Сверчков, Николай Егорович

Материал из ALLPETRISCHULE
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Награды)
(Биография)
Строка 2: Строка 2:
 
'''Николай Егорович Сверчков''' ([[1817]]—[[1898]]) — российский художник-анималист, мастер батальных и жанровых сцен, выпускник [[Петришуле]] [[1833]] года, академик живописи [[АХ|Императорской Академии художеств]].  
 
'''Николай Егорович Сверчков''' ([[1817]]—[[1898]]) — российский художник-анималист, мастер батальных и жанровых сцен, выпускник [[Петришуле]] [[1833]] года, академик живописи [[АХ|Императорской Академии художеств]].  
 
==Биография==
 
==Биография==
Н. Е. Сверчков родился в [[1817]] году в Царском селе, в семье конника, долгое время работавшего старшим конюхом придворных конюшен. Отец, видя склонность 9-летнего сына к рисованию, определил его сначала в Воспитательную школу при [[АХ|Академии художеств]], но через полтора года Николай был вынужден прекратить учёбу из-за болезни. Дальнейшее образование мальчик получил в училище Св. Петра - [[Петришуле]], где он проучился с [[1829]] по [[1833]] год. Навыки и знания в живописи Николай Сверчков приобрёл путём самообразования, постоянно рисуя лошадей различных пород, изучая работы мастеров живописи.
+
Н. Е. Сверчков родился в [[1817]] году в Царском селе, в семье конника, долгое время работавшего старшим конюхом придворных конюшен. Отец, видя склонность 9-летнего сына к рисованию, определил его сначала в Воспитательную школу при [[АХ|Академии художеств]]. Наставником его был известный тогда баталист и анималист Александр Иванович Заурвейд. Но через полтора года Николай был вынужден прекратить учёбу из-за болезни. Дальнейшее образование мальчик получил в училище Св. Петра - [[Петришуле]], где он проучился с [[1829]] по [[1833]] год.  
  
Уже в возрасте 22 лет ([[1839]]) Н. Е. Сверчков выставил свои первые картины на Академическую выставку, за что ему присудили звание "Свободного художника". Первую портретную серию лошадей он написал в [[1840]] году для известного в [[Санкт-Петербург]]е любителя С.А. Яковлева.  
+
Окончив [[Петришуле|училище]], Николай Сверчков по настоянию отца поступил в хозяйственный департамент Министерства внутренних дел. Однако карьера чиновника не прельщала юношу, и в свободное время он продолжал упорно заниматься рисунком и живописью, изучал работы мастеров живописи, посещал [[АХ|Академию художеств]] как вольнослушатель.
 +
 
 +
Уже в возрасте 22 лет ([[1839]]) Н. Е. Сверчков представил свои первые картины на выставке в [[АХ|Академии художеств]], за что ему присудили звание "Свободного художника". Первую портретную серию лошадей он написал в [[1840]] году для известного в [[Санкт-Петербург]]е богача С.А. Яковлева.
 +
 
 +
В [[1840]] году Н.Е. Сверчков решился оставить службу. Дар анималиста, умение на редкость правдиво и свободно изображать сцены с лошадьми помогли ему занять место художника Хреновского и Чесменского государственных конных заводов, крупнейших в [[Россия|России]]. В этой должности он создал целую галерею, представляющую породистых лошадей. Прославившись своим знанием пород и умением передать их особенности, Н.Е. Сверчков стал получать заказы от известных коннозаводчиков. Он изъездил [[Россия|Россию]] из конца в конец, узнал нравы провинции и воплотил их в жанровых зарисовках.
  
 
С [[1844]] года произведения Н.Е. Сверчкова стали регулярно появляться на ежегодных Академических выставках и вскоре привлекли всеобщее внимание. То были картины на сюжеты из русского народного быта. В [[1852]] году за картину «Помещичья тройка пересекает на всем скаку обоз, тянущийся по большой дороге» он получил звание академика. Другая значительная картина - «Грузный экипаж с пассажирами, едущий в знойный летний день» - доставила ему в [[1855]] году профессорское звание.
 
С [[1844]] года произведения Н.Е. Сверчкова стали регулярно появляться на ежегодных Академических выставках и вскоре привлекли всеобщее внимание. То были картины на сюжеты из русского народного быта. В [[1852]] году за картину «Помещичья тройка пересекает на всем скаку обоз, тянущийся по большой дороге» он получил звание академика. Другая значительная картина - «Грузный экипаж с пассажирами, едущий в знойный летний день» - доставила ему в [[1855]] году профессорское звание.
Строка 10: Строка 14:
 
К середине XIX века Н.Е. Сверчков приобрел большую известность, создав множество картин и рисунков, изображающих породистых лошадей, собак, ухарские тройки, охотничьи и жанровые сценки с участием лошадей в зимних пейзажах.
 
К середине XIX века Н.Е. Сверчков приобрел большую известность, создав множество картин и рисунков, изображающих породистых лошадей, собак, ухарские тройки, охотничьи и жанровые сценки с участием лошадей в зимних пейзажах.
  
В пору расцвета своей деятельности Н.Е. Сверчков стал выставлять свои работы в парижских салонах. Французская критика относилась к этим работам благосклонно.
+
В 50-х гг. у художника появляются новые увлечения - скульптурные изображения животных (в основном из воска, они не дошли до наших дней).
 +
 
 +
В жизни Н.Е. Сверчкова 1850-е гг. были также отмечены дружбой с Н. А. Некрасовым, в ярославском имении которого, Карабихе, он провел много времени. Вместе с поэтом Н.Е. Сверчков ходил на охоту, ездил на крестьянские праздники, участвовал в домашних литературных вечерах. Им выполнена серия картин и рисунков на сюжеты произведений Некрасова: "Мороз, Красный нос", "Мужичок с ноготок", а также написан конный портрет А. Я. Панаевой. Нелегкой доле ямщиков посвятил художник цикл картин конца 1850-х гг.: "Тройка в степи" (1856), "В метель" (1857) и др.
 +
 
 +
В начале 1860-х гг. Н.Е. Сверчков предпринял заграничную поездку, побывал в Париже, Лондоне, Брюсселе, где его выставки имели большой успех. Решение о поездке за границу пришло к художнику после длительной и тяжелой работы над огромным полотном, изображавшим приезд моряков-героев Севастопольской обороны [[1854]]-[[1855]] гг. в Москву.
 +
 
В [[1863]] году картины Н.Е. Сверчкова были выставлены на Всемирной выставке и являлись украшением Луврской галереи в Париже. Картина «Возвращение с медвежьей охоты» с изображением скачки с препятствиями в Ламарше была приобретена Наполеоном III. За нее и за две другие картины («Ярмарка» и «Станция»), также проданные в Париже, Николай Сверчков был награжден знаком кавалера ордена Почетного легиона.  
 
В [[1863]] году картины Н.Е. Сверчкова были выставлены на Всемирной выставке и являлись украшением Луврской галереи в Париже. Картина «Возвращение с медвежьей охоты» с изображением скачки с препятствиями в Ламарше была приобретена Наполеоном III. За нее и за две другие картины («Ярмарка» и «Станция»), также проданные в Париже, Николай Сверчков был награжден знаком кавалера ордена Почетного легиона.  
  
В том же [[1863]] году Н.Е. Сверчков написал для брюссельской выставки картины: «Туманное утро при восходе Солнца», «Путник, застигнутый зимней вьюгой», и «Портрет Чихачова верхом на коне во время его путешествия в Турции».  
+
В том же [[1863]] году Н.Е. Сверчков написал для брюссельской выставки картины: «Туманное утро при восходе солнца», «Путник, застигнутый зимней вьюгой», и «Портрет Чихачова верхом на коне во время его путешествия в Турции».  
  
[[Файл:Alexander III and Orlov Trotters by Sverchkov.jpg|220px|thumb|left|Царь [[Александр III]] в открытом ландо.]]
+
[[Файл:Alexander III and Orlov Trotters by Sverchkov.jpg|220px|thumb|left|Царь [[Александр III]] в открытом ландо, [[1888]].]]
 
Возвратившись в [[Петербург]] в [[1864]] году, Н.Е. Сверчков получил Высочайший заказ написать три картины на исторические темы. В [[1866]] году он завершил для императора [[Александр II|Александра II]] картину «Выезд царя Алексея Михайловича на смотр воинства в 1664 г.»; в [[1874]] году окончил картину "Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы"; и, наконец, последняя - "Выезд царя Ивана Грозного на богомолье" появилась в [[1878]] году. Все три картины хранятся в Москве, в Оружейной палате.  
 
Возвратившись в [[Петербург]] в [[1864]] году, Н.Е. Сверчков получил Высочайший заказ написать три картины на исторические темы. В [[1866]] году он завершил для императора [[Александр II|Александра II]] картину «Выезд царя Алексея Михайловича на смотр воинства в 1664 г.»; в [[1874]] году окончил картину "Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы"; и, наконец, последняя - "Выезд царя Ивана Грозного на богомолье" появилась в [[1878]] году. Все три картины хранятся в Москве, в Оружейной палате.  
 
    
 
    
 
Из произведений Н.Е. Сверчкова, сверх вышеупомянутых, достойны внимания: «Переход гвардии через Балканы» ([[1879]], находится в Зимнем дворце, в [[Санкт-Петербург]]е); «Масленица в деревне» (доставившая художнику медаль на  филадельфийской Всемирной выставке [[1876]] года); «Праздник Святых Флора и Лавра, в деревне», и несколько других.
 
Из произведений Н.Е. Сверчкова, сверх вышеупомянутых, достойны внимания: «Переход гвардии через Балканы» ([[1879]], находится в Зимнем дворце, в [[Санкт-Петербург]]е); «Масленица в деревне» (доставившая художнику медаль на  филадельфийской Всемирной выставке [[1876]] года); «Праздник Святых Флора и Лавра, в деревне», и несколько других.
  
Н.Е. Сверчков скончался в возрасте 81 года в [[1898]] году. За свою жизнь он написал 350 картин, создал 1000 рисунков и 12 скульптур. Большинство из этих произведений, кроме скульптур, хранятся в Музее Коневодства Тимирязевской с/х академии (ТСХА) и доступны для обозрения широкому кругу специалистов и любителей лошадей.
+
В [[1887]] году две акварели Н.Е. Сверчков подарил Л.Н. Толстому: "Холстомер в молодости" и "Холстомер в старости". Эти акварели хранятся в Музее Л.Н. Толстого в Москве.
 +
 
 +
Н.Е. Сверчков скончался в возрасте 81 года в [[1898]] году и был похоронен близкими родственниками на Казанском кладбище Царского села. Могила не сохранилась.  
 +
 
 +
За свою жизнь художник написал 350 картин, создал 1000 рисунков и 12 скульптур. Большинство из этих произведений (около 450), кроме скульптур, хранятся в Музее коневодства Тимирязевской с/х академии (ТСХА) и доступны для обозрения широкому кругу специалистов и любителей лошадей.
  
 
== Живописные работы Н.Е. Сверчкова ==  
 
== Живописные работы Н.Е. Сверчкова ==  

Версия 17:49, 3 марта 2014

Файл:Sverchkov N.E. 1817-1898.jpg
Николай Егорович Сверчков (18171898) — российский художник-анималист, мастер батальных и жанровых сцен.

Николай Егорович Сверчков (18171898) — российский художник-анималист, мастер батальных и жанровых сцен, выпускник Петришуле 1833 года, академик живописи Императорской Академии художеств.

Содержание

Биография

Н. Е. Сверчков родился в 1817 году в Царском селе, в семье конника, долгое время работавшего старшим конюхом придворных конюшен. Отец, видя склонность 9-летнего сына к рисованию, определил его сначала в Воспитательную школу при Академии художеств. Наставником его был известный тогда баталист и анималист Александр Иванович Заурвейд. Но через полтора года Николай был вынужден прекратить учёбу из-за болезни. Дальнейшее образование мальчик получил в училище Св. Петра - Петришуле, где он проучился с 1829 по 1833 год.

Окончив училище, Николай Сверчков по настоянию отца поступил в хозяйственный департамент Министерства внутренних дел. Однако карьера чиновника не прельщала юношу, и в свободное время он продолжал упорно заниматься рисунком и живописью, изучал работы мастеров живописи, посещал Академию художеств как вольнослушатель.

Уже в возрасте 22 лет (1839) Н. Е. Сверчков представил свои первые картины на выставке в Академии художеств, за что ему присудили звание "Свободного художника". Первую портретную серию лошадей он написал в 1840 году для известного в Санкт-Петербурге богача С.А. Яковлева.

В 1840 году Н.Е. Сверчков решился оставить службу. Дар анималиста, умение на редкость правдиво и свободно изображать сцены с лошадьми помогли ему занять место художника Хреновского и Чесменского государственных конных заводов, крупнейших в России. В этой должности он создал целую галерею, представляющую породистых лошадей. Прославившись своим знанием пород и умением передать их особенности, Н.Е. Сверчков стал получать заказы от известных коннозаводчиков. Он изъездил Россию из конца в конец, узнал нравы провинции и воплотил их в жанровых зарисовках.

С 1844 года произведения Н.Е. Сверчкова стали регулярно появляться на ежегодных Академических выставках и вскоре привлекли всеобщее внимание. То были картины на сюжеты из русского народного быта. В 1852 году за картину «Помещичья тройка пересекает на всем скаку обоз, тянущийся по большой дороге» он получил звание академика. Другая значительная картина - «Грузный экипаж с пассажирами, едущий в знойный летний день» - доставила ему в 1855 году профессорское звание.

К середине XIX века Н.Е. Сверчков приобрел большую известность, создав множество картин и рисунков, изображающих породистых лошадей, собак, ухарские тройки, охотничьи и жанровые сценки с участием лошадей в зимних пейзажах.

В 50-х гг. у художника появляются новые увлечения - скульптурные изображения животных (в основном из воска, они не дошли до наших дней).

В жизни Н.Е. Сверчкова 1850-е гг. были также отмечены дружбой с Н. А. Некрасовым, в ярославском имении которого, Карабихе, он провел много времени. Вместе с поэтом Н.Е. Сверчков ходил на охоту, ездил на крестьянские праздники, участвовал в домашних литературных вечерах. Им выполнена серия картин и рисунков на сюжеты произведений Некрасова: "Мороз, Красный нос", "Мужичок с ноготок", а также написан конный портрет А. Я. Панаевой. Нелегкой доле ямщиков посвятил художник цикл картин конца 1850-х гг.: "Тройка в степи" (1856), "В метель" (1857) и др.

В начале 1860-х гг. Н.Е. Сверчков предпринял заграничную поездку, побывал в Париже, Лондоне, Брюсселе, где его выставки имели большой успех. Решение о поездке за границу пришло к художнику после длительной и тяжелой работы над огромным полотном, изображавшим приезд моряков-героев Севастопольской обороны 1854-1855 гг. в Москву.

В 1863 году картины Н.Е. Сверчкова были выставлены на Всемирной выставке и являлись украшением Луврской галереи в Париже. Картина «Возвращение с медвежьей охоты» с изображением скачки с препятствиями в Ламарше была приобретена Наполеоном III. За нее и за две другие картины («Ярмарка» и «Станция»), также проданные в Париже, Николай Сверчков был награжден знаком кавалера ордена Почетного легиона.

В том же 1863 году Н.Е. Сверчков написал для брюссельской выставки картины: «Туманное утро при восходе солнца», «Путник, застигнутый зимней вьюгой», и «Портрет Чихачова верхом на коне во время его путешествия в Турции».

Царь Александр III в открытом ландо, 1888.

Возвратившись в Петербург в 1864 году, Н.Е. Сверчков получил Высочайший заказ написать три картины на исторические темы. В 1866 году он завершил для императора Александра II картину «Выезд царя Алексея Михайловича на смотр воинства в 1664 г.»; в 1874 году окончил картину "Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы"; и, наконец, последняя - "Выезд царя Ивана Грозного на богомолье" появилась в 1878 году. Все три картины хранятся в Москве, в Оружейной палате.

Из произведений Н.Е. Сверчкова, сверх вышеупомянутых, достойны внимания: «Переход гвардии через Балканы» (1879, находится в Зимнем дворце, в Санкт-Петербурге); «Масленица в деревне» (доставившая художнику медаль на филадельфийской Всемирной выставке 1876 года); «Праздник Святых Флора и Лавра, в деревне», и несколько других.

В 1887 году две акварели Н.Е. Сверчков подарил Л.Н. Толстому: "Холстомер в молодости" и "Холстомер в старости". Эти акварели хранятся в Музее Л.Н. Толстого в Москве.

Н.Е. Сверчков скончался в возрасте 81 года в 1898 году и был похоронен близкими родственниками на Казанском кладбище Царского села. Могила не сохранилась.

За свою жизнь художник написал 350 картин, создал 1000 рисунков и 12 скульптур. Большинство из этих произведений (около 450), кроме скульптур, хранятся в Музее коневодства Тимирязевской с/х академии (ТСХА) и доступны для обозрения широкому кругу специалистов и любителей лошадей.

Живописные работы Н.Е. Сверчкова

  • 1848 - "Тройка", Омский областной художественный музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля;
  • 1849 - "Портрет супруги художника в амазонском платье на лошади";
  • 1849 - "Серая лошадь в беговых санях с седоком" - портрет скульптора-любителя, бывшего гусара, а затем придворного И.И. Юшкова;
  • 1850 - "Тройка в степи";
  • 1850 - "Кучер", Николаевский художественный музей имени В.В. Верещагина;
  • 1850 - "Лошадь в конюшне", Псковский государственный музей-заповедник;
  • 1851 - "Портрет орловской рысистой кобылы Волны с жеребенком";
  • 1851 - "Пасущиеся лошади", Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева;
  • 1852 - «Помещичья тройка пересекает на всем скаку обоз, тянущийся по большой дороге»; за эту картину Н.Е. Сверчков получил звание "академика живописи народных сцен";
  • 1852 - гравюра "А.Г. Орлов в санках едет на Барсе I", Москва, Музей коневодства ТСХА. Образ родоначальника орловской рысистой породы серого Барса I, родившегося в 1784 году в Хреновском конезаводе от Полкана I и серой голландской кобылы, воссоздан по описанию и по портрету производителя Хреновского завода серого Добрыни IV, 1845 г. рожд.;
  • 1853 - "Свидание в поле", портрет Добрыни IV, Москва, Музей коневодства ТСХА ;
  • 1853 - "В манеже", Государственный художественный музей Алтайского края;
  • 1854 - "А.Я. Панаева в дамском седле верхом на лошади орлово-ростопчинской породы", Москва, Музей коневодства ТСХА;
  • 1854 - "Русский офицер шталмейстер З.А. Бибиков верхом на вороной лошади орлово-ростопчинской породы", Москва, Музей коневодства ТСХА;
  • 1855 - "Грузный экипаж с пассажирами тянется в знойный летний день по тяжелой песчаной дороге измученными шестью почтовыми лошадьми" или "Дорожные", Санкт-Петербург, Государственный Русский музей; картина доставила Н.Е. Сверчкову профессорское звание;
  • 1855 - "В метель", Москва, Музей коневодства ТСХА;
  • 1856 - "Тройка серых в санях";
  • 1856 - "Встреча с кавалькадой", частное собрание;
  • 1856 - "Зимняя охота";
  • 1857-1858 - "Эскизы охотника";
  • 1859 - "Рабочая лошадь", Москва, Государственная Третьяковская галерея;
  • 1859 - "Катание детей в коляске (Александр II с детьми)", Ярославский художественный музей;
  • 1860 - "Охота на стаю волков с саней", Вологодская областная картинная галерея;
  • 1863 - "Возвращение с медвежьей охоты" с изображением скачки с препятствиями в Ламарше, приобретена Наполеоном III на выставке в Париже;
  • 1863 - "Туманное утро при восходе солнца с охотничьей сценой"; для выставки в Брюсселе;
  • 1863 - "Путник, застигнутый зимней вьюгой";
  • 1863 - "Портрет Чихачова верхом на коне во время его путешествия в Турции" или "Всадник в турецком костюме на арабской лошади", Москва, ТСХА;
  • 1864 - "Жители Москвы погоревшему Симбирску";
  • 1864 - "Конюх выводит лошадь из конюшни", Москва, Музей коневодства ТСХА;
  • 1864 - "Волки нагоняют", Витебский художественный музей;
  • 1865 - "Тройка", Санкт-Петербург, Государственный Русский музей;
  • 1865 - "Отдых охотника", Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова;
  • 1865 - "Тройка", акварель, Томский областной художественный музей;
  • 1866 - "Выезд царя Алексея Михайловича на смотр смотр воинства в 1664 г.", Москва, Оружейная палата;
  • 1866 - "Из конюшни", Пензенская областная картинная галерея имени К.А. Савицкого;
  • 1870 - "Рысистая кобыла Краса на бегу в дрожках", Москва, Музей коневодства ТСХА;
  • 1870 - "Возвращение с охоты", Национальный музей Грузии;
  • 1871 - "Граф А.Г. Орлов-Чесменский в санках на Барсе I", написана на основе гравюры "Барс I" 1852 года, Москва, Музей коневодства ТСХА;
  • 1871 - "Конный портрет маркизы Траверсе", Москва, Музей коневодства ТСХА;
  • 1871 - "Скульптор И.И. Юшков в санях на набережной Невы", Москва, ТСХА;
  • 1872 - "Охотник, застигнутый зимней вьюгой", Тульский областной художественный музей;
  • 1872 - "Серая лошадь", Омский областной художественный музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля;
  • 1873 - "Охота на волка", Музей изобразительных искусств Республики Карелия;
  • 1873 - "Охотники в степи", частное собрание;
  • 1874 - "Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы", Москва, Оружейная палата;
  • 1874 - "Приезд на охоту", Львовская государственная картинная галерея;
  • 1875 - "Лошадь с собакой", Государственный музей изобразительных искусств Кыргыстана;
  • 1876 - «Масленица в деревне», доставила художнику медаль на филадельфийской Всемирной выставке;
  • 1878 - "Поезд царя Ивана Грозного на богомолье", Москва, Оружейная палата;
  • 1878 - "Рыжий рысак в беговых санях с седоком", Москва, Музей коневодства ТСХА;
  • 1878 - "Конюшня на постоялом дворе";
  • 1879 - «Переход гвардии через Балканы», Санкт-Петербург, Зимний дворец;
  • 1879 - «Загнанные лошади", Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева;
  • 1881 - "Александр III", Санкт-Петербург, Государственный Русский музей;
  • 1881 - "Охота", Национальный художественный музей Республики Беларусь;
  • 1881 - "Собака", частное собрание;
  • 1881 - "Отъезд помещицы из деревни в город";
  • 1882 - "Портрет госпожи Вахтер";
  • 1883 - "Гуськом", Одесский художественный музей;
  • 1883 - "По великому Сибирскому пути (В ссылку), Государственный художественный музей Алтайского края;
  • 1885 - "Охота на медведя", Витебский художественный музей;
  • 1886 - "Волки", Бурятский республиканский художественный музей имени Ц.С. Сампилова;
  • 1886 - "Охота с борзыми", частное собрание;
  • 1888 - "Царь Александр III в открытом ландо";
  • 1888 - "Празднике Флора и Лавра в селе";
  • 1888 - "Тройка зимой", Омский областной художественный музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля;
  • 1891 - "Холстомер", Москва, Музей коневодства ТСХА;
  • 1891 - "У кабака зимой", Саратовский государственный художественный музей;
  • 1892 - "Кобыла с жеребёнком и убитый ею волк", Москва, Музей коневодства ТСХА;
  • 1894 - "Серый жеребец на рыси", Москва, Музей коневодства ТСХА;
  • 1895 - "Николай I в санях", Дальневосточный художественный музей;
  • 1896 - "Тройка в метель", Москва, Музей коневодства ТСХА;
  • 1896 - "Попался волк", частное собрание.

Награды

  • Знак кавалера ордена Почетного легиона;
  • Медаль на филадельфийской Всемирной выставке 1876 года.

Литература и ссылки

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле