Тон, Константин Андреевич

Материал из ALLPETRISCHULE
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (Образование)
м
Строка 1: Строка 1:
{{Архитектор
+
[[File:Konstantin Thon 1820-th.jpg|thumb|250px|Константин Андреевич Тон (1794-1881) - российский архитектор, ректор Императорской Академии художеств.]]
|изображение              = Konstantin Thon 1820-th.jpg
+
'''Константи́н Андре́евич Тон''' (нем.'' Thon''); 26 октября 1794 25 января 1881) — российский архитектор, работавший в «русско-византийском стиле», получившем широкое распространение в годы правления [[Николая I]]. Среди его наиболее известных построек — [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0_%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F Храм Христа Спасителя] и [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B9_%D0%9A%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D1%91%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%86 Большой Кремлёвский дворец] в Москве.  
|размер                    = 250px
+
|подпись                  = Константин Тон. 1820-е годы. <br /> Портрет работы [[Брюллов, Карл Павлович|Карла Брюллова]].
+
|имя                      = Константин Андреевич Тон
+
|исходное имя              =
+
|гражданство              = {{Российская империя}}
+
|дата рождения = 6.11.1794 (26.10)
+
|место рождения = [[Санкт-Петербург]]
+
|дата смерти = 6.02.1881 (25.01)
+
|место смерти = [[Санкт-Петербург]]
+
|работал в городах = [[Москва]], [[Санкт-Петербург]] (и пригороды), [[Тебриз|Таврис]], [[Свеаборг]], [[Новгород]], [[Суздаль]], [[Тбилиси|Тифлис]]
+
|стиль =
+
|важнейшие постройки = [[Храм Христа Спасителя]] в [[Москва|Москве]]
+
|градостроительные проекты =
+
|реставрация памятников =
+
|нереализованные проекты =
+
|научные труды =
+
|награды =
+
|викисклад = Konstantin Thon
+
}}
+
'''Константи́н Андре́евич Тон''' ({{lang-de|Thon}}; 26 октября ([[6 ноября]]) [[1794]] — 25 января ([[6 февраля]]) [[1881]]) — русский [[архитектор]], разработавший т. н. «[[русско-византийский стиль]]» храмового зодчества, который получил широкое распространение в правление благоволившего ему [[Николай I|Николая I]]. Среди наиболее известных построек — [[храм Христа Спасителя]] и [[Большой Кремлёвский дворец]]. Ректор [[Императорская Академия художеств|Императорской Академии художеств]]. Брат архитекторов [[Тон, Александр Андреевич|Александра]] и [[Тон, Андрей Андреевич|Андрея]] Тонов.
+
  
 
== Биография ==
 
== Биография ==
  
 
=== Образование ===
 
=== Образование ===
Константин Тон родился в [[Санкт-Петербург]]е в семье обрусевшего немецкого ювелира, был одним из трёх братьев. Учился в [[Петришуле]] при [[Лютеранской церкви Святых Петра и Павла]] с 1801 по 1804 год.
+
Константин Тон родился в [[Санкт-Петербург]]е в семье обрусевшего немецкого ювелира, был одним из трёх братьев. Учился в [[Петришуле|Главном немецком училище Св. Петра]] с 1801 по 1804 год.
  
В 1804 году Т. был принят воспитанником [[Императорская Академия художеств|Императорской Академии художеств]] и с 1808 года изучал в ней архитектуру под руководством архитектора [[Воронихин, Андрей Никифорович|А. Н. Воронихина]]. В 1815 году он окончил академический курс со званием художника 1-й степени и малой золотой медалью, присуждённой ему за проект здания [[сенат]]а, и был оставлен при академии, чтобы впоследствии быть посланным  за границу для изучения лучших образцов европейского зодчества.
+
В 1804 году К.А. Тон был принят воспитанником в [[Императорская Академия художеств|Императорскую Академию художеств]] и с 1808 года начал изучать архитектуру под руководством А. Н. Воронихина. В 1815 году он окончил академический курс со званием "художника 1-й степени" и Малой золотой медалью, присуждённой ему за проект здания Сената. Он был оставлен при академии, чтобы впоследствии отправиться за границу для изучения лучших образцов европейского зодчества.
  
 
=== Первые проекты ===
 
=== Первые проекты ===
  
В [[1817 год]]у произошла перемена начальства академии, и Тон, оставив академию, определился на службу при новоучреждённом [[Комитет строений и гидравлических работ|комитете строений и гидравлических работ]] в [[Санкт-Петербург]]е. Кроме того, тогда же, он разработал проект «Немецкого Трактира» на [[Крестовский (остров, Санкт-Петербург)|Крестовском острове]]. В начале [[1818 год]]а Тон составил по заданной академией программе проект ярмарки, за который он был послан на 6 лет в [[Италия|Италию]].
+
В 1817 году произошла перемена в администрации академии, и К.А. Тон, оставив академию, определился на службу при вновь учреждённом "Комитете строений и гидравлических работ" в [[Санкт-Петербург]]е. Кроме того, тогда же, он разработал проект здания «Немецкого Трактира» на Крестовском острове в [[Санкт-Петербург|СПб]]. В начале 1818 года К.А. Тон составил по заданной [[АХ]] программе проект ярмарки, за который он был поощрен поездкой в Италию за счет казны.
  
 
=== Европейская стажировка ===
 
=== Европейская стажировка ===
Строка 49: Строка 29:
 
=== Начало строительства Храма Христа Спасителя (1829—1836) ===
 
=== Начало строительства Храма Христа Спасителя (1829—1836) ===
 
[[Файл:Christthesaviour.jpg|thumb|[[Храм Христа Спасителя]]]]
 
[[Файл:Christthesaviour.jpg|thumb|[[Храм Христа Спасителя]]]]
Ещё раньше, в [[1829 год]]у, академии был передан на рассмотрение вопрос о [[Москва|московском]] [[Храм Христа Спасителя|храме Христа Спасителя]]. Первоначально выбранная для него местность на [[Воробьёвы горы|Воробьёвых горах]] была признана, по разным причинам, неудобной, и сам проект, составленный [[Витберг, Александр Лаврентьевич|А. Л. Витбергом]], признан неосуществимым; предстояло разработать новый проект для его постройки в другом пункте Москвы. Эта задача была возложена на Тона с непременным условием, чтобы новый величественный храм имел старинный русский стиль. Императору очень понравился предложенный Тоном новый проект храма Христа Спасителя, возведение которого заняло всю остальную жизнь последнего.
+
Ещё раньше, в [[1829 год]]у, академии был передан на рассмотрение вопрос о [[Москва|московском]] [[Храм Христа Спасителя|храме Христа Спасителя]]. Первоначально выбранная для него местность на [[Воробьёвы горы|Воробьёвых горах]] была признана, по разным причинам, неудобной, и сам проект, составленный [[Витберг, Александр Лаврентьевич|А. Л. Витбергом]], признан неосуществимым; предстояло разработать новый проект для его постройки в другом пункте Москвы. Эта задача была возложена на Тона с непременным условием, чтобы новый величественный храм имел старинный русский стиль. Императору очень понравился предложенный Тоном новый проект храма Христа Спасителя, возведение которого заняло всю остальную жизнь последнего.
  
Одновременно с проектом московского храма, Тон составил в том же вкусе проект церкви новоявленного чудотворца Митрофана в Воронеже ([[1832]]) и, продолжая строить церковь святой Екатерины и отделывать античные галереи в академии, проектировал устройство гранитной набережной Невы напротив академии, с пристанью, украшенной фигурами двух сфинксов, купленных в [[Александрия|Александрии]] при посредстве [[Муравьёв, Андрей Николаевич|А. Н. Муравьёва]].
+
Одновременно с проектом московского храма, Тон составил в том же вкусе проект церкви новоявленного чудотворца Митрофана в Воронеже ([[1832]]) и, продолжая строить церковь святой Екатерины и отделывать античные галереи в академии, проектировал устройство гранитной набережной Невы напротив академии, с пристанью, украшенной фигурами двух сфинксов, купленных в [[Александрия|Александрии]] при посредстве [[Муравьёв, Андрей Николаевич|А. Н. Муравьёва]].
  
Тогда же он разработал проект монастыря на 100 монахов, для получения звания профессора 2-й степени, и по Высочайшей воле — конкурсный проект иконостаса для [[Казанский собор|Казанского собора]], из серебра, отбитого донскими казаками у французов в [[Отечественная война 1812 года|Отечественную войну]].
+
Тогда же он разработал проект монастыря на 100 монахов, для получения звания профессора 2-й степени, и по Высочайшей воле — конкурсный проект иконостаса для [[Казанский собор|Казанского собора]], из серебра, отбитого донскими казаками у французов в [[Отечественная война 1812 года|Отечественную войну]].
  
Затем, при конкурсе на сооружение [[Памятник Державину (Казань)|памятника]] [[Державин, Гавриил Романович|Державину]], в [[Казань|Казани]], композиция Тона найдена лучшею из трёх, выбранных для исполнения. В [[1833 год]]у определён членом в комитет о строениях и гидравлических работах и получил от академии звание профессора. После этого он участвовал в конкурсе на постройку здания [[Пулковская обсерватория|Пулковской астрономической обсерватории]] и создал проекты соборов [[Екатерининский собор (Пушкин)|святой Екатерины]] в [[Царское Село|Царском Селе]] ([[Соборная площадь (Царское Село)|Соборная площадь]]) и апостолов Петра и Павла (с 1877 г. — [[Петропавловская церковь (Петергоф)|собор Уланского полка]]) в [[Петергоф (город)|Петергофе]], которые и возводились под его руководством.
+
Затем, при конкурсе на сооружение [[Памятник Державину (Казань)|памятника]] [[Державин, Гавриил Романович|Державину]], в [[Казань|Казани]], композиция Тона найдена лучшею из трёх, выбранных для исполнения. В [[1833 год]]у определён членом в комитет о строениях и гидравлических работах и получил от академии звание профессора. После этого он участвовал в конкурсе на постройку здания [[Пулковская обсерватория|Пулковской астрономической обсерватории]] и создал проекты соборов [[Екатерининский собор (Пушкин)|святой Екатерины]] в [[Царское Село|Царском Селе]] ([[Соборная площадь (Царское Село)|Соборная площадь]]) и апостолов Петра и Павла (с 1877 г. [[Петропавловская церковь (Петергоф)|собор Уланского полка]]) в [[Петергоф (город)|Петергофе]], которые и возводились под его руководством.
  
 
К началу [[1836 год]]а Тон, вместе с другими профессорами академии, составил проект памятника [[Дмитрий Донской|Димитрию Донскому]] на [[Куликово поле|Куликовом поле]] и приступил к постройке, по своему проекту, [[Введенская церковь Семёновского полка|церкви Введения Богородицы в Семёновском полку]], в котором наиболее полнее и ярче выразился изобретённый Тоном тип храмов, долго считавшийся возрождением старинной русской церковной архитектуры с приведением её форм в лучшую гармонию и изящество. Одновременно с этим он составил проект церкви русского посольства в [[Тебриз|Таврисе]], [[оборонительная казарма|оборонительной казармы]] и собора в [[Свеаборг]]е, дома дворянского собрания в [[Новгород]]е, главного фасада [[Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия|Лесного института]] в Санкт-Петербурге и церкви в имении Синявина.
 
К началу [[1836 год]]а Тон, вместе с другими профессорами академии, составил проект памятника [[Дмитрий Донской|Димитрию Донскому]] на [[Куликово поле|Куликовом поле]] и приступил к постройке, по своему проекту, [[Введенская церковь Семёновского полка|церкви Введения Богородицы в Семёновском полку]], в котором наиболее полнее и ярче выразился изобретённый Тоном тип храмов, долго считавшийся возрождением старинной русской церковной архитектуры с приведением её форм в лучшую гармонию и изящество. Одновременно с этим он составил проект церкви русского посольства в [[Тебриз|Таврисе]], [[оборонительная казарма|оборонительной казармы]] и собора в [[Свеаборг]]е, дома дворянского собрания в [[Новгород]]е, главного фасада [[Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия|Лесного института]] в Санкт-Петербурге и церкви в имении Синявина.
Строка 63: Строка 43:
 
=== Начало строительства Кремлёвского Дворца (1837—1854) ===
 
=== Начало строительства Кремлёвского Дворца (1837—1854) ===
 
В [[1837 год]]у, [[Николай I]] задумал соорудить новый великолепный дворец в [[Московский Кремль|Московском Кремле]], такой, чтобы в его пространстве заключалось «всё, что в памяти народной тесно связано с представлением обиталища Государя». Выполнение этой задачи было возложено на Тона, который и в этом случае старался подделаться под стиль старинных русских построек.
 
В [[1837 год]]у, [[Николай I]] задумал соорудить новый великолепный дворец в [[Московский Кремль|Московском Кремле]], такой, чтобы в его пространстве заключалось «всё, что в памяти народной тесно связано с представлением обиталища Государя». Выполнение этой задачи было возложено на Тона, который и в этом случае старался подделаться под стиль старинных русских построек.
[[Файл:Annunciation thon.jpg|left|thumb|[[Благовещенская церковь (Санкт-Петербург, Благовещенская площадь)|Благовещенская церковь]] — прообраз множества пятишатровых храмов в характерном для Тона «русско-византийском» стиле]]
+
[[Файл:Annunciation thon.jpg|left|thumb|[[Благовещенская церковь (Санкт-Петербург, Благовещенская площадь)|Благовещенская церковь]] прообраз множества пятишатровых храмов в характерном для Тона «русско-византийском» стиле]]
  
 
В [[1838 год]]у он издал альбом своих чертежей большого формата (17 листов), в который вошли планы, фасады и разрезы храма Спасителя, Тоновских церквей в Санкт-Петербурге, Саратове, Петергофе, Царском Селе, Новгороде (евангелической), колокольни Симонова монастыря, равно как и типовые проекты для городских каменных церквей. В [[1844 год]]у вышло в свет дополнение к этому альбому, в котором помещены чертежи и деревянных церквей. Здесь особенно любопытны проект церкви в [[Елец|Ельце]] и рисунки иконостасов для Санкт-Петербургских церквей: [[Храм Преображения Господня на Аптекарском острове|Преображения на Аптекарском острове]] и Благовещения в лейб-гвардейском конном полку.
 
В [[1838 год]]у он издал альбом своих чертежей большого формата (17 листов), в который вошли планы, фасады и разрезы храма Спасителя, Тоновских церквей в Санкт-Петербурге, Саратове, Петергофе, Царском Селе, Новгороде (евангелической), колокольни Симонова монастыря, равно как и типовые проекты для городских каменных церквей. В [[1844 год]]у вышло в свет дополнение к этому альбому, в котором помещены чертежи и деревянных церквей. Здесь особенно любопытны проект церкви в [[Елец|Ельце]] и рисунки иконостасов для Санкт-Петербургских церквей: [[Храм Преображения Господня на Аптекарском острове|Преображения на Аптекарском острове]] и Благовещения в лейб-гвардейском конном полку.
  
Окончив в [[1842 год]]у постройку [[Екатерининский собор (Пушкин)|собора в Царском Селе]] и переделку Малого театра в Москве, Тон изготовил, по Высочайшему повелению, типовые чертежи для крестьянских домов в казённых селениях и, помимо других трудов, сочинил проект иконостаса для [[церковь царевича Иоасафа|церкви царевича Иоасафа]], в подмосковном селе [[Измайлово (исторический район Москвы)|Измайлово]], где строил в это время инвалидный дом для ветеранов [[Отечественная война 1812 года|войны 1812 года]] (ныне [[городок имени Баумана]], пристроен к [[Храм Покрова Богородицы в Измайлове|измайловской Покровской церкви]] XVII в.).
+
Окончив в [[1842 год]]у постройку [[Екатерининский собор (Пушкин)|собора в Царском Селе]] и переделку Малого театра в Москве, Тон изготовил, по Высочайшему повелению, типовые чертежи для крестьянских домов в казённых селениях и, помимо других трудов, сочинил проект иконостаса для [[церковь царевича Иоасафа|церкви царевича Иоасафа]], в подмосковном селе [[Измайлово (исторический район Москвы)|Измайлово]], где строил в это время инвалидный дом для ветеранов [[Отечественная война 1812 года|войны 1812 года]] (ныне [[городок имени Баумана]], пристроен к [[Храм Покрова Богородицы в Измайлове|измайловской Покровской церкви]] XVII в.).
  
 
В [[1847 год]]у он принялся за порученную ему постройку станции [[Николаевская железная дорога|Николаевской железной дороги]] в Петербурге и Москве, с таможней при последней, а также начал приводить в исполнение свой проект сооружения церкви святого Мирония, в лейб-гвардии егерском полку. С окончанием большого Кремлёвского дворца, Государь возложил на своего любимого архитектора воссоздании [[Колокольня Ивана Великого|колокольни Ивана Великого]] в том виде, какой она имела до 1812 года, устройство платформ для помещения орудий на Тайницкой башне Кремля и казарм для батальона пехотного полка. В [[1850 год]]у построена Т. СПб. станция Царскосельской железной дороги и почти одновременно с тем окончена отделка [[Оружейная палата|Оружейной палаты]] в Москве.
 
В [[1847 год]]у он принялся за порученную ему постройку станции [[Николаевская железная дорога|Николаевской железной дороги]] в Петербурге и Москве, с таможней при последней, а также начал приводить в исполнение свой проект сооружения церкви святого Мирония, в лейб-гвардии егерском полку. С окончанием большого Кремлёвского дворца, Государь возложил на своего любимого архитектора воссоздании [[Колокольня Ивана Великого|колокольни Ивана Великого]] в том виде, какой она имела до 1812 года, устройство платформ для помещения орудий на Тайницкой башне Кремля и казарм для батальона пехотного полка. В [[1850 год]]у построена Т. СПб. станция Царскосельской железной дороги и почти одновременно с тем окончена отделка [[Оружейная палата|Оружейной палаты]] в Москве.
Строка 76: Строка 56:
  
 
=== Последние годы ===
 
=== Последние годы ===
Последние годы деятельности Тона, назначенного в [[1854 год]]у, после смерти [[Мельников, Авраам Иванович|А. И. Мельникова]], ректором академии, были не менее плодотворны; им сделаны проекты постановки статуи Георгия Победоносца в зале имени этого святого в большом Кремлёвском дворце, ворот с решёткой для Николаевской богадельни в селе Измайлово, нескольких церквей в казённых горных заводах Сибири и иконостасов, в том числе главного иконостаса для храма Спасителя и, наконец, конструкция металлического шпиля соборной колокольни [[Петропавловская крепость|Петропавловской крепости]], в Санкт-Петербурге. Последний проект привёл в исполнение инженер [[Журавский, Дмитрий Иванович|Д. И. Журавский]].
+
Последние годы деятельности Тона, назначенного в [[1854 год]]у, после смерти [[Мельников, Авраам Иванович|А. И. Мельникова]], ректором академии, были не менее плодотворны; им сделаны проекты постановки статуи Георгия Победоносца в зале имени этого святого в большом Кремлёвском дворце, ворот с решёткой для Николаевской богадельни в селе Измайлово, нескольких церквей в казённых горных заводах Сибири и иконостасов, в том числе главного иконостаса для храма Спасителя и, наконец, конструкция металлического шпиля соборной колокольни [[Петропавловская крепость|Петропавловской крепости]], в Санкт-Петербурге. Последний проект привёл в исполнение инженер [[Журавский, Дмитрий Иванович|Д. И. Журавский]].
  
 
Похоронен в Санкт-Петербурге, на [[Волковское кладбище|Волковском кладбище]].
 
Похоронен в Санкт-Петербурге, на [[Волковское кладбище|Волковском кладбище]].
Строка 85: Строка 65:
 
== Память ==
 
== Память ==
  
* В Санкт-Петербурге на здании Московского вокзала К. А. Тону установлена памятная доска.
+
* В Санкт-Петербурге на здании Московского вокзала К. А. Тону установлена памятная доска.
 
* В [[1994 год]]у была выпущена [[почтовая марка]] России, посвященная Тону.
 
* В [[1994 год]]у была выпущена [[почтовая марка]] России, посвященная Тону.
  
Строка 91: Строка 71:
 
Изобретённый Тоном стиль не утвердился надолго в русской архитектуре и отжил своё время, лишь только не стало покровительствовавшего ему императора [[Николай I|Николая I]]. Тоновские постройки якобы в русском стиле, из которых многие весьма замечательны в конструктивном отношении, грешат холодностью, сухостью, недостатком истинной красоты и величия. При всём том, Тону принадлежит та заслуга, что он первый указал русским архитекторам на богатый источник вдохновения, кроющийся в памятниках их родной старины.
 
Изобретённый Тоном стиль не утвердился надолго в русской архитектуре и отжил своё время, лишь только не стало покровительствовавшего ему императора [[Николай I|Николая I]]. Тоновские постройки якобы в русском стиле, из которых многие весьма замечательны в конструктивном отношении, грешат холодностью, сухостью, недостатком истинной красоты и величия. При всём том, Тону принадлежит та заслуга, что он первый указал русским архитекторам на богатый источник вдохновения, кроющийся в памятниках их родной старины.
  
В строительной практике середины и второй половины XIX в. композиционные идеи Тона нашли широкое применение. Многие культовые здания в провинции возводились по «образцовым» проектам столичного мастера, иногда в той или иной степени измененным в зависимости от конкретных обстоятельств. Но некоторые провинциальные храмы проектировались самим Тоном или под его руководством как вполне оригинальные сооружения, являвшиеся образцами «русско-византийского стиля». Таковы соборы в [[Яранск]]е, [[Томск]]е, [[Красноярск]]е или церковь в [[Любань (Ленинградская область)|Любани]] близ Петербурга.
+
В строительной практике середины и второй половины XIX в. композиционные идеи Тона нашли широкое применение. Многие культовые здания в провинции возводились по «образцовым» проектам столичного мастера, иногда в той или иной степени измененным в зависимости от конкретных обстоятельств. Но некоторые провинциальные храмы проектировались самим Тоном или под его руководством как вполне оригинальные сооружения, являвшиеся образцами «русско-византийского стиля». Таковы соборы в [[Яранск]]е, [[Томск]]е, [[Красноярск]]е или церковь в [[Любань (Ленинградская область)|Любани]] близ Петербурга.
  
 
== Здания, построенные по проектам Тона ==
 
== Здания, построенные по проектам Тона ==
;Постройки в стиле [[классицизм]]а
+
;Постройки в стиле классицизма
* 1833—1834 [[Сфинксы на Университетской набережной|Пристань со сфинксами]] у здания [[императорская академия художеств|Академии художеств]]
+
* Сфинксы на Университетской набережной у здания [[Императорская Академия художеств|Академии художеств]] (1833-1834)
* 1838—1840 [[Малый театр]] (преимущественно интерьеры)
+
* Малый театр в Москве (1838-1840)
* 1839—1849 [[Инвалидный дом в Измайлове]] (пристройка к [[Храм Покрова Богородицы в Измайлове|Покровскому собору]])
+
* Инвалидный дом в Измайлове (пристройка к Покровскому собору) (1839-1840)
* 1846—1847 Постамент памятника [[Памятник Державину (Казань)|Державину в Казани]] <!-- и [[Памятник Владимиру Великому (Киев)|Владимиру Святославичу в Киеве]]--> [[Файл:Kremlin Armoury.jpg|thumb|Здание оружейной палаты с любимыми Тоном ренессансными окнами]]
+
* Постамент памятника Г. Державину в Казани (1846-1847)
 +
* Постамент памятника Владимиру Великому в Киеве (1853)  
 +
[[Файл:Kremlin Armoury.jpg|thumb|Здание оружейной палаты с любимыми Тоном ренессансными окнами]]
  
 
;Русско-византийские храмы Петербурга и окрестностей
 
;Русско-византийские храмы Петербурга и окрестностей
* 1830—1837 [[Церковь Святой Екатерины (Екатерингоф)|Екатерининская церковь близ Калинкина моста]]
+
* 1830—1837 [[Церковь Святой Екатерины (Екатерингоф)|Екатерининская церковь близ Калинкина моста]]
* 1834—1842 [[Введенская церковь Семёновского полка]]
+
* 1834—1842 [[Введенская церковь Семёновского полка]]
* 1835—1840 [[Екатерининский собор (Пушкин)|Екатерининский собор]] в [[Пушкин (город)|Царском Селе]]
+
* 1835—1840 [[Екатерининский собор (Пушкин)|Екатерининский собор]] в [[Пушкин (город)|Царском Селе]]
* 1836—1839 [[Петропавловская церковь (Петергоф)|Петропавловская церковь Уланского полка]] в [[Петергоф]]е
+
* 1836—1839 [[Петропавловская церковь (Петергоф)|Петропавловская церковь Уланского полка]] в [[Петергоф]]е
* 1840—1845 [[Храм Преображения Господня на Аптекарском острове|Преображенская церковь Гренадерского полка]]
+
* 1840—1845 [[Храм Преображения Господня на Аптекарском острове|Преображенская церковь Гренадерского полка]]
* 1842—1849 [[Благовещенская церковь Конного полка]]
+
* 1842—1849 [[Благовещенская церковь Конного полка]]
* 1849—1855 [[Церковь Святого Мирония (Санкт-Петербург)|Мироньевская церковь Егерского полка]]
+
* 1849—1855 [[Церковь Святого Мирония (Санкт-Петербург)|Мироньевская церковь Егерского полка]]
  
 
;Русско-византийские постройки в Москве и провинции
 
;Русско-византийские постройки в Москве и провинции
Строка 118: Строка 100:
 
* 1855—1866 Собор [[Боголюбский монастырь|Боголюбского монастыря]]
 
* 1855—1866 Собор [[Боголюбский монастырь|Боголюбского монастыря]]
 
* 1856 [[Казанская церковь (Белая Гора)|Казанская церковь]], [[Тивдия]]
 
* 1856 [[Казанская церковь (Белая Гора)|Казанская церковь]], [[Тивдия]]
* 1867 [[Петропавловская церковь (Любань)]] — совместно с Ф. Н. Соболевским
+
* 1867 [[Петропавловская церковь (Любань)]] совместно с Ф. Н. Соболевским
 
* Святые ворота и Богородице-Рождественский собор [[Ипатьевский монастырь|Ипатьевского монастыря]]
 
* Святые ворота и Богородице-Рождественский собор [[Ипатьевский монастырь|Ипатьевского монастыря]]
  

Версия 03:28, 18 сентября 2012

Константин Андреевич Тон (1794-1881) - российский архитектор, ректор Императорской Академии художеств.

Константи́н Андре́евич Тон (нем. Thon); 26 октября 1794 — 25 января 1881) — российский архитектор, работавший в «русско-византийском стиле», получившем широкое распространение в годы правления Николая I. Среди его наиболее известных построек — Храм Христа Спасителя и Большой Кремлёвский дворец в Москве.

Содержание

Биография

Образование

Константин Тон родился в Санкт-Петербурге в семье обрусевшего немецкого ювелира, был одним из трёх братьев. Учился в Главном немецком училище Св. Петра с 1801 по 1804 год.

В 1804 году К.А. Тон был принят воспитанником в Императорскую Академию художеств и с 1808 года начал изучать архитектуру под руководством А. Н. Воронихина. В 1815 году он окончил академический курс со званием "художника 1-й степени" и Малой золотой медалью, присуждённой ему за проект здания Сената. Он был оставлен при академии, чтобы впоследствии отправиться за границу для изучения лучших образцов европейского зодчества.

Первые проекты

В 1817 году произошла перемена в администрации академии, и К.А. Тон, оставив академию, определился на службу при вновь учреждённом "Комитете строений и гидравлических работ" в Санкт-Петербурге. Кроме того, тогда же, он разработал проект здания «Немецкого Трактира» на Крестовском острове в СПб. В начале 1818 года К.А. Тон составил по заданной АХ программе проект ярмарки, за который он был поощрен поездкой в Италию за счет казны.

Европейская стажировка

В Риме он занялся изучением памятников античного зодчества и сравнением первохристианских храмов с церквями новейших времён. Потом он сделал продолжительную экскурсию на юг Италии и в Сицилию, а по возвращении в Рим сочинил проект церкви в форме древней базилики, но приспособленной к православному богослужению, причём дал ей снаружи вид греческих храмов. Вслед за этим проектом, Тон скомпоновал, по задаче Римской академии, проект госпиталя.

В 1822 году Тон посетил Флоренцию, где представил свои работы местной академии и благодаря им был принят в её члены. Побывав потом в Генуе, Равенне, Болонье, Милане и Павии, он явился в Женеву, где составил проект загородного дома для бывшего придворного ювелира Дюваля, а затем отправился через Дижон в Париж и занялся там рисованием начисто своих неаполитанских и сицилийских этюдов.

Вернувшись в Рим, Тон сосредоточил свои труды на реставрации памятников античного зодчества. Среди них проекты возобновления храма Фортуны в Пренесте и, особенно, дворца Цезарей в Риме на Палатинском холме, доставили Тону репутацию учёного художника. Последний проект обратил на него внимание императора Николая I, по повелению которого Тон, в 1828 году, был причислен к Кабинету Его Величества, с содержанием по 3 000 руб. в год.

Возвращение в Петербург

В том же году Тон вернулся в Санкт-Петербург, где он получил поручение обратить бывший конференц-зал Академии художеств в галерею для размещения гипсовых слепков, устроить новый конференц-зал и вообще переделать некоторые части здания. Вслед за тем Тон получив звание академика и должность профессора 2-й степени по части архитектуры (в 1830 году).

В том же году, прихожане церкви святой Екатерины, за Калинкиным мостом в Санкт-Петербурге, ввиду ветхости своего храма, задумали соорудить вместо него новый. В своём проекте, представленном на конкурс, Тон придал храму форму, напоминающую московские пятиглавые соборы. Проект очень понравился Государю, и Тону было повелено самому произвести его постройку.

Начало строительства Храма Христа Спасителя (1829—1836)

Ещё раньше, в 1829 году, академии был передан на рассмотрение вопрос о московском храме Христа Спасителя. Первоначально выбранная для него местность на Воробьёвых горах была признана, по разным причинам, неудобной, и сам проект, составленный А. Л. Витбергом, признан неосуществимым; предстояло разработать новый проект для его постройки в другом пункте Москвы. Эта задача была возложена на Тона с непременным условием, чтобы новый величественный храм имел старинный русский стиль. Императору очень понравился предложенный Тоном новый проект храма Христа Спасителя, возведение которого заняло всю остальную жизнь последнего.

Одновременно с проектом московского храма, Тон составил в том же вкусе проект церкви новоявленного чудотворца Митрофана в Воронеже (1832) и, продолжая строить церковь святой Екатерины и отделывать античные галереи в академии, проектировал устройство гранитной набережной Невы напротив академии, с пристанью, украшенной фигурами двух сфинксов, купленных в Александрии при посредстве А. Н. Муравьёва.

Тогда же он разработал проект монастыря на 100 монахов, для получения звания профессора 2-й степени, и по Высочайшей воле — конкурсный проект иконостаса для Казанского собора, из серебра, отбитого донскими казаками у французов в Отечественную войну.

Затем, при конкурсе на сооружение памятника Державину, в Казани, композиция Тона найдена лучшею из трёх, выбранных для исполнения. В 1833 году определён членом в комитет о строениях и гидравлических работах и получил от академии звание профессора. После этого он участвовал в конкурсе на постройку здания Пулковской астрономической обсерватории и создал проекты соборов святой Екатерины в Царском Селе (Соборная площадь) и апостолов Петра и Павла (с 1877 г. — собор Уланского полка) в Петергофе, которые и возводились под его руководством.

К началу 1836 года Тон, вместе с другими профессорами академии, составил проект памятника Димитрию Донскому на Куликовом поле и приступил к постройке, по своему проекту, церкви Введения Богородицы в Семёновском полку, в котором наиболее полнее и ярче выразился изобретённый Тоном тип храмов, долго считавшийся возрождением старинной русской церковной архитектуры с приведением её форм в лучшую гармонию и изящество. Одновременно с этим он составил проект церкви русского посольства в Таврисе, оборонительной казармы и собора в Свеаборге, дома дворянского собрания в Новгороде, главного фасада Лесного института в Санкт-Петербурге и церкви в имении Синявина.

Около того же времени им изготовлены, по поручению правительства, типовые проекты церквей на 1000, 500 и 200 человек, для того, чтобы архитекторы во всей Империи обязательно придерживались их форм и стиля.

Начало строительства Кремлёвского Дворца (1837—1854)

В 1837 году, Николай I задумал соорудить новый великолепный дворец в Московском Кремле, такой, чтобы в его пространстве заключалось «всё, что в памяти народной тесно связано с представлением обиталища Государя». Выполнение этой задачи было возложено на Тона, который и в этом случае старался подделаться под стиль старинных русских построек.

Благовещенская церковь — прообраз множества пятишатровых храмов в характерном для Тона «русско-византийском» стиле

В 1838 году он издал альбом своих чертежей большого формата (17 листов), в который вошли планы, фасады и разрезы храма Спасителя, Тоновских церквей в Санкт-Петербурге, Саратове, Петергофе, Царском Селе, Новгороде (евангелической), колокольни Симонова монастыря, равно как и типовые проекты для городских каменных церквей. В 1844 году вышло в свет дополнение к этому альбому, в котором помещены чертежи и деревянных церквей. Здесь особенно любопытны проект церкви в Ельце и рисунки иконостасов для Санкт-Петербургских церквей: Преображения на Аптекарском острове и Благовещения в лейб-гвардейском конном полку.

Окончив в 1842 году постройку собора в Царском Селе и переделку Малого театра в Москве, Тон изготовил, по Высочайшему повелению, типовые чертежи для крестьянских домов в казённых селениях и, помимо других трудов, сочинил проект иконостаса для церкви царевича Иоасафа, в подмосковном селе Измайлово, где строил в это время инвалидный дом для ветеранов войны 1812 года (ныне городок имени Баумана, пристроен к измайловской Покровской церкви XVII в.).

В 1847 году он принялся за порученную ему постройку станции Николаевской железной дороги в Петербурге и Москве, с таможней при последней, а также начал приводить в исполнение свой проект сооружения церкви святого Мирония, в лейб-гвардии егерском полку. С окончанием большого Кремлёвского дворца, Государь возложил на своего любимого архитектора воссоздании колокольни Ивана Великого в том виде, какой она имела до 1812 года, устройство платформ для помещения орудий на Тайницкой башне Кремля и казарм для батальона пехотного полка. В 1850 году построена Т. СПб. станция Царскосельской железной дороги и почти одновременно с тем окончена отделка Оружейной палаты в Москве.

Между тем он продолжал заниматься и другими работами, порученными ему в Кремле, и, не ограничиваясь ими, разработал проекты надгробного памятника князю Пожарскому, в Суздале, и церкви в Тифлисе. В 1853—54 гг., по сооружении вчерне храма Спасителя, Тон составил проект его внутреннего убранства, в Николаевском Кремлёвском дворце построил главный вход и галерею, соединяющую это здание с Чудовым монастырём, исправил главный купол собора в Нововоскресенском монастыре в (Новом Иерусалиме), грозивший разрушением, окончил переустройство церкви Двенадцати апостолов, Патриаршей ризницы и шатра над Палатой мироварения, в Кремле, и изготовил проект церкви при Тивдийской мраморной ломке, в Олонецкой губернии. Все эти работы шли, так сказать, параллельно и, сверх того, приводилась к окончанию постройка петербургской церкви святого Мирония.

Файл:Konstantin Ton 1870-th.jpg
Константин Тон. 1870-е годы

Последние годы

Последние годы деятельности Тона, назначенного в 1854 году, после смерти А. И. Мельникова, ректором академии, были не менее плодотворны; им сделаны проекты постановки статуи Георгия Победоносца в зале имени этого святого в большом Кремлёвском дворце, ворот с решёткой для Николаевской богадельни в селе Измайлово, нескольких церквей в казённых горных заводах Сибири и иконостасов, в том числе главного иконостаса для храма Спасителя и, наконец, конструкция металлического шпиля соборной колокольни Петропавловской крепости, в Санкт-Петербурге. Последний проект привёл в исполнение инженер Д. И. Журавский.

Похоронен в Санкт-Петербурге, на Волковском кладбище.

Школа

Столь обширная производительность не отвлекала Тона от занятий по должности профессора-преподавателя в архитектурном классе академии. В течение 24-летнего исполнения им этой должности, под его руководством образовалось свыше двухсот молодых зодчих, из которых многие, как например К. Маевский, К. Рахау, Б. Иогансон, В. Кенель, Л. Шперер и М. Макаров, впоследствии составили себе почётную известность.

Память

  • В Санкт-Петербурге на здании Московского вокзала К. А. Тону установлена памятная доска.
  • В 1994 году была выпущена почтовая марка России, посвященная Тону.

Оценка на рубеже XIX—XX веков

Изобретённый Тоном стиль не утвердился надолго в русской архитектуре и отжил своё время, лишь только не стало покровительствовавшего ему императора Николая I. Тоновские постройки якобы в русском стиле, из которых многие весьма замечательны в конструктивном отношении, грешат холодностью, сухостью, недостатком истинной красоты и величия. При всём том, Тону принадлежит та заслуга, что он первый указал русским архитекторам на богатый источник вдохновения, кроющийся в памятниках их родной старины.

В строительной практике середины и второй половины XIX в. композиционные идеи Тона нашли широкое применение. Многие культовые здания в провинции возводились по «образцовым» проектам столичного мастера, иногда в той или иной степени измененным в зависимости от конкретных обстоятельств. Но некоторые провинциальные храмы проектировались самим Тоном или под его руководством как вполне оригинальные сооружения, являвшиеся образцами «русско-византийского стиля». Таковы соборы в Яранске, Томске, Красноярске или церковь в Любани близ Петербурга.

Здания, построенные по проектам Тона

Постройки в стиле классицизма
  • Сфинксы на Университетской набережной у здания Академии художеств (1833-1834)
  • Малый театр в Москве (1838-1840)
  • Инвалидный дом в Измайлове (пристройка к Покровскому собору) (1839-1840)
  • Постамент памятника Г. Державину в Казани (1846-1847)
  • Постамент памятника Владимиру Великому в Киеве (1853)
Файл:Kremlin Armoury.jpg
Здание оружейной палаты с любимыми Тоном ренессансными окнами
Русско-византийские храмы Петербурга и окрестностей
Русско-византийские постройки в Москве и провинции
Храмы по типовым проектам
Файл:Ascention Cathedral in winter, Yelets.jpg
Елецкий собор был одним из самых высоких в дореволюционной России
Железнодорожные постройки

Литература

Ссылки

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле