Росси, Карл Иванович

Материал из ALLPETRISCHULE
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Адреса в Санкт-Петербурге)
м (Биография)
 
(не показана 31 промежуточная версия 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
[[File:Rossi.jpg|thumb|300px|Карл Иванович Росси (1775—1849) — российский архитектор, автор известных архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге профессор Императорской Академии художеств.]]
+
[[Файл:Carlo di Giovanni Rossi.jpg|thumb|280px|Карл Иванович Росси''' ([[1779]] (?) - [[1849]]) — российский архитектор, автор множества зданий и архитектурных ансамблей в [[Санкт-Петербург]]е.]]
'''Карл Ива́нович Ро́сси''' ({{lang-it|Carlo di Giovanni Rossi}}; [[1775]]—[[1849]]) — российский архитектор итальянского происхождения, автор множества зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях, академик архитектуры, профессор Императорской Академии художеств.
+
'''Карл Ива́нович Ро́сси''' (Carlo di Giovanni Rossi; [[1779]] (?), Неаполь — [[1849]], [[Санкт-Петербург]]) — российский архитектор итальянского происхождения, автор множества зданий и архитектурных ансамблей в [[Санкт-Петербург]]е и его окрестностях, академик архитектуры, профессор [[Императорская Академия художеств|Императорской Академии художеств]].
  
 
== Биография ==
 
== Биография ==
Карло ди Джованни (Карл Иванович) Росси родился 18 декабря 1779 года в Неаполе. В 1787 году Карл вместе с матерью, балериной Гертрудой Росси и отчимом, выдающимся балетным танцором Шарлем Ле Пиком, приехал в Санкт-Петербург, куда его родители были приглашены дирекцией Императорских театров.
+
Известно, что в [[1787]] году Карл Росси вместе с матерью, балериной Гертрудой Росси и отчимом, выдающимся балетным танцором Шарлем Ле Пиком, приехали в Санкт-Петербург, где его родители были приняты в состав балетной труппы Императорских театров.  
 +
Согласно школьному архиву, осенью 1788 года Карло ди Джованни Росси (нем. ''Charles Rossi'') - сын балетмейстера родом из Неаполя, был принят в 1 класс [[Петришуле]] в возрасте 10-и лет. 
  
В [[1788]] году Росси поступает в немецкую школу [[Петришуле|St.Petri-Schule]]. Во время обучения в школе он знакомится с детьми иностранных художников, архитекторов и других деятелей исскуства, приглашенных [[Екатерина II|Екатериной II]] для строительства и украшения Петербурга. В 1795 году после окончания школы он поступает на службу в Адмиралтейскую коллегию архитектуры на должность чертёжника. С [[1796]] года Карл Росси становится помощником архитектора Винченцо Бренна на строительстве Михайловского замка. В [[1801]] году Росси получает чин "архитектурного помощника 10 класса". В 1802 его направляют в заграничную командировку для завершения образования, и он уезжает на два года в Италию.
+
Во время обучения в школе он знакомится со многими детьми известных иностранных художников, архитекторов и других деятелей искусства, приглашенных [[Екатерина II|Екатериной II]] для строительства и украшения [[Санкт-Петербург|Петербурга]], что помогает ему в дальнейшей карьере. В [[1795]] году, после окончания школы он поступает на службу в Адмиралтейскую коллегию архитектуры на должность чертёжника. С [[1796]] года Карл Росси становится помощником архитектора Винченцо Бренна, итальянского архитектора, приглашенного для строительства Михайловского замка. В [[1801]] году К.И. Росси получает должность "архитектурного помощника" в статусе чиновника 10 класса по петровскому "Табелю о рангах". В [[1802]] он был направлен на два года в Италию для завершения образованият, где получил диплом архитентора флорентийской академии в [[1804]] году.
  
В [[1806]] году Росси становится архитектором Кабинета Его Императорского Величества. Однако сначала он работает не как архитектор, а как художник на фарфоровом и стеклянном заводе. В августе 1808 года Росси командируется в Москву, в Экспедицию кремлёвского строения. Из московских произведений зодчего (неоготическая Екатерининская церковь в Кремле, деревянный театр на Арбатской площади) практически ничего не сохранилось. В 1809 году Росси занимается перестройкой Путевого дворца для [[Екатерина II|Екатерины II]] в Твери.
+
В [[1806]] году К.И. Росси становится архитектором Кабинета Его Императорского Величества. Однако сначала он работает как художник по фарфору и стеклу на Императорском фарфоровом и Императорском стекольном заводах.  
  
В 1815 году Росси возвращается в Санкт-Петербург. В 1816 он назначен членом Комитета строений и гидравлических работ. К ранним работам Росси в Петербурге и его окрестностях относятся реконструкция Аничкова дворца (1816), ряд павильонов и библиотека в Павловском дворце (1815—1822), Елагин дворец с оранжереей и павильонами (1816—1818).
+
В августе [[1808]] года К.И. Росси командируется в Москву, в Экспедицию Кремлёвского строения. Из московских произведений зодчего - неоготическая Екатерининская церковь в Кремле и театр на Арбатской площади, практически ничего не сохранилось. С [[1809]] года К.И. Росси занимается перестройкой Путевого дворца для [[Екатерина II|Екатерины II]] в Твери.
  
Главной сферой деятельности Росси стало создание городских архитектурных ансамблей. Во многом благодаря ему Петербург приобрёл новое лицо, превратившись в центр великой империи, гордой своими победами над французским императором Наполеоном. Проектам Росси свойственны как гармоническое сочетание архитектурных форм с аллегорической скульптурой, так и новаторские конструктивные приёмы (например, металлические перекрытия).
+
В [[1815]] году К.И. Росси возвращается в [[Санкт-Петербург]]. В [[1816]] он назначен членом "Комитета строений и гидравлических работ". К ранним работам К.И. Росси в [[Санкт-Петербург|Петербурге]] и его окрестностях относятся: реконструкция Аничкова дворца (1816); ряд павильонов и библиотека в Павловском дворце ([[1815]]—[[1822]]); перестройка Елагина дворца, строительство кухонного и конюшенного корпусов, оранжереи и парковых павильонов на Елагином острове ([[1816]]—[[1818]]).
  
Выдающееся архитектурное и градостроительное мастерство Росси воплощено в ансамблях Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819—1825), Дворцовой площади с грандиозным дугообразным зданием Главного Штаба и Триумфальной аркой (1819—1829), Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (1829—1834), площади Островского (Александринской) со зданиями  Александринского театра (1827—1832), нового корпуса Российской национальной библиотеки (Императорской публичной библиотеки) и двумя однородными протяжёнными корпусами улицы зодчего Росси (Театральной).
+
Однако главной сферой деятельности К.И. Росси в [[Санкт-Петербург]]е стало создание городских архитектурных ансамблей. Во многом благодаря ему [[Санкт-Петербург|Петербург]] приобрёл новое лицо, превратившись в центр великой империи, гордой своими победами над французским императором Наполеоном.  
  
Вступив в конфликтные отношения с императорским двором [[Николай I|Николая I]], Росси в 1832 ушел в отставку, уволившись «...от всех занятий по строениям». Одной из последних построек Росси была колокольня Юрьева монастыря близ Великого Новгорода.
+
Выдающееся архитектурное и градостроительное мастерство К.И. Росси воплощено в ансамблях [[Санкт-Петербург]]а: Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью ([[1819]]—[[1825]]); Дворцовой площади с грандиозным дугообразным зданием Главного Штаба и Триумфальной аркой ([[1819]]—[[1829]]); Сенатской площади со зданиями Сената и Синода ([[1829]]—[[1834]]); площади Островского со зданиями  Александринского театра ([[1827]]—[[1832]]), нового корпуса [[РНБ|Российской национальной библиотеки]] и двумя однородными протяжёнными корпусами улицы Зодчего Росси. Проектам К.И. Росси свойственны как гармоническое сочетание архитектурных форм с аллегорической скульптурой, так и новаторские конструктивные приёмы (например, металлические перекрытия в Александринском театре).
  
Архитектор умер 6 (18) апреля [[1849]] года в [[Санкт-Петербург]]е. Был похоронен на Волковом лютеранском кладбище. Перезахоронен в некрополе Александро-Невской лавры.
+
Английский врач и путешественник Аугустус Боцци Гранвилль ([[1783]]-[[1872]]), посетивший [[Петербург]] в [[1827]] году, отметил в своих путевых записях:
  
== Адреса в Санкт-Петербурге ==
+
<I>
* 1838 год — Итальянская улица, 11;
+
"...Михайловский дворец является безусловным триумфом новейшей архитектуры и не только превосходит всё виденное в Тюильри и других королевских дворцах континента, но является положительно единственным в своём роде."
* 1849 год — доходный дом Клокачёва — набережная реки Фонтанки, 185.
+
</I>
[[Файл:Hermitage from inside.jpg|thumb|300px|right|[[Здание Главного штаба]] на Дворцовой площади]]
+
[[Файл:RossiStreet.jpg|thumb|300px|right|[[Улица Зодчего Росси|Улица зодчего Росси]]]]
+
  
== Постройки ==
+
По проекту К.И. Росси была создана и оформлена Суворовская площадь, раскрытая к Неве - сюда был перенесён памятник Суворову, выполненный скульптором М.И. Козловским и ранее находившийся на другой стороне Марсова поля у реки Мойки. По предложению К.И. Росси Румянцевский обелиск работы Бренна с Марсова поля  был перенесён на Васильевский остров, в сквер около [[Императорская Академия художеств|Академии художеств]] - Соловьёвский садик.
* Екатерининская церковь в [[Московский Кремль|Кремле]] (1808)
+
* Перестройка [[Путевой дворец (Тверь)|Путевого дворца]] [[Екатерина II|Екатерины II]] в [[Тверь|Твери]] (1809)
+
* Реконструкция [[Аничков дворец|Аничкова дворца]] (1816)
+
* Ряд павильонов и библиотека в [[Павловск (Санкт-Петербург)|Павловском дворце]] (1815—1822)
+
* [[Елагин дворец]] с оранжереей и павильонами (1816—1818)
+
* Ансамбль [[Михайловский дворец|Михайловского дворца]] с прилегающими к нему садом и площадью (1819—1825)
+
* Ансамбль [[Дворцовая площадь (Санкт-Петербург)|Дворцовой площади]] со [[Здание Главного штаба (Санкт-Петербург)|зданием Главного Штаба]] и триумфальной аркой (1819—1829)
+
* Ансамбль [[Сенатская площадь (Санкт-Петербург)|Сенатской площади]] со [[Здание Сената и Синода|зданиями Сената и Синода]] (1829—1834)
+
* Ансамбль [[Площадь Островского (Санкт-Петербург)|Александринской площади]] со зданиями [[здание Александринского театра|Александринского театра]], нового корпуса [[Российская национальная библиотека (комплекс зданий на Невском проспекте)|Императорской публичной библиотеки]] и двумя однородными протяжёнными корпусами Театральной улицы (ныне [[улица зодчего Росси]]) (1827—1832)
+
* Колокольня [[Юрьев монастырь|Юрьева монастыря]] (1841)
+
=== По проектам Росси ===
+
* 1913. Павильон Росси в Павловске (памятник [[Мария Фёдоровна (жена Павла I)|Марии Федоровне]]). Архитектор [[Шмидт, Карл Карлович|К. К. Шмидт]], скульптор [[Беклемишев, Владимир Александрович|В. А. Беклемишев]]. По проекту 1816 года
+
  
== Литература ==
+
К.И. Росси занимался всем - от прокладки улиц, площадей, оформления фасадов до мельчайших деталей внутренней отделки и меблировки (например, Михайловского дворца). Заслугой К.И. Росси является также и умение организовать работу, забота о своих сотрудниках.
* ''Вейнерт Н.'' Росси. М.-Л.: Искусство, 1939.
+
* ''Гримм Г. Г.'' Ансамбли Росси. Площадь искусств и площадь Островского. М.-Л.: Искусство, 1946.
+
* ''Жилинский Я.'' Здание Главного штаба. Исторический очерк. СПб., 1892.
+
* ''Пилявский В. И.'' Зодчий Росси. М.-Л.: ГИАиГ, 1951.
+
* Росси, Карл Иванович (1775—1849). Каталог архитектурных чертежей и проектов предметов прикладного искусства. К 200-летию со дня рождения. Л., 1975.
+
* Тарановская М. З. ''Карл Росси. Архитектор. Градостроитель. Художник.'' Л.: Стройиздат, 1980.
+
* ''Карпова Е. В., Кузнецов С. О.'' Исчезнувшие интерьеры Строгановского дворца // Памятники культуры. Новые открытия. 1999. М., 2000, С.480-492 [о работе Росси в Строгановском дворце].
+
* ''Турчин В. С.'' Александр I и неоклассицизм в России. Стиль империи или империя как стиль. М.: Жираф, 2001.
+
* ''Шуйский В. К.'' Карло Росси. СПб.: Стройиздат, 2001.
+
* {{Книга|автор=Кириков, Борис Михайлович|Кириков Б. М.|заглавие=Архитектурные памятники Санкт-Петербурга|издание=2-е изд|место=СПб.|издательство=[[Издательский дом «Коло»|Коло]]|год=2007||страниц=384}}
+
{{commonscat|Carlo Rossi}}
+
  
== Примечания ==
+
В [[1822]] году [[Императорская Академия художеств|Академия художеств]] приняла архитектора в свои "вольные общники". С конца 1820-х гг. отношения К.И. Росси с правящим окружением [[Николай I|Николая I]] всё более ухудшались, и в 16 июля [[1832]] года он ушел в отставку, уволившись «...от всех занятий по строениям», отказавшись от руководства строительством зданий Сената и Синода. Одной из последних построек К.И. Росси была колокольня Юрьева монастыря близ Великого Новгорода.
См. также: [[Поступившие в Петришуле в 1788 году]]
+
 
 +
Карл Иванович Росси скончался 6(18) апреля [[1849]] года в [[Санкт-Петербург]]е от холеры, свирепствовавшей тогда в городе. Был похоронен на Волковском лютеранском кладбище. Перезахоронен в [[1940]] году в некрополе Александро-Невской лавры.
 +
 
 +
== Адреса в [[Санкт-Петербург]]е ==
 +
* [[1838]] год — Итальянская улица, 11;
 +
* [[1849]] год — доходный дом Клокачёва — набережная реки Фонтанки, 185.
 +
 
 +
== Постройки в [[Санкт-Петербург]]е ==
 +
* Реконструкция Аничкова дворца ([[1816]]);
 +
* Ряд павильонов в Павловске и библиотека в Павловском дворце ([[1815]]—[[1822]]);
 +
* Елагин дворец с оранжереей и павильонами на Елагином острове ([[1816]]—[[1818]]);
 +
* Ансамбль Михайловского дворца (ныне Русский музей) с прилегающими к нему садом и Михайловской площадью (ныне пл. Искусств) ([[1819]]—[[1825]]);
 +
* Ансамбль Дворцовой площади со зданием Главного Штаба и Триумфальной аркой ([[1819]]—[[1829]]);
 +
* Дом Жако П.П., - Искусств пл., 5 / Итальянская ул., 4, [[1831]]. Памятник архитектуры регионального значения;
 +
* Ансамбль площади Островского (бывшей Александринской) со зданиями Александринского театра, нового корпуса [[РНБ|Российской национальной библиотеки]] (бывшей Императорской публичной библиотеки) и двумя однородными протяжёнными корпусами улицы Зодчего Росси (бывшей Театральной) ([[1827]]—[[1832]]).
 +
* Ансамбль Сенатской площади со зданиями Сената и Синода ([[1829]]—[[1834]]).
 +
 
 +
== Постройки в других городах ==
 +
* Екатерининская церковь в Московском Кремле ([[1808]]);
 +
* Перестройка Путевого дворца [[Екатерина II|Екатерины II]] в Твери ([[1809]]);
 +
* Колокольня Юрьева монастыря близ Великого Новгорода ([[1841]])
 +
=== По проектам К.И. Росси построены ===
 +
* Павильон Росси в Павловске - памятник Марии Фёдоровне (жене [[Павел I|Павла I]]), [[1913]], архитектор [[Шмидт, Карл Карлович|К. К. Шмидт]], скульптор В. А. Беклемишев. По проекту [[1816]] года.
 +
 
 +
== Литература ==
 +
* ''Вейнерт Н.'' К.И. Росси. {{М.}}-{{Л.}}: Искусство, [[1939]].
 +
* ''Гримм Г. Г.'' Ансамбли Росси. Площадь искусств и площадь Островского. {{М.}}-{{Л.}}: Искусство, [[1946]].
 +
* ''Жилинский Я.'' Здание Главного штаба. Исторический очерк. {{СПб.}}, [[1892]].
 +
* ''Пилявский В. И.'' Зодчий Росси. {{М.}}-{{Л.}}: ГИАиГ, [[1951]].
 +
* ''Бартенев И.А.'' Зодчие и строители [[Ленинград]]а. {{Л.}}, 1963.
 +
* Росси, Карл Иванович ([[1775]]—[[1849]]). Каталог архитектурных чертежей и проектов предметов прикладного искусства. К 200-летию со дня рождения. {{Л.}}, 1975.
 +
* Тарановская М. З. ''Карл Росси. Архитектор. Градостроитель. Художник.'' {{Л.}}: Стройиздат, 1980.
 +
* ''Карпова Е. В., Кузнецов С. О.'' Исчезнувшие интерьеры Строгановского дворца // Памятники культуры. Новые открытия. 1999. {{М.}}, 2000, С.480-492 (о работе К.И. Росси в Строгановском дворце).
 +
* ''Турчин В. С.'' [[Александр I]] и неоклассицизм в [[Россия|России]]. Стиль империи или империя как стиль. {{М.}}: Жираф, 2001.
 +
* ''Шуйский В. К.'' Карло Росси. {{СПб.}}: Стройиздат, 2001.
  
 
== Ссылки ==
 
== Ссылки ==
Строка 61: Строка 71:
 
[[Категория:Все статьи]]
 
[[Категория:Все статьи]]
 
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
 
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
[[Категория:Петришуле]]
 
 
[[Категория:Архитекторы]]
 
[[Категория:Архитекторы]]
 
[[Категория:Ученики Петришуле]]
 
[[Категория:Ученики Петришуле]]
[[Категория:Поступившие в Петришуле с 1709 по 1862 год]]
+
[[Категория:Поступившие в Петришуле в 1788 году]]
 +
[[Категория:Поступившие в Петришуле в XVIII веке]]
 +
[[Категория:Закончившие Петришуле в XVIII веке]]
 +
[[Категория:Закончившие Петришуле в 1795 году]]

Текущая версия на 02:21, 19 августа 2019

Карл Иванович Росси (1779 (?) - 1849) — российский архитектор, автор множества зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге.

Карл Ива́нович Ро́сси (Carlo di Giovanni Rossi; 1779 (?), Неаполь — 1849, Санкт-Петербург) — российский архитектор итальянского происхождения, автор множества зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях, академик архитектуры, профессор Императорской Академии художеств.

Содержание

[править] Биография

Известно, что в 1787 году Карл Росси вместе с матерью, балериной Гертрудой Росси и отчимом, выдающимся балетным танцором Шарлем Ле Пиком, приехали в Санкт-Петербург, где его родители были приняты в состав балетной труппы Императорских театров. Согласно школьному архиву, осенью 1788 года Карло ди Джованни Росси (нем. Charles Rossi) - сын балетмейстера родом из Неаполя, был принят в 1 класс Петришуле в возрасте 10-и лет.

Во время обучения в школе он знакомится со многими детьми известных иностранных художников, архитекторов и других деятелей искусства, приглашенных Екатериной II для строительства и украшения Петербурга, что помогает ему в дальнейшей карьере. В 1795 году, после окончания школы он поступает на службу в Адмиралтейскую коллегию архитектуры на должность чертёжника. С 1796 года Карл Росси становится помощником архитектора Винченцо Бренна, итальянского архитектора, приглашенного для строительства Михайловского замка. В 1801 году К.И. Росси получает должность "архитектурного помощника" в статусе чиновника 10 класса по петровскому "Табелю о рангах". В 1802 он был направлен на два года в Италию для завершения образованият, где получил диплом архитентора флорентийской академии в 1804 году.

В 1806 году К.И. Росси становится архитектором Кабинета Его Императорского Величества. Однако сначала он работает как художник по фарфору и стеклу на Императорском фарфоровом и Императорском стекольном заводах.

В августе 1808 года К.И. Росси командируется в Москву, в Экспедицию Кремлёвского строения. Из московских произведений зодчего - неоготическая Екатерининская церковь в Кремле и театр на Арбатской площади, практически ничего не сохранилось. С 1809 года К.И. Росси занимается перестройкой Путевого дворца для Екатерины II в Твери.

В 1815 году К.И. Росси возвращается в Санкт-Петербург. В 1816 он назначен членом "Комитета строений и гидравлических работ". К ранним работам К.И. Росси в Петербурге и его окрестностях относятся: реконструкция Аничкова дворца (1816); ряд павильонов и библиотека в Павловском дворце (18151822); перестройка Елагина дворца, строительство кухонного и конюшенного корпусов, оранжереи и парковых павильонов на Елагином острове (18161818).

Однако главной сферой деятельности К.И. Росси в Санкт-Петербурге стало создание городских архитектурных ансамблей. Во многом благодаря ему Петербург приобрёл новое лицо, превратившись в центр великой империи, гордой своими победами над французским императором Наполеоном.

Выдающееся архитектурное и градостроительное мастерство К.И. Росси воплощено в ансамблях Санкт-Петербурга: Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (18191825); Дворцовой площади с грандиозным дугообразным зданием Главного Штаба и Триумфальной аркой (18191829); Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (18291834); площади Островского со зданиями Александринского театра (18271832), нового корпуса Российской национальной библиотеки и двумя однородными протяжёнными корпусами улицы Зодчего Росси. Проектам К.И. Росси свойственны как гармоническое сочетание архитектурных форм с аллегорической скульптурой, так и новаторские конструктивные приёмы (например, металлические перекрытия в Александринском театре).

Английский врач и путешественник Аугустус Боцци Гранвилль (1783-1872), посетивший Петербург в 1827 году, отметил в своих путевых записях:

"...Михайловский дворец является безусловным триумфом новейшей архитектуры и не только превосходит всё виденное в Тюильри и других королевских дворцах континента, но является положительно единственным в своём роде."

По проекту К.И. Росси была создана и оформлена Суворовская площадь, раскрытая к Неве - сюда был перенесён памятник Суворову, выполненный скульптором М.И. Козловским и ранее находившийся на другой стороне Марсова поля у реки Мойки. По предложению К.И. Росси Румянцевский обелиск работы Бренна с Марсова поля был перенесён на Васильевский остров, в сквер около Академии художеств - Соловьёвский садик.

К.И. Росси занимался всем - от прокладки улиц, площадей, оформления фасадов до мельчайших деталей внутренней отделки и меблировки (например, Михайловского дворца). Заслугой К.И. Росси является также и умение организовать работу, забота о своих сотрудниках.

В 1822 году Академия художеств приняла архитектора в свои "вольные общники". С конца 1820-х гг. отношения К.И. Росси с правящим окружением Николая I всё более ухудшались, и в 16 июля 1832 года он ушел в отставку, уволившись «...от всех занятий по строениям», отказавшись от руководства строительством зданий Сената и Синода. Одной из последних построек К.И. Росси была колокольня Юрьева монастыря близ Великого Новгорода.

Карл Иванович Росси скончался 6(18) апреля 1849 года в Санкт-Петербурге от холеры, свирепствовавшей тогда в городе. Был похоронен на Волковском лютеранском кладбище. Перезахоронен в 1940 году в некрополе Александро-Невской лавры.

[править] Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1838 год — Итальянская улица, 11;
  • 1849 год — доходный дом Клокачёва — набережная реки Фонтанки, 185.

[править] Постройки в Санкт-Петербурге

  • Реконструкция Аничкова дворца (1816);
  • Ряд павильонов в Павловске и библиотека в Павловском дворце (18151822);
  • Елагин дворец с оранжереей и павильонами на Елагином острове (18161818);
  • Ансамбль Михайловского дворца (ныне Русский музей) с прилегающими к нему садом и Михайловской площадью (ныне пл. Искусств) (18191825);
  • Ансамбль Дворцовой площади со зданием Главного Штаба и Триумфальной аркой (18191829);
  • Дом Жако П.П., - Искусств пл., 5 / Итальянская ул., 4, 1831. Памятник архитектуры регионального значения;
  • Ансамбль площади Островского (бывшей Александринской) со зданиями Александринского театра, нового корпуса Российской национальной библиотеки (бывшей Императорской публичной библиотеки) и двумя однородными протяжёнными корпусами улицы Зодчего Росси (бывшей Театральной) (18271832).
  • Ансамбль Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (18291834).

[править] Постройки в других городах

  • Екатерининская церковь в Московском Кремле (1808);
  • Перестройка Путевого дворца Екатерины II в Твери (1809);
  • Колокольня Юрьева монастыря близ Великого Новгорода (1841)

[править] По проектам К.И. Росси построены

  • Павильон Росси в Павловске - памятник Марии Фёдоровне (жене Павла I), 1913, архитектор К. К. Шмидт, скульптор В. А. Беклемишев. По проекту 1816 года.

[править] Литература

  • Вейнерт Н. К.И. Росси. М.-Л.: Искусство, 1939.
  • Гримм Г. Г. Ансамбли Росси. Площадь искусств и площадь Островского. М.-Л.: Искусство, 1946.
  • Жилинский Я. Здание Главного штаба. Исторический очерк. СПб., 1892.
  • Пилявский В. И. Зодчий Росси. М.-Л.: ГИАиГ, 1951.
  • Бартенев И.А. Зодчие и строители Ленинграда. Л., 1963.
  • Росси, Карл Иванович (17751849). Каталог архитектурных чертежей и проектов предметов прикладного искусства. К 200-летию со дня рождения. Л., 1975.
  • Тарановская М. З. Карл Росси. Архитектор. Градостроитель. Художник. Л.: Стройиздат, 1980.
  • Карпова Е. В., Кузнецов С. О. Исчезнувшие интерьеры Строгановского дворца // Памятники культуры. Новые открытия. 1999. М., 2000, С.480-492 (о работе К.И. Росси в Строгановском дворце).
  • Турчин В. С. Александр I и неоклассицизм в России. Стиль империи или империя как стиль. М.: Жираф, 2001.
  • Шуйский В. К. Карло Росси. СПб.: Стройиздат, 2001.

[править] Ссылки

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле