Сверчков, Николай Егорович

Материал из ALLPETRISCHULE
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (Биография)
м (Биография)
 
(не показаны 25 промежуточных версий 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
[[File:Sverchkov N.E. 1817-1898.jpg|thumb|220px|Николай Егорович Сверчков ([[1817]]—[[1898]]) — российский художник-анималист, мастер батальных и жанровых сцен.]]
+
[[Файл:Sverchkov1.jpg|thumb|220px|Николай Егорович Сверчков ([[1817]]—[[1898]]) — российский художник-анималист, мастер батальных и жанровых сцен.]]
 
'''Николай Егорович Сверчков''' ([[1817]]—[[1898]]) — российский художник-анималист, мастер батальных и жанровых сцен, выпускник [[Петришуле]] [[1833]] года, академик живописи [[АХ|Императорской Академии художеств]].  
 
'''Николай Егорович Сверчков''' ([[1817]]—[[1898]]) — российский художник-анималист, мастер батальных и жанровых сцен, выпускник [[Петришуле]] [[1833]] года, академик живописи [[АХ|Императорской Академии художеств]].  
 
==Биография==
 
==Биография==
Н. Е. Сверчков родился в [[1817]] году в Царском селе, в семье конника, долгое время работавшего старшим конюхом придворных конюшен. Отец, видя склонность 9-летнего сына к рисованию, определил его сначала в Воспитательную школу при [[АХ|Академии художеств]]. Наставником его был известный тогда баталист и анималист Александр Иванович Зауервейд. Но через полтора года Николай был вынужден прекратить учёбу из-за болезни. Дальнейшее образование мальчик получил в училище Св. Петра - [[Петришуле]], где он проучился с [[1829]] по [[1833]] год.  
+
Н. Е. Сверчков родился в [[1817]] году в Царском Селе, в семье отставного кавалериста, долгое время работавшего старшим конюхом придворных конюшен. Отец, видя склонность 9-летнего сына к рисованию, определил его сначала в Воспитательную школу при [[АХ|Академии художеств]]. Наставником его был известный художник, баталист и анималист, выпускник Петришуле - Александр Иванович Зауервейд ([[1783]]-[[1844]]), но через полтора года Николай был вынужден прекратить учёбу из-за болезни. Дальнейшее образование мальчик получил в училище Св. Петра - [[Петришуле]], где он проучился с [[1829]] по [[1833]] год.  
  
Окончив [[Петришуле|училище]], Николай Сверчков по настоянию отца поступил в хозяйственный департамент Министерства внутренних дел. Однако карьера чиновника не прельщала юношу, и в свободное время он продолжал упорно заниматься рисунком и живописью, изучал работы мастеров живописи, посещал [[АХ|Академию художеств]] как вольнослушатель.
+
Окончив [[Петришуле|училище]] Николай Сверчков по настоянию отца поступил в хозяйственный департамент Министерства внутренних дел. Однако карьера чиновника не прельщала юношу, и в свободное время он продолжал упорно заниматься рисунком и живописью, изучал работы мастеров живописи, посещал [[АХ|Академию художеств]] как вольнослушатель.
  
 
Уже в возрасте 22 лет ([[1839]]) Н. Е. Сверчков представил свои первые картины на выставке в [[АХ|Академии художеств]], за что ему присудили звание "Свободного художника". Первую портретную серию лошадей он написал в [[1840]] году для известного в [[Санкт-Петербург]]е богача С.А. Яковлева.
 
Уже в возрасте 22 лет ([[1839]]) Н. Е. Сверчков представил свои первые картины на выставке в [[АХ|Академии художеств]], за что ему присудили звание "Свободного художника". Первую портретную серию лошадей он написал в [[1840]] году для известного в [[Санкт-Петербург]]е богача С.А. Яковлева.
  
В [[1840]] году Н.Е. Сверчков решился оставить службу. Дар анималиста, умение на редкость правдиво и свободно изображать сцены с лошадьми помогли ему занять место художника Хреновского и Чесменского государственных конных заводов, крупнейших в [[Россия|России]]. В этой должности он создал целую галерею, представляющую породистых лошадей. Прославившись своим знанием пород и умением передать их особенности, Н.Е. Сверчков стал получать заказы от известных коннозаводчиков. Он изъездил [[Россия|Россию]] из конца в конец, узнал нравы провинции и воплотил их в жанровых зарисовках.
+
В [[1840]] году Н.Е. Сверчков решился оставить службу. Дар анималиста, умение на редкость правдиво и свободно изображать сцены с лошадьми помогли ему занять место художника Хреновского и Чесменского государственных конных заводов, крупнейших в [[Россия|России]]. В этой должности он создал целую галерею, представляющую породистых лошадей. Прославившись своим знанием пород и умением передать их особенности, Н.Е. Сверчков стал получать заказы от известных коннозаводчиков - П.Н. Зубова, А.Ф. Орлова, К.К. Толя и др. Посещая крупнейшие конные заводы, выполняя частные заказы он изъездил [[Россия|Россию]] из конца в конец, узнал нравы провинции и воплотил их в жанровых зарисовках.
  
 
С [[1844]] года произведения Н.Е. Сверчкова стали регулярно появляться на ежегодных Академических выставках и вскоре привлекли всеобщее внимание. То были картины на сюжеты из русского народного быта. В [[1852]] году за картину «Помещичья тройка пересекает на всем скаку обоз, тянущийся по большой дороге» он получил звание академика. Другая значительная картина - «Грузный экипаж с пассажирами, едущий в знойный летний день» - доставила ему в [[1855]] году профессорское звание.
 
С [[1844]] года произведения Н.Е. Сверчкова стали регулярно появляться на ежегодных Академических выставках и вскоре привлекли всеобщее внимание. То были картины на сюжеты из русского народного быта. В [[1852]] году за картину «Помещичья тройка пересекает на всем скаку обоз, тянущийся по большой дороге» он получил звание академика. Другая значительная картина - «Грузный экипаж с пассажирами, едущий в знойный летний день» - доставила ему в [[1855]] году профессорское звание.
Строка 14: Строка 14:
 
К середине XIX века Н.Е. Сверчков приобрел большую известность, создав множество картин и рисунков, изображающих породистых лошадей, собак, ухарские тройки, охотничьи и жанровые сценки с участием лошадей в зимних пейзажах.
 
К середине XIX века Н.Е. Сверчков приобрел большую известность, создав множество картин и рисунков, изображающих породистых лошадей, собак, ухарские тройки, охотничьи и жанровые сценки с участием лошадей в зимних пейзажах.
  
В 50-х гг. у художника появляются новые увлечения - скульптурные изображения животных (в основном из воска, они не дошли до наших дней).
+
В 50-х гг. у художника появляются новые увлечения - скульптурные изображения животных (сделанные, в основном, из воска, они не дошли до наших дней).
  
В жизни Н.Е. Сверчкова 1850-е гг. были также отмечены дружбой с Н. А. Некрасовым, в ярославском имении которого, Карабихе, он провел много времени. Вместе с поэтом Н.Е. Сверчков ходил на охоту, ездил на крестьянские праздники, участвовал в домашних литературных вечерах. Им выполнена серия картин и рисунков на сюжеты произведений Некрасова: "Мороз, Красный нос", "Мужичок с ноготок", а также написан конный портрет А. Я. Панаевой. Нелегкой доле ямщиков посвятил художник цикл картин конца 1850-х гг.: "Тройка в степи" (1856), "В метель" (1857) и др.
+
В жизни Н.Е. Сверчкова 1850-е гг. были также отмечены дружбой с Н. А. Некрасовым, в ярославском имении которого, Карабихе, он провел много времени. Вместе с поэтом Н.Е. Сверчков ходил на охоту, ездил на крестьянские праздники, участвовал в домашних литературных вечерах. Им выполнена серия картин и рисунков на сюжеты произведений Н.А. Некрасова: "Мороз, Красный нос", "Мужичок с ноготок", а также написан конный портрет А. Я. Панаевой. Нелегкой доле ямщиков посвятил художник цикл картин конца 1850-х гг.: "Тройка в степи" ([[1856]]), "В метель" ([[1857]]) и др.
  
 
В начале 1860-х гг. Н.Е. Сверчков предпринял заграничную поездку, побывал в Париже, Лондоне, Брюсселе, где его выставки имели большой успех. Решение о поездке за границу пришло к художнику после длительной и тяжелой работы над огромным полотном, изображавшим приезд моряков-героев Севастопольской обороны [[1854]]-[[1855]] гг. в Москву.
 
В начале 1860-х гг. Н.Е. Сверчков предпринял заграничную поездку, побывал в Париже, Лондоне, Брюсселе, где его выставки имели большой успех. Решение о поездке за границу пришло к художнику после длительной и тяжелой работы над огромным полотном, изображавшим приезд моряков-героев Севастопольской обороны [[1854]]-[[1855]] гг. в Москву.
 
   
 
   
В [[1863]] году картины Н.Е. Сверчкова были выставлены на Всемирной выставке и являлись украшением Луврской галереи в Париже. Картина «Возвращение с медвежьей охоты» с изображением скачки с препятствиями в Ламарше была приобретена Наполеоном III. За нее и за две другие картины («Ярмарка» и «Станция»), также проданные в Париже, Николай Сверчков был награжден знаком кавалера ордена Почетного легиона.  
+
В [[1863]] году картины Н.Е. Сверчкова были выставлены на Всемирной выставке и являлись украшением Луврской галереи в Париже. Картина «Возвращение с медвежьей охоты» с изображением скачки с препятствиями в Ламарше была приобретена Наполеоном III. За нее и за две другие картины («Ярмарка» и «Станция»), также проданные в Париже, Николай Сверчков был награжден знаком кавалера ордена Почетного легиона - высшей государственной награды Франции.  
  
В том же [[1863]] году Н.Е. Сверчков написал для брюссельской выставки картины: «Туманное утро при восходе солнца», «Путник, застигнутый зимней вьюгой», и «Портрет Чихачова верхом на коне во время его путешествия в Турции».  
+
В том же [[1863]] году Н.Е. Сверчков написал для брюссельской выставки картины: «Туманное утро при восходе солнца», «Путник, застигнутый зимней вьюгой», и «Портрет П.А. Чихачёва верхом на коне во время его путешествия в Турции».  
  
[[Файл:Alexander III and Orlov Trotters by Sverchkov.jpg|220px|thumb|left|Царь [[Александр III]] в открытом ландо, [[1888]].]]
+
Возвратившись в [[Петербург]] в [[1864]] году, Н.Е. Сверчков получил Высочайший заказ написать три картины на исторические темы. В [[1866]] году он завершил для императора [[Александр II|Александра II]] картину «Выезд царя Алексея Михайловича на смотр воинства в 1664 г.»; в [[1874]] году окончил картину "Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы"; и, наконец, последняя картина этой серии - "Выезд царя Ивана Грозного на богомолье" - появилась в [[1878]] году. Все три картины хранятся в Москве, в Оружейной палате.  
Возвратившись в [[Петербург]] в [[1864]] году, Н.Е. Сверчков получил Высочайший заказ написать три картины на исторические темы. В [[1866]] году он завершил для императора [[Александр II|Александра II]] картину «Выезд царя Алексея Михайловича на смотр воинства в 1664 г.»; в [[1874]] году окончил картину "Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы"; и, наконец, последняя - "Выезд царя Ивана Грозного на богомолье" появилась в [[1878]] году. Все три картины хранятся в Москве, в Оружейной палате.  
+
 
    
 
    
Из произведений Н.Е. Сверчкова, сверх вышеупомянутых, достойны внимания: «Переход гвардии через Балканы» ([[1879]], находится в Зимнем дворце, в [[Санкт-Петербург]]е); «Масленица в деревне» (доставившая художнику медаль на  филадельфийской Всемирной выставке [[1876]] года); «Праздник Святых Флора и Лавра, в деревне», и несколько других.
+
Из произведений Н.Е. Сверчкова, сверх вышеупомянутых, достойны внимания: «Переход гвардии через Балканы» ([[1879]], находится в Зимнем дворце, в [[Санкт-Петербург]]е); «Масленица в деревне» (картина доставила художнику медаль на  филадельфийской Всемирной выставке [[1876]] года); «Праздник Святых Флора и Лавра, в деревне» и др.
  
 
В [[1887]] году две акварели Н.Е. Сверчков подарил Л.Н. Толстому: "Холстомер в молодости" и "Холстомер в старости". Эти акварели хранятся в Музее Л.Н. Толстого в Москве.
 
В [[1887]] году две акварели Н.Е. Сверчков подарил Л.Н. Толстому: "Холстомер в молодости" и "Холстомер в старости". Эти акварели хранятся в Музее Л.Н. Толстого в Москве.
  
Н.Е. Сверчков скончался в возрасте 81 года в [[1898]] году и был похоронен близкими родственниками на Казанском кладбище Царского села. Могила не сохранилась.  
+
Н.Е. Сверчков скончался в возрасте 81 года в [[1898]] году и был похоронен близкими родственниками на Казанском кладбище Царского села. Могила не сохранилась. В 2011 году снесена и дача художника на Павловском шоссе, дом 30.
  
 
За свою жизнь художник написал 350 картин, создал 1000 рисунков и 12 скульптур. Большинство из этих произведений (около 450), кроме скульптур, хранятся в Музее коневодства Тимирязевской с/х академии (ТСХА) и доступны для обозрения широкому кругу специалистов и любителей лошадей.
 
За свою жизнь художник написал 350 картин, создал 1000 рисунков и 12 скульптур. Большинство из этих произведений (около 450), кроме скульптур, хранятся в Музее коневодства Тимирязевской с/х академии (ТСХА) и доступны для обозрения широкому кругу специалистов и любителей лошадей.
  
 
== Живописные работы Н.Е. Сверчкова ==  
 
== Живописные работы Н.Е. Сверчкова ==  
 +
 +
<center><gallery caption="" widths="250px" heights="250px" perrow="20">
 +
Файл:Alexander III and Orlov Trotters by Sverchkov.jpg|Александр III и кайзер Вильгельм в открытом ландо
 +
Файл:Sverchkov1a.jpg|Лейб-гусар на коне
 +
Файл:Sverchkov2.jpg|Мальчик с лошадью
 +
Файл:Sverchkov3.jpg|На санках в Петербурге
 +
Файл:Sverchkov4.jpg|Император Александр II
 +
Файл:Sverchkov5.jpg|Откуда дровишки
 +
Файл:Sverchkov6.jpg|Две лошади
 +
</gallery></center>
 +
 +
== Список работ Н.Е. Сверчкова ==
 +
* [[1839]] - картины с Академической выставки: "Автопортрет", "Ездок", "Итальянка с гитарой", "Портрет девицы Сверчковой". За них Н.Е. Сверчкову присуждают звание свободного художника портретной живописи;
 +
* [[1840]]-е гг. - "Русские типы 40-х годов";
 +
* [[1840]]-е гг. - "Портрет доезжачего В.П. Воейкова Харитона";
 +
* [[1845]] - "Эскизы русского" - серия рисунков, вышедших в издательстве Дациаро;
 +
* после [[1845]] - "Альбом коннозаводчиков с портретами заводских жеребцов и маток лучших заводов [[Россия|России]], писанных с натуры и литографированных художником Н. Сверчковым" - цикл из 25 работ, вышедших в издательстве Фельтен;
 
* [[1848]] - "Тройка", Омский областной художественный музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля;
 
* [[1848]] - "Тройка", Омский областной художественный музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля;
 
* [[1849]] - "Портрет супруги художника в амазонском платье на лошади";  
 
* [[1849]] - "Портрет супруги художника в амазонском платье на лошади";  
* [[1849]] - "Серая лошадь в беговых санях с седоком" - портрет скульптора-любителя, бывшего гусара, а затем придворного И.И. Юшкова;
+
* [[1849]] - "Скульптор И.И. Юшков в санях на набережной Невы" или "Серая лошадь в беговых санях с седоком" - портрет скульптора-любителя, бывшего гусара, а затем главного конюшего Императорского двора И.И. Юшкова. Москва, ТСХА;
 
* [[1850]] - "Тройка в степи";
 
* [[1850]] - "Тройка в степи";
 
* [[1850]] - "Кучер", Николаевский художественный музей имени В.В. Верещагина;
 
* [[1850]] - "Кучер", Николаевский художественный музей имени В.В. Верещагина;
 
* [[1850]] - "Лошадь в конюшне", Псковский государственный музей-заповедник;
 
* [[1850]] - "Лошадь в конюшне", Псковский государственный музей-заповедник;
* [[1851]] - "Портрет орловской рысистой кобылы Волны с жеребенком";
+
* [[1851]] - "Портрет орловской рысистой кобылы Волны с жеребенком", Москва, ТСХА;
 
* [[1851]] - "Пасущиеся лошади", Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева;
 
* [[1851]] - "Пасущиеся лошади", Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева;
 +
* [[1851]] - "Сани. Рысак", Витебский областной краеведческий музей;
 
* [[1852]] - «Помещичья тройка пересекает на всем скаку обоз, тянущийся по большой дороге»; за эту картину Н.Е. Сверчков получил звание "академика живописи народных сцен";
 
* [[1852]] - «Помещичья тройка пересекает на всем скаку обоз, тянущийся по большой дороге»; за эту картину Н.Е. Сверчков получил звание "академика живописи народных сцен";
 
* [[1852]] - гравюра "А.Г. Орлов в санках едет на Барсе I", Москва, Музей коневодства ТСХА. Образ родоначальника орловской рысистой породы серого Барса I, родившегося в [[1784]] году в Хреновском конезаводе от Полкана I и серой голландской кобылы, воссоздан по описанию и по портрету производителя Хреновского завода серого Добрыни IV, [[1845]] г. рожд.;
 
* [[1852]] - гравюра "А.Г. Орлов в санках едет на Барсе I", Москва, Музей коневодства ТСХА. Образ родоначальника орловской рысистой породы серого Барса I, родившегося в [[1784]] году в Хреновском конезаводе от Полкана I и серой голландской кобылы, воссоздан по описанию и по портрету производителя Хреновского завода серого Добрыни IV, [[1845]] г. рожд.;
* [[1853]] - "Свидание в поле", портрет Добрыни IV, Москва, Музей коневодства ТСХА ;
+
* [[1853]] - "Свидание в поле", портрет Добрыни IV, Москва, Музей коневодства ТСХА;
 +
* [[1853]] - "Император [[Николай I]] на зимнем выезде";  
 
* [[1853]] - "В манеже", Государственный художественный музей Алтайского края;
 
* [[1853]] - "В манеже", Государственный художественный музей Алтайского края;
 
* [[1854]] - "А.Я. Панаева в дамском седле верхом на лошади орлово-ростопчинской породы", Москва, Музей коневодства ТСХА;  
 
* [[1854]] - "А.Я. Панаева в дамском седле верхом на лошади орлово-ростопчинской породы", Москва, Музей коневодства ТСХА;  
Строка 58: Строка 76:
 
* [[1859]] - "Рабочая лошадь", Москва, Государственная Третьяковская галерея;
 
* [[1859]] - "Рабочая лошадь", Москва, Государственная Третьяковская галерея;
 
* [[1859]] - "Катание детей в коляске ([[Александр II]] с детьми)", Ярославский художественный музей;
 
* [[1859]] - "Катание детей в коляске ([[Александр II]] с детьми)", Ярославский художественный музей;
* [[1860]] - "Охота на стаю волков с саней", Вологодская областная картинная галерея;
+
* [[1859]] - "Катание на санях зимой". Карандаш и акварель;
 +
* [[1860]]-е гг. - "Отдых на охоте", Ярославский художественный музей;
 +
* [[1860]]-е гг. - "Откуда дровишки", частное собрание;
 +
* [[1860]]-е гг. - серия картин и рисунков на сюжеты произведений Н.А. Некрасова: "Мороз, Красный нос", "Мужичок с ноготок";
 +
* [[1860]] - "Охота на стаю волков с саней" или "В пути", Вологодская областная картинная галерея;
 
* [[1863]] - "Возвращение с медвежьей охоты" с изображением скачки с препятствиями в Ламарше, приобретена Наполеоном III на выставке в Париже;
 
* [[1863]] - "Возвращение с медвежьей охоты" с изображением скачки с препятствиями в Ламарше, приобретена Наполеоном III на выставке в Париже;
 
* [[1863]] - "Туманное утро при восходе солнца с охотничьей сценой"; для выставки в Брюсселе;
 
* [[1863]] - "Туманное утро при восходе солнца с охотничьей сценой"; для выставки в Брюсселе;
 
* [[1863]] - "Путник, застигнутый зимней вьюгой";
 
* [[1863]] - "Путник, застигнутый зимней вьюгой";
* [[1863]] - "Портрет Чихачова верхом на коне во время его путешествия в Турции" или "Всадник в турецком костюме на арабской лошади", Москва, ТСХА;
+
* [[1863]] - "Портрет П.А. Чихачёва верхом на коне во время его путешествия в Турции" или "Всадник в турецком костюме на арабской лошади", Москва, ТСХА;
 
* [[1864]] - "Жители Москвы погоревшему Симбирску";
 
* [[1864]] - "Жители Москвы погоревшему Симбирску";
 
* [[1864]] - "Конюх выводит лошадь из конюшни", Москва, Музей коневодства ТСХА;
 
* [[1864]] - "Конюх выводит лошадь из конюшни", Москва, Музей коневодства ТСХА;
Строка 71: Строка 93:
 
* [[1866]] - "Выезд царя Алексея Михайловича на смотр смотр воинства в 1664 г.", Москва, Оружейная палата;
 
* [[1866]] - "Выезд царя Алексея Михайловича на смотр смотр воинства в 1664 г.", Москва, Оружейная палата;
 
* [[1866]] - "Из конюшни", Пензенская областная картинная галерея имени К.А. Савицкого;
 
* [[1866]] - "Из конюшни", Пензенская областная картинная галерея имени К.А. Савицкого;
 +
* [[1860]]-[[1870]]-е гг. - "Псарь", Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева; 
 +
* [[1870]]-е гг. - "С хворостом", Государственный Литературный музей;
 
* [[1870]] - "Рысистая кобыла Краса на бегу в дрожках", Москва, Музей коневодства ТСХА;
 
* [[1870]] - "Рысистая кобыла Краса на бегу в дрожках", Москва, Музей коневодства ТСХА;
 
* [[1870]] - "Возвращение с охоты", Национальный музей Грузии;
 
* [[1870]] - "Возвращение с охоты", Национальный музей Грузии;
 
* [[1871]] - "Граф А.Г. Орлов-Чесменский в санках на Барсе I", написана на основе гравюры "Барс I" [[1852]] года, Москва, Музей коневодства ТСХА;
 
* [[1871]] - "Граф А.Г. Орлов-Чесменский в санках на Барсе I", написана на основе гравюры "Барс I" [[1852]] года, Москва, Музей коневодства ТСХА;
 
* [[1871]] - "Конный портрет маркизы Траверсе", Москва, Музей коневодства ТСХА;  
 
* [[1871]] - "Конный портрет маркизы Траверсе", Москва, Музей коневодства ТСХА;  
* [[1871]] - "Скульптор И.И. Юшков в санях на набережной Невы", Москва, ТСХА;
 
 
* [[1872]] - "Охотник, застигнутый зимней вьюгой", Тульский областной художественный музей;  
 
* [[1872]] - "Охотник, застигнутый зимней вьюгой", Тульский областной художественный музей;  
 
* [[1872]] - "Серая лошадь", Омский областной художественный музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля;  
 
* [[1872]] - "Серая лошадь", Омский областной художественный музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля;  
Строка 88: Строка 111:
 
* [[1878]] - "Конюшня на постоялом дворе";  
 
* [[1878]] - "Конюшня на постоялом дворе";  
 
* [[1879]] - «Переход гвардии через Балканы»,  [[Санкт-Петербург]], Зимний дворец;
 
* [[1879]] - «Переход гвардии через Балканы»,  [[Санкт-Петербург]], Зимний дворец;
* [[1879]] - «Загнанные лошади", Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева;  
+
* [[1879]] - «Загнанные лошади", Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева;
 +
* [[1880]]-е гг. - "Портрет императрицы Александры Федоровны";  
 
* [[1881]] - "[[Александр III]]", [[Санкт-Петербург]], Государственный Русский музей;  
 
* [[1881]] - "[[Александр III]]", [[Санкт-Петербург]], Государственный Русский музей;  
 
* [[1881]] - "Охота", Национальный художественный музей Республики Беларусь;  
 
* [[1881]] - "Охота", Национальный художественный музей Республики Беларусь;  
Строка 98: Строка 122:
 
* [[1885]] - "Охота на медведя", Витебский художественный музей;  
 
* [[1885]] - "Охота на медведя", Витебский художественный музей;  
 
* [[1886]] - "Волки", Бурятский республиканский художественный музей имени Ц.С. Сампилова;  
 
* [[1886]] - "Волки", Бурятский республиканский художественный музей имени Ц.С. Сампилова;  
* [[1886]] - "Охота с борзыми", частное собрание;  
+
* [[1886]] - "Охота с борзыми", частное собрание;
* [[1888]] - "Царь [[Александр III]] в открытом ландо";
+
* [[1887]] - "Холстомер в молодости" и "Холстомер в старости" - две акварели, подаренные Л.Н. Толстому, хранятся в Музее Л.Н. Толстого в Москве;
 +
* [[1888]] - "Царь [[Александр III]] и кайзер Вильгельм в открытом ландо";
 
* [[1888]] - "Празднике Флора и Лавра в селе";
 
* [[1888]] - "Празднике Флора и Лавра в селе";
 
* [[1888]] - "Тройка зимой", Омский областной художественный музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля;  
 
* [[1888]] - "Тройка зимой", Омский областной художественный музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля;  
 
* [[1891]] - "Холстомер", Москва, Музей коневодства ТСХА;
 
* [[1891]] - "Холстомер", Москва, Музей коневодства ТСХА;
* [[1891]] - "У кабака зимой", Саратовский государственный художественный музей;  
+
* [[1891]] - "У кабака зимой", Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева;  
 
* [[1892]] - "Кобыла с жеребёнком и убитый ею волк", Москва, Музей коневодства ТСХА;
 
* [[1892]] - "Кобыла с жеребёнком и убитый ею волк", Москва, Музей коневодства ТСХА;
 
* [[1894]] - "Серый жеребец на рыси", Москва, Музей коневодства ТСХА;  
 
* [[1894]] - "Серый жеребец на рыси", Москва, Музей коневодства ТСХА;  
 
* [[1895]] - "[[Николай I]] в санях", Дальневосточный художественный музей;  
 
* [[1895]] - "[[Николай I]] в санях", Дальневосточный художественный музей;  
* [[1896]] - "Тройка в метель", Москва, Музей коневодства ТСХА;  
+
* [[1896]] - "Тройка в метель", Москва, Музей коневодства ТСХА;
 +
* [[1896]] - "Обезьяны";  
 
* [[1896]] - "Попался волк", частное собрание.
 
* [[1896]] - "Попался волк", частное собрание.
  
 
== Награды ==
 
== Награды ==
* Знак кавалера ордена Почетного легиона;
+
* Орден Почетного легиона (Франция);
 
* Медаль на  филадельфийской Всемирной выставке [[1876]] года.
 
* Медаль на  филадельфийской Всемирной выставке [[1876]] года.
  
 
== Литература и ссылки ==
 
== Литература и ссылки ==
* [http://s58.radikal.ru/i160/0807/fe/7388fc7d8ee2.jpg Картина Н. Е. Сверчкова «На охоте» из экспозиции Музея искусств Узбекистана]
+
* ''А. Наумова''  Николай Егорович Сверчков,  Кони [[Петербург]]а, N6, 2000;
* [http://vash2008.mylivepage.ru/wiki/1306/514_%D0%A8%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2_%D0%92._%C2%AB%D0%A1%D0%90%D0%9D%D0%98._%D0%A0%D0%AB%D0%A1%D0%90%D0%9A%C2%BB_%D0%98%D0%9B%D0%98_%C2%AB%D0%93%D0%A0%D0%90%D0%A4_%D0%9E%D0%A0%D0%9B%D0%9E%D0%92_%D0%95%D0%94%D0%95%D0%A2_%D0%9D%D0%90_%D0%91%D0%90%D0%A0%D0%A1%D0%95%C2%BB Шишанов В. «ГРАФ ОРЛОВ ЕДЕТ НА БАРСЕ» Картина Н. Е. Сверчкова]
+
* [http://www.artsait.ru/art/s/sverchkov/art1.php Картины Н.Е. Сверчкова];
 
+
* [http://vash2008.mylivepage.ru/wiki/1306/514_%D0%A8%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2_%D0%92._%C2%AB%D0%A1%D0%90%D0%9D%D0%98._%D0%A0%D0%AB%D0%A1%D0%90%D0%9A%C2%BB_%D0%98%D0%9B%D0%98_%C2%AB%D0%93%D0%A0%D0%90%D0%A4_%D0%9E%D0%A0%D0%9B%D0%9E%D0%92_%D0%95%D0%94%D0%95%D0%A2_%D0%9D%D0%90_%D0%91%D0%90%D0%A0%D0%A1%D0%95%C2%BB Шишанов В. «ГРАФ ОРЛОВ ЕДЕТ НА БАРСЕ» Картина Н. Е. Сверчкова];
{{ЭСБЕ}}
+
 
+
  
  
Строка 125: Строка 149:
 
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
 
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
 
[[Категория:Художники]]
 
[[Категория:Художники]]
 +
[[Категория:Академики АХ]]
 
[[Категория:Ученики Петришуле]]
 
[[Категория:Ученики Петришуле]]
 
[[Категория:Поступившие в Петришуле в XIX веке]]
 
[[Категория:Поступившие в Петришуле в XIX веке]]
 +
[[Категория:Поступившие в Петришуле в 1829 году]]
 +
[[Категория:Закончившие Петришуле в XIX веке]]
 +
[[Категория:Закончившие Петришуле в 1833 году]]

Текущая версия на 17:35, 5 сентября 2019

Николай Егорович Сверчков (18171898) — российский художник-анималист, мастер батальных и жанровых сцен.

Николай Егорович Сверчков (18171898) — российский художник-анималист, мастер батальных и жанровых сцен, выпускник Петришуле 1833 года, академик живописи Императорской Академии художеств.

Содержание

[править] Биография

Н. Е. Сверчков родился в 1817 году в Царском Селе, в семье отставного кавалериста, долгое время работавшего старшим конюхом придворных конюшен. Отец, видя склонность 9-летнего сына к рисованию, определил его сначала в Воспитательную школу при Академии художеств. Наставником его был известный художник, баталист и анималист, выпускник Петришуле - Александр Иванович Зауервейд (1783-1844), но через полтора года Николай был вынужден прекратить учёбу из-за болезни. Дальнейшее образование мальчик получил в училище Св. Петра - Петришуле, где он проучился с 1829 по 1833 год.

Окончив училище Николай Сверчков по настоянию отца поступил в хозяйственный департамент Министерства внутренних дел. Однако карьера чиновника не прельщала юношу, и в свободное время он продолжал упорно заниматься рисунком и живописью, изучал работы мастеров живописи, посещал Академию художеств как вольнослушатель.

Уже в возрасте 22 лет (1839) Н. Е. Сверчков представил свои первые картины на выставке в Академии художеств, за что ему присудили звание "Свободного художника". Первую портретную серию лошадей он написал в 1840 году для известного в Санкт-Петербурге богача С.А. Яковлева.

В 1840 году Н.Е. Сверчков решился оставить службу. Дар анималиста, умение на редкость правдиво и свободно изображать сцены с лошадьми помогли ему занять место художника Хреновского и Чесменского государственных конных заводов, крупнейших в России. В этой должности он создал целую галерею, представляющую породистых лошадей. Прославившись своим знанием пород и умением передать их особенности, Н.Е. Сверчков стал получать заказы от известных коннозаводчиков - П.Н. Зубова, А.Ф. Орлова, К.К. Толя и др. Посещая крупнейшие конные заводы, выполняя частные заказы он изъездил Россию из конца в конец, узнал нравы провинции и воплотил их в жанровых зарисовках.

С 1844 года произведения Н.Е. Сверчкова стали регулярно появляться на ежегодных Академических выставках и вскоре привлекли всеобщее внимание. То были картины на сюжеты из русского народного быта. В 1852 году за картину «Помещичья тройка пересекает на всем скаку обоз, тянущийся по большой дороге» он получил звание академика. Другая значительная картина - «Грузный экипаж с пассажирами, едущий в знойный летний день» - доставила ему в 1855 году профессорское звание.

К середине XIX века Н.Е. Сверчков приобрел большую известность, создав множество картин и рисунков, изображающих породистых лошадей, собак, ухарские тройки, охотничьи и жанровые сценки с участием лошадей в зимних пейзажах.

В 50-х гг. у художника появляются новые увлечения - скульптурные изображения животных (сделанные, в основном, из воска, они не дошли до наших дней).

В жизни Н.Е. Сверчкова 1850-е гг. были также отмечены дружбой с Н. А. Некрасовым, в ярославском имении которого, Карабихе, он провел много времени. Вместе с поэтом Н.Е. Сверчков ходил на охоту, ездил на крестьянские праздники, участвовал в домашних литературных вечерах. Им выполнена серия картин и рисунков на сюжеты произведений Н.А. Некрасова: "Мороз, Красный нос", "Мужичок с ноготок", а также написан конный портрет А. Я. Панаевой. Нелегкой доле ямщиков посвятил художник цикл картин конца 1850-х гг.: "Тройка в степи" (1856), "В метель" (1857) и др.

В начале 1860-х гг. Н.Е. Сверчков предпринял заграничную поездку, побывал в Париже, Лондоне, Брюсселе, где его выставки имели большой успех. Решение о поездке за границу пришло к художнику после длительной и тяжелой работы над огромным полотном, изображавшим приезд моряков-героев Севастопольской обороны 1854-1855 гг. в Москву.

В 1863 году картины Н.Е. Сверчкова были выставлены на Всемирной выставке и являлись украшением Луврской галереи в Париже. Картина «Возвращение с медвежьей охоты» с изображением скачки с препятствиями в Ламарше была приобретена Наполеоном III. За нее и за две другие картины («Ярмарка» и «Станция»), также проданные в Париже, Николай Сверчков был награжден знаком кавалера ордена Почетного легиона - высшей государственной награды Франции.

В том же 1863 году Н.Е. Сверчков написал для брюссельской выставки картины: «Туманное утро при восходе солнца», «Путник, застигнутый зимней вьюгой», и «Портрет П.А. Чихачёва верхом на коне во время его путешествия в Турции».

Возвратившись в Петербург в 1864 году, Н.Е. Сверчков получил Высочайший заказ написать три картины на исторические темы. В 1866 году он завершил для императора Александра II картину «Выезд царя Алексея Михайловича на смотр воинства в 1664 г.»; в 1874 году окончил картину "Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы"; и, наконец, последняя картина этой серии - "Выезд царя Ивана Грозного на богомолье" - появилась в 1878 году. Все три картины хранятся в Москве, в Оружейной палате.

Из произведений Н.Е. Сверчкова, сверх вышеупомянутых, достойны внимания: «Переход гвардии через Балканы» (1879, находится в Зимнем дворце, в Санкт-Петербурге); «Масленица в деревне» (картина доставила художнику медаль на филадельфийской Всемирной выставке 1876 года); «Праздник Святых Флора и Лавра, в деревне» и др.

В 1887 году две акварели Н.Е. Сверчков подарил Л.Н. Толстому: "Холстомер в молодости" и "Холстомер в старости". Эти акварели хранятся в Музее Л.Н. Толстого в Москве.

Н.Е. Сверчков скончался в возрасте 81 года в 1898 году и был похоронен близкими родственниками на Казанском кладбище Царского села. Могила не сохранилась. В 2011 году снесена и дача художника на Павловском шоссе, дом 30.

За свою жизнь художник написал 350 картин, создал 1000 рисунков и 12 скульптур. Большинство из этих произведений (около 450), кроме скульптур, хранятся в Музее коневодства Тимирязевской с/х академии (ТСХА) и доступны для обозрения широкому кругу специалистов и любителей лошадей.

[править] Живописные работы Н.Е. Сверчкова

[править] Список работ Н.Е. Сверчкова

  • 1839 - картины с Академической выставки: "Автопортрет", "Ездок", "Итальянка с гитарой", "Портрет девицы Сверчковой". За них Н.Е. Сверчкову присуждают звание свободного художника портретной живописи;
  • 1840-е гг. - "Русские типы 40-х годов";
  • 1840-е гг. - "Портрет доезжачего В.П. Воейкова Харитона";
  • 1845 - "Эскизы русского" - серия рисунков, вышедших в издательстве Дациаро;
  • после 1845 - "Альбом коннозаводчиков с портретами заводских жеребцов и маток лучших заводов России, писанных с натуры и литографированных художником Н. Сверчковым" - цикл из 25 работ, вышедших в издательстве Фельтен;
  • 1848 - "Тройка", Омский областной художественный музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля;
  • 1849 - "Портрет супруги художника в амазонском платье на лошади";
  • 1849 - "Скульптор И.И. Юшков в санях на набережной Невы" или "Серая лошадь в беговых санях с седоком" - портрет скульптора-любителя, бывшего гусара, а затем главного конюшего Императорского двора И.И. Юшкова. Москва, ТСХА;
  • 1850 - "Тройка в степи";
  • 1850 - "Кучер", Николаевский художественный музей имени В.В. Верещагина;
  • 1850 - "Лошадь в конюшне", Псковский государственный музей-заповедник;
  • 1851 - "Портрет орловской рысистой кобылы Волны с жеребенком", Москва, ТСХА;
  • 1851 - "Пасущиеся лошади", Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева;
  • 1851 - "Сани. Рысак", Витебский областной краеведческий музей;
  • 1852 - «Помещичья тройка пересекает на всем скаку обоз, тянущийся по большой дороге»; за эту картину Н.Е. Сверчков получил звание "академика живописи народных сцен";
  • 1852 - гравюра "А.Г. Орлов в санках едет на Барсе I", Москва, Музей коневодства ТСХА. Образ родоначальника орловской рысистой породы серого Барса I, родившегося в 1784 году в Хреновском конезаводе от Полкана I и серой голландской кобылы, воссоздан по описанию и по портрету производителя Хреновского завода серого Добрыни IV, 1845 г. рожд.;
  • 1853 - "Свидание в поле", портрет Добрыни IV, Москва, Музей коневодства ТСХА;
  • 1853 - "Император Николай I на зимнем выезде";
  • 1853 - "В манеже", Государственный художественный музей Алтайского края;
  • 1854 - "А.Я. Панаева в дамском седле верхом на лошади орлово-ростопчинской породы", Москва, Музей коневодства ТСХА;
  • 1854 - "Русский офицер шталмейстер З.А. Бибиков верхом на вороной лошади орлово-ростопчинской породы", Москва, Музей коневодства ТСХА;
  • 1855 - "Грузный экипаж с пассажирами тянется в знойный летний день по тяжелой песчаной дороге измученными шестью почтовыми лошадьми" или "Дорожные", Санкт-Петербург, Государственный Русский музей; картина доставила Н.Е. Сверчкову профессорское звание;
  • 1855 - "В метель", Москва, Музей коневодства ТСХА;
  • 1856 - "Тройка серых в санях";
  • 1856 - "Встреча с кавалькадой", частное собрание;
  • 1856 - "Зимняя охота";
  • 1857-1858 - "Эскизы охотника";
  • 1859 - "Рабочая лошадь", Москва, Государственная Третьяковская галерея;
  • 1859 - "Катание детей в коляске (Александр II с детьми)", Ярославский художественный музей;
  • 1859 - "Катание на санях зимой". Карандаш и акварель;
  • 1860-е гг. - "Отдых на охоте", Ярославский художественный музей;
  • 1860-е гг. - "Откуда дровишки", частное собрание;
  • 1860-е гг. - серия картин и рисунков на сюжеты произведений Н.А. Некрасова: "Мороз, Красный нос", "Мужичок с ноготок";
  • 1860 - "Охота на стаю волков с саней" или "В пути", Вологодская областная картинная галерея;
  • 1863 - "Возвращение с медвежьей охоты" с изображением скачки с препятствиями в Ламарше, приобретена Наполеоном III на выставке в Париже;
  • 1863 - "Туманное утро при восходе солнца с охотничьей сценой"; для выставки в Брюсселе;
  • 1863 - "Путник, застигнутый зимней вьюгой";
  • 1863 - "Портрет П.А. Чихачёва верхом на коне во время его путешествия в Турции" или "Всадник в турецком костюме на арабской лошади", Москва, ТСХА;
  • 1864 - "Жители Москвы погоревшему Симбирску";
  • 1864 - "Конюх выводит лошадь из конюшни", Москва, Музей коневодства ТСХА;
  • 1864 - "Волки нагоняют", Витебский художественный музей;
  • 1865 - "Тройка", Санкт-Петербург, Государственный Русский музей;
  • 1865 - "Отдых охотника", Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова;
  • 1865 - "Тройка", акварель, Томский областной художественный музей;
  • 1866 - "Выезд царя Алексея Михайловича на смотр смотр воинства в 1664 г.", Москва, Оружейная палата;
  • 1866 - "Из конюшни", Пензенская областная картинная галерея имени К.А. Савицкого;
  • 1860-1870-е гг. - "Псарь", Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева;
  • 1870-е гг. - "С хворостом", Государственный Литературный музей;
  • 1870 - "Рысистая кобыла Краса на бегу в дрожках", Москва, Музей коневодства ТСХА;
  • 1870 - "Возвращение с охоты", Национальный музей Грузии;
  • 1871 - "Граф А.Г. Орлов-Чесменский в санках на Барсе I", написана на основе гравюры "Барс I" 1852 года, Москва, Музей коневодства ТСХА;
  • 1871 - "Конный портрет маркизы Траверсе", Москва, Музей коневодства ТСХА;
  • 1872 - "Охотник, застигнутый зимней вьюгой", Тульский областной художественный музей;
  • 1872 - "Серая лошадь", Омский областной художественный музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля;
  • 1873 - "Охота на волка", Музей изобразительных искусств Республики Карелия;
  • 1873 - "Охотники в степи", частное собрание;
  • 1874 - "Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы", Москва, Оружейная палата;
  • 1874 - "Приезд на охоту", Львовская государственная картинная галерея;
  • 1875 - "Лошадь с собакой", Государственный музей изобразительных искусств Кыргыстана;
  • 1876 - «Масленица в деревне», доставила художнику медаль на филадельфийской Всемирной выставке;
  • 1878 - "Поезд царя Ивана Грозного на богомолье", Москва, Оружейная палата;
  • 1878 - "Рыжий рысак в беговых санях с седоком", Москва, Музей коневодства ТСХА;
  • 1878 - "Конюшня на постоялом дворе";
  • 1879 - «Переход гвардии через Балканы», Санкт-Петербург, Зимний дворец;
  • 1879 - «Загнанные лошади", Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева;
  • 1880-е гг. - "Портрет императрицы Александры Федоровны";
  • 1881 - "Александр III", Санкт-Петербург, Государственный Русский музей;
  • 1881 - "Охота", Национальный художественный музей Республики Беларусь;
  • 1881 - "Собака", частное собрание;
  • 1881 - "Отъезд помещицы из деревни в город";
  • 1882 - "Портрет госпожи Вахтер";
  • 1883 - "Гуськом", Одесский художественный музей;
  • 1883 - "По великому Сибирскому пути (В ссылку), Государственный художественный музей Алтайского края;
  • 1885 - "Охота на медведя", Витебский художественный музей;
  • 1886 - "Волки", Бурятский республиканский художественный музей имени Ц.С. Сампилова;
  • 1886 - "Охота с борзыми", частное собрание;
  • 1887 - "Холстомер в молодости" и "Холстомер в старости" - две акварели, подаренные Л.Н. Толстому, хранятся в Музее Л.Н. Толстого в Москве;
  • 1888 - "Царь Александр III и кайзер Вильгельм в открытом ландо";
  • 1888 - "Празднике Флора и Лавра в селе";
  • 1888 - "Тройка зимой", Омский областной художественный музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля;
  • 1891 - "Холстомер", Москва, Музей коневодства ТСХА;
  • 1891 - "У кабака зимой", Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева;
  • 1892 - "Кобыла с жеребёнком и убитый ею волк", Москва, Музей коневодства ТСХА;
  • 1894 - "Серый жеребец на рыси", Москва, Музей коневодства ТСХА;
  • 1895 - "Николай I в санях", Дальневосточный художественный музей;
  • 1896 - "Тройка в метель", Москва, Музей коневодства ТСХА;
  • 1896 - "Обезьяны";
  • 1896 - "Попался волк", частное собрание.

[править] Награды

  • Орден Почетного легиона (Франция);
  • Медаль на филадельфийской Всемирной выставке 1876 года.

[править] Литература и ссылки

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле