Нотгафт, Федор Федорович

Материал из ALLPETRISCHULE
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м
Строка 1: Строка 1:
[[File:Notgaft Kustodiev 1910.jpg|thumb|270px|Портрет Федора Федоровича Нотгафта. Рисунок Б. Кустодиева, 1910 год. Оригинал хранится в Русском музее, Петербург.]]
+
[[File:Notgaft Kustodiev 1910.jpg|thumb|270px|Портрет Федора Федоровича Нотгафта. Рисунок Б. Кустодиева, 1910 год. Оригинал хранится в Русском музее, [[Петербург]].]]
'''Федор Федорович Нотгафт''' (нем. Friedrich Notthaft; 5 июля 1886, [[Петербург]] - декабрь 1941, [[Ленинград]]) - российский искусствовед, коллекционер живописи, издатель, хранитель и старший научный сотрудник Эрмитажа.   
+
'''Федор Федорович Нотгафт''' (нем. Friedrich Notthaft; 5 июля 1886, [[Петербург]] - декабрь 1941, [[Ленинград]]) - российский искусствовед, коллекционер живописи, издатель, хранитель и старший научный сотрудник Эрмитажа.  
 +
    
 
==Биография==
 
==Биография==
Ф.Ф. Нотгафт родился 5 (17) июля 1886 года в Петербурге. Осенью 1898 года поступил на гимназическое отделение [[Петришуле]], которое закончил в мае 1903 года. В том же, 1903 году поступил на юридический факультет [[Петербургский университет|Петербургского университета]].  
+
Ф.Ф. Нотгафт родился 5 (17) июля 1886 года в [[Петербург]]е. Осенью 1898 года поступил на гимназическое отделение [[Петришуле]], которое закончил в мае 1903 года. В том же, 1903 году поступил на юридический факультет [[Петербургский университет|Петербургского университета]].  
  
В 1905 году, будучи студентом университета, посетил выставку Союза русских художников, на которой в том числе выставлялись художники объединения «Мир искусства». Эта выставка дала ему сильный стимул к изучению истории и коллекционированию произведений искусства.  
+
В 1905 году, будучи студентом [[Петербургский университет|университета]], посетил выставку Союза русских художников, на которой в том числе выставлялись художники объединения «Мир искусства». Эта выставка дала ему сильный стимул к изучению истории и коллекционированию произведений искусства.  
  
Впоследствии, Нотгафт сблизился и подружился со многими художниками, особенно с М.В. Добужинским, Б.М. Кустодиевым, К.С. Петровым-Водкиным и Г.С. Верейским. В 1918 году он был избран секретарем объединения "Мир искусства" и до 1923 года исполнял эти обязанности.   
+
Впоследствии Нотгафт сблизился и подружился со многими художниками, особенно с М.В. Добужинским, Б.М. Кустодиевым, К.С. Петровым-Водкиным и Г.С. Верейским. В 1918 году он был избран секретарем объединения "Мир искусства" и до 1923 года исполнял эти обязанности.   
  
 
В 1918 году Ф.Ф. Нотгафт работал в Комиссии по охране памятников искусства, а затем ассистентом картинной галереи Эрмитажа. В 1919 году он принимал участие в устройстве картинной галереи Строгановского дворца, для которой он составил иллюстрированный путеводитель.  
 
В 1918 году Ф.Ф. Нотгафт работал в Комиссии по охране памятников искусства, а затем ассистентом картинной галереи Эрмитажа. В 1919 году он принимал участие в устройстве картинной галереи Строгановского дворца, для которой он составил иллюстрированный путеводитель.  
Строка 12: Строка 13:
 
В 1921 году в [[Петроград]]е им было создано специализированное издательство "Аквилон" для выпуска иллюстрированных изданий, сыгравшее большую роль в развитии российской книжной графики.  
 
В 1921 году в [[Петроград]]е им было создано специализированное издательство "Аквилон" для выпуска иллюстрированных изданий, сыгравшее большую роль в развитии российской книжной графики.  
  
Историк искусства А.А. Матышев в своем исследовании, посвященном деятельности издательства «Аквилон» пишет следующее:
+
Историк искусства А.А. Матышев в своем исследовании, посвященном деятельности издательства «Аквилон», пишет следующее:
  При официальной регистрации издательства "Аквилон" в Петроглавлите, состоявшейся 1 марта 1922  года,
+
  При официальной регистрации издательства "Аквилон" в Петроглавлите, состоявшейся  
ответственными лицами были указаны Ф.Ф. Нотгафт и В.М. Кантор. Однако фактическим создателем и единственным
+
1 марта 1922  года, ответственными лицами были указаны Ф.Ф. Нотгафт и В.М. Кантор.  
руководителем его был Федор Федорович Нотгафт, юрист по образованию» - (Матышев А. А. "22 книги «Аквилона» //
+
Однако фактическим создателем и единственным руководителем его был Федор Федорович  
 +
Нотгафт, юрист по образованию» - (Матышев А. А. "22 книги «Аквилона» //
 
  Книга: Исслед. и материалы. 1988.)   
 
  Книга: Исслед. и материалы. 1988.)   
  
Строка 22: Строка 24:
 
В "Аквилоне" вышли с иллюстрациями М.В. Добужинского "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина (1921); "Скупой рыцарь" А.С. Пушкина (1922); "Тупейный художник" Н.С. Лескова (1922); "Воспоминания об Италии" М.В. Добужинского; "Самаркандия" — путевые очерки и зарисовки К.С. Петрова-Водкина (1923); "Шесть стихотворений" Н.А. Некрасова с рисунками Б. М. Кустодиева; "Стихотворения" А.А. Фета с рисунками В.М. Конашевича; "Золотой жук" Эдгара По с рисунками Д.И. Митрохина; "Пейзажи Павловска в деревянных гравюрах" — альбом рисунков А. П. Остроумовой-Лебедевой; "Версаль" — альбом рисунков А. Н. Бенуа и ряд других уникальных изданий.  
 
В "Аквилоне" вышли с иллюстрациями М.В. Добужинского "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина (1921); "Скупой рыцарь" А.С. Пушкина (1922); "Тупейный художник" Н.С. Лескова (1922); "Воспоминания об Италии" М.В. Добужинского; "Самаркандия" — путевые очерки и зарисовки К.С. Петрова-Водкина (1923); "Шесть стихотворений" Н.А. Некрасова с рисунками Б. М. Кустодиева; "Стихотворения" А.А. Фета с рисунками В.М. Конашевича; "Золотой жук" Эдгара По с рисунками Д.И. Митрохина; "Пейзажи Павловска в деревянных гравюрах" — альбом рисунков А. П. Остроумовой-Лебедевой; "Версаль" — альбом рисунков А. Н. Бенуа и ряд других уникальных изданий.  
  
Самым выдающимся достижением "Аквилона" в области иллюстрирования книги и одним из лучших достижений российской книжной графики является выпуск в 1923 году повести Ф.М. Достоевского "Белые ночи" с рисунками М. В. Добужинского (тираж 1000 экз.). "Аквилон" выпускал также серии книг "Беседы по прикладному исксству", альбомы гравюр и эстампов.  
+
Самым выдающимся достижением "Аквилона" в области иллюстрирования книги и одним из лучших достижений российской книжной графики является выпуск в 1923 году повести Ф.М. Достоевского "Белые ночи" с рисунками М. В. Добужинского (тираж 1000 экз.). "Аквилон" выпускал также серии книг "Беседы по прикладному искусству", альбомы гравюр и эстампов.  
  
Издательство "Аквилон" прекратило свое существование 1 ноября 1924 года, издав около 25 книг, отличавшихся высоким полиграфическим исполнением. В настоящее время все они являются уникальнаными произведениями искусства и пользуются высоким спросом среди коллекционеров.   
+
Издательство "Аквилон" прекратило свое существование 1 ноября 1924 года, издав около 25 книг, отличавшихся высоким полиграфическим исполнением. В настоящее время все они являются уникальными произведениями искусства и пользуются высоким спросом среди читателей и коллекционеров.   
  
 
В 1922 году Ф.Ф. Нотгафт заведовал художественной частью издательства «Брокгауз и Ефрон»;
 
В 1922 году Ф.Ф. Нотгафт заведовал художественной частью издательства «Брокгауз и Ефрон»;
Строка 31: Строка 33:
 
В 1925 году он был избран членом Комитета по популяризации художественных изданий и занял должность заведующего графической частью Ленотгиза. После реорганизации этого издательства в 1936 году, Ф.Ф. Нотгафт некоторое время сотрудничал с издательством «Искусство», а затем в 1936 году возвратился в Эрмитаж, чтобы заведовать там редакционно-издательским отделом.  
 
В 1925 году он был избран членом Комитета по популяризации художественных изданий и занял должность заведующего графической частью Ленотгиза. После реорганизации этого издательства в 1936 году, Ф.Ф. Нотгафт некоторое время сотрудничал с издательством «Искусство», а затем в 1936 году возвратился в Эрмитаж, чтобы заведовать там редакционно-издательским отделом.  
  
Ф.Ф. Нотгафт умер от голода в блокадном Ленинграде в декабре 1941 года. Лично знавший его писатель В.М. Глинка свидетельствует о его смерти:
+
Ф.Ф. Нотгафт умер от голода в блокадном [[Ленинград]]е в декабре 1941 года. Лично знавший его писатель В.М. Глинка свидетельствует о его смерти:
  "Мне рассказали о смерти Федора Федоровича Нотгафта и его жены Елены Георгиевны. Кончина обоих не была для меня
+
  "Мне рассказали о смерти Федора Федоровича Нотгафта и его жены Елены Георгиевны. Кончина обоих не
неожиданной, оба были не молоды, не очень здоровы и очень мало приспособлены к тому, чтобы искать продовольствие
+
была для меня неожиданной, оба были не молоды, не очень здоровы и очень мало приспособлены к тому,
необычными для них путями, но обстоятельства этой кончины представились мне даже для того времени особенно
+
чтобы искать продовольствие необычными для них путями, но обстоятельства этой кончины
трагическими..." - (В.М. Глинка "Блокада. Фрагменты воспоминаний, написанных летом 1979 года" - журнал «Звезда»
+
представились мне даже для того времени особенно трагическими..." - (В.М. Глинка "Блокада.
2005, №7.)
+
Фрагменты воспоминаний, написанных летом 1979 года" - журнал «Звезда» 2005, №7.)
  
 
Место захоронения Ф.Ф. Нотгафта и его супруги остается неизвестным. Скорее всего, их прах покоится в одной из братских могил на Пискаревском кладбище.     
 
Место захоронения Ф.Ф. Нотгафта и его супруги остается неизвестным. Скорее всего, их прах покоится в одной из братских могил на Пискаревском кладбище.     
  
За свою жизнь Ф.Ф. Нотгафт собрал большую коллекцию (около 4000 единиц) редких иллюстрированных старопечатных изданий и картин русских художников конца XIX - начала XX века. Большинство из этих произведений находятся сейчас в Государсвенном Русском музее в Петербурге.
+
За свою жизнь Ф.Ф. Нотгафт собрал большую коллекцию (около 4000 единиц) редких иллюстрированных старопечатных изданий и картин русских художников конца XIX - начала XX века. Большинство из этих произведений находятся сейчас в Государственном Русском музее в [[Петербург]]е.
  
 
==Семья==
 
==Семья==
 
По свидетельству Вячеслава Михайловича Глинки, лично знавшего Ф.Ф. Нотгафта:
 
По свидетельству Вячеслава Михайловича Глинки, лично знавшего Ф.Ф. Нотгафта:
  "Ф. Ф. был женат трижды. Первый его брак с француженкой Рене Ивановной был прерван ее отъездом в 1921 году во
+
  "Ф. Ф. был женат трижды. Первый его брак с француженкой Рене Ивановной был прерван ее отъездом в
Францию, куда Ф. Ф. эмигрировать не захотел. Уехала она вместе с сыном Ф. Ф. Колей. Второй женой была Анастасия
+
1921 году во Францию, куда Ф. Ф. эмигрировать не захотел. Уехала она вместе с сыном Ф. Ф. Колей.
Сергеевна Боткина. Злые языки говорили, что Ф. Ф. не выдержал ее неровного и недоброго характера. Третья - Елена
+
Второй женой была Анастасия Сергеевна Боткина. Злые языки говорили, что Ф. Ф. не выдержал ее
Георгиевна - сотрудница отдела рисунков Эрмитажа, гостеприимная хозяйка и отменная кулинарка, маленькая,тоненькая,
+
неровного и недоброго характера. Третья - Елена Георгиевна - сотрудница отдела рисунков Эрмитажа,
худощавая дама, напоминала хрупкую птичку не только станом, но и манерами, и голоском..." - (В.М. Глинка "Блокада.
+
гостеприимная хозяйка и отменная кулинарка, маленькая, тоненькая, худощавая дама, напоминала
 +
хрупкую птичку не только станом, но и манерами, и голоском..." - (В.М. Глинка "Блокада.
 
  Фрагменты воспоминаний, написанных летом 1979 года" - журнал «Звезда» 2005, №7.)
 
  Фрагменты воспоминаний, написанных летом 1979 года" - журнал «Звезда» 2005, №7.)
 
   
 
   
Строка 59: Строка 62:
  
 
==Сочинения==
 
==Сочинения==
* ''Графика М.В. Добужинского.'' Л,: 1924 (Ф.Ф Нотгафт совм. с С.К. Маковским);
+
* ''Графика М.В. Добужинского.'' Л,: 1924 (Ф.Ф. Нотгафт совм. с С.К. Маковским);
 
* "Аквилон": Издания: (Каталог). 1921, 1922 и 1923 гг.; Москва: Пегас, 1923;
 
* "Аквилон": Издания: (Каталог). 1921, 1922 и 1923 гг.; Москва: Пегас, 1923;
*  Голлербах, Э. Ф. ''Рисунки М.Добужинского.'' Москва: Пегас, 1923;  
+
*  Голлербах, Э. Ф. ''Рисунки М. Добужинского.'' Москва: Пегас, 1923;  
* ''Выставка картин и рисунков русских художников начала XX в. из собрания Ф. Ф. Нотгафта'': Каталог. Ленинград: 1962;  
+
* ''Выставка картин и рисунков русских художников начала XX в. из собрания Ф. Ф. Нотгафта'': Каталог. [[Ленинград]]: 1962;  
 
==Источники==
 
==Источники==
* Архив Петришуле: фонд 18;
+
* Архив [[Петришуле]]: фонд 18;
 
* [http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%93%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C/%D0%9D%D0%BE%D1%82%D0%B3%D0%B0%D1%84%D1%82%20%D0%A4%D0%B5%D0%B4.%20%D0%A4%D0%B5%D0%B4/ Нотгафт, Федор Федорович];
 
* [http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%93%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C/%D0%9D%D0%BE%D1%82%D0%B3%D0%B0%D1%84%D1%82%20%D0%A4%D0%B5%D0%B4.%20%D0%A4%D0%B5%D0%B4/ Нотгафт, Федор Федорович];
 
* [http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9614df9e-e1a4-4eb8-811b-c6d393ec4b87/Kustodiev.Portret_Notgaft.htm Б.М. Кустодиев. Портрет Р.И. Нотгафт. 1909];
 
* [http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9614df9e-e1a4-4eb8-811b-c6d393ec4b87/Kustodiev.Portret_Notgaft.htm Б.М. Кустодиев. Портрет Р.И. Нотгафт. 1909];

Версия 06:16, 1 ноября 2013

Портрет Федора Федоровича Нотгафта. Рисунок Б. Кустодиева, 1910 год. Оригинал хранится в Русском музее, Петербург.

Федор Федорович Нотгафт (нем. Friedrich Notthaft; 5 июля 1886, Петербург - декабрь 1941, Ленинград) - российский искусствовед, коллекционер живописи, издатель, хранитель и старший научный сотрудник Эрмитажа.

Содержание

Биография

Ф.Ф. Нотгафт родился 5 (17) июля 1886 года в Петербурге. Осенью 1898 года поступил на гимназическое отделение Петришуле, которое закончил в мае 1903 года. В том же, 1903 году поступил на юридический факультет Петербургского университета.

В 1905 году, будучи студентом университета, посетил выставку Союза русских художников, на которой в том числе выставлялись художники объединения «Мир искусства». Эта выставка дала ему сильный стимул к изучению истории и коллекционированию произведений искусства.

Впоследствии Нотгафт сблизился и подружился со многими художниками, особенно с М.В. Добужинским, Б.М. Кустодиевым, К.С. Петровым-Водкиным и Г.С. Верейским. В 1918 году он был избран секретарем объединения "Мир искусства" и до 1923 года исполнял эти обязанности.

В 1918 году Ф.Ф. Нотгафт работал в Комиссии по охране памятников искусства, а затем ассистентом картинной галереи Эрмитажа. В 1919 году он принимал участие в устройстве картинной галереи Строгановского дворца, для которой он составил иллюстрированный путеводитель.

В 1921 году в Петрограде им было создано специализированное издательство "Аквилон" для выпуска иллюстрированных изданий, сыгравшее большую роль в развитии российской книжной графики.

Историк искусства А.А. Матышев в своем исследовании, посвященном деятельности издательства «Аквилон», пишет следующее:

При официальной регистрации издательства "Аквилон" в Петроглавлите, состоявшейся 
1 марта 1922  года, ответственными лицами были указаны Ф.Ф. Нотгафт и В.М. Кантор. 
Однако фактическим создателем и единственным руководителем его был Федор Федорович 
Нотгафт, юрист по образованию» - (Матышев А. А. "22 книги «Аквилона» //
Книга: Исслед. и материалы. 1988.)  

Главной задачей "Аквилона" явилась популяризация русского и зарубежного искусства путем издания обильно иллюстрированных монографий и классических произведений русской и мировой литературы.

В "Аквилоне" вышли с иллюстрациями М.В. Добужинского "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина (1921); "Скупой рыцарь" А.С. Пушкина (1922); "Тупейный художник" Н.С. Лескова (1922); "Воспоминания об Италии" М.В. Добужинского; "Самаркандия" — путевые очерки и зарисовки К.С. Петрова-Водкина (1923); "Шесть стихотворений" Н.А. Некрасова с рисунками Б. М. Кустодиева; "Стихотворения" А.А. Фета с рисунками В.М. Конашевича; "Золотой жук" Эдгара По с рисунками Д.И. Митрохина; "Пейзажи Павловска в деревянных гравюрах" — альбом рисунков А. П. Остроумовой-Лебедевой; "Версаль" — альбом рисунков А. Н. Бенуа и ряд других уникальных изданий.

Самым выдающимся достижением "Аквилона" в области иллюстрирования книги и одним из лучших достижений российской книжной графики является выпуск в 1923 году повести Ф.М. Достоевского "Белые ночи" с рисунками М. В. Добужинского (тираж 1000 экз.). "Аквилон" выпускал также серии книг "Беседы по прикладному искусству", альбомы гравюр и эстампов.

Издательство "Аквилон" прекратило свое существование 1 ноября 1924 года, издав около 25 книг, отличавшихся высоким полиграфическим исполнением. В настоящее время все они являются уникальными произведениями искусства и пользуются высоким спросом среди читателей и коллекционеров.

В 1922 году Ф.Ф. Нотгафт заведовал художественной частью издательства «Брокгауз и Ефрон»; с 1923 года - художественной частью петроградского отделения Госиздата и издательским отделом Эрмитажа.

В 1925 году он был избран членом Комитета по популяризации художественных изданий и занял должность заведующего графической частью Ленотгиза. После реорганизации этого издательства в 1936 году, Ф.Ф. Нотгафт некоторое время сотрудничал с издательством «Искусство», а затем в 1936 году возвратился в Эрмитаж, чтобы заведовать там редакционно-издательским отделом.

Ф.Ф. Нотгафт умер от голода в блокадном Ленинграде в декабре 1941 года. Лично знавший его писатель В.М. Глинка свидетельствует о его смерти:

"Мне рассказали о смерти Федора Федоровича Нотгафта и его жены Елены Георгиевны. Кончина обоих не
была для меня неожиданной, оба были не молоды, не очень здоровы и очень мало приспособлены к тому,
чтобы искать продовольствие необычными для них путями, но обстоятельства этой кончины
представились мне даже для того времени особенно трагическими..." - (В.М. Глинка "Блокада.
Фрагменты воспоминаний, написанных летом 1979 года" - журнал «Звезда» 2005, №7.)

Место захоронения Ф.Ф. Нотгафта и его супруги остается неизвестным. Скорее всего, их прах покоится в одной из братских могил на Пискаревском кладбище.

За свою жизнь Ф.Ф. Нотгафт собрал большую коллекцию (около 4000 единиц) редких иллюстрированных старопечатных изданий и картин русских художников конца XIX - начала XX века. Большинство из этих произведений находятся сейчас в Государственном Русском музее в Петербурге.

Семья

По свидетельству Вячеслава Михайловича Глинки, лично знавшего Ф.Ф. Нотгафта:

"Ф. Ф. был женат трижды. Первый его брак с француженкой Рене Ивановной был прерван ее отъездом в
1921 году во Францию, куда Ф. Ф. эмигрировать не захотел. Уехала она вместе с сыном Ф. Ф. Колей.
Второй женой была Анастасия Сергеевна Боткина. Злые языки говорили, что Ф. Ф. не выдержал ее
неровного и недоброго характера. Третья - Елена Георгиевна - сотрудница отдела рисунков Эрмитажа,
гостеприимная хозяйка и отменная кулинарка, маленькая, тоненькая, худощавая дама, напоминала
хрупкую птичку не только станом, но и манерами, и голоском..." - (В.М. Глинка "Блокада.
Фрагменты воспоминаний, написанных летом 1979 года" - журнал «Звезда» 2005, №7.)

Фотоальбом

Сочинения

  • Графика М.В. Добужинского. Л,: 1924 (Ф.Ф. Нотгафт совм. с С.К. Маковским);
  • "Аквилон": Издания: (Каталог). 1921, 1922 и 1923 гг.; Москва: Пегас, 1923;
  • Голлербах, Э. Ф. Рисунки М. Добужинского. Москва: Пегас, 1923;
  • Выставка картин и рисунков русских художников начала XX в. из собрания Ф. Ф. Нотгафта: Каталог. Ленинград: 1962;

Источники

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле