Росси, Карл Иванович

Материал из ALLPETRISCHULE
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (Отмена правки 11818, сделанной участником WKnovich (обс.))
м
Строка 1: Строка 1:
'''Карл Ива́нович Ро́сси''' (Carlo di Giovanni Rossi; [[1775]], Неаполь — [[1849]], [[Санкт-Петербург]]) — российский архитектор итальянского происхождения, автор множества зданий и архитектурных ансамблей в [[Санкт-Петербург]]е и его окрестностях, академик архитектуры, профессор [[Императорская Академия художеств|Императорской Академии художеств]].
+
'''Карл Ива́нович Ро́сси''' (Carlo di Giovanni Rossi; [[1779 (?)]], Неаполь — [[1849]], [[Санкт-Петербург]]) — российский архитектор итальянского происхождения, автор множества зданий и архитектурных ансамблей в [[Санкт-Петербург]]е и его окрестностях, академик архитектуры, профессор [[Императорская Академия художеств|Императорской Академии художеств]].
  
 
== Биография ==
 
== Биография ==
Карло ди Джованни (Карл Иванович) Росси родился 18 декабря [[1775]] года в Неаполе. В [[1787]] году Карл вместе с матерью, балериной Гертрудой Росси и отчимом, выдающимся балетным танцором Шарлем Ле Пиком, приехал в [[Санкт-Петербург]], куда его родители были приглашены дирекцией Императорских театров.
+
Согласно школьному архиву, Карло ди Джованни Росси (Charles Rossi) родился в [[1778]] или [[1779]] году в Неаполе. В [[1787]] году Карл вместе с матерью, балериной Гертрудой Росси и отчимом, выдающимся балетным танцором Шарлем Ле Пиком, приехал в [[Санкт-Петербург]], куда его родители были приглашены дирекцией Императорских театров.
  
В [[1788]] году К.И. Росси поступает в немецкую школу [[Петришуле|St.Petri-Schule]]. Во время обучения в школе он знакомится с детьми иностранных художников, архитекторов и других деятелей искусства, приглашенных [[Екатерина II|Екатериной II]] для строительства и украшения [[Санкт-Петербург|Петербурга]]. В [[1795]] году, после окончания школы он поступает на службу в Адмиралтейскую коллегию архитектуры на должность чертёжника. С [[1796]] года Карл Росси становится помощником архитектора Винченцо Бренна на строительстве Михайловского замка. В [[1801]] году К.И. Росси получает должность "архитектурного помощника 10 класса". В [[1802]] его направляют в заграничную командировку для завершения образования, и он уезжает на два года в Италию, где получил диплом флорентийской академии.
+
В [[1788]] году К.И. Росси был принят в одну лучших и немногих тогда школ - [[Петришуле|St.Petri-Schule]]. Во время обучения в школе он знакомится с детьми иностранных художников, архитекторов и других деятелей искусства, приглашенных [[Екатерина II|Екатериной II]] для строительства и украшения [[Санкт-Петербург|Петербурга]]. В [[1795]] году, после окончания школы он поступает на службу в Адмиралтейскую коллегию архитектуры на должность чертёжника. С [[1796]] года Карл Росси становится помощником архитектора Винченцо Бренна, итальянского архитектора, приглашенного для строительства Михайловского замка. В [[1801]] году К.И. Росси получает должность "архитектурного помощника" в статусе чиновника 10 класса по петровскому "Табелю о рангах". В [[1802]] он был направлен на два года в Италию для завершения образованият, где получил диплом архитентора флорентийской академии в [[1804]] году.
  
В [[1806]] году К.И. Росси становится архитектором Кабинета Его Императорского Величества. Однако сначала он работает не как архитектор, а как художник на фарфоровом и стекольном заводах.  
+
В [[1806]] году К.И. Росси становится архитектором Кабинета Его Императорского Величества. Однако сначала он работает как художник по фарфору и стеклу на Императорском фарфоровом и Императорском стекольном заводах.  
  
В августе [[1808]] года К.И. Росси командируется в Москву, в Экспедицию кремлёвского строения. Из московских произведений зодчего (неоготическая Екатерининская церковь в Кремле, деревянный театр на Арбатской площади) практически ничего не сохранилось. С [[1809]] года К.И. Росси занимается перестройкой Путевого дворца для [[Екатерина II|Екатерины II]] в Твери.
+
В августе [[1808]] года К.И. Росси командируется в Москву, в Экспедицию Кремлёвского строения. Из московских произведений зодчего - неоготическая Екатерининская церковь в Кремле и театр на Арбатской площади, практически ничего не сохранилось. С [[1809]] года К.И. Росси занимается перестройкой Путевого дворца для [[Екатерина II|Екатерины II]] в Твери.
  
 
В [[1815]] году К.И. Росси возвращается в [[Санкт-Петербург]]. В [[1816]] он назначен членом "Комитета строений и гидравлических работ". К ранним работам К.И. Росси в [[Санкт-Петербург|Петербурге]] и его окрестностях относятся: реконструкция Аничкова дворца (1816); ряд павильонов и библиотека в Павловском дворце ([[1815]]—[[1822]]); перестройка Елагина дворца, строительство кухонного и конюшенного корпусов, оранжереи и парковых павильонов на Елагином острове ([[1816]]—[[1818]]).
 
В [[1815]] году К.И. Росси возвращается в [[Санкт-Петербург]]. В [[1816]] он назначен членом "Комитета строений и гидравлических работ". К ранним работам К.И. Росси в [[Санкт-Петербург|Петербурге]] и его окрестностях относятся: реконструкция Аничкова дворца (1816); ряд павильонов и библиотека в Павловском дворце ([[1815]]—[[1822]]); перестройка Елагина дворца, строительство кухонного и конюшенного корпусов, оранжереи и парковых павильонов на Елагином острове ([[1816]]—[[1818]]).

Версия 13:25, 4 апреля 2018

Карл Ива́нович Ро́сси (Carlo di Giovanni Rossi; 1779 (?), Неаполь — 1849, Санкт-Петербург) — российский архитектор итальянского происхождения, автор множества зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях, академик архитектуры, профессор Императорской Академии художеств.

Содержание

Биография

Согласно школьному архиву, Карло ди Джованни Росси (Charles Rossi) родился в 1778 или 1779 году в Неаполе. В 1787 году Карл вместе с матерью, балериной Гертрудой Росси и отчимом, выдающимся балетным танцором Шарлем Ле Пиком, приехал в Санкт-Петербург, куда его родители были приглашены дирекцией Императорских театров.

В 1788 году К.И. Росси был принят в одну лучших и немногих тогда школ - St.Petri-Schule. Во время обучения в школе он знакомится с детьми иностранных художников, архитекторов и других деятелей искусства, приглашенных Екатериной II для строительства и украшения Петербурга. В 1795 году, после окончания школы он поступает на службу в Адмиралтейскую коллегию архитектуры на должность чертёжника. С 1796 года Карл Росси становится помощником архитектора Винченцо Бренна, итальянского архитектора, приглашенного для строительства Михайловского замка. В 1801 году К.И. Росси получает должность "архитектурного помощника" в статусе чиновника 10 класса по петровскому "Табелю о рангах". В 1802 он был направлен на два года в Италию для завершения образованият, где получил диплом архитентора флорентийской академии в 1804 году.

В 1806 году К.И. Росси становится архитектором Кабинета Его Императорского Величества. Однако сначала он работает как художник по фарфору и стеклу на Императорском фарфоровом и Императорском стекольном заводах.

В августе 1808 года К.И. Росси командируется в Москву, в Экспедицию Кремлёвского строения. Из московских произведений зодчего - неоготическая Екатерининская церковь в Кремле и театр на Арбатской площади, практически ничего не сохранилось. С 1809 года К.И. Росси занимается перестройкой Путевого дворца для Екатерины II в Твери.

В 1815 году К.И. Росси возвращается в Санкт-Петербург. В 1816 он назначен членом "Комитета строений и гидравлических работ". К ранним работам К.И. Росси в Петербурге и его окрестностях относятся: реконструкция Аничкова дворца (1816); ряд павильонов и библиотека в Павловском дворце (18151822); перестройка Елагина дворца, строительство кухонного и конюшенного корпусов, оранжереи и парковых павильонов на Елагином острове (18161818).

Однако главной сферой деятельности К.И. Росси в Санкт-Петербурге стало создание городских архитектурных ансамблей. Во многом благодаря ему Петербург приобрёл новое лицо, превратившись в центр великой империи, гордой своими победами над французским императором Наполеоном.

Выдающееся архитектурное и градостроительное мастерство К.И. Росси воплощено в ансамблях Санкт-Петербурга: Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (18191825); Дворцовой площади с грандиозным дугообразным зданием Главного Штаба и Триумфальной аркой (18191829); Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (18291834); площади Островского со зданиями Александринского театра (18271832), нового корпуса Российской национальной библиотеки и двумя однородными протяжёнными корпусами улицы Зодчего Росси. Проектам К.И. Росси свойственны как гармоническое сочетание архитектурных форм с аллегорической скульптурой, так и новаторские конструктивные приёмы (например, металлические перекрытия в Александринском театре). Английский учёный Гренвилль, посетивший Петербург, отметил, что

Михайловский дворец является безусловным триумфом новейшей архитектуры и не только превосходит
всё виденное в Тюильри и других королевских дворцах континента, но является положительно
единственным в своём роде.

По проекту К.И. Росси была создана и оформлена Суворовская площадь, раскрытая к Неве - сюда был перенесён памятник Суворову, выполненный скульптором М.И. Козловским и ранее находившийся на другой стороне Марсова поля у реки Мойки. По предложению К.И. Росси Румянцевский обелиск работы Бренна с Марсова поля был перенесён на Васильевский остров, в сквер около Академии художеств - Соловьёвский садик.

К.И. Росси занимался всем - от прокладки улиц, площадей, оформления фасадов до мельчайших деталей внутренней отделки и меблировки (например, Михайловского дворца). Заслугой К.И. Росси является также и умение организовать работу, забота о своих сотрудниках.

В 1822 году Академия художеств приняла архитектора в свои "вольные общники". С конца 1820-х гг. отношения К.И. Росси с правящим окружением Николая I всё более ухудшались, и в 16 июля 1832 года он ушел в отставку, уволившись «...от всех занятий по строениям», отказавшись от руководства строительством зданий Сената и Синода. Одной из последних построек К.И. Росси была колокольня Юрьева монастыря близ Великого Новгорода.

Карл Иванович Росси скончался 6(18) апреля 1849 года в Санкт-Петербурге от холеры, свирепствовавшей тогда в городе. Был похоронен на Волковском лютеранском кладбище. Перезахоронен в 1940 году в некрополе Александро-Невской лавры.

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1838 год — Итальянская улица, 11;
  • 1849 год — доходный дом Клокачёва — набережная реки Фонтанки, 185.

Постройки в Санкт-Петербурге

  • Реконструкция Аничкова дворца (1816);
  • Ряд павильонов в Павловске и библиотека в Павловском дворце (18151822);
  • Елагин дворец с оранжереей и павильонами на Елагином острове (18161818);
  • Ансамбль Михайловского дворца (ныне Русский музей) с прилегающими к нему садом и Михайловской площадью (ныне пл. Искусств) (18191825);
  • Ансамбль Дворцовой площади со зданием Главного Штаба и Триумфальной аркой (18191829);
  • Дом Жако П.П., - Искусств пл., 5 / Итальянская ул., 4, 1831. Памятник архитектуры регионального значения;
  • Ансамбль площади Островского (бывшей Александринской) со зданиями Александринского театра, нового корпуса Российской национальной библиотеки (бывшей Императорской публичной библиотеки) и двумя однородными протяжёнными корпусами улицы Зодчего Росси (бывшей Театральной) (18271832).
  • Ансамбль Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (18291834).

Постройки в других городах

  • Екатерининская церковь в Московском Кремле (1808);
  • Перестройка Путевого дворца Екатерины II в Твери (1809);
  • Колокольня Юрьева монастыря близ Великого Новгорода (1841)

По проектам К.И. Росси построены

  • Павильон Росси в Павловске - памятник Марии Фёдоровне (жене Павла I), 1913, архитектор К. К. Шмидт, скульптор В. А. Беклемишев. По проекту 1816 года.

Литература

  • Вейнерт Н. К.И. Росси. М.-Л.: Искусство, 1939.
  • Гримм Г. Г. Ансамбли Росси. Площадь искусств и площадь Островского. М.-Л.: Искусство, 1946.
  • Жилинский Я. Здание Главного штаба. Исторический очерк. СПб., 1892.
  • Пилявский В. И. Зодчий Росси. М.-Л.: ГИАиГ, 1951.
  • Бартенев И.А. Зодчие и строители Ленинграда. Л., 1963.
  • Росси, Карл Иванович (17751849). Каталог архитектурных чертежей и проектов предметов прикладного искусства. К 200-летию со дня рождения. Л., 1975.
  • Тарановская М. З. Карл Росси. Архитектор. Градостроитель. Художник. Л.: Стройиздат, 1980.
  • Карпова Е. В., Кузнецов С. О. Исчезнувшие интерьеры Строгановского дворца // Памятники культуры. Новые открытия. 1999. М., 2000, С.480-492 (о работе К.И. Росси в Строгановском дворце).
  • Турчин В. С. Александр I и неоклассицизм в России. Стиль империи или империя как стиль. М.: Жираф, 2001.
  • Шуйский В. К. Карло Росси. СПб.: Стройиздат, 2001.

Ссылки

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле