Нотгафт, Федор Федорович

Материал из ALLPETRISCHULE
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м
 
(не показаны 13 промежуточных версий 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
[[File:Notgaft Kustodiev 1910.jpg|thumb|270px|Портрет Федора Федоровича Нотгафта. Рисунок Б. Кустодиева, 1910 год. Оригинал хранится в Русском музее, [[Петербург]].]]
+
[[File:Notgaft Kustodiev 1910.jpg|thumb|270px|Портрет Федора Федоровича Нотгафта. Рисунок Б. Кустодиева, [[1910]] год. Оригинал хранится в Русском музее, [[Петербург]].]]
'''Федор Федорович Нотгафт''' (нем. Friedrich Notthaft; 5 июля 1886, [[Петербург]] - декабрь 1941, [[Ленинград]]) - российский искусствовед, коллекционер живописи, издатель, хранитель и старший научный сотрудник Эрмитажа.  
+
'''Федор Федорович Нотгафт''' (нем. Friedrich Notthaft; 5 июля [[1886]], [[Петербург]] - декабрь [[1941]], [[Ленинград]]) - российский искусствовед, коллекционер живописи, издатель, старший научный сотрудник [[Эрмитаж]]а.  
 
    
 
    
 
==Биография==
 
==Биография==
Ф.Ф. Нотгафт родился 5 (17) июля 1886 года в [[Петербург]]е. Осенью 1898 года поступил на гимназическое отделение [[Петришуле]], которое закончил в мае 1903 года. В том же, 1903 году поступил на юридический факультет [[Петербургский университет|Петербургского университета]].  
+
Ф.Ф. Нотгафт родился 5 (17) июля [[1886]] года в [[Петербург]]е. Осенью [[1898]] года поступил на гимназическое отделение [[Петришуле]], которое закончил в мае [[1903]] года. В том же, [[1903]] он году поступил на юридический факультет [[Петербургский университет|Петербургского университета]].  
  
В 1905 году, будучи студентом [[Петербургский университет|университета]], посетил выставку Союза русских художников, на которой в том числе выставлялись художники объединения «Мир искусства». Эта выставка дала ему сильный стимул к изучению истории и коллекционированию произведений искусства.  
+
В [[1905]] году, будучи студентом [[Петербургский университет|университета]], посетил выставку Союза русских художников, на которой в том числе выставлялись художники объединения «Мир искусства». Эта выставка дала ему сильный стимул к изучению истории и коллекционированию произведений искусства.  
  
Впоследствии Нотгафт сблизился и подружился со многими художниками, особенно с М.В. Добужинским, Б.М. Кустодиевым, К.С. Петровым-Водкиным и Г.С. Верейским. В 1918 году он был избран секретарем объединения "Мир искусства" и до 1923 года исполнял эти обязанности.   
+
Впоследствии Ф.Ф. Нотгафт сблизился и подружился со многими художниками, особенно с М.В. Добужинским, Б.М. Кустодиевым, К.С. Петровым-Водкиным и Г.С. Верейским. В [[1918]] году он был избран секретарем объединения "Мир искусства" и до [[1923]] года исполнял эти обязанности.   
  
В 1918 году Ф.Ф. Нотгафт работал в Комиссии по охране памятников искусства, а затем ассистентом картинной галереи Эрмитажа. В 1919 году он принимал участие в устройстве картинной галереи Строгановского дворца, для которой он составил иллюстрированный путеводитель.  
+
В [[1918]] году Ф.Ф. Нотгафт работал в Комиссии по охране памятников искусства, а затем ассистентом Картинной галереи [[Эрмитаж]]а. В [[1919]] году он принимал участие в устройстве Картинной галереи Строгановского дворца, являвшегося филиалом [[Эрмитаж|Государственного Эрмитажа]] до [[1929]] года. Для этой галереи им был составлен иллюстрированный путеводитель.
  
В 1921 году в [[Петроград]]е им было создано специализированное издательство "Аквилон" для выпуска иллюстрированных изданий, сыгравшее большую роль в развитии российской книжной графики.  
+
В период [[1922]]-[[1925]] гг. Ф.Ф. Нотгафт организовал в [[Эрмитаж]]е Выставку искусства XIX века.  В связи с организацией экспозиций у него были некоторые разногласия с заведующим Картинной галереи [[Эрмитаж]]а [[Бенуа|Александром Бенуа]]. Ф.Ф. Нотгафт не хотел включать в состав Выставки картины художников официальной академической школы - Ж.Л. Жерома, А.В. Бугро, Ф. Фламенга. [[Бенуа|А.Н. Бенуа]] же выступил в их защиту и предвещал возрождение интереса к салонным академическим живописцам.
 +
 
 +
==Создание издательства "Аквилон"==
 +
В [[1921]] году в [[Петроград]]е Ф.Ф. Нотгафт организовал специализированное издательство "Аквилон" для выпуска иллюстрированных изданий, сыгравшее большую роль в развитии российской книжной графики.  
  
 
Историк искусства А.А. Матышев в своем исследовании, посвященном деятельности издательства «Аквилон», пишет следующее:
 
Историк искусства А.А. Матышев в своем исследовании, посвященном деятельности издательства «Аквилон», пишет следующее:
При официальной регистрации издательства "Аквилон" в Петроглавлите, состоявшейся  
+
 
1 марта 1922  года, ответственными лицами были указаны Ф.Ф. Нотгафт и В.М. Кантор.  
+
<I>
Однако фактическим создателем и единственным руководителем его был Федор Федорович  
+
"...При официальной регистрации издательства "Аквилон" в Петроглавлите, состоявшейся 1 марта [[1922]] года, ответственными лицами были указаны Ф.Ф. Нотгафт и В.М. Кантор.  
Нотгафт, юрист по образованию» - (Матышев А. А. "22 книги «Аквилона» //
+
Однако фактическим создателем и единственным руководителем его был Федор Федорович Нотгафт, юрист по образованию»..." - Матышев А. А. "22 книги «Аквилона»", 1988.
Книга: Исслед. и материалы. 1988.)  
+
</I>  
  
 
Главной задачей "Аквилона" явилась популяризация русского и зарубежного искусства путем издания обильно иллюстрированных монографий и классических произведений русской и мировой литературы.  
 
Главной задачей "Аквилона" явилась популяризация русского и зарубежного искусства путем издания обильно иллюстрированных монографий и классических произведений русской и мировой литературы.  
  
В "Аквилоне" вышли с иллюстрациями М.В. Добужинского "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина (1921); "Скупой рыцарь" А.С. Пушкина (1922); "Тупейный художник" Н.С. Лескова (1922); "Воспоминания об Италии" М.В. Добужинского; "Самаркандия" — путевые очерки и зарисовки К.С. Петрова-Водкина (1923); "Шесть стихотворений" Н.А. Некрасова с рисунками Б. М. Кустодиева; "Стихотворения" А.А. Фета с рисунками В.М. Конашевича; "Золотой жук" Эдгара По с рисунками Д.И. Митрохина; "Пейзажи Павловска в деревянных гравюрах" — альбом рисунков А. П. Остроумовой-Лебедевой; "Версаль" — альбом рисунков А. Н. Бенуа и ряд других уникальных изданий.  
+
В "Аквилоне" вышли с иллюстрациями М.В. Добужинского "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина ([[1921]]); "Скупой рыцарь" А.С. Пушкина ([[1922]]); "Тупейный художник" Н.С. Лескова ([[1922]]); "Воспоминания об Италии" М.В. Добужинского; "Самаркандия" — путевые очерки и зарисовки К.С. Петрова-Водкина ([[1923]]); "Шесть стихотворений" Н.А. Некрасова с рисунками Б. М. Кустодиева; "Стихотворения" А.А. Фета с рисунками В.М. Конашевича; "Золотой жук" Эдгара По с рисунками Д.И. Митрохина; "Пейзажи Павловска в деревянных гравюрах" — альбом рисунков А. П. Остроумовой-Лебедевой; "Версаль" — альбом рисунков [[Бенуа|А.Н. Бенуа]] ([[1870]]-1960) и ряд других уникальных изданий. Одной из последних работ "Аквилона" была небольшая книжечка [[Кубе, Альфред Николаевич|А.Н. Кубе]] "Венецианское стекло", выпущенная в [[1923]] году.
  
Самым выдающимся достижением "Аквилона" в области иллюстрирования книги и одним из лучших достижений российской книжной графики является выпуск в 1923 году повести Ф.М. Достоевского "Белые ночи" с рисунками М. В. Добужинского (тираж 1000 экз.). "Аквилон" выпускал также серии книг "Беседы по прикладному искусству", альбомы гравюр и эстампов.  
+
Самым выдающимся достижением "Аквилона" в области иллюстрирования книги и одним из лучших достижений российской книжной графики является выпуск в [[1923]] году повести Ф.М. Достоевского "Белые ночи" с рисунками М. В. Добужинского (тираж 1000 экз.). "Аквилон" выпускал также серии книг "Беседы по прикладному искусству", альбомы гравюр и эстампов.  
  
Издательство "Аквилон" прекратило свое существование 1 ноября 1924 года, издав около 25 книг, отличавшихся высоким полиграфическим исполнением. В настоящее время все они являются уникальными произведениями искусства и пользуются высоким спросом среди читателей и коллекционеров.   
+
Издательство "Аквилон" прекратило свое существование 1 ноября [[1924]] года, издав около 25 книг, отличавшихся высоким полиграфическим исполнением. В настоящее время все они являются уникальными произведениями искусства и пользуются высоким спросом среди читателей и коллекционеров.   
  
В 1922 году Ф.Ф. Нотгафт заведовал художественной частью издательства «Брокгауз и Ефрон»;
+
В [[1922]] году Ф.Ф. Нотгафт заведовал художественной частью издательства «Брокгауз и Ефрон»;
с 1923 года - художественной частью петроградского отделения Госиздата и издательским отделом Эрмитажа.  
+
с [[1923]] года - художественной частью петроградского отделения Госиздата и издательским отделом [[Эрмитаж]]а.  
  
В 1925 году он был избран членом Комитета по популяризации художественных изданий и занял должность заведующего графической частью Ленотгиза. После реорганизации этого издательства в 1936 году, Ф.Ф. Нотгафт некоторое время сотрудничал с издательством «Искусство», а затем в 1936 году возвратился в Эрмитаж, чтобы заведовать там редакционно-издательским отделом.  
+
В [[1925]] году он был избран членом Комитета по популяризации художественных изданий и занял должность заведующего графической частью Ленотгиза. После реорганизации этого издательства в [[1936]] году, Ф.Ф. Нотгафт некоторое время сотрудничал с издательством «Искусство», а затем в [[1936]] году возвратился в [[Эрмитаж]], чтобы заведовать там редакционно-издательским отделом.  
  
Ф.Ф. Нотгафт умер от голода в блокадном [[Ленинград]]е в декабре 1941 года. Лично знавший его писатель В.М. Глинка свидетельствует о его смерти:
+
Ф.Ф. Нотгафт умер от голода в блокадном [[Ленинград]]е в декабре [[1941]] года. Лично знавший его писатель В.М. Глинка свидетельствует о его смерти:
"Мне рассказали о смерти Федора Федоровича Нотгафта и его жены Елены Георгиевны. Кончина обоих не
+
 
была для меня неожиданной, оба были не молоды, не очень здоровы и очень мало приспособлены к тому,
+
<I>
чтобы искать продовольствие необычными для них путями, но обстоятельства этой кончины
+
"...Мне рассказали о смерти Федора Федоровича Нотгафта и его жены Елены Георгиевны. Кончина обоих не была для меня неожиданной, оба были не молоды, не очень здоровы и очень мало приспособлены к тому, чтобы искать продовольствие необычными для них путями, но обстоятельства этой кончины
представились мне даже для того времени особенно трагическими..." - (В.М. Глинка "Блокада.
+
представились мне даже для того времени особенно трагическими..." - В.М. Глинка, "Блокада. Фрагменты воспоминаний, написанных летом 1979 года", журнал «Звезда» 2005, №7.
Фрагменты воспоминаний, написанных летом 1979 года" - журнал «Звезда» 2005, №7.)
+
</I>
  
 
Место захоронения Ф.Ф. Нотгафта и его супруги остается неизвестным. Скорее всего, их прах покоится в одной из братских могил на Пискаревском кладбище.     
 
Место захоронения Ф.Ф. Нотгафта и его супруги остается неизвестным. Скорее всего, их прах покоится в одной из братских могил на Пискаревском кладбище.     
Строка 46: Строка 49:
 
==Семья==
 
==Семья==
 
По свидетельству Вячеслава Михайловича Глинки, лично знавшего Ф.Ф. Нотгафта:
 
По свидетельству Вячеслава Михайловича Глинки, лично знавшего Ф.Ф. Нотгафта:
"Ф. Ф. был женат трижды. Первый его брак с француженкой Рене Ивановной был прерван ее отъездом в
+
 
1921 году во Францию, куда Ф. Ф. эмигрировать не захотел. Уехала она вместе с сыном Ф. Ф. Колей.
+
<I>
Второй женой была Анастасия Сергеевна Боткина. Злые языки говорили, что Ф. Ф. не выдержал ее
+
"...Ф.Ф. был женат трижды. Первый его брак с француженкой Рене Ивановной был прерван ее отъездом в [[1921]] году во Францию, куда Ф. Ф. эмигрировать не захотел. Уехала она вместе с сыном Ф.Ф. Колей. Второй женой была Анастасия Сергеевна Боткина. Злые языки говорили, что Ф.Ф. не выдержал ее неровного и недоброго характера. Третья - Елена Георгиевна - сотрудница отдела рисунков [[Эрмитаж]]а, гостеприимная хозяйка и отменная кулинарка, маленькая, тоненькая, худощавая дама, напоминала хрупкую птичку не только станом, но и манерами, и голоском..." - В.М. Глинка, "Блокада. Фрагменты воспоминаний, написанных летом 1979 года", журнал «Звезда» 2005, №7.
неровного и недоброго характера. Третья - Елена Георгиевна - сотрудница отдела рисунков Эрмитажа,
+
</I>
гостеприимная хозяйка и отменная кулинарка, маленькая, тоненькая, худощавая дама, напоминала
+
хрупкую птичку не только станом, но и манерами, и голоском..." - (В.М. Глинка "Блокада.
+
Фрагменты воспоминаний, написанных летом 1979 года" - журнал «Звезда» 2005, №7.)
+
 
   
 
   
 
==Фотоальбом==
 
==Фотоальбом==
 
<center><gallery caption="Из архива Ф.Ф. Нотгафта:" widths="240px" heights="200px" perrow="5">
 
<center><gallery caption="Из архива Ф.Ф. Нотгафта:" widths="240px" heights="200px" perrow="5">
File:Kustodiev Rene Notgaft 1909.jpg|Портрет Рене Ивановны Нотгафт - 1909 год. Работа Б. Кустодиева (масло);
+
File:Kustodiev Rene Notgaft 1909.jpg|Портрет Рене Ивановны Нотгафт - [[1909]] год. Работа Б. Кустодиева (масло);
File:Rene Notgaft 1914.jpg|Портрет Рене Ивановны Нотгафт - 1914 год. Работа Б. Кустодиева (масло);
+
File:Rene Notgaft 1914.jpg|Портрет Рене Ивановны Нотгафт - [[1914]] год. Работа Б. Кустодиева (масло);
Файл:Akvilon.jpg|Марка издательства "Аквилон" 1918-1923 год.  
+
Файл:Akvilon.jpg|Марка издательства "Аквилон" [[1918]]-[[1923]] год.  
 
</gallery></center>
 
</gallery></center>
  
 
==Сочинения==
 
==Сочинения==
* ''Графика М.В. Добужинского.'' Л,: 1924 (Ф.Ф. Нотгафт совм. с С.К. Маковским);
+
* ''Графика М.В. Добужинского.'' {{Л.}}: [[1924]] (Ф.Ф. Нотгафт совм. с С.К. Маковским);
* "Аквилон": Издания: (Каталог). 1921, 1922 и 1923 гг.; Москва: Пегас, 1923;
+
* "Аквилон": Издания: (Каталог). [[1921]], [[1922]] и [[1923]] гг.; Москва: Пегас, [[1923]];
*  Голлербах, Э. Ф. ''Рисунки М. Добужинского.'' Москва: Пегас, 1923;  
+
*  Голлербах, Э. Ф. ''Рисунки М. Добужинского.'' Москва: Пегас, [[1923]];  
* ''Выставка картин и рисунков русских художников начала XX в. из собрания Ф. Ф. Нотгафта'': Каталог. [[Ленинград]]: 1962;
+
* ''Выставка картин и рисунков русских художников начала XX в. из собрания Ф. Ф. Нотгафта'': Каталог. [[Ленинград]]: 1962. Статью о Ф.Ф. Нотгафте  к этому Каталогу написал [[Бенуа|А.Н. Бенуа]].
 +
 
 
==Источники==
 
==Источники==
 
* Архив [[Петришуле]]: фонд 18;
 
* Архив [[Петришуле]]: фонд 18;
Строка 71: Строка 72:
 
* [http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9614df9e-e1a4-4eb8-811b-c6d393ec4b87/Kustodiev.Portret_Notgaft.htm Б.М. Кустодиев. Портрет Р.И. Нотгафт. 1909];
 
* [http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9614df9e-e1a4-4eb8-811b-c6d393ec4b87/Kustodiev.Portret_Notgaft.htm Б.М. Кустодиев. Портрет Р.И. Нотгафт. 1909];
 
* [http://sir35.narod.ru/Sapunov/S_0903.htm Русские немцы в Государственном Эрмитаже];
 
* [http://sir35.narod.ru/Sapunov/S_0903.htm Русские немцы в Государственном Эрмитаже];
* [http://www.artpoisk.info/artist/kustodiev_boris_mihaylovich_1878/portret_r_i_notgaft_001 Кустодиев Борис Михайлович (1878 - 1927)]
+
* [http://www.artpoisk.info/artist/kustodiev_boris_mihaylovich_1878/portret_r_i_notgaft_001 Кустодиев Борис Михайлович (1878 - 1927)];
* Белов, С.В. ''Белые ночи. Повесть Ф. М. Достоевского. Илл. М. В. Добужинского'' // Ф. М. Достоевский. ''Белые ночи.'' Ленинград: 1985.
+
* Белов, С.В. ''Белые ночи. Повесть Ф. М. Достоевского. Илл. М. В. Добужинского'' // Ф. М. Достоевский. ''Белые ночи.'' [[Ленинград]]: 1985;
 +
* ''Левинсон-Лессинг В.Ф.'' История Картинной галереи [[Эрмитаж]]а ([[1764]]-[[1917]]). - 2-е изд., испр. и доп. - {{Л.}}: Искусство, 1986.
  
 
[[Категория:Все статьи]]
 
[[Категория:Все статьи]]
Строка 80: Строка 82:
 
[[Категория:Ученики Петришуле]]
 
[[Категория:Ученики Петришуле]]
 
[[Категория:Поступившие в Петришуле в XIX веке]]
 
[[Категория:Поступившие в Петришуле в XIX веке]]
 +
[[Категория:Поступившие в Петришуле в 1898 году]]
 +
[[Категория:Закончившие Петришуле в XX веке]]
 
[[Категория:Закончившие Петришуле в 1903 году]]
 
[[Категория:Закончившие Петришуле в 1903 году]]

Текущая версия на 22:27, 22 сентября 2018

Портрет Федора Федоровича Нотгафта. Рисунок Б. Кустодиева, 1910 год. Оригинал хранится в Русском музее, Петербург.

Федор Федорович Нотгафт (нем. Friedrich Notthaft; 5 июля 1886, Петербург - декабрь 1941, Ленинград) - российский искусствовед, коллекционер живописи, издатель, старший научный сотрудник Эрмитажа.

Содержание

[править] Биография

Ф.Ф. Нотгафт родился 5 (17) июля 1886 года в Петербурге. Осенью 1898 года поступил на гимназическое отделение Петришуле, которое закончил в мае 1903 года. В том же, 1903 он году поступил на юридический факультет Петербургского университета.

В 1905 году, будучи студентом университета, посетил выставку Союза русских художников, на которой в том числе выставлялись художники объединения «Мир искусства». Эта выставка дала ему сильный стимул к изучению истории и коллекционированию произведений искусства.

Впоследствии Ф.Ф. Нотгафт сблизился и подружился со многими художниками, особенно с М.В. Добужинским, Б.М. Кустодиевым, К.С. Петровым-Водкиным и Г.С. Верейским. В 1918 году он был избран секретарем объединения "Мир искусства" и до 1923 года исполнял эти обязанности.

В 1918 году Ф.Ф. Нотгафт работал в Комиссии по охране памятников искусства, а затем ассистентом Картинной галереи Эрмитажа. В 1919 году он принимал участие в устройстве Картинной галереи Строгановского дворца, являвшегося филиалом Государственного Эрмитажа до 1929 года. Для этой галереи им был составлен иллюстрированный путеводитель.

В период 1922-1925 гг. Ф.Ф. Нотгафт организовал в Эрмитаже Выставку искусства XIX века. В связи с организацией экспозиций у него были некоторые разногласия с заведующим Картинной галереи Эрмитажа Александром Бенуа. Ф.Ф. Нотгафт не хотел включать в состав Выставки картины художников официальной академической школы - Ж.Л. Жерома, А.В. Бугро, Ф. Фламенга. А.Н. Бенуа же выступил в их защиту и предвещал возрождение интереса к салонным академическим живописцам.

[править] Создание издательства "Аквилон"

В 1921 году в Петрограде Ф.Ф. Нотгафт организовал специализированное издательство "Аквилон" для выпуска иллюстрированных изданий, сыгравшее большую роль в развитии российской книжной графики.

Историк искусства А.А. Матышев в своем исследовании, посвященном деятельности издательства «Аквилон», пишет следующее:

"...При официальной регистрации издательства "Аквилон" в Петроглавлите, состоявшейся 1 марта 1922 года, ответственными лицами были указаны Ф.Ф. Нотгафт и В.М. Кантор. Однако фактическим создателем и единственным руководителем его был Федор Федорович Нотгафт, юрист по образованию»..." - Матышев А. А. "22 книги «Аквилона»", 1988.

Главной задачей "Аквилона" явилась популяризация русского и зарубежного искусства путем издания обильно иллюстрированных монографий и классических произведений русской и мировой литературы.

В "Аквилоне" вышли с иллюстрациями М.В. Добужинского "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина (1921); "Скупой рыцарь" А.С. Пушкина (1922); "Тупейный художник" Н.С. Лескова (1922); "Воспоминания об Италии" М.В. Добужинского; "Самаркандия" — путевые очерки и зарисовки К.С. Петрова-Водкина (1923); "Шесть стихотворений" Н.А. Некрасова с рисунками Б. М. Кустодиева; "Стихотворения" А.А. Фета с рисунками В.М. Конашевича; "Золотой жук" Эдгара По с рисунками Д.И. Митрохина; "Пейзажи Павловска в деревянных гравюрах" — альбом рисунков А. П. Остроумовой-Лебедевой; "Версаль" — альбом рисунков А.Н. Бенуа (1870-1960) и ряд других уникальных изданий. Одной из последних работ "Аквилона" была небольшая книжечка А.Н. Кубе "Венецианское стекло", выпущенная в 1923 году.

Самым выдающимся достижением "Аквилона" в области иллюстрирования книги и одним из лучших достижений российской книжной графики является выпуск в 1923 году повести Ф.М. Достоевского "Белые ночи" с рисунками М. В. Добужинского (тираж 1000 экз.). "Аквилон" выпускал также серии книг "Беседы по прикладному искусству", альбомы гравюр и эстампов.

Издательство "Аквилон" прекратило свое существование 1 ноября 1924 года, издав около 25 книг, отличавшихся высоким полиграфическим исполнением. В настоящее время все они являются уникальными произведениями искусства и пользуются высоким спросом среди читателей и коллекционеров.

В 1922 году Ф.Ф. Нотгафт заведовал художественной частью издательства «Брокгауз и Ефрон»; с 1923 года - художественной частью петроградского отделения Госиздата и издательским отделом Эрмитажа.

В 1925 году он был избран членом Комитета по популяризации художественных изданий и занял должность заведующего графической частью Ленотгиза. После реорганизации этого издательства в 1936 году, Ф.Ф. Нотгафт некоторое время сотрудничал с издательством «Искусство», а затем в 1936 году возвратился в Эрмитаж, чтобы заведовать там редакционно-издательским отделом.

Ф.Ф. Нотгафт умер от голода в блокадном Ленинграде в декабре 1941 года. Лично знавший его писатель В.М. Глинка свидетельствует о его смерти:

"...Мне рассказали о смерти Федора Федоровича Нотгафта и его жены Елены Георгиевны. Кончина обоих не была для меня неожиданной, оба были не молоды, не очень здоровы и очень мало приспособлены к тому, чтобы искать продовольствие необычными для них путями, но обстоятельства этой кончины представились мне даже для того времени особенно трагическими..." - В.М. Глинка, "Блокада. Фрагменты воспоминаний, написанных летом 1979 года", журнал «Звезда» 2005, №7.

Место захоронения Ф.Ф. Нотгафта и его супруги остается неизвестным. Скорее всего, их прах покоится в одной из братских могил на Пискаревском кладбище.

За свою жизнь Ф.Ф. Нотгафт собрал большую коллекцию (около 4000 единиц) редких иллюстрированных старопечатных изданий и картин русских художников конца XIX - начала XX века. Большинство из этих произведений находятся сейчас в Государственном Русском музее в Петербурге.

[править] Семья

По свидетельству Вячеслава Михайловича Глинки, лично знавшего Ф.Ф. Нотгафта:

"...Ф.Ф. был женат трижды. Первый его брак с француженкой Рене Ивановной был прерван ее отъездом в 1921 году во Францию, куда Ф. Ф. эмигрировать не захотел. Уехала она вместе с сыном Ф.Ф. Колей. Второй женой была Анастасия Сергеевна Боткина. Злые языки говорили, что Ф.Ф. не выдержал ее неровного и недоброго характера. Третья - Елена Георгиевна - сотрудница отдела рисунков Эрмитажа, гостеприимная хозяйка и отменная кулинарка, маленькая, тоненькая, худощавая дама, напоминала хрупкую птичку не только станом, но и манерами, и голоском..." - В.М. Глинка, "Блокада. Фрагменты воспоминаний, написанных летом 1979 года", журнал «Звезда» 2005, №7.

[править] Фотоальбом

[править] Сочинения

  • Графика М.В. Добужинского. Л.: 1924 (Ф.Ф. Нотгафт совм. с С.К. Маковским);
  • "Аквилон": Издания: (Каталог). 1921, 1922 и 1923 гг.; Москва: Пегас, 1923;
  • Голлербах, Э. Ф. Рисунки М. Добужинского. Москва: Пегас, 1923;
  • Выставка картин и рисунков русских художников начала XX в. из собрания Ф. Ф. Нотгафта: Каталог. Ленинград: 1962. Статью о Ф.Ф. Нотгафте к этому Каталогу написал А.Н. Бенуа.

[править] Источники

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле