Росси, Карл Иванович
WKnovich (обсуждение | вклад) (→Постройки в Санкт-Петербурге) |
WKnovich (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | [[File:Rossi.jpg|thumb|300px|Карл Иванович Росси ([[1775]] | + | [[File:Rossi.jpg|thumb|300px|Карл Иванович Росси ([[1775]]—[[1849]]) — российский архитектор, автор известных архитектурных ансамблей в [[Санкт-Петербург]]е, профессор [[Императорская Академия художеств|Императорской Академии художеств]].]] |
− | '''Карл Ива́нович Ро́сси''' (Carlo di Giovanni Rossi; [[1775]], Неаполь — 1849, [[Санкт-Петербург]]) — российский архитектор итальянского происхождения, автор множества зданий и архитектурных ансамблей в [[Санкт-Петербург]]е и его окрестностях, академик архитектуры, профессор [[Императорская Академия художеств|Императорской Академии художеств]]. | + | '''Карл Ива́нович Ро́сси''' (Carlo di Giovanni Rossi; [[1775]], Неаполь — [[1849]], [[Санкт-Петербург]]) — российский архитектор итальянского происхождения, автор множества зданий и архитектурных ансамблей в [[Санкт-Петербург]]е и его окрестностях, академик архитектуры, профессор [[Императорская Академия художеств|Императорской Академии художеств]]. |
== Биография == | == Биография == | ||
Карло ди Джованни (Карл Иванович) Росси родился 18 декабря [[1775]] года в Неаполе. В [[1787]] году Карл вместе с матерью, балериной Гертрудой Росси и отчимом, выдающимся балетным танцором Шарлем Ле Пиком, приехал в [[Санкт-Петербург]], куда его родители были приглашены дирекцией Императорских театров. | Карло ди Джованни (Карл Иванович) Росси родился 18 декабря [[1775]] года в Неаполе. В [[1787]] году Карл вместе с матерью, балериной Гертрудой Росси и отчимом, выдающимся балетным танцором Шарлем Ле Пиком, приехал в [[Санкт-Петербург]], куда его родители были приглашены дирекцией Императорских театров. | ||
− | В [[1788]] году К.И. Росси поступает в немецкую школу [[Петришуле|St.Petri-Schule]]. Во время обучения в школе он знакомится с детьми иностранных художников, архитекторов и других деятелей искусства, приглашенных [[Екатерина II|Екатериной II]] для строительства и украшения [[Санкт-Петербург|Петербурга]]. В [[1795]] году, после окончания школы он поступает на службу в Адмиралтейскую коллегию архитектуры на должность чертёжника. С [[1796]] года Карл Росси становится помощником архитектора Винченцо Бренна на строительстве Михайловского замка. В [[1801]] году Росси получает должность "архитектурного помощника 10 класса". В [[1802]] его направляют в заграничную командировку для завершения образования, и он уезжает на два года в Италию, где получил диплом флорентийской академии. | + | В [[1788]] году К.И. Росси поступает в немецкую школу [[Петришуле|St.Petri-Schule]]. Во время обучения в школе он знакомится с детьми иностранных художников, архитекторов и других деятелей искусства, приглашенных [[Екатерина II|Екатериной II]] для строительства и украшения [[Санкт-Петербург|Петербурга]]. В [[1795]] году, после окончания школы он поступает на службу в Адмиралтейскую коллегию архитектуры на должность чертёжника. С [[1796]] года Карл Росси становится помощником архитектора Винченцо Бренна на строительстве Михайловского замка. В [[1801]] году К.И. Росси получает должность "архитектурного помощника 10 класса". В [[1802]] его направляют в заграничную командировку для завершения образования, и он уезжает на два года в Италию, где получил диплом флорентийской академии. |
В [[1806]] году К.И. Росси становится архитектором Кабинета Его Императорского Величества. Однако сначала он работает не как архитектор, а как художник на фарфоровом и стекольном заводах. | В [[1806]] году К.И. Росси становится архитектором Кабинета Его Императорского Величества. Однако сначала он работает не как архитектор, а как художник на фарфоровом и стекольном заводах. | ||
Строка 11: | Строка 11: | ||
В августе [[1808]] года К.И. Росси командируется в Москву, в Экспедицию кремлёвского строения. Из московских произведений зодчего (неоготическая Екатерининская церковь в Кремле, деревянный театр на Арбатской площади) практически ничего не сохранилось. С [[1809]] года К.И. Росси занимается перестройкой Путевого дворца для [[Екатерина II|Екатерины II]] в Твери. | В августе [[1808]] года К.И. Росси командируется в Москву, в Экспедицию кремлёвского строения. Из московских произведений зодчего (неоготическая Екатерининская церковь в Кремле, деревянный театр на Арбатской площади) практически ничего не сохранилось. С [[1809]] года К.И. Росси занимается перестройкой Путевого дворца для [[Екатерина II|Екатерины II]] в Твери. | ||
− | В [[1815]] году К.И. Росси возвращается в [[Санкт-Петербург]]. В 1816 он назначен членом "Комитета строений и гидравлических работ". К ранним работам К.И. Росси в [[Санкт-Петербург|Петербурге]] и его окрестностях относятся: реконструкция Аничкова дворца (1816); ряд павильонов и библиотека в Павловском дворце ([[1815]] | + | В [[1815]] году К.И. Росси возвращается в [[Санкт-Петербург]]. В [[1816]] он назначен членом "Комитета строений и гидравлических работ". К ранним работам К.И. Росси в [[Санкт-Петербург|Петербурге]] и его окрестностях относятся: реконструкция Аничкова дворца (1816); ряд павильонов и библиотека в Павловском дворце ([[1815]]—[[1822]]); перестройка Елагина дворца, строительство кухонного и конюшенного корпусов, оранжереи и парковых павильонов на Елагином острове ([[1816]]—[[1818]]). |
Однако главной сферой деятельности К.И. Росси в [[Санкт-Петербург]]е стало создание городских архитектурных ансамблей. Во многом благодаря ему [[Санкт-Петербург|Петербург]] приобрёл новое лицо, превратившись в центр великой империи, гордой своими победами над французским императором Наполеоном. | Однако главной сферой деятельности К.И. Росси в [[Санкт-Петербург]]е стало создание городских архитектурных ансамблей. Во многом благодаря ему [[Санкт-Петербург|Петербург]] приобрёл новое лицо, превратившись в центр великой империи, гордой своими победами над французским императором Наполеоном. | ||
− | Выдающееся архитектурное и градостроительное мастерство К.И. Росси воплощено в ансамблях [[Санкт-Петербург]]а: Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью ( | + | Выдающееся архитектурное и градостроительное мастерство К.И. Росси воплощено в ансамблях [[Санкт-Петербург]]а: Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью ([[1819]]—[[1825]]); Дворцовой площади с грандиозным дугообразным зданием Главного Штаба и Триумфальной аркой ([[1819]]—[[1829]]); Сенатской площади со зданиями Сената и Синода ([[1829]]—[[1834]]); площади Островского со зданиями Александринского театра ([[1827]]—[[1832]]), нового корпуса [[РНБ|Российской национальной библиотеки]] и двумя однородными протяжёнными корпусами улицы Зодчего Росси. Проектам К.И. Росси свойственны как гармоническое сочетание архитектурных форм с аллегорической скульптурой, так и новаторские конструктивные приёмы (например, металлические перекрытия в Александринском театре). |
Английский учёный Гренвилль, посетивший [[Петербург]], отметил, что | Английский учёный Гренвилль, посетивший [[Петербург]], отметил, что | ||
Михайловский дворец является безусловным триумфом новейшей архитектуры и не только превосходит | Михайловский дворец является безусловным триумфом новейшей архитектуры и не только превосходит | ||
Строка 24: | Строка 24: | ||
К.И. Росси занимался всем - от прокладки улиц, площадей, оформления фасадов до мельчайших деталей внутренней отделки и меблировки (например, Михайловского дворца). Заслугой К.И. Росси является также и умение организовать работу, забота о своих сотрудниках. | К.И. Росси занимался всем - от прокладки улиц, площадей, оформления фасадов до мельчайших деталей внутренней отделки и меблировки (например, Михайловского дворца). Заслугой К.И. Росси является также и умение организовать работу, забота о своих сотрудниках. | ||
− | В 1822 году [[Императорская Академия художеств|Академия художеств]] приняла архитектора в свои "вольные общники". С конца 1820-х гг. отношения К.И. Росси с правящим окружением [[Николай I|Николая I]] всё более ухудшались, и в 16 июля 1832 года он ушел в отставку, уволившись «...от всех занятий по строениям», отказавшись от руководства строительством зданий Сената и Синода. Одной из последних построек К.И. Росси была колокольня Юрьева монастыря близ Великого Новгорода. | + | В [[1822]] году [[Императорская Академия художеств|Академия художеств]] приняла архитектора в свои "вольные общники". С конца 1820-х гг. отношения К.И. Росси с правящим окружением [[Николай I|Николая I]] всё более ухудшались, и в 16 июля [[1832]] года он ушел в отставку, уволившись «...от всех занятий по строениям», отказавшись от руководства строительством зданий Сената и Синода. Одной из последних построек К.И. Росси была колокольня Юрьева монастыря близ Великого Новгорода. |
− | Карл Иванович Росси скончался 6(18) апреля 1849 года в [[Санкт-Петербург]]е от холеры, свирепствовавшей тогда в городе. Был похоронен на Волковском лютеранском кладбище. Перезахоронен в 1940 году в некрополе Александро-Невской лавры. | + | Карл Иванович Росси скончался 6(18) апреля [[1849]] года в [[Санкт-Петербург]]е от холеры, свирепствовавшей тогда в городе. Был похоронен на Волковском лютеранском кладбище. Перезахоронен в [[1940]] году в некрополе Александро-Невской лавры. |
== Адреса в [[Санкт-Петербург]]е == | == Адреса в [[Санкт-Петербург]]е == | ||
− | * 1838 год — Итальянская улица, 11; | + | * [[1838]] год — Итальянская улица, 11; |
− | * 1849 год — доходный дом Клокачёва — набережная реки Фонтанки, 185. | + | * [[1849]] год — доходный дом Клокачёва — набережная реки Фонтанки, 185. |
[[Файл:Hermitage from inside.jpg|thumb|300px|right|Здание Главного штаба на Дворцовой площади в [[Санкт-Петербург]]е.]] | [[Файл:Hermitage from inside.jpg|thumb|300px|right|Здание Главного штаба на Дворцовой площади в [[Санкт-Петербург]]е.]] | ||
[[Файл:RossiStreet.jpg|thumb|300px|right|Улица Зодчего Росси в [[Санкт-Петербург]]е.]] | [[Файл:RossiStreet.jpg|thumb|300px|right|Улица Зодчего Росси в [[Санкт-Петербург]]е.]] | ||
== Постройки в [[Санкт-Петербург]]е == | == Постройки в [[Санкт-Петербург]]е == | ||
− | * Реконструкция Аничкова дворца (1816); | + | * Реконструкция Аничкова дворца ([[1816]]); |
− | * Ряд павильонов в Павловске и библиотека в Павловском дворце ([[1815]] | + | * Ряд павильонов в Павловске и библиотека в Павловском дворце ([[1815]]—[[1822]]); |
− | * Елагин дворец с оранжереей и павильонами на Елагином острове ( | + | * Елагин дворец с оранжереей и павильонами на Елагином острове ([[1816]]—[[1818]]); |
− | * Ансамбль Михайловского дворца (ныне Русский музей) с прилегающими к нему садом и Михайловской площадью (ныне пл. Искусств) ( | + | * Ансамбль Михайловского дворца (ныне Русский музей) с прилегающими к нему садом и Михайловской площадью (ныне пл. Искусств) ([[1819]]—[[1825]]); |
− | * Ансамбль Дворцовой площади со зданием Главного Штаба и Триумфальной аркой ( | + | * Ансамбль Дворцовой площади со зданием Главного Штаба и Триумфальной аркой ([[1819]]—[[1829]]); |
− | * Ансамбль Сенатской площади со зданиями Сената и Синода ( | + | * Ансамбль Сенатской площади со зданиями Сената и Синода ([[1829]]—[[1834]]); |
− | * Ансамбль площади Островского (бывшей Александринской) со зданиями Александринского театра, нового корпуса Российской национальной библиотеки (бывшей Императорской публичной библиотеки) и двумя однородными протяжёнными корпусами улицы Зодчего Росси (бывшей Театральной) ( | + | * Ансамбль площади Островского (бывшей Александринской) со зданиями Александринского театра, нового корпуса Российской национальной библиотеки (бывшей Императорской публичной библиотеки) и двумя однородными протяжёнными корпусами улицы Зодчего Росси (бывшей Театральной) ([[1827]]—[[1832]]). |
== Постройки в других городах == | == Постройки в других городах == | ||
− | * Екатерининская церковь в Московском Кремле ([[1808]]) | + | * Екатерининская церковь в Московском Кремле ([[1808]]); |
− | * Перестройка Путевого дворца [[Екатерина II|Екатерины II]] в Твери ([[1809]]) | + | * Перестройка Путевого дворца [[Екатерина II|Екатерины II]] в Твери ([[1809]]); |
− | * Колокольня Юрьева монастыря близ Великого Новгорода (1841) | + | * Колокольня Юрьева монастыря близ Великого Новгорода ([[1841]]) |
− | === По проектам Росси === | + | === По проектам К.И. Росси построены === |
− | * Павильон Росси в Павловске - памятник Марии Фёдоровне (жене [[Павел I|Павла I]]), 1913, архитектор [[Шмидт, Карл Карлович|К. К. Шмидт]], скульптор В. А. Беклемишев. По проекту 1816 года | + | * Павильон Росси в Павловске - памятник Марии Фёдоровне (жене [[Павел I|Павла I]]), [[1913]], архитектор [[Шмидт, Карл Карлович|К. К. Шмидт]], скульптор В. А. Беклемишев. По проекту [[1816]] года. |
== Литература == | == Литература == | ||
− | * ''Вейнерт Н.'' К.И. Росси. {{М.}}-{{Л.}}: Искусство, 1939. | + | * ''Вейнерт Н.'' К.И. Росси. {{М.}}-{{Л.}}: Искусство, [[1939]]. |
− | * ''Гримм Г. Г.'' Ансамбли Росси. Площадь искусств и площадь Островского. {{М.}}-{{Л.}}: Искусство, 1946. | + | * ''Гримм Г. Г.'' Ансамбли Росси. Площадь искусств и площадь Островского. {{М.}}-{{Л.}}: Искусство, [[1946]]. |
* ''Жилинский Я.'' Здание Главного штаба. Исторический очерк. {{СПб.}}, [[1892]]. | * ''Жилинский Я.'' Здание Главного штаба. Исторический очерк. {{СПб.}}, [[1892]]. | ||
* ''Пилявский В. И.'' Зодчий Росси. {{М.}}-{{Л.}}: ГИАиГ, 1951. | * ''Пилявский В. И.'' Зодчий Росси. {{М.}}-{{Л.}}: ГИАиГ, 1951. | ||
Строка 76: | Строка 76: | ||
[[Категория:Ученики Петришуле]] | [[Категория:Ученики Петришуле]] | ||
[[Категория:Поступившие в Петришуле в 1788 году]] | [[Категория:Поступившие в Петришуле в 1788 году]] | ||
+ | [[Категория:Поступившие в Петришуле в XVIII веке]] |
Версия 15:04, 25 февраля 2014
Карл Ива́нович Ро́сси (Carlo di Giovanni Rossi; 1775, Неаполь — 1849, Санкт-Петербург) — российский архитектор итальянского происхождения, автор множества зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях, академик архитектуры, профессор Императорской Академии художеств.
Содержание |
Биография
Карло ди Джованни (Карл Иванович) Росси родился 18 декабря 1775 года в Неаполе. В 1787 году Карл вместе с матерью, балериной Гертрудой Росси и отчимом, выдающимся балетным танцором Шарлем Ле Пиком, приехал в Санкт-Петербург, куда его родители были приглашены дирекцией Императорских театров.
В 1788 году К.И. Росси поступает в немецкую школу St.Petri-Schule. Во время обучения в школе он знакомится с детьми иностранных художников, архитекторов и других деятелей искусства, приглашенных Екатериной II для строительства и украшения Петербурга. В 1795 году, после окончания школы он поступает на службу в Адмиралтейскую коллегию архитектуры на должность чертёжника. С 1796 года Карл Росси становится помощником архитектора Винченцо Бренна на строительстве Михайловского замка. В 1801 году К.И. Росси получает должность "архитектурного помощника 10 класса". В 1802 его направляют в заграничную командировку для завершения образования, и он уезжает на два года в Италию, где получил диплом флорентийской академии.
В 1806 году К.И. Росси становится архитектором Кабинета Его Императорского Величества. Однако сначала он работает не как архитектор, а как художник на фарфоровом и стекольном заводах.
В августе 1808 года К.И. Росси командируется в Москву, в Экспедицию кремлёвского строения. Из московских произведений зодчего (неоготическая Екатерининская церковь в Кремле, деревянный театр на Арбатской площади) практически ничего не сохранилось. С 1809 года К.И. Росси занимается перестройкой Путевого дворца для Екатерины II в Твери.
В 1815 году К.И. Росси возвращается в Санкт-Петербург. В 1816 он назначен членом "Комитета строений и гидравлических работ". К ранним работам К.И. Росси в Петербурге и его окрестностях относятся: реконструкция Аничкова дворца (1816); ряд павильонов и библиотека в Павловском дворце (1815—1822); перестройка Елагина дворца, строительство кухонного и конюшенного корпусов, оранжереи и парковых павильонов на Елагином острове (1816—1818).
Однако главной сферой деятельности К.И. Росси в Санкт-Петербурге стало создание городских архитектурных ансамблей. Во многом благодаря ему Петербург приобрёл новое лицо, превратившись в центр великой империи, гордой своими победами над французским императором Наполеоном.
Выдающееся архитектурное и градостроительное мастерство К.И. Росси воплощено в ансамблях Санкт-Петербурга: Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819—1825); Дворцовой площади с грандиозным дугообразным зданием Главного Штаба и Триумфальной аркой (1819—1829); Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (1829—1834); площади Островского со зданиями Александринского театра (1827—1832), нового корпуса Российской национальной библиотеки и двумя однородными протяжёнными корпусами улицы Зодчего Росси. Проектам К.И. Росси свойственны как гармоническое сочетание архитектурных форм с аллегорической скульптурой, так и новаторские конструктивные приёмы (например, металлические перекрытия в Александринском театре). Английский учёный Гренвилль, посетивший Петербург, отметил, что
Михайловский дворец является безусловным триумфом новейшей архитектуры и не только превосходит всё виденное в Тюильри и других королевских дворцах континента, но является положительно единственным в своём роде.
По проекту К.И. Росси была создана и оформлена Суворовская площадь, раскрытая к Неве - сюда был перенесён памятник Суворову, выполненный скульптором М.И. Козловским и ранее находившийся на другой стороне Марсова поля у реки Мойки. По предложению К.И. Росси Румянцевский обелиск работы Бренна с Марсова поля был перенесён на Васильевский остров, в сквер около Академии художеств - Соловьёвский садик.
К.И. Росси занимался всем - от прокладки улиц, площадей, оформления фасадов до мельчайших деталей внутренней отделки и меблировки (например, Михайловского дворца). Заслугой К.И. Росси является также и умение организовать работу, забота о своих сотрудниках.
В 1822 году Академия художеств приняла архитектора в свои "вольные общники". С конца 1820-х гг. отношения К.И. Росси с правящим окружением Николая I всё более ухудшались, и в 16 июля 1832 года он ушел в отставку, уволившись «...от всех занятий по строениям», отказавшись от руководства строительством зданий Сената и Синода. Одной из последних построек К.И. Росси была колокольня Юрьева монастыря близ Великого Новгорода.
Карл Иванович Росси скончался 6(18) апреля 1849 года в Санкт-Петербурге от холеры, свирепствовавшей тогда в городе. Был похоронен на Волковском лютеранском кладбище. Перезахоронен в 1940 году в некрополе Александро-Невской лавры.
Адреса в Санкт-Петербурге
- 1838 год — Итальянская улица, 11;
- 1849 год — доходный дом Клокачёва — набережная реки Фонтанки, 185.
Постройки в Санкт-Петербурге
- Реконструкция Аничкова дворца (1816);
- Ряд павильонов в Павловске и библиотека в Павловском дворце (1815—1822);
- Елагин дворец с оранжереей и павильонами на Елагином острове (1816—1818);
- Ансамбль Михайловского дворца (ныне Русский музей) с прилегающими к нему садом и Михайловской площадью (ныне пл. Искусств) (1819—1825);
- Ансамбль Дворцовой площади со зданием Главного Штаба и Триумфальной аркой (1819—1829);
- Ансамбль Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (1829—1834);
- Ансамбль площади Островского (бывшей Александринской) со зданиями Александринского театра, нового корпуса Российской национальной библиотеки (бывшей Императорской публичной библиотеки) и двумя однородными протяжёнными корпусами улицы Зодчего Росси (бывшей Театральной) (1827—1832).
Постройки в других городах
- Екатерининская церковь в Московском Кремле (1808);
- Перестройка Путевого дворца Екатерины II в Твери (1809);
- Колокольня Юрьева монастыря близ Великого Новгорода (1841)
По проектам К.И. Росси построены
- Павильон Росси в Павловске - памятник Марии Фёдоровне (жене Павла I), 1913, архитектор К. К. Шмидт, скульптор В. А. Беклемишев. По проекту 1816 года.
Литература
- Вейнерт Н. К.И. Росси. М.-Л.: Искусство, 1939.
- Гримм Г. Г. Ансамбли Росси. Площадь искусств и площадь Островского. М.-Л.: Искусство, 1946.
- Жилинский Я. Здание Главного штаба. Исторический очерк. СПб., 1892.
- Пилявский В. И. Зодчий Росси. М.-Л.: ГИАиГ, 1951.
- Бартенев И.А. Зодчие и строители Ленинграда. Л., 1963.
- Росси, Карл Иванович (1775—1849). Каталог архитектурных чертежей и проектов предметов прикладного искусства. К 200-летию со дня рождения. Л., 1975.
- Тарановская М. З. Карл Росси. Архитектор. Градостроитель. Художник. Л.: Стройиздат, 1980.
- Карпова Е. В., Кузнецов С. О. Исчезнувшие интерьеры Строгановского дворца // Памятники культуры. Новые открытия. 1999. М., 2000, С.480-492 (о работе К.И. Росси в Строгановском дворце).
- Турчин В. С. Александр I и неоклассицизм в России. Стиль империи или империя как стиль. М.: Жираф, 2001.
- Шуйский В. К. Карло Росси. СПб.: Стройиздат, 2001.
- Кириков, Борис Михайлович Архитектурные памятники Санкт-Петербурга. — 2-е изд. — СПб.: Издательский дом Коло, 2007. — 384 с.
30px | Росси, Карл Иванович на Викискладе? |
---|
Примечания
См. также: Поступившие в Петришуле в 1788 году
Ссылки
- 200 лет со дня рождения К. И. Росси 1775—1975 Серия спичечных этикеток к 200-летнему юбилею