839, Санкт-Петербургский пр., 32;
  • Храм Преображения Господня на Аптекарском острове (с 1873 года - Преображенская церковь Гренадерского полка), 18401845, Инструментальная (бывшая Церковная) ул., церковь сохранилась без куполов;
  • Благовещенская церковь Конного полка, площадь Труда (бывшая Благовещенская), 18421849 (не сохранилась);
  • Церковь Святого Мирония (Мирониевская церковь Егерского полка), набережная Обводного Канала, д.99, 18491855 (не сохранилась).
Русско-византийские постройки в Москве и других городах
  • Колокольня Симонова монастыря, 1835;
  • Храм Христа Спасителя, 18371883, район Хамовников в Москве. (Взорван 5 декабря 1931 года. Построен заново в 1994-1997 гг.);
  • Большой Кремлёвский дворец, 18391849;
  • Оружейная палата Московского Кремля, 18441851;
  • Вознесенский собор (Елец), 18451889;
  • Богородице-Рождественский собор (Красноярск), 18451861;
  • Собор Боголюбского монастыря, 18551866;
  • Казанская церковь при Белогорском месторождении мрамора в Карелии, 1856;
  • Петропавловская церковь (Любань), 1867 — совместно с Ф. Н. Соболевским;
  • Святые ворота и Богородице-Рождественский собор Ипатьевского монастыря.
Храмы по типовым проектам
  • Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Ростов-на-Дону);
  • Троицкий собор (Яранск);
  • Боголюбский собор (Мичуринск);
  • Троицкий собор (Томск);
  • Святодуховский собор в Петрозаводске (не сохранился);
  • Собор Задонского Рождественско-Богородицкого монастыря;
  • Собор Богоявленского Угличского монастыря;
  • Казанская церковь (Глебово).
Железнодорожные постройки

[править] Семья

[править] Литература

  • Славина Т. А. Константин Тон. — Л.: Лениздат, 1982. — 152 с. — (Зодчие нашего города). — 40 000 экз. (обл.)
  • А. Л. Пунин Архитектура Петербурга середины XIX века. - Л.: Лениздат, 1990. - 351 с.
Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле