Нотгафт, Федор Федорович
м (→Биография) |
WKnovich (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | [[File:Notgaft Kustodiev 1910.jpg|thumb|270px|Портрет Федора Федоровича Нотгафта. Рисунок Б. Кустодиева, 1910 год. Оригинал хранится в Русском музее, [[Петербург]].]] | + | [[File:Notgaft Kustodiev 1910.jpg|thumb|270px|Портрет Федора Федоровича Нотгафта. Рисунок Б. Кустодиева, [[1910]] год. Оригинал хранится в Русском музее, [[Петербург]].]] |
− | '''Федор Федорович Нотгафт''' (нем. Friedrich Notthaft; 5 июля 1886, [[Петербург]] - декабрь 1941, [[Ленинград]]) - российский искусствовед, коллекционер живописи, издатель, хранитель и старший научный сотрудник | + | '''Федор Федорович Нотгафт''' (нем. Friedrich Notthaft; 5 июля [[1886]], [[Петербург]] - декабрь [[1941]], [[Ленинград]]) - российский искусствовед, коллекционер живописи, издатель, хранитель и старший научный сотрудник [[Эрмитаж]]а. |
==Биография== | ==Биография== | ||
− | Ф.Ф. Нотгафт родился 5 (17) июля 1886 года в [[Петербург]]е. Осенью 1898 года поступил на гимназическое отделение [[Петришуле]], которое закончил в мае [[1903]] года. В том же, [[1903]] он году поступил на юридический факультет [[Петербургский университет|Петербургского университета]]. | + | Ф.Ф. Нотгафт родился 5 (17) июля [[1886]] года в [[Петербург]]е. Осенью [[1898]] года поступил на гимназическое отделение [[Петришуле]], которое закончил в мае [[1903]] года. В том же, [[1903]] он году поступил на юридический факультет [[Петербургский университет|Петербургского университета]]. |
− | В 1905 году, будучи студентом [[Петербургский университет|университета]], посетил выставку Союза русских художников, на которой в том числе выставлялись художники объединения «Мир искусства». Эта выставка дала ему сильный стимул к изучению истории и коллекционированию произведений искусства. | + | В [[1905]] году, будучи студентом [[Петербургский университет|университета]], посетил выставку Союза русских художников, на которой в том числе выставлялись художники объединения «Мир искусства». Эта выставка дала ему сильный стимул к изучению истории и коллекционированию произведений искусства. |
− | Впоследствии Нотгафт сблизился и подружился со многими художниками, особенно с М.В. Добужинским, Б.М. Кустодиевым, К.С. Петровым-Водкиным и Г.С. Верейским. В 1918 году он был избран секретарем объединения "Мир искусства" и до 1923 года исполнял эти обязанности. | + | Впоследствии Ф.Ф. Нотгафт сблизился и подружился со многими художниками, особенно с М.В. Добужинским, Б.М. Кустодиевым, К.С. Петровым-Водкиным и Г.С. Верейским. В [[1918]] году он был избран секретарем объединения "Мир искусства" и до [[1923]] года исполнял эти обязанности. |
− | В 1918 году Ф.Ф. Нотгафт работал в Комиссии по охране памятников искусства, а затем ассистентом картинной галереи Эрмитажа. В 1919 году он принимал участие в устройстве картинной галереи Строгановского дворца, для которой он составил иллюстрированный путеводитель. | + | В [[1918]] году Ф.Ф. Нотгафт работал в Комиссии по охране памятников искусства, а затем ассистентом картинной галереи Эрмитажа. В [[1919]] году он принимал участие в устройстве картинной галереи Строгановского дворца, для которой он составил иллюстрированный путеводитель. |
− | В 1921 году в [[Петроград]]е им было создано специализированное издательство "Аквилон" для выпуска иллюстрированных изданий, сыгравшее большую роль в развитии российской книжной графики. | + | В [[1921]] году в [[Петроград]]е им было создано специализированное издательство "Аквилон" для выпуска иллюстрированных изданий, сыгравшее большую роль в развитии российской книжной графики. |
Историк искусства А.А. Матышев в своем исследовании, посвященном деятельности издательства «Аквилон», пишет следующее: | Историк искусства А.А. Матышев в своем исследовании, посвященном деятельности издательства «Аквилон», пишет следующее: | ||
При официальной регистрации издательства "Аквилон" в Петроглавлите, состоявшейся | При официальной регистрации издательства "Аквилон" в Петроглавлите, состоявшейся | ||
− | 1 марта 1922 года, ответственными лицами были указаны Ф.Ф. Нотгафт и В.М. Кантор. | + | 1 марта [[1922]] года, ответственными лицами были указаны Ф.Ф. Нотгафт и В.М. Кантор. |
Однако фактическим создателем и единственным руководителем его был Федор Федорович | Однако фактическим создателем и единственным руководителем его был Федор Федорович | ||
Нотгафт, юрист по образованию» - (Матышев А. А. "22 книги «Аквилона» // | Нотгафт, юрист по образованию» - (Матышев А. А. "22 книги «Аквилона» // | ||
Строка 22: | Строка 22: | ||
Главной задачей "Аквилона" явилась популяризация русского и зарубежного искусства путем издания обильно иллюстрированных монографий и классических произведений русской и мировой литературы. | Главной задачей "Аквилона" явилась популяризация русского и зарубежного искусства путем издания обильно иллюстрированных монографий и классических произведений русской и мировой литературы. | ||
− | В "Аквилоне" вышли с иллюстрациями М.В. Добужинского "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина (1921); "Скупой рыцарь" А.С. Пушкина (1922); "Тупейный художник" Н.С. Лескова (1922); "Воспоминания об Италии" М.В. Добужинского; "Самаркандия" — путевые очерки и зарисовки К.С. Петрова-Водкина (1923); "Шесть стихотворений" Н.А. Некрасова с рисунками Б. М. Кустодиева; "Стихотворения" А.А. Фета с рисунками В.М. Конашевича; "Золотой жук" Эдгара По с рисунками Д.И. Митрохина; "Пейзажи Павловска в деревянных гравюрах" — альбом рисунков А. П. Остроумовой-Лебедевой; "Версаль" — альбом рисунков А. Н. Бенуа и ряд других уникальных изданий. | + | В "Аквилоне" вышли с иллюстрациями М.В. Добужинского "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина ([[1921]]); "Скупой рыцарь" А.С. Пушкина ([[1922]]); "Тупейный художник" Н.С. Лескова ([[1922]]); "Воспоминания об Италии" М.В. Добужинского; "Самаркандия" — путевые очерки и зарисовки К.С. Петрова-Водкина ([[1923]]); "Шесть стихотворений" Н.А. Некрасова с рисунками Б. М. Кустодиева; "Стихотворения" А.А. Фета с рисунками В.М. Конашевича; "Золотой жук" Эдгара По с рисунками Д.И. Митрохина; "Пейзажи Павловска в деревянных гравюрах" — альбом рисунков А. П. Остроумовой-Лебедевой; "Версаль" — альбом рисунков [[Бенуа|А. Н. Бенуа]] и ряд других уникальных изданий. |
− | Самым выдающимся достижением "Аквилона" в области иллюстрирования книги и одним из лучших достижений российской книжной графики является выпуск в 1923 году повести Ф.М. Достоевского "Белые ночи" с рисунками М. В. Добужинского (тираж 1000 экз.). "Аквилон" выпускал также серии книг "Беседы по прикладному искусству", альбомы гравюр и эстампов. | + | Самым выдающимся достижением "Аквилона" в области иллюстрирования книги и одним из лучших достижений российской книжной графики является выпуск в [[1923]] году повести Ф.М. Достоевского "Белые ночи" с рисунками М. В. Добужинского (тираж 1000 экз.). "Аквилон" выпускал также серии книг "Беседы по прикладному искусству", альбомы гравюр и эстампов. |
− | Издательство "Аквилон" прекратило свое существование 1 ноября 1924 года, издав около 25 книг, отличавшихся высоким полиграфическим исполнением. В настоящее время все они являются уникальными произведениями искусства и пользуются высоким спросом среди читателей и коллекционеров. | + | Издательство "Аквилон" прекратило свое существование 1 ноября [[1924]] года, издав около 25 книг, отличавшихся высоким полиграфическим исполнением. В настоящее время все они являются уникальными произведениями искусства и пользуются высоким спросом среди читателей и коллекционеров. |
− | В 1922 году Ф.Ф. Нотгафт заведовал художественной частью издательства «Брокгауз и Ефрон»; | + | В [[1922]] году Ф.Ф. Нотгафт заведовал художественной частью издательства «Брокгауз и Ефрон»; |
− | с 1923 года - художественной частью петроградского отделения Госиздата и издательским отделом | + | с [[1923]] года - художественной частью петроградского отделения Госиздата и издательским отделом [[Эрмитаж]]а. |
− | В 1925 году он был избран членом Комитета по популяризации художественных изданий и занял должность заведующего графической частью Ленотгиза. После реорганизации этого издательства в 1936 году, Ф.Ф. Нотгафт некоторое время сотрудничал с издательством «Искусство», а затем в 1936 году возвратился в Эрмитаж, чтобы заведовать там редакционно-издательским отделом. | + | В [[1925]] году он был избран членом Комитета по популяризации художественных изданий и занял должность заведующего графической частью Ленотгиза. После реорганизации этого издательства в [[1936]] году, Ф.Ф. Нотгафт некоторое время сотрудничал с издательством «Искусство», а затем в [[1936]] году возвратился в [[Эрмитаж]], чтобы заведовать там редакционно-издательским отделом. |
− | Ф.Ф. Нотгафт умер от голода в блокадном [[Ленинград]]е в декабре 1941 года. Лично знавший его писатель В.М. Глинка свидетельствует о его смерти: | + | Ф.Ф. Нотгафт умер от голода в блокадном [[Ленинград]]е в декабре [[1941]] года. Лично знавший его писатель В.М. Глинка свидетельствует о его смерти: |
"Мне рассказали о смерти Федора Федоровича Нотгафта и его жены Елены Георгиевны. Кончина обоих не | "Мне рассказали о смерти Федора Федоровича Нотгафта и его жены Елены Георгиевны. Кончина обоих не | ||
была для меня неожиданной, оба были не молоды, не очень здоровы и очень мало приспособлены к тому, | была для меня неожиданной, оба были не молоды, не очень здоровы и очень мало приспособлены к тому, | ||
Строка 47: | Строка 47: | ||
По свидетельству Вячеслава Михайловича Глинки, лично знавшего Ф.Ф. Нотгафта: | По свидетельству Вячеслава Михайловича Глинки, лично знавшего Ф.Ф. Нотгафта: | ||
"Ф. Ф. был женат трижды. Первый его брак с француженкой Рене Ивановной был прерван ее отъездом в | "Ф. Ф. был женат трижды. Первый его брак с француженкой Рене Ивановной был прерван ее отъездом в | ||
− | 1921 году во Францию, куда Ф. Ф. эмигрировать не захотел. Уехала она вместе с сыном Ф. Ф. Колей. | + | [[1921]] году во Францию, куда Ф. Ф. эмигрировать не захотел. Уехала она вместе с сыном Ф. Ф. |
+ | Колей. | ||
Второй женой была Анастасия Сергеевна Боткина. Злые языки говорили, что Ф. Ф. не выдержал ее | Второй женой была Анастасия Сергеевна Боткина. Злые языки говорили, что Ф. Ф. не выдержал ее | ||
− | неровного и недоброго характера. Третья - Елена Георгиевна - сотрудница отдела рисунков | + | неровного и недоброго характера. Третья - Елена Георгиевна - сотрудница отдела рисунков |
− | гостеприимная хозяйка и отменная кулинарка, маленькая, тоненькая, худощавая дама, | + | [[Эрмитаж]]а, гостеприимная хозяйка и отменная кулинарка, маленькая, тоненькая, худощавая дама, |
− | хрупкую птичку не только станом, но и манерами, и голоском..." - (В.М. Глинка "Блокада. | + | напоминала хрупкую птичку не только станом, но и манерами, и голоском..." - (В.М. Глинка "Блокада. |
Фрагменты воспоминаний, написанных летом 1979 года" - журнал «Звезда» 2005, №7.) | Фрагменты воспоминаний, написанных летом 1979 года" - журнал «Звезда» 2005, №7.) | ||
==Фотоальбом== | ==Фотоальбом== | ||
<center><gallery caption="Из архива Ф.Ф. Нотгафта:" widths="240px" heights="200px" perrow="5"> | <center><gallery caption="Из архива Ф.Ф. Нотгафта:" widths="240px" heights="200px" perrow="5"> | ||
− | File:Kustodiev Rene Notgaft 1909.jpg|Портрет Рене Ивановны Нотгафт - 1909 год. Работа Б. Кустодиева (масло); | + | File:Kustodiev Rene Notgaft 1909.jpg|Портрет Рене Ивановны Нотгафт - [[1909]] год. Работа Б. Кустодиева (масло); |
− | File:Rene Notgaft 1914.jpg|Портрет Рене Ивановны Нотгафт - 1914 год. Работа Б. Кустодиева (масло); | + | File:Rene Notgaft 1914.jpg|Портрет Рене Ивановны Нотгафт - [[1914]] год. Работа Б. Кустодиева (масло); |
− | Файл:Akvilon.jpg|Марка издательства "Аквилон" 1918-1923 год. | + | Файл:Akvilon.jpg|Марка издательства "Аквилон" [[1918]]-[[1923]] год. |
</gallery></center> | </gallery></center> | ||
==Сочинения== | ==Сочинения== | ||
− | * ''Графика М.В. Добужинского.'' Л | + | * ''Графика М.В. Добужинского.'' {{Л.}}: [[1924]] (Ф.Ф. Нотгафт совм. с С.К. Маковским); |
− | * "Аквилон": Издания: (Каталог). 1921, 1922 и 1923 гг.; Москва: Пегас, 1923; | + | * "Аквилон": Издания: (Каталог). [[1921]], [[1922]] и [[1923]] гг.; Москва: Пегас, [[1923]]; |
− | * Голлербах, Э. Ф. ''Рисунки М. Добужинского.'' Москва: Пегас, 1923; | + | * Голлербах, Э. Ф. ''Рисунки М. Добужинского.'' Москва: Пегас, [[1923]]; |
* ''Выставка картин и рисунков русских художников начала XX в. из собрания Ф. Ф. Нотгафта'': Каталог. [[Ленинград]]: 1962; | * ''Выставка картин и рисунков русских художников начала XX в. из собрания Ф. Ф. Нотгафта'': Каталог. [[Ленинград]]: 1962; | ||
==Источники== | ==Источники== | ||
Строка 72: | Строка 73: | ||
* [http://sir35.narod.ru/Sapunov/S_0903.htm Русские немцы в Государственном Эрмитаже]; | * [http://sir35.narod.ru/Sapunov/S_0903.htm Русские немцы в Государственном Эрмитаже]; | ||
* [http://www.artpoisk.info/artist/kustodiev_boris_mihaylovich_1878/portret_r_i_notgaft_001 Кустодиев Борис Михайлович (1878 - 1927)] | * [http://www.artpoisk.info/artist/kustodiev_boris_mihaylovich_1878/portret_r_i_notgaft_001 Кустодиев Борис Михайлович (1878 - 1927)] | ||
− | * Белов, С.В. ''Белые ночи. Повесть Ф. М. Достоевского. Илл. М. В. Добужинского'' // Ф. М. Достоевский. ''Белые ночи.'' Ленинград: 1985. | + | * Белов, С.В. ''Белые ночи. Повесть Ф. М. Достоевского. Илл. М. В. Добужинского'' // Ф. М. Достоевский. ''Белые ночи.'' [[Ленинград]]: 1985. |
[[Категория:Все статьи]] | [[Категория:Все статьи]] |
Версия 06:42, 10 февраля 2014
Федор Федорович Нотгафт (нем. Friedrich Notthaft; 5 июля 1886, Петербург - декабрь 1941, Ленинград) - российский искусствовед, коллекционер живописи, издатель, хранитель и старший научный сотрудник Эрмитажа.
Содержание |
Биография
Ф.Ф. Нотгафт родился 5 (17) июля 1886 года в Петербурге. Осенью 1898 года поступил на гимназическое отделение Петришуле, которое закончил в мае 1903 года. В том же, 1903 он году поступил на юридический факультет Петербургского университета.
В 1905 году, будучи студентом университета, посетил выставку Союза русских художников, на которой в том числе выставлялись художники объединения «Мир искусства». Эта выставка дала ему сильный стимул к изучению истории и коллекционированию произведений искусства.
Впоследствии Ф.Ф. Нотгафт сблизился и подружился со многими художниками, особенно с М.В. Добужинским, Б.М. Кустодиевым, К.С. Петровым-Водкиным и Г.С. Верейским. В 1918 году он был избран секретарем объединения "Мир искусства" и до 1923 года исполнял эти обязанности.
В 1918 году Ф.Ф. Нотгафт работал в Комиссии по охране памятников искусства, а затем ассистентом картинной галереи Эрмитажа. В 1919 году он принимал участие в устройстве картинной галереи Строгановского дворца, для которой он составил иллюстрированный путеводитель.
В 1921 году в Петрограде им было создано специализированное издательство "Аквилон" для выпуска иллюстрированных изданий, сыгравшее большую роль в развитии российской книжной графики.
Историк искусства А.А. Матышев в своем исследовании, посвященном деятельности издательства «Аквилон», пишет следующее:
При официальной регистрации издательства "Аквилон" в Петроглавлите, состоявшейся 1 марта 1922 года, ответственными лицами были указаны Ф.Ф. Нотгафт и В.М. Кантор. Однако фактическим создателем и единственным руководителем его был Федор Федорович Нотгафт, юрист по образованию» - (Матышев А. А. "22 книги «Аквилона» // Книга: Исслед. и материалы. 1988.)
Главной задачей "Аквилона" явилась популяризация русского и зарубежного искусства путем издания обильно иллюстрированных монографий и классических произведений русской и мировой литературы.
В "Аквилоне" вышли с иллюстрациями М.В. Добужинского "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина (1921); "Скупой рыцарь" А.С. Пушкина (1922); "Тупейный художник" Н.С. Лескова (1922); "Воспоминания об Италии" М.В. Добужинского; "Самаркандия" — путевые очерки и зарисовки К.С. Петрова-Водкина (1923); "Шесть стихотворений" Н.А. Некрасова с рисунками Б. М. Кустодиева; "Стихотворения" А.А. Фета с рисунками В.М. Конашевича; "Золотой жук" Эдгара По с рисунками Д.И. Митрохина; "Пейзажи Павловска в деревянных гравюрах" — альбом рисунков А. П. Остроумовой-Лебедевой; "Версаль" — альбом рисунков А. Н. Бенуа и ряд других уникальных изданий.
Самым выдающимся достижением "Аквилона" в области иллюстрирования книги и одним из лучших достижений российской книжной графики является выпуск в 1923 году повести Ф.М. Достоевского "Белые ночи" с рисунками М. В. Добужинского (тираж 1000 экз.). "Аквилон" выпускал также серии книг "Беседы по прикладному искусству", альбомы гравюр и эстампов.
Издательство "Аквилон" прекратило свое существование 1 ноября 1924 года, издав около 25 книг, отличавшихся высоким полиграфическим исполнением. В настоящее время все они являются уникальными произведениями искусства и пользуются высоким спросом среди читателей и коллекционеров.
В 1922 году Ф.Ф. Нотгафт заведовал художественной частью издательства «Брокгауз и Ефрон»; с 1923 года - художественной частью петроградского отделения Госиздата и издательским отделом Эрмитажа.
В 1925 году он был избран членом Комитета по популяризации художественных изданий и занял должность заведующего графической частью Ленотгиза. После реорганизации этого издательства в 1936 году, Ф.Ф. Нотгафт некоторое время сотрудничал с издательством «Искусство», а затем в 1936 году возвратился в Эрмитаж, чтобы заведовать там редакционно-издательским отделом.
Ф.Ф. Нотгафт умер от голода в блокадном Ленинграде в декабре 1941 года. Лично знавший его писатель В.М. Глинка свидетельствует о его смерти:
"Мне рассказали о смерти Федора Федоровича Нотгафта и его жены Елены Георгиевны. Кончина обоих не была для меня неожиданной, оба были не молоды, не очень здоровы и очень мало приспособлены к тому, чтобы искать продовольствие необычными для них путями, но обстоятельства этой кончины представились мне даже для того времени особенно трагическими..." - (В.М. Глинка "Блокада. Фрагменты воспоминаний, написанных летом 1979 года" - журнал «Звезда» 2005, №7.)
Место захоронения Ф.Ф. Нотгафта и его супруги остается неизвестным. Скорее всего, их прах покоится в одной из братских могил на Пискаревском кладбище.
За свою жизнь Ф.Ф. Нотгафт собрал большую коллекцию (около 4000 единиц) редких иллюстрированных старопечатных изданий и картин русских художников конца XIX - начала XX века. Большинство из этих произведений находятся сейчас в Государственном Русском музее в Петербурге.
Семья
По свидетельству Вячеслава Михайловича Глинки, лично знавшего Ф.Ф. Нотгафта:
"Ф. Ф. был женат трижды. Первый его брак с француженкой Рене Ивановной был прерван ее отъездом в 1921 году во Францию, куда Ф. Ф. эмигрировать не захотел. Уехала она вместе с сыном Ф. Ф. Колей. Второй женой была Анастасия Сергеевна Боткина. Злые языки говорили, что Ф. Ф. не выдержал ее неровного и недоброго характера. Третья - Елена Георгиевна - сотрудница отдела рисунков Эрмитажа, гостеприимная хозяйка и отменная кулинарка, маленькая, тоненькая, худощавая дама, напоминала хрупкую птичку не только станом, но и манерами, и голоском..." - (В.М. Глинка "Блокада. Фрагменты воспоминаний, написанных летом 1979 года" - журнал «Звезда» 2005, №7.)
Фотоальбом
Сочинения
- Графика М.В. Добужинского. Л.: 1924 (Ф.Ф. Нотгафт совм. с С.К. Маковским);
- "Аквилон": Издания: (Каталог). 1921, 1922 и 1923 гг.; Москва: Пегас, 1923;
- Голлербах, Э. Ф. Рисунки М. Добужинского. Москва: Пегас, 1923;
- Выставка картин и рисунков русских художников начала XX в. из собрания Ф. Ф. Нотгафта: Каталог. Ленинград: 1962;
Источники
- Архив Петришуле: фонд 18;
- Нотгафт, Федор Федорович;
- Б.М. Кустодиев. Портрет Р.И. Нотгафт. 1909;
- Русские немцы в Государственном Эрмитаже;
- Кустодиев Борис Михайлович (1878 - 1927)
- Белов, С.В. Белые ночи. Повесть Ф. М. Достоевского. Илл. М. В. Добужинского // Ф. М. Достоевский. Белые ночи. Ленинград: 1985.