Правдин, Осип Андреевич

Материал из ALLPETRISCHULE
Перейти к: навигация, поиск
Осип Андреевич Правдин (1849 - 1921) — выдающийся российский актер и театральный педагог.

Осип Андреевич Правдин (настоящее имя - Оскар Августович Трейлебен; 16 июня 1849, Петербург, — 17 октября 1921, Москва) — выдающийся российский актер и театральный педагог.

Содержание

Биография

Осип Андреевич Правдин родился в Санкт-Петербурге,, в семье купца I гильдии Августа Трейлебена, происходящего из обрусевших немцев. В 1857 году поступил в немецкую школу Петришуле, но недолго проучившись в ней, был переведен 5-ю петербургскую гимназию.

Учась в четвертом классе гимназии, участвовал в любительском театральном кружке, в котором играл заметную роль. Дядя О.А. Правдина, по профессии художник, был страстным любителем театра; в его квартире была устроена постоянная сцена известного в то время любительского кружка «Конкордия». Здесь О. Правдин проводил все свое свободное время. Ему удалось уговорить дядю уступить гимназистам свою сцену для практики. На этих подмостках Осип Андреевич и сыграл роль старика - «Примочки» в водевиле Войкова «Жилец с тромбоном».

Первые театральные роли

О.А. Правдин закончил полный курс гимназии в в 1867 году и начал выступать в труппе известного артиста-любителя Квадри-Рамина, игравшей в Кронштадте и Ораниенбауме; он получил дебют в роли Разлюляева в спектакле «Бедность не порок».

Летом 1868 года О.А. Правдин играл в Лесном, где держали антрепризу два театральных критика М. О. Рапопорт и М. Г. Вильде. Здесь он выдвинулся настолько, что обратил на себя внимание дирекции Гельсингфорского казенного театра, которая пригласила его на роли комиков.

Весной 1869 г. Осип Андреевич поступил было в Медико-хирургическую академию, но успел только надеть студенческий мундир. В августе 1869 года он бросил академию и, приняв предложение Гельсингфорского театра уехал играть в Финляндию. На сцене этого театра он конкурировал с известным артистом Андреевым-Бурлаком.

В 1870 году О.А. Правдин получил приглашение в Новочеркасск, где директором войскового театра был Ю.П. Подгорячани. После двух успешных сезонов в Новочеркасске он был приглашен в Тифлис в казенный театр, где режиссировал известный А. А. Яблочкин. Здесь О. Правдин прослужил также два сезона, после чего был допущен к дебютам в петербургском Александринском театре. Они состоялись в роли Аркашки Счастливцева в пьесе А. Плещеева «Мужья одолели» и в двух опереттах - Франца фон Зуппе «Прекрасная Галатея» и «Птички певчие» Ж. Оффенбаха. О. Правдин понравился публике и критике, но не найдя взаимопонимания с дирекцией театра, снова уехал выступать в провинции.

Летом 1877 года О. Правдин играл у антрепренера Сетова в Киеве, куда приехал на гастроли знаменитый артист московского Малого театра Сергей Васильевич Шумский, заинтересовавшийся игрой О.А. Правдина. С.В. Шумский посоветовал ему ехать в Москву и попытать счастье в Малом театре. О. Правдин последовал этому совету. В Москве директор театра П. А. Кавелин и инспектор репертуара В. П. Бегичев приняли его очень радушно и обещали дать дебют на сцене Малого театра как только откроется вакансия, в ожидании чего он начал работать в артистическом кружке, где играл с успехом несколько месяцев.

В Малом театре

С 1878 года О. Правдин играл в труппе Малого театра. Его игра отличалась большой жизненной достоверностью. Характерный актер О. Правдин продумывал каждый жест, интонацию, детали костюма. Он умел ярко передать социальное, бытовое и национальное своеобразие персонажа. Прославился исполнением ролей так называемых русских немцев, находя особую мелодику речи, своеобразие поведения: Шааф («Месяц в деревне» Тургенева), Остергаузен («Джентльмен» Сумбатова-Южина).

В «Предрассудках» Модеста Чайковского О.А. Правдин играл старика Охрипинина, аристократа, но в то же время и дельца-гешефтмахера, пускающего, где нужно в ход знатность своего происхождения и старинность своего дворянского рода. В изображении О.А. этот дворянин вышел настоящим героем черной сотни из союза русского народа, кстати и некстати кричащим, что над Охрипининым только царь и бог. Он себя считает солью земли, гордится собой и полагает, что имеет полное и неоспоримое право на успех в жизни и пользование ее благами, а тем не менее где нужно, для достижения своей цели, не гнушается шутовством, унижается и скоморошествует. В общем это был жуткий тип, вполне в стиле и плане Правдинских образов, яркий, сочный, убедительный экземпляр из кунсткамеры человеческих образин.

С успехом выступал и в пьесах Мольера - Гарпагон, Сганарель («Лекарь поневоле»), Арган («Мнимый больной») и др. Театральный критик Э.М. Бескин так охарактеризовал его специфический актерский талант:

«...В Правдине чувствовался скорее, европеец, со всей рафинированностью европейского барства своего времени. И его замедленная, несколько ленивая фраза, и какая-то именно европейская фатоватость неторопливого методического жеста, коими измерялась культура «хорошего тона» европейского буржуа. Много, много было в нем этого мягкого «барина». И даже говор его, значительно ассимилировавшийся с тоном Малого театра, эта открытая округлость гласных, эта наивность всегда казалась искусственной, благоприобретенной, заимствованной в периоде долгой работы с товарищами по сцене...»

С начала 1880-х годов О. Правдин вел преподавательскую работу. В 1889 году он заведовал драматическими классами Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества. Преподавал на драматических курсах Московского театрального училища (1888-1893). Среди его учеников — Елизавета Михайловна Садовская.

С 1883 года О. Правдин организовывал поездки групп артистов Малого театра по провинции, способствуя подъему провинциального театра. В 1917 году был управляющим Малым театром. С 1918 года входил в состав дирекции Малого театра.

Осип Андреевич Правдин скончался в Москве 17 октября 1921 года. Место его захоронения неизвестно.

Роли в театре

  • «Месяц в деревне» (пьеса И.С. Тургенева) — Шааф;
  • «Джентльмен» А.И. Сумбатова-Южина — Остергаузен;
  • «Лев Гурыч Синичкин» Д.Т. Ленского — Лев Гурыч Синичкин;
  • «Дело» А. В. Сухово-Кобылина — Варравин;
  • «Дело» А.В. Сухово-Кобылина - (с 1900 года) - Тарелкин
  • «Лекарь поневоле» Мольера - Гарпагон;
  • «Лес» А.Н. Островского - Аркашка Счастливцев;
  • «Шутники» А.Н. Островского - старик Оброшенов;
  • «Бешеные деньги» А.Н. Островского - Кучумов;
  • «Ревизор» Н.В. Гоголя - Городничий;
  • «Плоды просвещения» - камердинер Федор Иванович;
  • «Борис Годунов» А.С. Пушкина - Василий Шуйский;
  • «Дмитрий Самозванец» А.Н. Островского - Лжедимитрий;
  • «Старая сказка» П.П. Гнедича - полковник Штейн;
  • «Ассамблея» - боярин Арефьев;


Источники

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле