Правдин, Осип Андреевич

Материал из ALLPETRISCHULE
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (1 версия)
м
Строка 1: Строка 1:
'''Осип Андреевич Правдин''' (настоящее имя - ''Оскар Августович Трейлебен''; [[16 июня]] [[1849]], [[Петербург]], — [[17 октября]] [[1921]], [[Москва]]) — русcкий актер и татральный педагог.  
+
'''Осип Андреевич Правдин''' (настоящее имя - ''Оскар Августович Трейлебен''; 16 июня 1849, Петербург, — 17 октября 1921, Москва) — выдающийся российский актер и татральный педагог.  
 
==Биография==
 
==Биография==
 
Родился в Санкт-Петербурге в семье купца I гильдии Августа Трейлебена, происходящего из обрусевших немцев.  
 
Родился в Санкт-Петербурге в семье купца I гильдии Августа Трейлебена, происходящего из обрусевших немцев.  
В [[1857]] году поступил в немецкую школу [[Петришуле]], но недолго проучившись в ней, был переведен 5-ю петербургскую гимназию.  
+
В 1857 году поступил в немецкую школу [[Петришуле]], но недолго проучившись в ней, был переведен 5-ю петербургскую гимназию.  
  
 
Учась в четвертом классе гимназии, участвовал в любительском таетральном кружке, в котором играл заметную роль. Дядя Правдина, по профессии художник, был страстным любителем театра; в его квартире была устроена постоянная  сцена известного в то время любительского кружка «Конкордия». Здесь О. Правдин проводил все свое свободное время. Ему удалось уговорить дядю уступить гимназистам свою сцену для практики. На этих подмостках и сыграл роль старика - «Примочки» в водевиле Войкова «Жилец с тромбоном».
 
Учась в четвертом классе гимназии, участвовал в любительском таетральном кружке, в котором играл заметную роль. Дядя Правдина, по профессии художник, был страстным любителем театра; в его квартире была устроена постоянная  сцена известного в то время любительского кружка «Конкордия». Здесь О. Правдин проводил все свое свободное время. Ему удалось уговорить дядю уступить гимназистам свою сцену для практики. На этих подмостках и сыграл роль старика - «Примочки» в водевиле Войкова «Жилец с тромбоном».
 
==Первые театральные роли==  
 
==Первые театральные роли==  
Закончил полный курс гимназиив в [[1867]] году, О. Правдин начал выступать в труппе известного артиста-любителя Квадри-Рамина, игравшей в [[Кронштадт]]е и [[Ломоносов (город)|Ораниенбаум]]е; он получил дебют в роли Разлюляева в «Бедность не порок».   
+
Закончил полный курс гимназиив в 1867 году, О. Правдин начал выступать в труппе известного артиста-любителя Квадри-Рамина, игравшей в Кронштадте и Ораниенбауме; он получил дебют в роли Разлюляева в «Бедность не порок».   
  
Летом [[1868]] года О. Правдин играл в Лесном, где держали антрепризу два театральных критика М. О. Рапопорт и М. Г. Вильде. Здесь он выдвинулся настолько, что обратил на себя внимание дирекции [[Гельсингфорс]]кого казенного театра, которая пригласила его на роли комиков.  
+
Летом 1868 года О. Правдин играл в Лесном, где держали антрепризу два театральных критика М. О. Рапопорт и М. Г. Вильде. Здесь он выдвинулся настолько, что обратил на себя внимание дирекции Гельсингфорского казенного театра, которая пригласила его на роли комиков.  
  
Весной [[1869]] г. О.А. поступил было в [[Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова|Медико-хирургическую академию]], но успел только надеть студенческий мундир. В августе [[1869]] года он бросил академию и, приняв предложение [[Гельсингфорс]]кого театра уехал играть в Финляндию. На сцене этого театра он конкурировал с известным аристом Андреевым-Бурлаком.
+
Весной 1869 г. О.А. поступил было в [[Петербургская медико-хирургическая академия|Медико-хирургическую академию]], но успел только надеть студенческий мундир. В августе 1869 года он бросил академию и, приняв предложение Гельсингфорского театра уехал играть в Финляндию. На сцене этого театра он конкурировал с известным аристом Андреевым-Бурлаком.
  
В [[1870]] году О. Правдин получил приглашение в [[Новочеркасск]], где директором войскового театра был Ю. П. Подгорячани. После двух успешных сезонов в Новочеркасске он был приглашен в [[Тифлис]] в казенный театр, где режиссировал известный А. А. Яблочкин. Здесь О. Правдин прослужил также два сезона, после чего был допущен к дебютам в петербургском [[Александринский театр|Александринском театре]]. Они состоялись в роли Аркашки Счастливцева в пьесе А. Плещеева «Мужья одолели» и в двух оперетах - Франца фон Зуппе «Прекрасная Галатея» и «Птички певчие» [[Оффенбах, Жак|Ж. Оффенбаха]]. О. Правдин понравился публике и критике, но не найдя взаимопонимания с дирекцией тевтра, снова уехал выступать в провинции.  
+
В 1870 году О. Правдин получил приглашение в Новочеркасск, где директором войскового театра был Ю. П. Подгорячани. После двух успешных сезонов в Новочеркасске он был приглашен в Тифлис в казенный театр, где режиссировал известный А. А. Яблочкин. Здесь О. Правдин прослужил также два сезона, после чего был допущен к дебютам в петербургском Александринском театре. Они состоялись в роли Аркашки Счастливцева в пьесе А. Плещеева «Мужья одолели» и в двух оперетах - Франца фон Зуппе «Прекрасная Галатея» и «Птички певчие» Ж. Оффенбаха. О. Правдин понравился публике и критике, но не найдя взаимопонимания с дирекцией тевтра, снова уехал выступать в провинции.  
  
Летом [[1877]] года О. Правдин играл у антрепренера Ceтова в [[Киев]]е, куда приехал на гастроли знаменитый артист московского Малого театра Сергей Васильевич Шумский, и заинтересовался игрой Правдина, посоветовал  ему ехать в Москву и попытать счастье в Малом театре. О. Правдин последовал совету Шумского. В Москве директор театра П. А. Кавелин и инспектор репертуара В. П. Бегичев, приняли его. очень радушно и обещали дать дебют на сцене Малого театра, как только откроется вакансия, в ожидании чего он начал работать в артистическом кружке, где проиграл с успехом несколько месяцев.
+
Летом 1877 года О. Правдин играл у антрепренера Ceтова в Киеве, куда приехал на гастроли знаменитый артист московского Малого театра Сергей Васильевич Шумский, и заинтересовался игрой Правдина, посоветовал  ему ехать в Москву и попытать счастье в Малом театре. О. Правдин последовал совету Шумского. В Москве директор театра П. А. Кавелин и инспектор репертуара В. П. Бегичев, приняли его. очень радушно и обещали дать дебют на сцене Малого театра, как только откроется вакансия, в ожидании чего он начал работать в артистическом кружке, где проиграл с успехом несколько месяцев.
  
== В [[Малый театр|Малом театре]]==  
+
== В Малом театре==  
С [[1878]] года О. Правдин играл в труппе [[Малый театр|Малого театра]]. Его игра отличалась большой жизненной достоверностью. Характерный актер, О. Правдин продумывал каждый жест, интонацию, детали костюма. Он умел ярко передать социальное, бытовое и национальное своеобразие персонажа.  
+
С 1878 года О. Правдин играл в труппе Малого театра. Его игра отличалась большой жизненной достоверностью. Характерный актер, О. Правдин продумывал каждый жест, интонацию, детали костюма. Он умел ярко передать социальное, бытовое и национальное своеобразие персонажа.  
  
 
Прославился исполнением ролей так называемых русских немцев, находя особую мелодику речи, своеобразие поведения: Шааф («Месяц в деревне» Тургенева), Остергаузен («Джентльмен» Сумбатова-Южина).  
 
Прославился исполнением ролей так называемых русских немцев, находя особую мелодику речи, своеобразие поведения: Шааф («Месяц в деревне» Тургенева), Остергаузен («Джентльмен» Сумбатова-Южина).  
  
С успехом выступал в пьесах [[Мольер]]а -  Гарпагон, Сганарель («Лекарь поневоле»), Арган («Мнимый больной») и др.
+
С успехом выступал в пьесах Мольера -  Гарпагон, Сганарель («Лекарь поневоле»), Арган («Мнимый больной») и др.  
 
+
Среди ролей О. Правдина класссические персонажи: Недыхляев -  в пьесе «Кручина» Шпажинского; Тарелкин -  в пьесе «Дело» [[Сухово-Кобылин, Александр Васильевич|А.В. Сухово-Кобылина]]; Крутицкий -  в комедии «Не было ни гроша, да вдруг алтын» и «На всякого мудреца довольно простоты», Кучумов в комедии «Бешеные деньги» [[Островский, Александр Николаевич|А.Н. Островского]]); Репетилов -  в комедии «Горе от ума» [[Грибоедов, Александр Сергеевич|А.С. Грибоедова]]); Растаковский и Городничий - в комедии «Ревизор» [[Гоголь, Николай Васильевич|Н.В. Гоголя]]); Лев Гурыч Синичкин - в одноименном водевиле [[Ленский, Дмитрий Тимофеевич|Д.Т.Ленского]].  
+
  
 
Театральный критик Э.М. Бескин так охарактеризовал его специфический актерский талант:
 
Театральный критик Э.М. Бескин так охарактеризовал его специфический актерский талант:
Строка 32: Строка 30:
 
  благоприобретенной, заимствованной в периоде долгой работы с товарищами по сцене».   
 
  благоприобретенной, заимствованной в периоде долгой работы с товарищами по сцене».   
  
С начала 1880-х годов О. Правдин вел преподавательскую работу. В [[1889]] году он заведовал драматическими классами Музыкально-драматического училища [[Московское филармоническое общество|Московского филармонического общества]]. Преподавал на драматических курсах [[Московское театральное училище|Московского театрального училища]] ([[1888]]-[[1893]]). Среди его учеников — [[Садовская, Елизавета Михайловна|Елизавета Михайловна Садовская]].  
+
С начала 1880-х годов О. Правдин вел преподавательскую работу. В [[1889]] году он заведовал драматическими классами Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества. Преподавал на драматических курсах Московского театрального училища (1888-1893). Среди его учеников — Елизавета Михайловна Садовская.  
  
С [[1883]] года О. Правдин организовывал поездки групп артистов Малого театра по провинции, способствуя подъему провинциального театра. В [[1917]] году был управляющим Малым театром. С 1918 года входил в состав дирекции [[Малый театр|Малого театра]].
+
С 1883 года О. Правдин организовывал поездки групп артистов Малого театра по провинции, способствуя подъему провинциального театра. В 1917 году был управляющим Малым театром. С 1918 года входил в состав дирекции Малого театра.
  
 
Осип Андреевич Правдин скончался в Москве 17 октября 1921 года и был похоронен на Введенском кладбище.
 
Осип Андреевич Правдин скончался в Москве 17 октября 1921 года и был похоронен на Введенском кладбище.
  
 
== Роли в театре ==
 
== Роли в театре ==
* «[[Месяц в деревне (пьеса Тургенева)|Месяц в деревне]]» [[Тургенев]]а — ''Шааф''
+
* «Месяц в деревне (пьеса Тургенева)|Месяц в деревне» Тургенева — Шааф;
* «Джентльмен» [[Сумбатов-Южин, Александр Иванович|Сумбатова-Южина]] — ''Остергаузен''
+
* «Джентльмен» А.И. Сумбатова-Южина]] Остергаузен;
* «[[Лев Гурыч Синичкин (водевиль)|Лев Гурыч Синичкин]]» [[Ленский, Дмитрий Тимофеевич|Ленского]] — ''Лев Гурыч Синичкин''
+
* «Лев Гурыч Синичкин» Д.Т. Ленского Лев Гурыч Синичкин;
* 1882 - «[[Дело (пьеса)|Дело]]» [[Сухово-Кобылин, Александр Васильевич|А. В. Сухово-Кобылина]] — ''Варравин'', 1900 - ''Тарелкин'';
+
* «Дело» А. В. Сухово-Кобылина — Варравин;
 +
* «Дело» А.В. Сухово-Кобылина - с 1900 года) - Тарелкин
 
* "Лекарь поневоле" Мольера - Гарпагон;
 
* "Лекарь поневоле" Мольера - Гарпагон;
* "Лес" [[Островский, Александр Николаевич|А.Н. Островского]] - Аркашка Счастливцев;  
+
* "Лес" А.Н. Островского - Аркашка Счастливцев;  
* "Шутники" Островского - старика Оброшенов;  
+
* "Шутники" А.Н. Островского - старик Оброшенов;  
* «Бешеные деньги» Островского - Кучумов;  
+
* «Бешеные деньги» А.Н. Островского - Кучумов;  
* "Ревизор" Гоголя - Городничий;
+
* "Ревизор" Н.В. Гоголя - Городничий;
 
* "Плоды просвещения»  - камердинер Федор Иванович;  
 
* "Плоды просвещения»  - камердинер Федор Иванович;  
* "Борисе Годунове» А.С. Пушкина - Василий Шуйский;
+
* "Борис Годунов» А.С. Пушкина - Василий Шуйский;
* "Дмитрий Самозванец" Островского - Лжедимитрий;
+
* "Дмитрий Самозванец" А.Н. Островского - Лжедимитрий;
 
* "Старая сказка" Гнедича - полковник Штейн;     
 
* "Старая сказка" Гнедича - полковник Штейн;     
 
* «Ассамблея» - боярин Арефьев;
 
* «Ассамблея» - боярин Арефьев;
Строка 82: Строка 81:
 
* [http://www.maly.ru/people.php?name=PravdinO Малый театр: Осип Андреевич Правдин]
 
* [http://www.maly.ru/people.php?name=PravdinO Малый театр: Осип Андреевич Правдин]
  
== Примечания ==
+
[[Категория:Все статьи]]
{{примечания}}
+
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
 
+
[[Категория:Деятели культуры]]
== Ссылки ==
+
{{actor-stub}}
+
[[Категория:Родившиеся в 1849 году]]
+
[[Категория:Родившиеся 16 июня]]
+
[[Категория:Родившиеся в Санкт-Петербурге]]
+
[[Категория:Умершие в 1921 году]]
+
[[Категория:Умершие 17 октября]]
+
[[Категория:Умершие в Москве]]
+
[[Категория:Актёры России]]
+
[[Категория:Актёры по алфавиту]]
+
[[Категория:Театральные педагоги России]]
+
[[Категория:Заслуженные артисты Императорских театров]]
+
 
[[Категория:Ученики Петришуле]]
 
[[Категория:Ученики Петришуле]]
 +
[[Категория:Поступившие в Петришуле с 1709 по 1862 год]]

Версия 04:35, 8 апреля 2013

Осип Андреевич Правдин (настоящее имя - Оскар Августович Трейлебен; 16 июня 1849, Петербург, — 17 октября 1921, Москва) — выдающийся российский актер и татральный педагог.

Содержание

Биография

Родился в Санкт-Петербурге в семье купца I гильдии Августа Трейлебена, происходящего из обрусевших немцев. В 1857 году поступил в немецкую школу Петришуле, но недолго проучившись в ней, был переведен 5-ю петербургскую гимназию.

Учась в четвертом классе гимназии, участвовал в любительском таетральном кружке, в котором играл заметную роль. Дядя Правдина, по профессии художник, был страстным любителем театра; в его квартире была устроена постоянная сцена известного в то время любительского кружка «Конкордия». Здесь О. Правдин проводил все свое свободное время. Ему удалось уговорить дядю уступить гимназистам свою сцену для практики. На этих подмостках и сыграл роль старика - «Примочки» в водевиле Войкова «Жилец с тромбоном».

Первые театральные роли

Закончил полный курс гимназиив в 1867 году, О. Правдин начал выступать в труппе известного артиста-любителя Квадри-Рамина, игравшей в Кронштадте и Ораниенбауме; он получил дебют в роли Разлюляева в «Бедность не порок».

Летом 1868 года О. Правдин играл в Лесном, где держали антрепризу два театральных критика М. О. Рапопорт и М. Г. Вильде. Здесь он выдвинулся настолько, что обратил на себя внимание дирекции Гельсингфорского казенного театра, которая пригласила его на роли комиков.

Весной 1869 г. О.А. поступил было в Медико-хирургическую академию, но успел только надеть студенческий мундир. В августе 1869 года он бросил академию и, приняв предложение Гельсингфорского театра уехал играть в Финляндию. На сцене этого театра он конкурировал с известным аристом Андреевым-Бурлаком.

В 1870 году О. Правдин получил приглашение в Новочеркасск, где директором войскового театра был Ю. П. Подгорячани. После двух успешных сезонов в Новочеркасске он был приглашен в Тифлис в казенный театр, где режиссировал известный А. А. Яблочкин. Здесь О. Правдин прослужил также два сезона, после чего был допущен к дебютам в петербургском Александринском театре. Они состоялись в роли Аркашки Счастливцева в пьесе А. Плещеева «Мужья одолели» и в двух оперетах - Франца фон Зуппе «Прекрасная Галатея» и «Птички певчие» Ж. Оффенбаха. О. Правдин понравился публике и критике, но не найдя взаимопонимания с дирекцией тевтра, снова уехал выступать в провинции.

Летом 1877 года О. Правдин играл у антрепренера Ceтова в Киеве, куда приехал на гастроли знаменитый артист московского Малого театра Сергей Васильевич Шумский, и заинтересовался игрой Правдина, посоветовал ему ехать в Москву и попытать счастье в Малом театре. О. Правдин последовал совету Шумского. В Москве директор театра П. А. Кавелин и инспектор репертуара В. П. Бегичев, приняли его. очень радушно и обещали дать дебют на сцене Малого театра, как только откроется вакансия, в ожидании чего он начал работать в артистическом кружке, где проиграл с успехом несколько месяцев.

В Малом театре

С 1878 года О. Правдин играл в труппе Малого театра. Его игра отличалась большой жизненной достоверностью. Характерный актер, О. Правдин продумывал каждый жест, интонацию, детали костюма. Он умел ярко передать социальное, бытовое и национальное своеобразие персонажа.

Прославился исполнением ролей так называемых русских немцев, находя особую мелодику речи, своеобразие поведения: Шааф («Месяц в деревне» Тургенева), Остергаузен («Джентльмен» Сумбатова-Южина).

С успехом выступал в пьесах Мольера - Гарпагон, Сганарель («Лекарь поневоле»), Арган («Мнимый больной») и др.

Театральный критик Э.М. Бескин так охарактеризовал его специфический актерский талант:

«В Правдине чувствовался скорее, европеец, со всей рафинированностыо европейского барства своего времени. И его замедленная, 
несколько ленивая фраза, и какая-то именно европейская фатоватость неторопливого методического жеста, коими измерялась культура 
«хорошего тона» европейского буржуа. Много, много было в нем этого мягкого «барина». И даже говор его, значительно
ассимилировавшийся с тоном Малого театра, эта открытая округлость гласных, эта наивность всегда казалась искусственной, 
благоприобретенной, заимствованной в периоде долгой работы с товарищами по сцене».  

С начала 1880-х годов О. Правдин вел преподавательскую работу. В 1889 году он заведовал драматическими классами Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества. Преподавал на драматических курсах Московского театрального училища (1888-1893). Среди его учеников — Елизавета Михайловна Садовская.

С 1883 года О. Правдин организовывал поездки групп артистов Малого театра по провинции, способствуя подъему провинциального театра. В 1917 году был управляющим Малым театром. С 1918 года входил в состав дирекции Малого театра.

Осип Андреевич Правдин скончался в Москве 17 октября 1921 года и был похоронен на Введенском кладбище.

Роли в театре

  • «Месяц в деревне (пьеса Тургенева)|Месяц в деревне» Тургенева — Шааф;
  • «Джентльмен» А.И. Сумбатова-Южина]] — Остергаузен;
  • «Лев Гурыч Синичкин» Д.Т. Ленского — Лев Гурыч Синичкин;
  • «Дело» А. В. Сухово-Кобылина — Варравин;
  • «Дело» А.В. Сухово-Кобылина - с 1900 года) - Тарелкин
  • "Лекарь поневоле" Мольера - Гарпагон;
  • "Лес" А.Н. Островского - Аркашка Счастливцев;
  • "Шутники" А.Н. Островского - старик Оброшенов;
  • «Бешеные деньги» А.Н. Островского - Кучумов;
  • "Ревизор" Н.В. Гоголя - Городничий;
  • "Плоды просвещения» - камердинер Федор Иванович;
  • "Борис Годунов» А.С. Пушкина - Василий Шуйский;
  • "Дмитрий Самозванец" А.Н. Островского - Лжедимитрий;
  • "Старая сказка" Гнедича - полковник Штейн;
  • «Ассамблея» - боярин Арефьев;


Ссылки

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле