Попугаев, Василий Васильевич

Материал из ALLPETRISCHULE
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Деятельность в «Вольном Обществе любителей словесности, наук и художеств»)
м
 
(не показаны 12 промежуточных версий 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
'''Василий Васильевич Попугаев''' (1779, [[Санкт-Петербург]] ‒ 1816, Тверь) — русский писатель, поэт, просветитель, один из основателей «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств».
+
[[Файл:Trudy.jpg|thumb|300px|Соревнователь просвещения и благотворения. №IV. / Труды высочайше утвержденного вольного общества любителей Российской словесности. Ч. ХХХ. СПб.: В типографии Императорского Воспитательного Дома, 1825]]
 +
'''Василий Васильевич Попугаев''' ([[1779]], [[Санкт-Петербург]] ‒ [[1816]], Тверь) — русский писатель, поэт, просветитель, один из основателей «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств».
  
== Биография ==
+
== Биография==
Родился в 1779 году в семье художника, рано лишился родителей и в 1786 году был принят на казенный счёт в гимназию при [[Императорская Академия наук|Императорской Академии Наук]], в которой проучился 12 лет до 1798 года, но не закончил курса. В 1798 году В.В. Попугаев поступил на службу в цензурное ведомство.  
+
Родился в [[1779]] году в семье художника. Его дед был православным священником. Василий Попугаев рано лишился родителей; в [[1786]] году был принят на казенный счёт в гимназию при [[Императорская Академия наук|Императорской Академии Наук]], в которой проучился 12 лет до [[1798]] года, но не закончил полного курса. В [[1798]] году он Попугаев поступил на службу в цензурное ведомство. В [[1801]] году был принят преподавателем русского языка и литературы в [[Петришуле|Главное немецкое училище Св. Петра]], вместо умершего преподавателя [[Андреевский, Тимофей Ивановича|Тимофея Ивановича Андреевского]]. В [[1802]] году подал прошение об отставке и был уволен в том же [[1802]] году.
  
В 1801 году он был принят преподавателем русского языка и литературы в [[Петришуле|Главное немецкое училище Св. Петра]], вместо умершего преподавателя [[Андреевский, Тимофей Ивановича|Тимофея Ивановича Андреевского]]. В 1802 году В. Попугаев подал прошение об отставке и был уволен в том же 1802 году.
+
В декабре [[1802]] году поступил на службу в Комиссию по составления законов при Государственном совете, где пробыл до августа [[1811]] года. Занимал там должности от помощника редактора 2-ой Экспедиции до  начальника архива ([[1809]]). В июне [[1812]] года перешёл на службу в Экспедицию Путей Сообщения, где сначала исполнял должность столоначальника разряда Cухопутных сообщений, а затем (с [[1816]] года) служил переводчиком в канцелярии Главного Управления.
  
В декабре 1802 году В. Попугаев поступил на службу в Комиссию по составления законов при Государственном совете, где пробыл до августа 1811 года. Он занимал там должности - сначала помощника редактора во 2-ой Экспедиции, а затем, с 1809 года — начальника архива.
+
Точных сведений о дальнейшей его жизни не сохранилось. По воспоминаниям [[Греч, Николай Иванович|Н. И. Греча]], Василий Попугаев умер в [[1816]] году в Твери. В некрологе о его  смерти том же [[Греч, Николай Иванович|Николай Греч]] написал следующие строки:  
 
+
В июне 1812 года В. Попугаев перешёл на службу в Экспедицию Путей Сообщения, где сначала исполнял должность столоначальника разряда сухопутных сообщений, а затем (с 1816 года) был переводчиком в Канцелярии Главного Управления.
+
 
+
Точных сведений о дальнейшей его жизни не сохранилось; по воспоминаниям [[Греч, Николай Иванович|Н. И. Греча]], Попугаев умер в 1816 году в Твери. По словам того же [[Греч, Николай Иванович|Н. И. Греча]], Попугаев был:  
+
«...пламенный, эксцентрический поэт, неистовый друг правды и гонитель зла, непостоянный,
+
вспыльчивый, благородный и простодушный, служивший нередко предметом насмешек со стороны людей,
+
не понимавших и не стоивших его...».
+
  
 +
<I>
 +
«...Пламенный, эксцентрический поэт, неистовый друг правды и гонитель зла. Непостоянный, вспыльчивый, благородный и простодушный, служивший нередко предметом насмешек со стороны людей, не понимавших и не стоивших его...».
 +
</I>
 
== Творчество ==
 
== Творчество ==
Литературная деятельность Василия Попугаева была непродолжительна (10—12 лет), но, несмотря на это и на скромные ее размеры, Попугаев, как писатель, личность весьма любопытная: он один из немногих, но ярких выразителей того политического направления, которое зародилось в России при Екатерине II, не успело заглохнуть при Павле и с новой силой пробивалось в литературу и жизнь в начале царствования Александра I. Не будем останавливаться на первых литературных опытах Попугаева — его повести «Аптекарский Остров, или бедствия любви» (СПб. 1800) и на той группе его сентиментальных стихотворений, в которых он заявил себя "карамзинистом", и которые ничем не отличают его от множества современных ему поэтов.
+
Литературная деятельность его была непродолжительна, всего 12 лет, но, несмотря на это Василий Попугаев, как писатель, личность весьма любопытная: он один из немногих, но ярких выразителей того политического направления, которое зародилось в [[Россия|России]] при [[Екатерина II|Екатерине II]], не успело заглохнуть при [[Павел I|Павле]] и с новой силой пробивалось в литературу и жизнь в начале царствования [[Александр I|Александра I]]. Не останавливаясь на первых литературных опытах Попугаева — его повести «Аптекарский Остров, или бедствия любви» ({{СПб.}}, [[1800]]) и его сентиментальные стихотворения, в которых он заявил себя "карамзинистом", отличают его от множества современных ему поэтов.
  
Из трудов Попугаева находится в отдельном издании повесть «Аптекарский Остров, или бедствия любви» (СПб. 1800), а также сборник стихотворений под названием «Минуты Муз» (СПб. 1801, кн. I; второй, кажется, не выходило). Так как литературная деятельность Попугаева тесно связана с историей Вольного Общества любителей словесности, наук и художеств, то в изданиях и делах этого Общества (а отчасти и в изданиях некоторых членов Общества) и следует искать его произведения.  
+
Так как его литературная деятельность тесно связана с историей "Вольного Общества любителей словесности, наук и художеств", то в изданиях и делах этого Общества (а отчасти и в изданиях некоторых членов Общества) следует искать его произведения.  
  
Так, во II кн. «Свитка Муз» (СПб. 1802 и 1808 г.) находим несколько стихотворений Попугаева, из которых обращают на себя внимание: «Пигмалион», «Стихи на случай великодушного поступка Ангерстейна», «Письмо к Борну», «К друзьям»; кроме того, в «Периодическом Издании Вольного Общества Люб. Словесности, Наук и Художеств» (ч. I., СПб. 1804) Попугаев поместил несколько стихотворных и прозаических произведений; из последних отметим: «Негр» (выдан за перевод с испанского), «Достоинство старого воспитания в России», «О политическом просвещении вообще», «О публичном общественном воспитании и влиянии оного на политическое просвещение», «О постепенности Училищ и соображении с сей постепенностью политических предметов воспитания», «Об истории, как предмете политического воспитания», «Заключение о преподавании в общественном воспитании других отраслей наук».  
+
Так, во второй книге «Свитка Муз» ({{СПб.}}, [[1802]] и [[1808]] г.) можно найти несколько стихотворений, которые обращают на себя внимание. Это «Пигмалион», «Стихи на случай великодушного поступка Ангерстейна», «Письмо к [[Борн, Иван Мартынович| Борну]]», «К друзьям»; кроме того, в «Периодическом Издании Вольного Общества Люб. Словесности, Наук и Художеств» (ч. I., {{СПб.}}, [[1804]]) В.В. Попугаев поместил несколько стихотворных и прозаических произведений; из последних отметим: «Негр» (выдан за перевод с испанского), «Достоинство старого воспитания в России», «О политическом просвещении вообще», «О публичном общественном воспитании и влиянии оного на политическое просвещение», «О постепенности Училищ и соображении с сей постепенностью политических предметов воспитания», «Об истории, как предмете политического воспитания», «Заключение о преподавании в общественном воспитании других отраслей наук».  
  
Затем, в журнале члена Общества Николая Фёдоровича Остолопова — «Любитель словесности», 1806 г., III, помещены его «Русские анекдоты» (историч.); в сборнике члена Общества Бенитцкого — «Талия» (1807 г.) — несколько стихотворений.  
+
Затем, в журнале члена Общества Николая Фёдоровича Остолопова — «Любитель словесности», [[1806]] г., III, помещены его «Русские анекдоты» (историч.); в сборнике члена Общества Бенитцкого — «Талия» ([[1807]] г.) — несколько стихотворений.  
  
Наконец, несколько произведений Попугаева сохранились в рукописях, которые мы знаем лишь по заглавиям, уцелевшим в архиве Общества.  
+
Наконец, несколько произведений Василия Попугаева сохранились в рукописях, которые мы знаем лишь по заглавиям, уцелевшим в архиве Общества.  
  
 
Из ненапечатанных произведений следует отметить его переводы из Вольнея, Филанджиери, Макиавелли, Тацита и др. («Общий план законоположения», «О влиянии просвещения на законы и правление», «О феодальном правлении», «Юридическое рассуждение об умерщвлении младенцев», «О монархии» и мн. др.); оригинальные сочинения: «Спартанцы», «Несчастное семейство», «О поэзии», «Рассуждение о цветах радуги», «Опыт о благоденствии народных обществ» и др.
 
Из ненапечатанных произведений следует отметить его переводы из Вольнея, Филанджиери, Макиавелли, Тацита и др. («Общий план законоположения», «О влиянии просвещения на законы и правление», «О феодальном правлении», «Юридическое рассуждение об умерщвлении младенцев», «О монархии» и мн. др.); оригинальные сочинения: «Спартанцы», «Несчастное семейство», «О поэзии», «Рассуждение о цветах радуги», «Опыт о благоденствии народных обществ» и др.
  
 
== Деятельность в «Вольном Обществе любителей словесности, наук и художеств» ==
 
== Деятельность в «Вольном Обществе любителей словесности, наук и художеств» ==
Деятельность Василия Васильевича Попугаева с момента вступления его в члены «Общества любителей изящного», им и отчасти по его же мысли основанного, открывшего свои заседания 15-го июля 1801 года, два года спустя официально утвержденного под названием «Санкт-Петербургского Вольного Общества любителей словесности, наук и художеств».
+
Деятельность Василия Васильевича Попугаева с момента вступления его в члены «Общества любителей изящного», им и отчасти по его же мысли основанного, открывшего свои заседания 15-го июля [[1801]] года, два года спустя официально утвержденного под названием «Санкт-Петербургского Вольного Общества любителей словесности, наук и художеств».
  
Это «Общество» на первых порах преследовало цели исключительно самообразовательные, но вкусы основателей его — [[Борн, Иван Мартынович|Ивана Борна]] и в особенности Василия Попугаева — скоро придали занятиям в «Обществе» некоторый специфический характер: интересы чисто литературные вскоре уступили место социально-политическим, причём и литературная струя принимала зачастую политическую окраску. Душой этого «Общества» в первые годы его существования был Попугаев: он был первым его секретарём, цензором, представителем, вербовавшим новых членов, самым усердным докладчиком и сотрудником изданий Общества. Личность, без сомнения, даровитая, энергичная, со значительной эрудицией, Попугаев, по верному замечанию Греча, «вдохновленный самыми чистыми намерениями, равнодушный к суждениям света и житейским отношениям, бросался во все стороны, начинал многое и не завершил ничего». Он начал усердно упражняться в писании стихов легкого и серьёзного содержания, а также повестей, но постепенно перешёл к публицистическим рассуждениям; изучал и переводил западных философов и юристов, занимался филологией, историей, наконец, физикой; писал доклады и статьи по всем названным предметам.
+
Это «Общество» на первых порах преследовало цели исключительно самообразовательные, но вкусы основателей его — [[Борн, Иван Мартынович|И.М. Борна]] и в особенности Василия Попугаева — скоро придали занятиям в «Обществе» некоторый специфический характер: интересы чисто литературные вскоре уступили место социально-политическим, причём и литературная струя принимала зачастую политическую окраску. Душой этого «Общества» в первые годы его существования был В.В. Попугаев: он был первым его секретарём, цензором, представителем, вербовавшим новых членов, самым усердным докладчиком и сотрудником изданий Общества. Личность, без сомнения, даровитая, энергичная, со значительной эрудицией, В.В. Попугаев, по верному замечанию [[Греч, Николай Иванович|Н. И. Греча]], «вдохновленный самыми чистыми намерениями, равнодушный к суждениям света и житейским отношениям, бросался во все стороны, начинал многое и не завершил ничего». Он начал усердно упражняться в писании стихов легкого и серьёзного содержания, а также повестей, но постепенно перешёл к публицистическим рассуждениям; изучал и переводил западных философов и юристов, занимался филологией, историей, наконец, физикой; писал доклады и статьи по всем названным предметам.
  
По литературному наследию, оставленному Попугаевым,  и положению дел в «Обществе», можно составить об этом человеке довольно определенное представление. Василий Попугаев был человеком серьезного ума, строгий к себе и другим, страстный, увлекающийся, воспитывающий себя на литературе французских теоретиков — «вольнодумцев» XVIII века и сам ставший «вольнодумцем»: его идеалом общественного устройства была древняя республиканская Спарта, со всеми ее суровыми установлениями, особенно по части воспитания; самым дорогим для него званием было «титло гражданина»; лучшим богатством — личная свобода; наибольшим злом он считал бездеятельность, честолюбие, тиранию и рабство. Все эти взгляды ясно, а порой и резко Попугаев успел высказать и в своих страстных стихотворениях на «гражданские мотивы».  
+
По литературному наследию, оставленному В.В. Попугаевым,  и положению дел в «Обществе», можно составить об этом человеке довольно определенное представление. Василий Попугаев был человеком серьезного ума, строгий к себе и другим, страстный, увлекающийся, воспитывающий себя на литературе французских теоретиков — «вольнодумцев» XVIII века и сам ставший «вольнодумцем»: его идеалом общественного устройства была древняя республиканская Спарта, со всеми ее суровыми установлениями, особенно по части воспитания; самым дорогим для него званием было «титло гражданина»; лучшим богатством — личная свобода; наибольшим злом он считал бездеятельность, честолюбие, тиранию и рабство. Все эти взгляды ясно, а порой и резко В.В. Попугаев успел высказать и в своих страстных стихотворениях на «гражданские мотивы».  
  
Как и прочие члены «Общества», Василий Попугаев приветствовал новое царствование, обещавшее покровительствовать «просвещению», но не упускал случая напомнить, что  
+
Как и прочие члены «Общества», Василий Попугаев приветствовал новое царствование, обещавшее покровительствовать просвещению, но не упускал случая напомнить, что  
"...сильные должны блюсти законы, хранить счастие людей, шествовать стезями правды и
+
заботиться о мирном развитии государства, ибо где крови лавр, — там терн и ель».."
+
  
Кроме того, в стихах его постоянно слышится призыв к общественной деятельности, просвещению, гуманности. Но всего резче гражданские идеалы Попугаева сказались в его речах перед «Обществом», в докладах и статьях, — например, в ряде статей под общим заглавием: «О политическом просвещении» и из последних особенно в статье «О публичном общественном воспитании и влиянии оного на политическое просвещение», где Попугаев проводит идею об объединении, путём воспитания, интересов разных классов общества, о настоятельной необходимости искоренить эгоистические и сословные предрассудки и воспитать в молодом поколении будущих граждан сознание святости общенародной пользы.
+
<I>
 +
"...Сильные должны блюсти законы, хранить счастие людей, шествовать стезями правды и заботиться о мирном развитии государства, ибо "где крови лавр, — там терн и ель"."
 +
</I>
 +
 
 +
Кроме того, в стихах его постоянно слышится призыв к общественной деятельности, просвещению, гуманности. Но всего резче гражданские идеалы В.В. Попугаева сказались в его речах перед «Обществом», в докладах и статьях, — например, в ряде статей под общим заглавием: «О политическом просвещении» и из последних особенно в статье «О публичном общественном воспитании и влиянии оного на политическое просвещение», где Попугаев проводит идею об объединении, путём воспитания, интересов разных классов общества, о настоятельной необходимости искоренить эгоистические и сословные предрассудки и воспитать в молодом поколении будущих граждан сознание святости общенародной пользы.
  
 
В вопросе о воспитании, который усердно трактовался в то время в обществе вообще, и сообщниками Попугаева, в частности, последний держится следующих убеждений:  
 
В вопросе о воспитании, который усердно трактовался в то время в обществе вообще, и сообщниками Попугаева, в частности, последний держится следующих убеждений:  
«...Граждане могут жить, как им угодно, но просвещаться должны в одних Правлением (прим.
 
"правительством") признанных и утвержденных местах». Общественное воспитание по
 
образцу Спарты следует предпочесть семейственному. Всякому гражданину необходимо знать
 
отношения и обязанности, связующие его с обществом. Обычаи, законы и права - суть первая и
 
основная связь политических обществ и политики..."
 
  
Посему изучение законов и истории должно быть поставлено на первом месте в деле воспитания; но история, как предмет воспитания, должна служить не столько наукой, обогащающей ум фактами прошлой жизни, порою, сведениями о «делах обыкновенных», но она должна быть преподаваемой в «философическом духе», она должна быть «полезна для граждан единой нравственностью»; словом, «история должна быть зерцалом дел великих, которая бы, как в картине, представляла питомцам бессмертные образцы для подражания и средства достигнуть славы, о которой они мечтают, или превзойти оную».  
+
<I>
 +
«...Граждане могут жить, как им угодно, но просвещаться должны в одних Правлением признанных и утвержденных местах. Общественное воспитание по образцу Спарты следует предпочесть семейственному. Всякому гражданину необходимо знать отношения и обязанности, связующие его с обществом. Обычаи, законы и права - суть первая и основная связь политических обществ и политики...
 +
Посему изучение законов и истории должно быть поставлено на первом месте в деле воспитания; но история, как предмет воспитания, должна служить не столько наукой, обогащающей ум фактами прошлой жизни, порою, сведениями о «делах обыкновенных», но она должна быть преподаваемой в «философическом духе», она должна быть «полезна для граждан единой нравственностью»; словом, «история должна быть зерцалом дел великих, которая бы, как в картине, представляла питомцам бессмертные образцы для подражания и средства достигнуть славы, о которой они мечтают, или превзойти оную».
 +
</I>
 +
 
 +
Что касается политических убеждений В.В. Попугаева — следует отметить, что он сочувствовал космополитизму; он готов был «любить, как братьев, все народы», но это не мешало ему быть пламенным патриотом с явными демократическими тенденциями. Ненавидя рабство и воспевая в своих стихах вольность, он пишет повесть «Негр», в которой объявляет, что «воля не есть продажная, и никакой тиран ею располагать не должен», восхваляет спартанцев и героев древности — борцов за свободу личности, пишет доклад «об участи земледельцев», в котором обрушивается на крепостничество, составляет в 2-х частях «Опыт о благоденствии народных обществ», который предлагает «Обществу» для издания; впрочем, почти все члены «Общества» нашли, что тон статьи слишком резок, даже и для того времени, когда: «...само правительство, сам Государь у нас занимался способами облегчения участи земледельцев»;
  
Что касается политических убеждений Попугаева — следует отметить, что он сочувствовал космополитизму; он готов был «любить, как братьев, все народы», но это не мешало ему быть пламенным патриотом с явными демократическими тенденциями. Ненавидя рабство и воспевая в своих стихах вольность, он пишет повесть «Негр», в которой объявляет, что «воля не есть продажная, и никакой тиран ею располагать не должен», восхваляет спартанцев и героев древности — борцов за свободу личности, пишет доклад «об участи земледельцев», в котором обрушивается на крепостничество, составляет в 2-х частях «Опыт о благоденствии народных обществ», который предлагает Обществу для издания; впрочем, почти все члены Общества нашли, что тон статьи слишком резок, даже и для того времени, когда:
+
Наконец, следует упомянуть, что Василий Попугаев был одним из горячих поклонников  А.Н. Радищева, память которого свято чтилась членами «Общества»; он же первый подал мысль, много обсуждавшуюся членами «Общества», о сооружении памятника Минину и Пожарскому.
  «...само правительство, сам Государь у нас занимался способами облегчения участи  земледельцев»;
+
  
Наконец, следует упомянуть, что Попугаев был одним из горячих поклонников  А.Н. Радищева, память которого свято чтилась членами «Общества»; он же первый подал мысль (много
+
Конечно, молодость и горячность, а также и благоприятные условия первых годов царствования императора [[Александр I|Александра I-го]] придавали В.В. Попугаеву смелость, но дело ограничилось одними словами. Широкие идеи с целью «породить новый свет», новые взгляды на вещи и желание обновить общественный организм, сгубили Попугаева: он скоро впал в противоречия, к которым его привели, с одной стороны, туманные и разноречивые теории XVIII в., с другой — отсутствие опытности и увлекающийся характер. Само «Вольное Общество любителей словесности, наук и художеств», в котором стали возникать одно за другим различные недоразумения, и направление деятельности которого, заданное [[Борн, Иван Мартынович| И. М. Борном]] и И.П. Пниным, сводилось к чисто литературному, а также монархические настроения — все это не могло не ослабить энергии В.В. Попугаева. С одной стороны, не желая мириться с новым положением дел в «Обществе», с другой — не чувствуя в себе достаточно сил на борьбу, В.В. Попугаев оставил его (в марте [[1811]]) и, кажется, прекратил совсем свои литературные занятия, к коим мало-помалу охладевал и до сего момента.
обсуждавшуюся членами «Общества», но не осуществленную) о сооружении памятника Минину и
+
Пожарскому.
+
Конечно, молодость и горячность, а также и благоприятные условия первых годов царствования императора Александра I-го придавали Попугаеву смелости, но дело ограничилось одними словами. Широкие идеи с целью «породить новый свет», новые взгляды на вещи и желание обновить общественный организм, сгубили Попугаева: он скоро впал в противоречия, к которым его привели, с одной стороны, туманные и разноречивые теории XVIII в., с другой — отсутствие опытности и увлекающийся характер. Само «Вольное Общество любителей словесности, наук и художеств», в котором стали возникать одно за другим различные недоразумения, и направление деятельности которого, данное Борном и Пниным, заменялось направлением чисто литературным, поворот в направлении мнений Александра I — все это не могло не ослабить энергии Попугаева. С одной стороны, не желая мириться с новым положением дел в «Обществе», с другой — не чувствуя в себе достаточно сил на борьбу, Попугаев оставил его (в марте 1811) и, кажется, прекратил совсем свои литературные занятия, к коим мало-помалу охладевал и до сего момента.
+
  
С уходом Попугаева из «Общества», оно потеряло и многих других талантливых сотрудников, — между прочим, и второго своего основателя — И. М. Борна.
+
С уходом В.В. Попугаева из «Общества», оно потеряло и многих других талантливых сотрудников, включая и второго своего основателя — [[Борн, Иван Мартынович|И. М. Борна]].
  
 
== Библиография ==
 
== Библиография ==
* Архив Вольного Общества любителей словесности, наук и художеств (в библиотеке Санкт-Петербургского Университета);
+
* Архив "Вольного Общества любителей словесности, наук и художеств" (в библиотеке [[Петербургский университет|Санкт-Петербургского Университета]]);
 
* Архив Министерства Путей Сообщения;
 
* Архив Министерства Путей Сообщения;
* «Северная Пчела» 1857 г., № 125;
+
* «Северная Пчела» [[1857]] г., № 125;
* «Весть» 1864, № 15;
+
* «Весть» [[1864]], № 15;
* «Благонамеренный» 1826 г., ч. 33, № 3 (см. также «Сочинения А. Е. Измайлова», т. 2, M. 1890, стр. 315);
+
* «Благонамеренный» [[1826]] г., ч. 33, № 3 (см. также «Сочинения А. Е. Измайлова», т. 2, {{М.}}, [[1890]], стр. 315);
* В. И. Срезневский, «Заметки А. X. Востокова о его жизни», СПб. 1901; его же, «Из воспоминаний А. X. Востокова»—"Русск. Стар." 1899 г., т. 97, март;
+
* В. И. Срезневский, «Заметки А. X. Востокова о его жизни», {{СПб.}} [[1901]]; его же, «Из воспоминаний А. X. Востокова»—"Русск. Стар." [[1899]] г., т. 97, март;
* «Сочинения Батюшкова» (ред. Л. Н. Майкова). СПб. 1887, т. I;
+
* «Сочинения Батюшкова» (ред. Л. Н. Майкова). {{СПб.}} [[1887]], т. I;
* А. П. Пятковский, «Из истории нашего литератур. и общественного развития». СПб. 1889, т. II; Н. Колюпанов, «Биография А. И. Кошелева», т. I, кн. I, М. 1889; «Журн. Минист. Нар. Просв.» 1890, ч. 268, III; «Сборник 2-го Отд. Акад. Наук», СПб. 1873, т. V, вып. 2-й. Ив. Кубасов.
+
* А. П. Пятковский, «Из истории нашего литературного и общественного развития». {{СПб.}} [[1889]], т. II;  
 +
* Н. Колюпанов, «Биография А. И. Кошелева», т. I, кн. I, {{М.}}, [[1889]];  
 +
* «Журн. Минист. Нар. Просв.» [[1890]], ч. 268, III;
 +
* «Сборник 2-го Отд. [[РАН|Акад. Наук]]», {{СПб.}} [[1873]], т. V, вып. 2-й. Ив. Кубасов.
  
 
== Ссылки ==
 
== Ссылки ==
* http://popugaev.ouc.ru/
+
* http://popugaev.ouc.ru/;
* http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=108495
+
* http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=108495;
* http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/POPUGAEV_VASILI_VASILEVICH.html
+
* http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/POPUGAEV_VASILI_VASILEVICH.html;
* [http://www.pseudology.org/Psyhology/RussianPhilosophyDictionary/15.htm Словарь Русская философия]
+
* [http://www.pseudology.org/Psyhology/RussianPhilosophyDictionary/15.htm Словарь Русская философия].
  
  
Строка 80: Строка 78:
 
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
 
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
 
[[Категория:Литераторы]]
 
[[Категория:Литераторы]]
 +
[[Категория:Деятели культуры]]
 +
[[Категория:Государственные служащие]]
 
[[Категория:Педагоги]]
 
[[Категория:Педагоги]]
[[Категория:Петришуле]]
 
 
[[Категория:Учителя Петришуле]]
 
[[Категория:Учителя Петришуле]]

Текущая версия на 02:06, 20 сентября 2021

Соревнователь просвещения и благотворения. №IV. / Труды высочайше утвержденного вольного общества любителей Российской словесности. Ч. ХХХ. СПб.: В типографии Императорского Воспитательного Дома, 1825

Василий Васильевич Попугаев (1779, Санкт-Петербург1816, Тверь) — русский писатель, поэт, просветитель, один из основателей «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств».

Содержание

[править] Биография

Родился в 1779 году в семье художника. Его дед был православным священником. Василий Попугаев рано лишился родителей; в 1786 году был принят на казенный счёт в гимназию при Императорской Академии Наук, в которой проучился 12 лет до 1798 года, но не закончил полного курса. В 1798 году он Попугаев поступил на службу в цензурное ведомство. В 1801 году был принят преподавателем русского языка и литературы в Главное немецкое училище Св. Петра, вместо умершего преподавателя Тимофея Ивановича Андреевского. В 1802 году подал прошение об отставке и был уволен в том же 1802 году.

В декабре 1802 году поступил на службу в Комиссию по составления законов при Государственном совете, где пробыл до августа 1811 года. Занимал там должности от помощника редактора 2-ой Экспедиции до начальника архива (1809). В июне 1812 года перешёл на службу в Экспедицию Путей Сообщения, где сначала исполнял должность столоначальника разряда Cухопутных сообщений, а затем (с 1816 года) служил переводчиком в канцелярии Главного Управления.

Точных сведений о дальнейшей его жизни не сохранилось. По воспоминаниям Н. И. Греча, Василий Попугаев умер в 1816 году в Твери. В некрологе о его смерти том же Николай Греч написал следующие строки:

«...Пламенный, эксцентрический поэт, неистовый друг правды и гонитель зла. Непостоянный, вспыльчивый, благородный и простодушный, служивший нередко предметом насмешек со стороны людей, не понимавших и не стоивших его...».

[править] Творчество

Литературная деятельность его была непродолжительна, всего 12 лет, но, несмотря на это Василий Попугаев, как писатель, личность весьма любопытная: он один из немногих, но ярких выразителей того политического направления, которое зародилось в России при Екатерине II, не успело заглохнуть при Павле и с новой силой пробивалось в литературу и жизнь в начале царствования Александра I. Не останавливаясь на первых литературных опытах Попугаева — его повести «Аптекарский Остров, или бедствия любви» (СПб., 1800) и его сентиментальные стихотворения, в которых он заявил себя "карамзинистом", отличают его от множества современных ему поэтов.

Так как его литературная деятельность тесно связана с историей "Вольного Общества любителей словесности, наук и художеств", то в изданиях и делах этого Общества (а отчасти и в изданиях некоторых членов Общества) следует искать его произведения.

Так, во второй книге «Свитка Муз» (СПб., 1802 и 1808 г.) можно найти несколько стихотворений, которые обращают на себя внимание. Это «Пигмалион», «Стихи на случай великодушного поступка Ангерстейна», «Письмо к Борну», «К друзьям»; кроме того, в «Периодическом Издании Вольного Общества Люб. Словесности, Наук и Художеств» (ч. I., СПб., 1804) В.В. Попугаев поместил несколько стихотворных и прозаических произведений; из последних отметим: «Негр» (выдан за перевод с испанского), «Достоинство старого воспитания в России», «О политическом просвещении вообще», «О публичном общественном воспитании и влиянии оного на политическое просвещение», «О постепенности Училищ и соображении с сей постепенностью политических предметов воспитания», «Об истории, как предмете политического воспитания», «Заключение о преподавании в общественном воспитании других отраслей наук».

Затем, в журнале члена Общества Николая Фёдоровича Остолопова — «Любитель словесности», 1806 г., III, помещены его «Русские анекдоты» (историч.); в сборнике члена Общества Бенитцкого — «Талия» (1807 г.) — несколько стихотворений.

Наконец, несколько произведений Василия Попугаева сохранились в рукописях, которые мы знаем лишь по заглавиям, уцелевшим в архиве Общества.

Из ненапечатанных произведений следует отметить его переводы из Вольнея, Филанджиери, Макиавелли, Тацита и др. («Общий план законоположения», «О влиянии просвещения на законы и правление», «О феодальном правлении», «Юридическое рассуждение об умерщвлении младенцев», «О монархии» и мн. др.); оригинальные сочинения: «Спартанцы», «Несчастное семейство», «О поэзии», «Рассуждение о цветах радуги», «Опыт о благоденствии народных обществ» и др.

[править] Деятельность в «Вольном Обществе любителей словесности, наук и художеств»

Деятельность Василия Васильевича Попугаева с момента вступления его в члены «Общества любителей изящного», им и отчасти по его же мысли основанного, открывшего свои заседания 15-го июля 1801 года, два года спустя официально утвержденного под названием «Санкт-Петербургского Вольного Общества любителей словесности, наук и художеств».

Это «Общество» на первых порах преследовало цели исключительно самообразовательные, но вкусы основателей его — И.М. Борна и в особенности Василия Попугаева — скоро придали занятиям в «Обществе» некоторый специфический характер: интересы чисто литературные вскоре уступили место социально-политическим, причём и литературная струя принимала зачастую политическую окраску. Душой этого «Общества» в первые годы его существования был В.В. Попугаев: он был первым его секретарём, цензором, представителем, вербовавшим новых членов, самым усердным докладчиком и сотрудником изданий Общества. Личность, без сомнения, даровитая, энергичная, со значительной эрудицией, В.В. Попугаев, по верному замечанию Н. И. Греча, «вдохновленный самыми чистыми намерениями, равнодушный к суждениям света и житейским отношениям, бросался во все стороны, начинал многое и не завершил ничего». Он начал усердно упражняться в писании стихов легкого и серьёзного содержания, а также повестей, но постепенно перешёл к публицистическим рассуждениям; изучал и переводил западных философов и юристов, занимался филологией, историей, наконец, физикой; писал доклады и статьи по всем названным предметам.

По литературному наследию, оставленному В.В. Попугаевым, и положению дел в «Обществе», можно составить об этом человеке довольно определенное представление. Василий Попугаев был человеком серьезного ума, строгий к себе и другим, страстный, увлекающийся, воспитывающий себя на литературе французских теоретиков — «вольнодумцев» XVIII века и сам ставший «вольнодумцем»: его идеалом общественного устройства была древняя республиканская Спарта, со всеми ее суровыми установлениями, особенно по части воспитания; самым дорогим для него званием было «титло гражданина»; лучшим богатством — личная свобода; наибольшим злом он считал бездеятельность, честолюбие, тиранию и рабство. Все эти взгляды ясно, а порой и резко В.В. Попугаев успел высказать и в своих страстных стихотворениях на «гражданские мотивы».

Как и прочие члены «Общества», Василий Попугаев приветствовал новое царствование, обещавшее покровительствовать просвещению, но не упускал случая напомнить, что

"...Сильные должны блюсти законы, хранить счастие людей, шествовать стезями правды и заботиться о мирном развитии государства, ибо "где крови лавр, — там терн и ель"."

Кроме того, в стихах его постоянно слышится призыв к общественной деятельности, просвещению, гуманности. Но всего резче гражданские идеалы В.В. Попугаева сказались в его речах перед «Обществом», в докладах и статьях, — например, в ряде статей под общим заглавием: «О политическом просвещении» и из последних особенно в статье «О публичном общественном воспитании и влиянии оного на политическое просвещение», где Попугаев проводит идею об объединении, путём воспитания, интересов разных классов общества, о настоятельной необходимости искоренить эгоистические и сословные предрассудки и воспитать в молодом поколении будущих граждан сознание святости общенародной пользы.

В вопросе о воспитании, который усердно трактовался в то время в обществе вообще, и сообщниками Попугаева, в частности, последний держится следующих убеждений:

«...Граждане могут жить, как им угодно, но просвещаться должны в одних Правлением признанных и утвержденных местах. Общественное воспитание по образцу Спарты следует предпочесть семейственному. Всякому гражданину необходимо знать отношения и обязанности, связующие его с обществом. Обычаи, законы и права - суть первая и основная связь политических обществ и политики... Посему изучение законов и истории должно быть поставлено на первом месте в деле воспитания; но история, как предмет воспитания, должна служить не столько наукой, обогащающей ум фактами прошлой жизни, порою, сведениями о «делах обыкновенных», но она должна быть преподаваемой в «философическом духе», она должна быть «полезна для граждан единой нравственностью»; словом, «история должна быть зерцалом дел великих, которая бы, как в картине, представляла питомцам бессмертные образцы для подражания и средства достигнуть славы, о которой они мечтают, или превзойти оную».

Что касается политических убеждений В.В. Попугаева — следует отметить, что он сочувствовал космополитизму; он готов был «любить, как братьев, все народы», но это не мешало ему быть пламенным патриотом с явными демократическими тенденциями. Ненавидя рабство и воспевая в своих стихах вольность, он пишет повесть «Негр», в которой объявляет, что «воля не есть продажная, и никакой тиран ею располагать не должен», восхваляет спартанцев и героев древности — борцов за свободу личности, пишет доклад «об участи земледельцев», в котором обрушивается на крепостничество, составляет в 2-х частях «Опыт о благоденствии народных обществ», который предлагает «Обществу» для издания; впрочем, почти все члены «Общества» нашли, что тон статьи слишком резок, даже и для того времени, когда: «...само правительство, сам Государь у нас занимался способами облегчения участи земледельцев»;

Наконец, следует упомянуть, что Василий Попугаев был одним из горячих поклонников А.Н. Радищева, память которого свято чтилась членами «Общества»; он же первый подал мысль, много обсуждавшуюся членами «Общества», о сооружении памятника Минину и Пожарскому.

Конечно, молодость и горячность, а также и благоприятные условия первых годов царствования императора Александра I-го придавали В.В. Попугаеву смелость, но дело ограничилось одними словами. Широкие идеи с целью «породить новый свет», новые взгляды на вещи и желание обновить общественный организм, сгубили Попугаева: он скоро впал в противоречия, к которым его привели, с одной стороны, туманные и разноречивые теории XVIII в., с другой — отсутствие опытности и увлекающийся характер. Само «Вольное Общество любителей словесности, наук и художеств», в котором стали возникать одно за другим различные недоразумения, и направление деятельности которого, заданное И. М. Борном и И.П. Пниным, сводилось к чисто литературному, а также монархические настроения — все это не могло не ослабить энергии В.В. Попугаева. С одной стороны, не желая мириться с новым положением дел в «Обществе», с другой — не чувствуя в себе достаточно сил на борьбу, В.В. Попугаев оставил его (в марте 1811) и, кажется, прекратил совсем свои литературные занятия, к коим мало-помалу охладевал и до сего момента.

С уходом В.В. Попугаева из «Общества», оно потеряло и многих других талантливых сотрудников, включая и второго своего основателя — И. М. Борна.

[править] Библиография

  • Архив "Вольного Общества любителей словесности, наук и художеств" (в библиотеке Санкт-Петербургского Университета);
  • Архив Министерства Путей Сообщения;
  • «Северная Пчела» 1857 г., № 125;
  • «Весть» 1864, № 15;
  • «Благонамеренный» 1826 г., ч. 33, № 3 (см. также «Сочинения А. Е. Измайлова», т. 2, М., 1890, стр. 315);
  • В. И. Срезневский, «Заметки А. X. Востокова о его жизни», СПб. 1901; его же, «Из воспоминаний А. X. Востокова»—"Русск. Стар." 1899 г., т. 97, март;
  • «Сочинения Батюшкова» (ред. Л. Н. Майкова). СПб. 1887, т. I;
  • А. П. Пятковский, «Из истории нашего литературного и общественного развития». СПб. 1889, т. II;
  • Н. Колюпанов, «Биография А. И. Кошелева», т. I, кн. I, М., 1889;
  • «Журн. Минист. Нар. Просв.» 1890, ч. 268, III;
  • «Сборник 2-го Отд. Акад. Наук», СПб. 1873, т. V, вып. 2-й. Ив. Кубасов.

[править] Ссылки

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле