Правдин, Осип Андреевич

Материал из ALLPETRISCHULE
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (Роли в театре)
м
 
(не показаны 9 промежуточных версий 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
[[Файл:Pravdin O.jpg|thumb|270px|Осип Андреевич Правдин (1849 - 1921) — выдающийся российский актер и татральный педагог.]]  
+
[[Файл:Pravdin O.jpg|thumb|270px|Осип Андреевич Правдин ([[1849]] - [[1921]]) — выдающийся российский актер и театральный педагог.]]  
 +
'''Осип Андреевич Правдин''' (настоящее имя - ''Оскар Августович Трейлебен''; 16 июня [[1849]], [[Петербург]], — 17 октября [[1921]], Москва) — выдающийся российский актер и театральный педагог.
 
==Биография==
 
==Биография==
'''Осип Андреевич Правдин''' (настоящее имя - ''Оскар Августович Трейлебен''; 16 июня 1849, Петербург, — 17 октября 1921, Москва) — выдающийся российский актер и татральный педагог.
+
Осип Андреевич Правдин родился в [[Санкт-Петербург]]е,, в семье купца I гильдии Августа Трейлебена, происходящего из обрусевших немцев.  
==Биография==
+
В [[1857]] году поступил в немецкую школу [[Петришуле]], но недолго проучившись в ней, был переведен 5-ю петербургскую гимназию.
Родился в Санкт-Петербурге в семье купца I гильдии Августа Трейлебена, происходящего из обрусевших немцев.  
+
 
В 1857 году поступил в немецкую школу [[Петришуле]], но недолго проучившись в ней, был переведен 5-ю петербургскую гимназию.  
+
Учась в четвертом классе гимназии, участвовал в любительском театральном кружке, в котором играл заметную роль. Дядя О.А. Правдина, по профессии художник, был страстным любителем театра; в его квартире была устроена постоянная  сцена известного в то время любительского кружка «Конкордия». Здесь О. Правдин проводил все свое свободное время. Ему удалось уговорить дядю уступить гимназистам свою сцену для практики. На этих подмостках Осип Андреевич и сыграл роль старика - «Примочки» в водевиле Войкова «Жилец с тромбоном».
  
Учась в четвертом классе гимназии, участвовал в любительском таетральном кружке, в котором играл заметную роль. Дядя Правдина, по профессии художник, был страстным любителем театра; в его квартире была устроена постоянная  сцена известного в то время любительского кружка «Конкордия». Здесь О. Правдин проводил все свое свободное время. Ему удалось уговорить дядю уступить гимназистам свою сцену для практики. На этих подмостках и сыграл роль старика - «Примочки» в водевиле Войкова «Жилец с тромбоном».
 
 
==Первые театральные роли==  
 
==Первые театральные роли==  
Закончил полный курс гимназиив в 1867 году, О. Правдин начал выступать в труппе известного артиста-любителя Квадри-Рамина, игравшей в Кронштадте и Ораниенбауме; он получил дебют в роли Разлюляева в «Бедность не порок». 
 
  
Летом 1868 года О. Правдин играл в Лесном, где держали антрепризу два театральных критика М. О. Рапопорт и М. Г. Вильде. Здесь он выдвинулся настолько, что обратил на себя внимание дирекции Гельсингфорского казенного театра, которая пригласила его на роли комиков.  
+
О. Правдин закончил полный курс гимназии в в [[1867]] году и начал выступать в труппе известного артиста-любителя Квадри-Рамина, игравшей в Кронштадте и Ораниенбауме; он получил дебют в роли Разлюляева в спектакле «Бедность не порок».  
  
Весной 1869 г. О.А. поступил было в [[Петербургская медико-хирургическая академия|Медико-хирургическую академию]], но успел только надеть студенческий мундир. В августе 1869 года он бросил академию и, приняв предложение Гельсингфорского театра уехал играть в Финляндию. На сцене этого театра он конкурировал с известным аристом Андреевым-Бурлаком.
+
Летом [[1868]] года О.А. Правдин играл в Лесном, где держали антрепризу два театральных критика М. О. Рапопорт и М. Г. Вильде. Здесь он выдвинулся настолько, что обратил на себя внимание дирекции Гельсингфорского казенного театра, которая пригласила его на роли комиков.  
  
В 1870 году О. Правдин получил приглашение в Новочеркасск, где директором войскового театра был Ю. П. Подгорячани. После двух успешных сезонов в Новочеркасске он был приглашен в Тифлис в казенный театр, где режиссировал известный А. А. Яблочкин. Здесь О. Правдин прослужил также два сезона, после чего был допущен к дебютам в петербургском Александринском театре. Они состоялись в роли Аркашки Счастливцева в пьесе А. Плещеева «Мужья одолели» и в двух оперетах - Франца фон Зуппе «Прекрасная Галатея» и «Птички певчие» Ж. Оффенбаха. О. Правдин понравился публике и критике, но не найдя взаимопонимания с дирекцией тевтра, снова уехал выступать в провинции.  
+
Весной [[1869]] г. Осип Андреевич поступил было в [[Петербургская медико-хирургическая академия|Медико-хирургическую академию]], но успел только надеть студенческий мундир. В августе [[1869]] года он бросил академию и, приняв предложение Гельсингфорского театра уехал играть в Финляндию. На сцене этого театра он конкурировал с известным артистом Андреевым-Бурлаком.
  
Летом 1877 года О. Правдин играл у антрепренера Ceтова в Киеве, куда приехал на гастроли знаменитый артист московского Малого театра Сергей Васильевич Шумский, и заинтересовался игрой Правдина, посоветовал  ему ехать в Москву и попытать счастье в Малом театре. О. Правдин последовал совету Шумского. В Москве директор театра П. А. Кавелин и инспектор репертуара В. П. Бегичев, приняли его. очень радушно и обещали дать дебют на сцене Малого театра, как только откроется вакансия, в ожидании чего он начал работать в артистическом кружке, где проиграл с успехом несколько месяцев.
+
В [[1870]] году О. Правдин получил приглашение в Новочеркасск, где директором войскового театра был Ю.П. Подгорячани. После двух успешных сезонов в Новочеркасске он был приглашен в Тифлис в казенный театр, где режиссировал известный А. А. Яблочкин. Здесь О. Правдин прослужил также два сезона, после чего был допущен к дебютам в петербургском [[Александринский театр|Александринском театре]]. Они состоялись в роли Аркашки Счастливцева в пьесе А. Плещеева «Мужья одолели» и в двух опереттах - Франца фон Зуппе «Прекрасная Галатея» и «Птички певчие» Ж. Оффенбаха. О. Правдин понравился публике и критике, но не найдя взаимопонимания с дирекцией [[Александринский театр|театра]], снова уехал выступать в провинции.  
  
== В Малом театре==
+
Летом [[1877]] года О. Правдин играл у антрепренера Сетова в Киеве, куда приехал на гастроли знаменитый артист московского Малого театра Сергей Васильевич Шумский, заинтересовавшийся игрой О.А. Правдина. С.В. Шумский посоветовал  ему ехать в Москву и попытать счастье в Малом театре. О. Правдин последовал этому совету. В Москве директор театра П. А. Кавелин и инспектор репертуара В. П. Бегичев приняли его очень радушно и обещали дать дебют на сцене Малого театра как только откроется вакансия, в ожидании чего он начал работать в артистическом кружке, где играл с успехом несколько месяцев.
С 1878 года О. Правдин играл в труппе Малого театра. Его игра отличалась большой жизненной достоверностью. Характерный актер, О. Правдин продумывал каждый жест, интонацию, детали костюма. Он умел ярко передать социальное, бытовое и национальное своеобразие персонажа.  
+
  
 +
== В Малом театре==
 +
С [[1878]] года О. Правдин играл в труппе Малого театра. Его игра отличалась большой жизненной достоверностью. Характерный актер О. Правдин продумывал каждый жест, интонацию, детали костюма. Он умел ярко передать социальное, бытовое и национальное своеобразие персонажа.
 
Прославился исполнением ролей так называемых русских немцев, находя особую мелодику речи, своеобразие поведения: Шааф («Месяц в деревне» Тургенева), Остергаузен («Джентльмен» Сумбатова-Южина).  
 
Прославился исполнением ролей так называемых русских немцев, находя особую мелодику речи, своеобразие поведения: Шааф («Месяц в деревне» Тургенева), Остергаузен («Джентльмен» Сумбатова-Южина).  
  
С успехом выступал в пьесах Мольера - Гарпагон, Сганарель («Лекарь поневоле»), Арган («Мнимый больной») и др.  
+
В «Предрассудках» Модеста Чайковского О.А. Правдин играл старика Охрипинина, аристократа, но в то же время и дельца-гешефтмахера, пускающего, где нужно в ход знатность своего происхождения и старинность своего дворянского рода. В изображении О.А. этот дворянин вышел настоящим героем черной сотни из союза русского народа, кстати и некстати кричащим, что над Охрипининым только царь и бог. Он себя считает солью земли, гордится собой и полагает, что имеет полное и неоспоримое право на успех в жизни и пользование ее благами, а тем не менее где нужно, для достижения своей цели, не гнушается шутовством, унижается и скоморошествует. В общем это был жуткий тип, вполне в стиле и плане Правдинских образов, яркий, сочный, убедительный экземпляр из кунсткамеры человеческих образин.  
  
Театральный критик Э.М. Бескин так охарактеризовал его специфический актерский талант:
+
С успехом выступал и в пьесах Мольера -  Гарпагон, Сганарель («Лекарь поневоле»), Арган («Мнимый больной») и др. Театральный критик Э.М. Бескин так охарактеризовал его специфический актерский талант:
«В Правдине чувствовался скорее, европеец, со всей рафинированностыо европейского барства своего времени. И его замедленная,
+
несколько ленивая фраза, и какая-то именно европейская фатоватость неторопливого методического жеста, коими измерялась культура
+
«хорошего тона» европейского буржуа. Много, много было в нем этого мягкого «барина». И даже говор его, значительно
+
ассимилировавшийся с тоном Малого театра, эта открытая округлость гласных, эта наивность всегда казалась искусственной,
+
благоприобретенной, заимствованной в периоде долгой работы с товарищами по сцене». 
+
  
С начала 1880-х годов О. Правдин вел преподавательскую работу. В [[1889]] году он заведовал драматическими классами Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества. Преподавал на драматических курсах Московского театрального училища (1888-1893). Среди его учеников — Елизавета Михайловна Садовская.  
+
<I>
 +
«...В Правдине чувствовался скорее, европеец, со всей рафинированностью европейского барства своего времени. И его замедленная, несколько ленивая фраза, и какая-то именно европейская фатоватость неторопливого методического жеста, коими измерялась культура «хорошего тона» европейского буржуа. Много, много было в нем этого мягкого «барина». И даже говор его, значительно ассимилировавшийся с тоном Малого театра, эта открытая округлость гласных, эта наивность всегда казалась искусственной, благоприобретенной, заимствованной в периоде долгой работы с товарищами по сцене...»
 +
</I> 
  
С 1883 года О. Правдин организовывал поездки групп артистов Малого театра по провинции, способствуя подъему провинциального театра. В 1917 году был управляющим Малым театром. С 1918 года входил в состав дирекции Малого театра.
+
С начала [[1880]]-х годов О. Правдин вел преподавательскую работу. В [[1889]] году он заведовал драматическими классами Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества. Преподавал на драматических курсах Московского театрального училища ([[1888]]-[[1893]]). Среди его учеников — Елизавета Михайловна Садовская.  
  
Осип Андреевич Правдин скончался в Москве 17 октября 1921 года. Место его захоронения в настоящее время неизвестно.
+
С [[1883]] года О. Правдин организовывал поездки групп артистов Малого театра по провинции, способствуя подъему провинциального театра. В [[1917]] году был управляющим Малым театром. С [[1918]] года входил в состав дирекции Малого театра.
 +
 
 +
Осип Андреевич Правдин скончался в Москве 17 октября [[1921]] года. Место его захоронения неизвестно.
  
 
== Роли в театре ==
 
== Роли в театре ==
* «Месяц в деревне (пьеса Тургенева) — Шааф;
+
* «Месяц в деревне» (пьеса И.С. Тургенева) — Шааф;
 
* «Джентльмен» А.И. Сумбатова-Южина — Остергаузен;
 
* «Джентльмен» А.И. Сумбатова-Южина — Остергаузен;
 
* «Лев Гурыч Синичкин» Д.Т. Ленского — Лев Гурыч Синичкин;
 
* «Лев Гурыч Синичкин» Д.Т. Ленского — Лев Гурыч Синичкин;
 
* «Дело» А. В. Сухово-Кобылина — Варравин;
 
* «Дело» А. В. Сухово-Кобылина — Варравин;
* «Дело» А.В. Сухово-Кобылина - (с 1900 года) - Тарелкин
+
* «Дело» А.В. Сухово-Кобылина - (с [[1900]] года) - Тарелкин
* "Лекарь поневоле" Мольера - Гарпагон;
+
* «Лекарь поневоле» Мольера - Гарпагон;
* "Лес" А.Н. Островского - Аркашка Счастливцев;  
+
* «Лес» А.Н. Островского - Аркашка Счастливцев;  
* "Шутники" А.Н. Островского - старик Оброшенов;  
+
* «Шутники» А.Н. Островского - старик Оброшенов;  
 
* «Бешеные деньги» А.Н. Островского - Кучумов;  
 
* «Бешеные деньги» А.Н. Островского - Кучумов;  
* "Ревизор" Н.В. Гоголя - Городничий;
+
* «Ревизор» Н.В. Гоголя - Городничий;
* "Плоды просвещения»  - камердинер Федор Иванович;  
+
* «Плоды просвещения»  - камердинер Федор Иванович;  
* "Борис Годунов» А.С. Пушкина - Василий Шуйский;
+
* «Борис Годунов» А.С. Пушкина - Василий Шуйский;
* "Дмитрий Самозванец" А.Н. Островского - Лжедимитрий;
+
* «Дмитрий Самозванец» А.Н. Островского - Лжедимитрий;
* "Старая сказка" Гнедича - полковник Штейн;     
+
* «Старая сказка» П.П. Гнедича - полковник Штейн;     
 
* «Ассамблея» - боярин Арефьев;
 
* «Ассамблея» - боярин Арефьев;
  
Строка 58: Строка 57:
 
Недыхляев («Кручина» Шпажинского), Тарелкин («Дело» Сухово-Кобылина), Крутицкий («Не было ни гроша, да вдруг алтын» и «На всякого мудреца довольно простоты» Островского), Репетилов («Горе от ума»), Растаковский и Городничий («Ревизор»), Кучумов («Бешеные деньги»
 
Недыхляев («Кручина» Шпажинского), Тарелкин («Дело» Сухово-Кобылина), Крутицкий («Не было ни гроша, да вдруг алтын» и «На всякого мудреца довольно простоты» Островского), Репетилов («Горе от ума»), Растаковский и Городничий («Ревизор»), Кучумов («Бешеные деньги»
  
В «Озими» Лугового О.А. играл акцизного чиновника Васильева, устами которого автор преподносит публике свои сентенции и уроки практической морали. Только благодаря тему, что эту безжизненную схематичную роль играл Правдин из Васильева получился живой образ, сообщающий кое-какую убедительность словам из своих поучений.
+
В «Озими» Лугового Осип Андреевич играл акцизного чиновника Васильева, устами которого автор преподносит публике свои сентенции и уроки практической морали. Только благодаря тему, что эту безжизненную схематичную роль играл О.А. Правдин из Васильева получился живой образ, сообщающий кое-какую убедительность словам из своих поучений.
 
+
В «Предрассудках» Модеста Чайковского Правдин играл старика Охрипинина, аристократа, но в то же время и дельца-гешефтмахера, пускающего, где нужно в ход знатность своего происхождения и старинность своего дворянского рода. В изображении О.А. этот дворянин вышел настоящим героем черной сотни из союза русского народа, кстати и некстати кричащим, что над Охрипининым только царь и бог. Он себя считает солью земли, гордится собой и полагает, что имеет полное и неоспоримое право на успех в жизни и пользование ее благами, а тем не менее где нужно, для достижения своей цели, не гнушается шутовством, унижается и скоморошествует. В общем это был жуткий тип, вполне в стиле и плане Правдинских образов, яркий, сочный, убедительный экземпляр из кунсткамеры человеческих образин.
+
  
Иногда, уж под старость, когда Правдину приходила охота повеселиться и поиграть для собственного удовольствия, непринужденно и легко, где-нибудь на дачной сцене О.А. ставил Льва Гурьича Синичкина и уж поистине купался в этой роли, как сыр в масле. В пестром халате, в широченных штанах, с большим цветным платком в руках, и с неизменной табакеркой артист показывал чудеса комизма, не очень притязательного, далеко не безупречного, часто впадающего в буффонаду, но смешного по-настоящему и бесхитростно веселого. Смотреть его в этой роли было одно очарование; вы сами вместе с артистом словно отбрасывали от себя все нудное и докучное, молодели и погружались в ванну из юмора. Так должно быть играл, строил в свое время свои знаменитые комические роли Живокини. Вспоминается еще ряд ролей, исполненных Правдиным. Недыхляев в «Кручине». Здесь О.А. был значительно менее интересен, чем Ленский, так как драматические переживания ревности едва ли были, так сказать, в регистре его психологии. Крутицкий в «На всякого мудреца», Тарелкин в «Отжитом месте», Мирон в «Невольницах». Во всех этих ролях О.А. был хорош: отлично гримировался, находил нужные, живые и всегда разнообразные тона, обнажал всю сущность своих героев и давал выпуклые фигуры. Но особенно блестящ бывал О.А. во второстепенных ролях текущего репертуара, главным образом легких салонных комедий: Фаншин в «Ирининской общине», Генерал Вихляев из «Казенной квартиры», Износков в «Сполохах». Здесь артист давал полный простор своей широкой, размашистой лепке, клал густые слои краски и давал ярчайшие жанровые типы, полные биения жизни, остроты и реализма.
+
Иногда, уж под старость, когда О.А. Правдину приходила охота повеселиться и поиграть для собственного удовольствия, непринужденно и легко, где-нибудь на дачной сцене О.А. Правдин ставил Льва Гурьича Синичкина и уж поистине купался в этой роли, как сыр в масле. В пестром халате, в широченных штанах, с большим цветным платком в руках, и с неизменной табакеркой артист показывал чудеса комизма, не очень притязательного, далеко не безупречного, часто впадающего в буффонаду, но смешного по-настоящему и бесхитростно веселого. Смотреть его в этой роли было одно очарование; вы сами вместе с артистом словно отбрасывали от себя все нудное и докучное, молодели и погружались в ванну из юмора. Так должно быть играл, строил в свое время свои знаменитые комические роли Живокини. Вспоминается еще ряд ролей, исполненных О.А. Правдиным. Недыхляев в «Кручине». Здесь О.А. Правдин был значительно менее интересен, чем Ленский, так как драматические переживания ревности едва ли были, так сказать, в регистре его психологии. Крутицкий в «На всякого мудреца», Тарелкин в «Отжитом месте», Мирон в «Невольницах». Во всех этих ролях О.А. Правдин был хорош: отлично гримировался, находил нужные, живые и всегда разнообразные тона, обнажал всю сущность своих героев и давал выпуклые фигуры. Но особенно блестящ бывал Осип Аандреевич во второстепенных ролях текущего репертуара, главным образом легких салонных комедий: Фаншин в «Ирининской общине», Генерал Вихляев из «Казенной квартиры», Износков в «Сполохах». Здесь артист давал полный простор своей широкой, размашистой лепке, клал густые слои краски и давал ярчайшие жанровые типы, полные биения жизни, остроты и реализма.
  
Переходя к иностранному репертуару О.А. следует прежде всего указать на его мольеровские роли. Правдин давно уже был признан лучшим исполнителем мольеровских комедий, он как-то с юных лет к ним пристрастился, сделал их своей специальностью и, действительно, исполнял их виртуозно, с каждым новым спектаклем утончая, обостряя и облагораживал свой юмор, откидывая все грубое, тривиальное и сомнительное, все ужимки и гримасы, чем грешило его исполнение в начале сценической карьеры. Одной из лучших ролей О.А. был Гарпагон. В ней Правдин мимически играл в продолжение всей пьесы, и в особенности в те моменты, когда молчал. Грим, мимика, жесты, движения походки были строго взвешены, соразмерены и убедительны. Скряга чувствовался во всем облике артиста. Его подозрительность, волнение и страх за драгоценную шкатулку, трепет над накопленным состоянием находили в исполнении Правдина на редкость правдоподобное выражение. Это был типичный маньяк, одержимый неистовой скупостью и болезненным страхом, жалкий и смешной одновременно. А когда в последнем акте Гарпагон мирно уходил со сцены, а затем неожиданно, как вихрь вбегал обратно в остром пароксизме горя, в порыве отчаяния и бешенства от пропажи своего сокровища, Правдин вызывал ужас и жуть. Профессор Алексей Веселовский, известный мольерист, посвятил правдинскому Гарпагону отдельную статью. Артисту был сделан упрек в несоответствии костюма мольеровскому гардеробу. В инвентаре, составленном после смерти Мольера костюм Гарпагона описан так: «плащ, нижнее платье и камзол из черного атласа, обшитый черным шелковым кружевом, шляпа, парик, башмаки (все это лежало в отдельной коробке, приготовленное для представления пьесы). Но тридцать лет тому назад такой мейнингенской точности в костюмах, конечно, не было на малой сцене, да едва ли и в настоящее время есть столь педантически-историческое соответствие эпохе в отношении мольеровского гардероба в каком-либо театре.
+
Переходя к иностранному репертуару О.А. Правдина, следует прежде всего указать на его мольеровские роли. О.А. Правдин давно уже был признан лучшим исполнителем мольеровских комедий, он как-то с юных лет к ним пристрастился, сделал их своей специальностью и, действительно, исполнял их виртуозно, с каждым новым спектаклем утончая, обостряя и облагораживал свой юмор, откидывая все грубое, тривиальное и сомнительное, все ужимки и гримасы, чем грешило его исполнение в начале сценической карьеры. Одной из лучших ролей Осипа Андреевича был Гарпагон. В ней О.А. Правдин мимически играл в продолжение всей пьесы, и в особенности в те моменты, когда молчал. Грим, мимика, жесты, движения походки были строго взвешены, соразмерены и убедительны. Скряга чувствовался во всем облике артиста. Его подозрительность, волнение и страх за драгоценную шкатулку, трепет над накопленным состоянием находили в исполнении О.А. Правдина на редкость правдоподобное выражение. Это был типичный маньяк, одержимый неистовой скупостью и болезненным страхом, жалкий и смешной одновременно. А когда в последнем акте Гарпагон мирно уходил со сцены, а затем неожиданно, как вихрь вбегал обратно в остром пароксизме горя, в порыве отчаяния и бешенства от пропажи своего сокровища, О.А. Правдин вызывал ужас и жуть. Профессор Алексей Веселовский, известный мольерист, посвятил правдинскому Гарпагону отдельную статью. Артисту был сделан упрек в несоответствии костюма мольеровскому гардеробу. В инвентаре, составленном после смерти Мольера костюм Гарпагона описан так: «плащ, нижнее платье и камзол из черного атласа, обшитый черным шелковым кружевом, шляпа, парик, башмаки (все это лежало в отдельной коробке, приготовленное для представления пьесы). Но тридцать лет тому назад такой мейнингенской точности в костюмах, конечно, не было на малой сцене, да едва ли и в настоящее время есть столь педантически-историческое соответствие эпохе в отношении мольеровского гардероба в каком-либо театре.
  
Очень забавен, а местами уморителен был Правдин в роли мольеровского философа Панкрасса. Это был откровенный фарс, в котором О.А. использовал все свои богатейшие фарсовые данные, которые обычно в комедийном репертуаре искусственно сдерживались и насильственно умерялись. Особенно благодарна была для Правдина задача этой роли потому, что исполнителю нужно было показать на протяжении одного акта, вернее одной сцены несколько иностранных акцентов, а в этом искусстве, как мы уже говорили, Правдин был неподражаемым и никем еще не превзойденным мастером. Как известно, этот педант Панкрасс, последователь Аристотеля, отличающийся необычайно задорным нравом и страшной говорливостью, болтает по пьесе всякую чушь, приходящую ему на ум, и между прочим называет более десяти различных языков, иллюстрируя каждое название особым тембром голоса и кстати характерной для этого наречия жестикуляцией. Согласитесь, что такая роль требует большого искусства и совершенно особого умения, которое не у всякого актера найдется. Правдин выходил из этой роли блестящим победителем и щеголял разнообразием своих всегда оригинальных, ни разу неповторяемых акцентов.
+
Очень забавен, а местами уморителен был О.А. Правдин в роли мольеровского философа Панкрасса. Это был откровенный фарс, в котором О.А. использовал все свои богатейшие фарсовые данные, которые обычно в комедийном репертуаре искусственно сдерживались и насильственно умерялись. Особенно благодарна была для О.А. Правдина задача этой роли потому, что исполнителю нужно было показать на протяжении одного акта, вернее одной сцены несколько иностранных акцентов, а в этом искусстве, как мы уже говорили, О.А. Правдин был неподражаемым и никем еще не превзойденным мастером. Как известно, этот педант Панкрасс, последователь Аристотеля, отличающийся необычайно задорным нравом и страшной говорливостью, болтает по пьесе всякую чушь, приходящую ему на ум, и между прочим называет более десяти различных языков, иллюстрируя каждое название особым тембром голоса и кстати характерной для этого наречия жестикуляцией. Согласитесь, что такая роль требует большого искусства и совершенно особого умения, которое не у всякого актера найдется. О.А. Правдин выходил из этой роли блестящим победителем и щеголял разнообразием своих всегда оригинальных, ни разу неповторяемых акцентов.
  
Из Шекспировского репертуара Правдин играл Полония. Клотена в Цимбелине, ткача Основу в «Сне в летнюю ночь». Шейлока, Полония О.А. отнюдь не превращал в шута, как это делали некоторые другие исполнители этой роли. Артист давал понять, что его Полоний советник короля и занимает при дворе положение первого придворного. Глупый и ничтожный рядом с Гамлетом, он был далеко не прост в сравнении с другими персонажами.
+
Из Шекспировского репертуара О.А. Правдин играл Полония. Клотена в Цимбелине, ткача Основу в «Сне в летнюю ночь». Шейлока, Полония О.А. отнюдь не превращал в шута, как это делали некоторые другие исполнители этой роли. Артист давал понять, что его Полоний советник короля и занимает при дворе положение первого придворного. Глупый и ничтожный рядом с Гамлетом, он был далеко не прост в сравнении с другими персонажами.
  
В роли Клотена, сына королевы, Правдин был и комичен и, как полагается по пьесе, в достаточной степени противен: злой, глупый, жестокий, нахальный, трусливый, с крайним самомнением, внушающий всем одним своим ведом отвращение. Имогена бросает ему в лицо оскорбление, говорит ему, что он в ее глазах хуже изношенной одежды Постума. Этот сложный чисто шекспировский характер был прекрасно передан артистом. Очень забавно пел О.А. серенаду в честь Имогены.
+
В роли Клотена, сына королевы, О.А. Правдин был и комичен и, как полагается по пьесе, в достаточной степени противен: злой, глупый, жестокий, нахальный, трусливый, с крайним самомнением, внушающий всем одним своим ведом отвращение. Имогена бросает ему в лицо оскорбление, говорит ему, что он в ее глазах хуже изношенной одежды Постума. Этот сложный чисто шекспировский характер был прекрасно передан артистом. Очень забавно пел Осип Андреевич серенаду в честь Имогены.
  
Глупым, но уже не злым, а простодушным изображал О.А. и ткача Основу в «Сне в летнюю ночь». Он имел в этой роли громадный успех, вызванный чувством неподдельного юмора, естественной простоты и искренности исполнения.
+
Глупым, но уже не злым, а простодушным изображал О.А. Правдин и ткача Основу в «Сне в летнюю ночь». Он имел в этой роли громадный успех, вызванный чувством неподдельного юмора, естественной простоты и искренности исполнения.
  
Незадолго до смерти Правдин, в очередь с А.И. Южиным, играл Шейлока. Роль венецианского еврея артист исполнил с большим искусством, с глубоким разнообразием, переживаний. Он был жесток со своими дебиторами, надменен с судьями, нежен и лиричен с дочерью. Знаменитые Шейлоковские монологи «о трех тысячах червонцев», о фунте мяса, об издевательствах над ним на мосту Риальто звучали величаво, многозначительно и полновесно. Он играл Шейлока с чуть-чуть заметным еврейским акцентом, едва слышным, но все же внятным, придавая роли хорошую колоритность. Но во всяком случае это далеко не был тот грубо-жаргонный, местечковый еврейский акцент; с каким произносил речи Шейлока когда-то актер Дарский на сцене Художественного театра.
+
Незадолго до смерти О.А. Правдин, в очередь с А.И. Южиным, играл Шейлока. Роль венецианского еврея артист исполнил с большим искусством, с глубоким разнообразием, переживаний. Он был жесток со своими дебиторами, надменен с судьями, нежен и лиричен с дочерью. Знаменитые Шейлоковские монологи «о трех тысячах червонцев», о фунте мяса, об издевательствах над ним на мосту Риальто звучали величаво, многозначительно и полновесно. Он играл Шейлока с чуть-чуть заметным еврейским акцентом, едва слышным, но все же внятным, придавая роли хорошую колоритность. Но во всяком случае это далеко не был тот грубо-жаргонный, местечковый еврейский акцент; с каким произносил речи Шейлока когда-то актер Дарский на сцене Художественного театра.
  
Очень типичных, вдоль и поперек, известных ему по наблюдениям, немцев создавал О.А. в Зудермановских пьесах: «Честь», «Родина» и др. В халате, с трубкой, в белесом парике Правдин словно живым переносился в Малый театр откуда-нибудь из Мюнхена или Лейпцига, целиком выхваченный из бидермайерской обстановки:. Здесь ему и книги были в руки, и никто даже не пытался подвергать его игру критике, а тем более проверке в отношении доказательности.
+
Очень типичных, вдоль и поперек, известных ему по наблюдениям, немцев создавал О.А. Правдин в Зудермановских пьесах: «Честь», «Родина» и др. В халате, с трубкой, в белесом парике О.А. Правдин словно живым переносился в Малый театр откуда-нибудь из Мюнхена или Лейпцига, целиком выхваченный из бидермайерской обстановки:. Здесь ему и книги были в руки, и никто даже не пытался подвергать его игру критике, а тем более проверке в отношении доказательности.
  
Несколько менее убедителен бывал артист в ролях французского репертуара. Здесь, напр., в роли Пуарье, в пьесе Ожье «Сиятельный зять» О.А. старался заменить малое знакомство с бытом, типами и нравами современного Парижа— шикарными гримами, напускным комизмом и водевильными трюками. Но этого было, конечно, недостаточно.-->
+
Несколько менее убедителен бывал артист в ролях французского репертуара. Здесь, напр., в роли Пуарье, в пьесе Ожье «Сиятельный зять» О.А. Правдин старался заменить малое знакомство с бытом, типами и нравами современного Парижа— шикарными гримами, напускным комизмом и водевильными трюками. Но этого было, конечно, недостаточно.-->
  
==Ссылки==
+
==Источники==
* [http://www.maly.ru/people.php?name=PravdinO Малый театр: Осип Андреевич Правдин]
+
* Архив [[Петришуле]]; фонд 18;
 +
* "О.А. Правдин. Биография" -  «ЕИТ», [[1909]], вып. 6-7;
 +
* ''Филиппов Владимир '' "Памяти О.А. Правдина" - «Культура театра», [[1921]];
 +
* "Галерея мастеров Малого театра. О.А. Правдин" - Москва, [[1935]];
 +
* ''Кара-Мурза С.Г.,'' "Малый театр" - Москва, [[1924]].
 +
* [http://www.maly.ru/people.php?name=PravdinO Малый театр: Осип Андреевич Правдин].
  
 
[[Категория:Все статьи]]
 
[[Категория:Все статьи]]
 
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
 
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
 
[[Категория:Деятели культуры]]
 
[[Категория:Деятели культуры]]
 +
[[Категория:Артисты]]
 +
[[Категория:Деятели театра и кино]]
 +
[[Категория:Педагоги]]
 
[[Категория:Ученики Петришуле]]
 
[[Категория:Ученики Петришуле]]
[[Категория:Поступившие в Петришуле с 1709 по 1862 год]]
+
[[Категория:Поступившие в Петришуле в XIX веке]]
 +
[[Категория:Поступившие в Петришуле в 1857 году]]
 +
[[Категория:Закончившие Петришуле в XIX веке]]

Текущая версия на 17:40, 30 июня 2019

Осип Андреевич Правдин (1849 - 1921) — выдающийся российский актер и театральный педагог.

Осип Андреевич Правдин (настоящее имя - Оскар Августович Трейлебен; 16 июня 1849, Петербург, — 17 октября 1921, Москва) — выдающийся российский актер и театральный педагог.

Содержание

[править] Биография

Осип Андреевич Правдин родился в Санкт-Петербурге,, в семье купца I гильдии Августа Трейлебена, происходящего из обрусевших немцев. В 1857 году поступил в немецкую школу Петришуле, но недолго проучившись в ней, был переведен 5-ю петербургскую гимназию.

Учась в четвертом классе гимназии, участвовал в любительском театральном кружке, в котором играл заметную роль. Дядя О.А. Правдина, по профессии художник, был страстным любителем театра; в его квартире была устроена постоянная сцена известного в то время любительского кружка «Конкордия». Здесь О. Правдин проводил все свое свободное время. Ему удалось уговорить дядю уступить гимназистам свою сцену для практики. На этих подмостках Осип Андреевич и сыграл роль старика - «Примочки» в водевиле Войкова «Жилец с тромбоном».

[править] Первые театральные роли

О.А. Правдин закончил полный курс гимназии в в 1867 году и начал выступать в труппе известного артиста-любителя Квадри-Рамина, игравшей в Кронштадте и Ораниенбауме; он получил дебют в роли Разлюляева в спектакле «Бедность не порок».

Летом 1868 года О.А. Правдин играл в Лесном, где держали антрепризу два театральных критика М. О. Рапопорт и М. Г. Вильде. Здесь он выдвинулся настолько, что обратил на себя внимание дирекции Гельсингфорского казенного театра, которая пригласила его на роли комиков.

Весной 1869 г. Осип Андреевич поступил было в Медико-хирургическую академию, но успел только надеть студенческий мундир. В августе 1869 года он бросил академию и, приняв предложение Гельсингфорского театра уехал играть в Финляндию. На сцене этого театра он конкурировал с известным артистом Андреевым-Бурлаком.

В 1870 году О.А. Правдин получил приглашение в Новочеркасск, где директором войскового театра был Ю.П. Подгорячани. После двух успешных сезонов в Новочеркасске он был приглашен в Тифлис в казенный театр, где режиссировал известный А. А. Яблочкин. Здесь О. Правдин прослужил также два сезона, после чего был допущен к дебютам в петербургском Александринском театре. Они состоялись в роли Аркашки Счастливцева в пьесе А. Плещеева «Мужья одолели» и в двух опереттах - Франца фон Зуппе «Прекрасная Галатея» и «Птички певчие» Ж. Оффенбаха. О. Правдин понравился публике и критике, но не найдя взаимопонимания с дирекцией театра, снова уехал выступать в провинции.

Летом 1877 года О. Правдин играл у антрепренера Сетова в Киеве, куда приехал на гастроли знаменитый артист московского Малого театра Сергей Васильевич Шумский, заинтересовавшийся игрой О.А. Правдина. С.В. Шумский посоветовал ему ехать в Москву и попытать счастье в Малом театре. О. Правдин последовал этому совету. В Москве директор театра П. А. Кавелин и инспектор репертуара В. П. Бегичев приняли его очень радушно и обещали дать дебют на сцене Малого театра как только откроется вакансия, в ожидании чего он начал работать в артистическом кружке, где играл с успехом несколько месяцев.

[править] В Малом театре

С 1878 года О. Правдин играл в труппе Малого театра. Его игра отличалась большой жизненной достоверностью. Характерный актер О. Правдин продумывал каждый жест, интонацию, детали костюма. Он умел ярко передать социальное, бытовое и национальное своеобразие персонажа. Прославился исполнением ролей так называемых русских немцев, находя особую мелодику речи, своеобразие поведения: Шааф («Месяц в деревне» Тургенева), Остергаузен («Джентльмен» Сумбатова-Южина).

В «Предрассудках» Модеста Чайковского О.А. Правдин играл старика Охрипинина, аристократа, но в то же время и дельца-гешефтмахера, пускающего, где нужно в ход знатность своего происхождения и старинность своего дворянского рода. В изображении О.А. этот дворянин вышел настоящим героем черной сотни из союза русского народа, кстати и некстати кричащим, что над Охрипининым только царь и бог. Он себя считает солью земли, гордится собой и полагает, что имеет полное и неоспоримое право на успех в жизни и пользование ее благами, а тем не менее где нужно, для достижения своей цели, не гнушается шутовством, унижается и скоморошествует. В общем это был жуткий тип, вполне в стиле и плане Правдинских образов, яркий, сочный, убедительный экземпляр из кунсткамеры человеческих образин.

С успехом выступал и в пьесах Мольера - Гарпагон, Сганарель («Лекарь поневоле»), Арган («Мнимый больной») и др. Театральный критик Э.М. Бескин так охарактеризовал его специфический актерский талант:

«...В Правдине чувствовался скорее, европеец, со всей рафинированностью европейского барства своего времени. И его замедленная, несколько ленивая фраза, и какая-то именно европейская фатоватость неторопливого методического жеста, коими измерялась культура «хорошего тона» европейского буржуа. Много, много было в нем этого мягкого «барина». И даже говор его, значительно ассимилировавшийся с тоном Малого театра, эта открытая округлость гласных, эта наивность всегда казалась искусственной, благоприобретенной, заимствованной в периоде долгой работы с товарищами по сцене...»

С начала 1880-х годов О. Правдин вел преподавательскую работу. В 1889 году он заведовал драматическими классами Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества. Преподавал на драматических курсах Московского театрального училища (1888-1893). Среди его учеников — Елизавета Михайловна Садовская.

С 1883 года О. Правдин организовывал поездки групп артистов Малого театра по провинции, способствуя подъему провинциального театра. В 1917 году был управляющим Малым театром. С 1918 года входил в состав дирекции Малого театра.

Осип Андреевич Правдин скончался в Москве 17 октября 1921 года. Место его захоронения неизвестно.

[править] Роли в театре

  • «Месяц в деревне» (пьеса И.С. Тургенева) — Шааф;
  • «Джентльмен» А.И. Сумбатова-Южина — Остергаузен;
  • «Лев Гурыч Синичкин» Д.Т. Ленского — Лев Гурыч Синичкин;
  • «Дело» А. В. Сухово-Кобылина — Варравин;
  • «Дело» А.В. Сухово-Кобылина - (с 1900 года) - Тарелкин
  • «Лекарь поневоле» Мольера - Гарпагон;
  • «Лес» А.Н. Островского - Аркашка Счастливцев;
  • «Шутники» А.Н. Островского - старик Оброшенов;
  • «Бешеные деньги» А.Н. Островского - Кучумов;
  • «Ревизор» Н.В. Гоголя - Городничий;
  • «Плоды просвещения» - камердинер Федор Иванович;
  • «Борис Годунов» А.С. Пушкина - Василий Шуйский;
  • «Дмитрий Самозванец» А.Н. Островского - Лжедимитрий;
  • «Старая сказка» П.П. Гнедича - полковник Штейн;
  • «Ассамблея» - боярин Арефьев;


[править] Источники

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле