Правдин, Осип Андреевич

Материал из ALLPETRISCHULE
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (Источники)
Строка 1: Строка 1:
 
[[Файл:Pravdin O.jpg|thumb|270px|Осип Андреевич Правдин (1849 - 1921) — выдающийся российский актер и театральный педагог.]]  
 
[[Файл:Pravdin O.jpg|thumb|270px|Осип Андреевич Правдин (1849 - 1921) — выдающийся российский актер и театральный педагог.]]  
==Биография==
 
 
'''Осип Андреевич Правдин''' (настоящее имя - ''Оскар Августович Трейлебен''; 16 июня 1849, [[Петербург]], — 17 октября 1921, Москва) — выдающийся российский актер и театральный педагог.  
 
'''Осип Андреевич Правдин''' (настоящее имя - ''Оскар Августович Трейлебен''; 16 июня 1849, [[Петербург]], — 17 октября 1921, Москва) — выдающийся российский актер и театральный педагог.  
 
==Биография==
 
==Биография==
 
Осип Андреевич Правдин родился в [[Санкт-Петербург]]е,, в семье купца I гильдии Августа Трейлебена, происходящего из обрусевших немцев.  
 
Осип Андреевич Правдин родился в [[Санкт-Петербург]]е,, в семье купца I гильдии Августа Трейлебена, происходящего из обрусевших немцев.  
В 1857 году поступил в немецкую школу [[Петришуле]], но недолго проучившись в ней, был переведен 5-ю петербургскую гимназию.  
+
В [[1857]] году поступил в немецкую школу [[Петришуле]], но недолго проучившись в ней, был переведен 5-ю петербургскую гимназию.  
  
 
Учась в четвертом классе гимназии, участвовал в любительском театральном кружке, в котором играл заметную роль. Дядя Правдина, по профессии художник, был страстным любителем театра; в его квартире была устроена постоянная  сцена известного в то время любительского кружка «Конкордия». Здесь О. Правдин проводил все свое свободное время. Ему удалось уговорить дядю уступить гимназистам свою сцену для практики. На этих подмостках Осип Андреевич и сыграл роль старика - «Примочки» в водевиле Войкова «Жилец с тромбоном».
 
Учась в четвертом классе гимназии, участвовал в любительском театральном кружке, в котором играл заметную роль. Дядя Правдина, по профессии художник, был страстным любителем театра; в его квартире была устроена постоянная  сцена известного в то время любительского кружка «Конкордия». Здесь О. Правдин проводил все свое свободное время. Ему удалось уговорить дядю уступить гимназистам свою сцену для практики. На этих подмостках Осип Андреевич и сыграл роль старика - «Примочки» в водевиле Войкова «Жилец с тромбоном».
Строка 10: Строка 9:
 
==Первые театральные роли==  
 
==Первые театральные роли==  
  
О. А. Правдин закончил полный курс гимназии в в 1867 году и начал выступать в труппе известного артиста-любителя Квадри-Рамина, игравшей в Кронштадте и Ораниенбауме; он получил дебют в роли Разлюляева в спектакле «Бедность не порок».   
+
О. А. Правдин закончил полный курс гимназии в в [[1867]] году и начал выступать в труппе известного артиста-любителя Квадри-Рамина, игравшей в Кронштадте и Ораниенбауме; он получил дебют в роли Разлюляева в спектакле «Бедность не порок».   
  
Летом 1868 года О. Правдин играл в Лесном, где держали антрепризу два театральных критика М. О. Рапопорт и М. Г. Вильде. Здесь он выдвинулся настолько, что обратил на себя внимание дирекции Гельсингфорского казенного театра, которая пригласила его на роли комиков.  
+
Летом [[1868]] года О. Правдин играл в Лесном, где держали антрепризу два театральных критика М. О. Рапопорт и М. Г. Вильде. Здесь он выдвинулся настолько, что обратил на себя внимание дирекции Гельсингфорского казенного театра, которая пригласила его на роли комиков.  
  
Весной 1869 г. Осип Андреевич поступил было в [[Петербургская медико-хирургическая академия|Медико-хирургическую академию]], но успел только надеть студенческий мундир. В августе 1869 года он бросил академию и, приняв предложение Гельсингфорского театра уехал играть в Финляндию. На сцене этого театра он конкурировал с известным артистом Андреевым-Бурлаком.
+
Весной [[1869]] г. Осип Андреевич поступил было в [[Петербургская медико-хирургическая академия|Медико-хирургическую академию]], но успел только надеть студенческий мундир. В августе 1869 года он бросил академию и, приняв предложение Гельсингфорского театра уехал играть в Финляндию. На сцене этого театра он конкурировал с известным артистом Андреевым-Бурлаком.
  
В 1870 году О. Правдин получил приглашение в Новочеркасск, где директором войскового театра был Ю. П. Подгорячани. После двух успешных сезонов в Новочеркасске он был приглашен в Тифлис в казенный театр, где режиссировал известный А. А. Яблочкин. Здесь О. Правдин прослужил также два сезона, после чего был допущен к дебютам в петербургском Александринском театре. Они состоялись в роли Аркашки Счастливцева в пьесе А. Плещеева «Мужья одолели» и в двух опереттах - Франца фон Зуппе «Прекрасная Галатея» и «Птички певчие» Ж. Оффенбаха. О. Правдин понравился публике и критике, но не найдя взаимопонимания с дирекцией театра, снова уехал выступать в провинции.  
+
В [[1870]] году О. Правдин получил приглашение в Новочеркасск, где директором войскового театра был Ю. П. Подгорячани. После двух успешных сезонов в Новочеркасске он был приглашен в Тифлис в казенный театр, где режиссировал известный А. А. Яблочкин. Здесь О. Правдин прослужил также два сезона, после чего был допущен к дебютам в петербургском Александринском театре. Они состоялись в роли Аркашки Счастливцева в пьесе А. Плещеева «Мужья одолели» и в двух опереттах - Франца фон Зуппе «Прекрасная Галатея» и «Птички певчие» Ж. Оффенбаха. О. Правдин понравился публике и критике, но не найдя взаимопонимания с дирекцией театра, снова уехал выступать в провинции.  
  
Летом 1877 года О. Правдин играл у антрепренера Ceтова в Киеве, куда приехал на гастроли знаменитый артист московского Малого театра Сергей Васильевич Шумский, заинтересовавшийся игрой Правдина. С.В. Шумский посоветовал  ему ехать в Москву и попытать счастье в Малом театре. О. Правдин последовал этому совету. В Москве директор театра П. А. Кавелин и инспектор репертуара В. П. Бегичев приняли его очень радушно и обещали дать дебют на сцене Малого театра как только откроется вакансия, в ожидании чего он начал работать в артистическом кружке, где играл с успехом несколько месяцев.
+
Летом [[1877]] года О. Правдин играл у антрепренера Ceтова в Киеве, куда приехал на гастроли знаменитый артист московского Малого театра Сергей Васильевич Шумский, заинтересовавшийся игрой Правдина. С.В. Шумский посоветовал  ему ехать в Москву и попытать счастье в Малом театре. О. Правдин последовал этому совету. В Москве директор театра П. А. Кавелин и инспектор репертуара В. П. Бегичев приняли его очень радушно и обещали дать дебют на сцене Малого театра как только откроется вакансия, в ожидании чего он начал работать в артистическом кружке, где играл с успехом несколько месяцев.
  
 
== В Малом театре==  
 
== В Малом театре==  
  
С 1878 года О. Правдин играл в труппе Малого театра. Его игра отличалась большой жизненной достоверностью. Характерный актер О. Правдин продумывал каждый жест, интонацию, детали костюма. Он умел ярко передать социальное, бытовое и национальное своеобразие персонажа.  
+
С [[1878]] года О. Правдин играл в труппе Малого театра. Его игра отличалась большой жизненной достоверностью. Характерный актер О. Правдин продумывал каждый жест, интонацию, детали костюма. Он умел ярко передать социальное, бытовое и национальное своеобразие персонажа.  
  
 
Прославился исполнением ролей так называемых русских немцев, находя особую мелодику речи, своеобразие поведения: Шааф («Месяц в деревне» Тургенева), Остергаузен («Джентльмен» Сумбатова-Южина).  
 
Прославился исполнением ролей так называемых русских немцев, находя особую мелодику речи, своеобразие поведения: Шааф («Месяц в деревне» Тургенева), Остергаузен («Джентльмен» Сумбатова-Южина).  
Строка 39: Строка 38:
 
С начала 1880-х годов О. Правдин вел преподавательскую работу. В 1889 году он заведовал драматическими классами Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества. Преподавал на драматических курсах Московского театрального училища (1888-1893). Среди его учеников — Елизавета Михайловна Садовская.  
 
С начала 1880-х годов О. Правдин вел преподавательскую работу. В 1889 году он заведовал драматическими классами Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества. Преподавал на драматических курсах Московского театрального училища (1888-1893). Среди его учеников — Елизавета Михайловна Садовская.  
  
С 1883 года О. Правдин организовывал поездки групп артистов Малого театра по провинции, способствуя подъему провинциального театра. В 1917 году был управляющим Малым театром. С 1918 года входил в состав дирекции Малого театра.
+
С [[1883]] года О. Правдин организовывал поездки групп артистов Малого театра по провинции, способствуя подъему провинциального театра. В 1917 году был управляющим Малым театром. С 1918 года входил в состав дирекции Малого театра.
  
 
Осип Андреевич Правдин скончался в Москве 17 октября 1921 года. Место его захоронения в настоящее время неизвестно.
 
Осип Андреевич Правдин скончался в Москве 17 октября 1921 года. Место его захоронения в настоящее время неизвестно.
Строка 48: Строка 47:
 
* «Лев Гурыч Синичкин» Д.Т. Ленского — Лев Гурыч Синичкин;
 
* «Лев Гурыч Синичкин» Д.Т. Ленского — Лев Гурыч Синичкин;
 
* «Дело» А. В. Сухово-Кобылина — Варравин;
 
* «Дело» А. В. Сухово-Кобылина — Варравин;
* «Дело» А.В. Сухово-Кобылина - (с 1900 года) - Тарелкин
+
* «Дело» А.В. Сухово-Кобылина - (с [[1900]] года) - Тарелкин
 
* «Лекарь поневоле» Мольера - Гарпагон;
 
* «Лекарь поневоле» Мольера - Гарпагон;
 
* «Лес» А.Н. Островского - Аркашка Счастливцев;  
 
* «Лес» А.Н. Островского - Аркашка Счастливцев;  

Версия 12:52, 19 января 2014

Осип Андреевич Правдин (1849 - 1921) — выдающийся российский актер и театральный педагог.

Осип Андреевич Правдин (настоящее имя - Оскар Августович Трейлебен; 16 июня 1849, Петербург, — 17 октября 1921, Москва) — выдающийся российский актер и театральный педагог.

Содержание

Биография

Осип Андреевич Правдин родился в Санкт-Петербурге,, в семье купца I гильдии Августа Трейлебена, происходящего из обрусевших немцев. В 1857 году поступил в немецкую школу Петришуле, но недолго проучившись в ней, был переведен 5-ю петербургскую гимназию.

Учась в четвертом классе гимназии, участвовал в любительском театральном кружке, в котором играл заметную роль. Дядя Правдина, по профессии художник, был страстным любителем театра; в его квартире была устроена постоянная сцена известного в то время любительского кружка «Конкордия». Здесь О. Правдин проводил все свое свободное время. Ему удалось уговорить дядю уступить гимназистам свою сцену для практики. На этих подмостках Осип Андреевич и сыграл роль старика - «Примочки» в водевиле Войкова «Жилец с тромбоном».

Первые театральные роли

О. А. Правдин закончил полный курс гимназии в в 1867 году и начал выступать в труппе известного артиста-любителя Квадри-Рамина, игравшей в Кронштадте и Ораниенбауме; он получил дебют в роли Разлюляева в спектакле «Бедность не порок».

Летом 1868 года О. Правдин играл в Лесном, где держали антрепризу два театральных критика М. О. Рапопорт и М. Г. Вильде. Здесь он выдвинулся настолько, что обратил на себя внимание дирекции Гельсингфорского казенного театра, которая пригласила его на роли комиков.

Весной 1869 г. Осип Андреевич поступил было в Медико-хирургическую академию, но успел только надеть студенческий мундир. В августе 1869 года он бросил академию и, приняв предложение Гельсингфорского театра уехал играть в Финляндию. На сцене этого театра он конкурировал с известным артистом Андреевым-Бурлаком.

В 1870 году О. Правдин получил приглашение в Новочеркасск, где директором войскового театра был Ю. П. Подгорячани. После двух успешных сезонов в Новочеркасске он был приглашен в Тифлис в казенный театр, где режиссировал известный А. А. Яблочкин. Здесь О. Правдин прослужил также два сезона, после чего был допущен к дебютам в петербургском Александринском театре. Они состоялись в роли Аркашки Счастливцева в пьесе А. Плещеева «Мужья одолели» и в двух опереттах - Франца фон Зуппе «Прекрасная Галатея» и «Птички певчие» Ж. Оффенбаха. О. Правдин понравился публике и критике, но не найдя взаимопонимания с дирекцией театра, снова уехал выступать в провинции.

Летом 1877 года О. Правдин играл у антрепренера Ceтова в Киеве, куда приехал на гастроли знаменитый артист московского Малого театра Сергей Васильевич Шумский, заинтересовавшийся игрой Правдина. С.В. Шумский посоветовал ему ехать в Москву и попытать счастье в Малом театре. О. Правдин последовал этому совету. В Москве директор театра П. А. Кавелин и инспектор репертуара В. П. Бегичев приняли его очень радушно и обещали дать дебют на сцене Малого театра как только откроется вакансия, в ожидании чего он начал работать в артистическом кружке, где играл с успехом несколько месяцев.

В Малом театре

С 1878 года О. Правдин играл в труппе Малого театра. Его игра отличалась большой жизненной достоверностью. Характерный актер О. Правдин продумывал каждый жест, интонацию, детали костюма. Он умел ярко передать социальное, бытовое и национальное своеобразие персонажа.

Прославился исполнением ролей так называемых русских немцев, находя особую мелодику речи, своеобразие поведения: Шааф («Месяц в деревне» Тургенева), Остергаузен («Джентльмен» Сумбатова-Южина).

С успехом выступал и в пьесах Мольера - Гарпагон, Сганарель («Лекарь поневоле»), Арган («Мнимый больной») и др.

Театральный критик Э.М. Бескин так охарактеризовал его специфический актерский талант:

«В Правдине чувствовался скорее, европеец, со всей рафинированностью европейского барства 
своего времени. И его замедленная, несколько ленивая фраза, и какая-то именно европейская 
фатоватость неторопливого методического жеста, коими измерялась культура 
«хорошего тона» европейского буржуа. Много, много было в нем этого мягкого «барина». И даже говор 
его, значительно ассимилировавшийся с тоном Малого театра, эта открытая округлость гласных, эта 
наивность всегда казалась искусственной, благоприобретенной, заимствованной в периоде долгой 
работы с товарищами по сцене».  

С начала 1880-х годов О. Правдин вел преподавательскую работу. В 1889 году он заведовал драматическими классами Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества. Преподавал на драматических курсах Московского театрального училища (1888-1893). Среди его учеников — Елизавета Михайловна Садовская.

С 1883 года О. Правдин организовывал поездки групп артистов Малого театра по провинции, способствуя подъему провинциального театра. В 1917 году был управляющим Малым театром. С 1918 года входил в состав дирекции Малого театра.

Осип Андреевич Правдин скончался в Москве 17 октября 1921 года. Место его захоронения в настоящее время неизвестно.

Роли в театре

  • «Месяц в деревне» (пьеса И.С. Тургенева) — Шааф;
  • «Джентльмен» А.И. Сумбатова-Южина — Остергаузен;
  • «Лев Гурыч Синичкин» Д.Т. Ленского — Лев Гурыч Синичкин;
  • «Дело» А. В. Сухово-Кобылина — Варравин;
  • «Дело» А.В. Сухово-Кобылина - (с 1900 года) - Тарелкин
  • «Лекарь поневоле» Мольера - Гарпагон;
  • «Лес» А.Н. Островского - Аркашка Счастливцев;
  • «Шутники» А.Н. Островского - старик Оброшенов;
  • «Бешеные деньги» А.Н. Островского - Кучумов;
  • «Ревизор» Н.В. Гоголя - Городничий;
  • «Плоды просвещения» - камердинер Федор Иванович;
  • «Борис Годунов» А.С. Пушкина - Василий Шуйский;
  • «Дмитрий Самозванец» А.Н. Островского - Лжедимитрий;
  • «Старая сказка» П.П. Гнедича - полковник Штейн;
  • «Ассамблея» - боярин Арефьев;


Источники

  • Архив Петришуле; фонд 18;
  • "О.А. Правдин. Биография" - «ЕИТ», 1909, вып. 6-7;
  • Филиппов Владимир "Памяти О.А. Правдина" - «Культура театра», 1921;
  • "Галерея мастеров Малого театра. О.А. Правдин" - Москва, 1935;
  • Кара-Мурза С.Г., "Малый театр" - Москва, 1924.
  • Малый театр: Осип Андреевич Правдин
Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле