Нотгафт, Федор Федорович

Материал из ALLPETRISCHULE
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (Биография)
м
 
(не показаны 20 промежуточных версий 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
[[File:Notgaft Kustodiev 1910.jpg|thumb|240px|Портрет искусствоведа Федора Нотгафта (1886 - 1941). Работа Б. Кустодиева. 1910 год. Хранится в Русском музее.]]
+
[[File:Notgaft Kustodiev 1910.jpg|thumb|270px|Портрет Федора Федоровича Нотгафта. Рисунок Б. Кустодиева, [[1910]] год. Оригинал хранится в Русском музее, [[Петербург]].]]
'''Федор Федорович Нотгафт''' (нем. Friedrich Notthaft; 5 июля 1886, [[Петербург]] - декабрь 1941, [[Ленинград]]) - российский искусствовед, коллекционер живописи, издатель, хранитель и старший научный сотрудник Эрмитажа.   
+
'''Федор Федорович Нотгафт''' (нем. Friedrich Notthaft; 5 июля [[1886]], [[Петербург]] - декабрь [[1941]], [[Ленинград]]) - российский искусствовед, коллекционер живописи, издатель, старший научный сотрудник [[Эрмитаж]]а.  
 +
    
 
==Биография==
 
==Биография==
Ф.Ф. Нотгафт родился 5 (17) июля 1886 года в Петербурге. Осенью 1898 года поступил на гимназическое отделение [[Петришуле]], которое закончил в мае 1903 года. В том же, 1903 году поступил на юридический факультет [[Петербургский университет|Петербургского университета]].  
+
Ф.Ф. Нотгафт родился 5 (17) июля [[1886]] года в [[Петербург]]е. Осенью [[1898]] года поступил на гимназическое отделение [[Петришуле]], которое закончил в мае [[1903]] года. В том же, [[1903]] он году поступил на юридический факультет [[Петербургский университет|Петербургского университета]].  
  
В 1905 году, будучи студентом университета, посетил выставку Союза русских художников, на которой в том числе выставлялись художники круга «Мира искусства». Эта выставка дала ему сильный стимул к изучению истории искусства и коллекционированию (всего Ф.Ф. Нотгафт собрал около 4000 картин, рисунков и гравюр).  
+
В [[1905]] году, будучи студентом [[Петербургский университет|университета]], посетил выставку Союза русских художников, на которой в том числе выставлялись художники объединения «Мир искусства». Эта выставка дала ему сильный стимул к изучению истории и коллекционированию произведений искусства.  
  
Впоследствии, Нотгафт сблизился и подружился со многими художниками, особенно с М.В. Добужинским, Б.М. Кустодиевым, К.С. Петровым-Водкиным и Г.С. Верейским.
+
Впоследствии Ф.Ф. Нотгафт сблизился и подружился со многими художниками, особенно с М.В. Добужинским, Б.М. Кустодиевым, К.С. Петровым-Водкиным и Г.С. Верейским. В [[1918]] году он был избран секретарем объединения "Мир искусства" и до [[1923]] года исполнял эти обязанности. 
  
С 1919 по 1923 год был секретарем объединения "Мир искусства". Хранитель ГЭ(1919-1929). С 1921 руководил издательством "Аквилон", заведовал художественнойчастью ленинградского отделения Госиздата и издательским отделом ГЭ. Близкийдруг Кустодиева. В 1942 его коллекция поступила в ГЭ.
+
В [[1918]] году Ф.Ф. Нотгафт работал в Комиссии по охране памятников искусства, а затем ассистентом Картинной галереи [[Эрмитаж]]а. В [[1919]] году он принимал участие в устройстве Картинной галереи Строгановского дворца, являвшегося филиалом [[Эрмитаж|Государственного Эрмитажа]] до [[1929]] года. Для этой галереи им был составлен иллюстрированный путеводитель.
  
В 1921 создал в Петрограде спец. изд-во"Аквилон" для выпуска иллюстрир. изданий, сыгравшее большую роль вразвитии отеч. книжной графики (во главе изд-ва стояли также Б. В. Элькин и Б.М. Кантор). Гл. задачей изд-ва, для к-рого было всегда характерно отношение ккниге как к произв. иск-ва, явилась популяризация рус. и заруб. иск-ва путемизд. обильно иллюстрир. монографий и классич. произведений рус. и мир. лит-ры"Аквилоне" вышли с илл. М. В. Добужинского "Бедная Лиза"Н. М. Карамзина (1921), "Скупой рыцарь" А. С. Пушкина (1922),"Тупейный художник" Н. С. Лескова (1922), "Воспоминания обИталии" самого М. В. Добужинского, "Самаркандия" — путевыеочерки и зарисовки К. С. Петрова-Водкина (1923), "Шестьстихотворений" Н. А. Некрасова с рис. Б. М. Кустодиева,"Стихотворения" А. А. Фета с рис. В. М. Конашевича, "Золотойжук" Э. По с рис. Д. И. Митрохина, "Пейзажи Павловска в деревянныхгравюрах" — альбом рис. А. П. Остроумовой-Лебедевой, "Версаль" —альбом рис. А. Н. Бенуа и ряд др. превосходных изданий.  
+
В период [[1922]]-[[1925]] гг. Ф.Ф. Нотгафт организовал в [[Эрмитаж]]е Выставку искусства XIX века. В связи с организацией экспозиций у него были некоторые разногласия с заведующим Картинной галереи [[Эрмитаж]]а [[Бенуа|Александром Бенуа]]. Ф.Ф. Нотгафт не хотел включать в состав Выставки картины художников официальной академической школы - Ж.Л. Жерома, А.В. Бугро, Ф. Фламенга. [[Бенуа|А.Н. Бенуа]] же выступил в их защиту и предвещал возрождение интереса к салонным академическим живописцам.
  
Самым выдающимся достижением "Аквилона" в обл. иллюстрирования книги и одним из лучшихдостижений отеч. книжной графики является выпуск в 1923 пов. Ф. М. Достоевского "Белые ночи" с рис. М. В. Добужинского (тираж 1000 экз.)."Аквилон" выпускал также серии книг "Беседы по прикладномуиск-ву", альбомы гравюр. "Аквилон" прекратил существование 1нояб. 1924, издав всего ок. 25 книг, отличавшихся высоким полигр. исполнением.В 1930-е гг. Н. работал в различ. ред.-изд. учреждениях. Н. собрал большуюколлекцию редких иллюстрир. старопечатных изданий и картин рус. художников нач.20 в.
+
==Создание издательства "Аквилон"==
 +
В [[1921]] году в [[Петроград]]е Ф.Ф. Нотгафт организовал специализированное издательство "Аквилон" для выпуска иллюстрированных изданий, сыгравшее большую роль в развитии российской книжной графики.  
  
 +
Историк искусства А.А. Матышев в своем исследовании, посвященном деятельности издательства «Аквилон», пишет следующее:
 +
 +
<I>
 +
"...При официальной регистрации издательства "Аквилон" в Петроглавлите, состоявшейся 1 марта [[1922]]  года, ответственными лицами были указаны Ф.Ф. Нотгафт и В.М. Кантор.
 +
Однако фактическим создателем и единственным руководителем его был Федор Федорович Нотгафт, юрист по образованию»..." - Матышев А. А. "22 книги «Аквилона»", 1988.
 +
</I> 
 +
 +
Главной задачей "Аквилона" явилась популяризация русского и зарубежного искусства путем издания обильно иллюстрированных монографий и классических произведений русской и мировой литературы.
 +
 +
В "Аквилоне" вышли с иллюстрациями М.В. Добужинского "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина ([[1921]]); "Скупой рыцарь" А.С. Пушкина ([[1922]]); "Тупейный художник" Н.С. Лескова ([[1922]]); "Воспоминания об Италии" М.В. Добужинского; "Самаркандия" — путевые очерки и зарисовки К.С. Петрова-Водкина ([[1923]]); "Шесть стихотворений" Н.А. Некрасова с рисунками Б. М. Кустодиева; "Стихотворения" А.А. Фета с рисунками В.М. Конашевича; "Золотой жук" Эдгара По с рисунками Д.И. Митрохина; "Пейзажи Павловска в деревянных гравюрах" — альбом рисунков А. П. Остроумовой-Лебедевой; "Версаль" — альбом рисунков [[Бенуа|А.Н. Бенуа]] ([[1870]]-1960) и ряд других уникальных изданий. Одной из последних работ "Аквилона" была небольшая книжечка [[Кубе, Альфред Николаевич|А.Н. Кубе]] "Венецианское стекло", выпущенная в [[1923]] году.
 +
 +
Самым выдающимся достижением "Аквилона" в области иллюстрирования книги и одним из лучших достижений российской книжной графики является выпуск в [[1923]] году повести Ф.М. Достоевского "Белые ночи" с рисунками М. В. Добужинского (тираж 1000 экз.). "Аквилон" выпускал также серии книг "Беседы по прикладному искусству", альбомы гравюр и эстампов.
 +
 +
Издательство "Аквилон" прекратило свое существование 1 ноября [[1924]] года, издав около 25 книг, отличавшихся высоким полиграфическим исполнением. В настоящее время все они являются уникальными произведениями искусства и пользуются высоким спросом среди читателей и коллекционеров. 
 +
 +
В [[1922]] году Ф.Ф. Нотгафт заведовал художественной частью издательства «Брокгауз и Ефрон»;
 +
с [[1923]] года - художественной частью петроградского отделения Госиздата и издательским отделом [[Эрмитаж]]а.
 +
 +
В [[1925]] году он был избран членом Комитета по популяризации художественных изданий и занял должность заведующего графической частью Ленотгиза. После реорганизации этого издательства в [[1936]] году, Ф.Ф. Нотгафт некоторое время сотрудничал с издательством «Искусство», а затем в [[1936]] году возвратился в [[Эрмитаж]], чтобы заведовать там редакционно-издательским отделом.
 +
 +
Ф.Ф. Нотгафт умер от голода в блокадном [[Ленинград]]е в декабре [[1941]] года. Лично знавший его писатель В.М. Глинка свидетельствует о его смерти:
 +
 +
<I>
 +
"...Мне рассказали о смерти Федора Федоровича Нотгафта и его жены Елены Георгиевны. Кончина обоих не была для меня неожиданной, оба были не молоды, не очень здоровы и очень мало приспособлены к тому, чтобы искать продовольствие необычными для них путями, но обстоятельства этой кончины
 +
представились мне даже для того времени особенно трагическими..." - В.М. Глинка, "Блокада. Фрагменты воспоминаний, написанных летом 1979 года", журнал «Звезда» 2005, №7.
 +
</I>
 +
 +
Место захоронения Ф.Ф. Нотгафта и его супруги остается неизвестным. Скорее всего, их прах покоится в одной из братских могил на Пискаревском кладбище.   
 +
 +
За свою жизнь Ф.Ф. Нотгафт собрал большую коллекцию (около 4000 единиц) редких иллюстрированных старопечатных изданий и картин русских художников конца XIX - начала XX века. Большинство из этих произведений находятся сейчас в Государственном Русском музее в [[Петербург]]е.
 +
 +
==Семья==
 +
По свидетельству Вячеслава Михайловича Глинки, лично знавшего Ф.Ф. Нотгафта:
 +
 +
<I>
 +
"...Ф.Ф. был женат трижды. Первый его брак с француженкой Рене Ивановной был прерван ее отъездом в [[1921]] году во Францию, куда Ф. Ф. эмигрировать не захотел. Уехала она вместе с сыном Ф.Ф. Колей. Второй женой была Анастасия Сергеевна Боткина. Злые языки говорили, что Ф.Ф. не выдержал ее неровного и недоброго характера. Третья - Елена Георгиевна - сотрудница отдела рисунков [[Эрмитаж]]а, гостеприимная хозяйка и отменная кулинарка, маленькая, тоненькая, худощавая дама, напоминала хрупкую птичку не только станом, но и манерами, и голоском..." - В.М. Глинка, "Блокада. Фрагменты воспоминаний, написанных летом 1979 года", журнал «Звезда» 2005, №7.
 +
</I>
 +
 
==Фотоальбом==
 
==Фотоальбом==
 +
<center><gallery caption="Из архива Ф.Ф. Нотгафта:" widths="240px" heights="200px" perrow="5">
 +
File:Kustodiev Rene Notgaft 1909.jpg|Портрет Рене Ивановны Нотгафт - [[1909]] год. Работа Б. Кустодиева (масло);
 +
File:Rene Notgaft 1914.jpg|Портрет Рене Ивановны Нотгафт - [[1914]] год. Работа Б. Кустодиева (масло);
 +
Файл:Akvilon.jpg|Марка издательства "Аквилон" [[1918]]-[[1923]] год.
 +
</gallery></center>
  
 
==Сочинения==
 
==Сочинения==
* ''Графика М. В. Добужинского.'' Л,: 1924 (совм. с С. К. Маковским).
+
* ''Графика М.В. Добужинского.'' {{Л.}}: [[1924]] (Ф.Ф. Нотгафт совм. с С.К. Маковским);
==Литература==
+
* "Аквилон": Издания: (Каталог). [[1921]], [[1922]] и [[1923]] гг.; Москва: Пегас, [[1923]];
* "Аквилон": Издания: (Каталог). 1921, 1922 и 1923 гг.;
+
Голлербах, Э. Ф. ''Рисунки М. Добужинского.'' Москва: Пегас, [[1923]];  
*  Пг., 1923; Голлербах Э. Ф. Рисунки М.Добужинского. М.; Пг., 1923;  
+
* ''Выставка картин и рисунков русских художников начала XX в. из собрания Ф. Ф. Нотгафта'': Каталог. [[Ленинград]]: 1962. Статью о Ф.Ф. Нотгафте  к этому Каталогу написал [[Бенуа|А.Н. Бенуа]].
* Выставка картин и рисунков русских художников начала XX в. из собрания Ф. Ф. Нотгафта: Каталог. Л., 1962;
+
 
* Белов, С.В. ''Белые ночи.'' Повесть Ф. М. Достоевского. Илл. М. В. Добужинского // Ф. М. Достоевский. Белые ночи.Л., 1985.
+
 
==Источники==
 
==Источники==
 +
* Архив [[Петришуле]]: фонд 18;
 +
* [http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%93%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C/%D0%9D%D0%BE%D1%82%D0%B3%D0%B0%D1%84%D1%82%20%D0%A4%D0%B5%D0%B4.%20%D0%A4%D0%B5%D0%B4/ Нотгафт, Федор Федорович];
 +
* [http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9614df9e-e1a4-4eb8-811b-c6d393ec4b87/Kustodiev.Portret_Notgaft.htm Б.М. Кустодиев. Портрет Р.И. Нотгафт. 1909];
 +
* [http://sir35.narod.ru/Sapunov/S_0903.htm Русские немцы в Государственном Эрмитаже];
 +
* [http://www.artpoisk.info/artist/kustodiev_boris_mihaylovich_1878/portret_r_i_notgaft_001 Кустодиев Борис Михайлович (1878 - 1927)];
 +
* Белов, С.В. ''Белые ночи. Повесть Ф. М. Достоевского. Илл. М. В. Добужинского'' // Ф. М. Достоевский. ''Белые ночи.'' [[Ленинград]]: 1985;
 +
* ''Левинсон-Лессинг В.Ф.'' История Картинной галереи [[Эрмитаж]]а ([[1764]]-[[1917]]). - 2-е изд., испр. и доп. - {{Л.}}: Искусство, 1986.
  
 
[[Категория:Все статьи]]
 
[[Категория:Все статьи]]
Строка 31: Строка 82:
 
[[Категория:Ученики Петришуле]]
 
[[Категория:Ученики Петришуле]]
 
[[Категория:Поступившие в Петришуле в XIX веке]]
 
[[Категория:Поступившие в Петришуле в XIX веке]]
 +
[[Категория:Поступившие в Петришуле в 1898 году]]
 +
[[Категория:Закончившие Петришуле в XX веке]]
 
[[Категория:Закончившие Петришуле в 1903 году]]
 
[[Категория:Закончившие Петришуле в 1903 году]]

Текущая версия на 22:27, 22 сентября 2018

Портрет Федора Федоровича Нотгафта. Рисунок Б. Кустодиева, 1910 год. Оригинал хранится в Русском музее, Петербург.

Федор Федорович Нотгафт (нем. Friedrich Notthaft; 5 июля 1886, Петербург - декабрь 1941, Ленинград) - российский искусствовед, коллекционер живописи, издатель, старший научный сотрудник Эрмитажа.

Содержание

[править] Биография

Ф.Ф. Нотгафт родился 5 (17) июля 1886 года в Петербурге. Осенью 1898 года поступил на гимназическое отделение Петришуле, которое закончил в мае 1903 года. В том же, 1903 он году поступил на юридический факультет Петербургского университета.

В 1905 году, будучи студентом университета, посетил выставку Союза русских художников, на которой в том числе выставлялись художники объединения «Мир искусства». Эта выставка дала ему сильный стимул к изучению истории и коллекционированию произведений искусства.

Впоследствии Ф.Ф. Нотгафт сблизился и подружился со многими художниками, особенно с М.В. Добужинским, Б.М. Кустодиевым, К.С. Петровым-Водкиным и Г.С. Верейским. В 1918 году он был избран секретарем объединения "Мир искусства" и до 1923 года исполнял эти обязанности.

В 1918 году Ф.Ф. Нотгафт работал в Комиссии по охране памятников искусства, а затем ассистентом Картинной галереи Эрмитажа. В 1919 году он принимал участие в устройстве Картинной галереи Строгановского дворца, являвшегося филиалом Государственного Эрмитажа до 1929 года. Для этой галереи им был составлен иллюстрированный путеводитель.

В период 1922-1925 гг. Ф.Ф. Нотгафт организовал в Эрмитаже Выставку искусства XIX века. В связи с организацией экспозиций у него были некоторые разногласия с заведующим Картинной галереи Эрмитажа Александром Бенуа. Ф.Ф. Нотгафт не хотел включать в состав Выставки картины художников официальной академической школы - Ж.Л. Жерома, А.В. Бугро, Ф. Фламенга. А.Н. Бенуа же выступил в их защиту и предвещал возрождение интереса к салонным академическим живописцам.

[править] Создание издательства "Аквилон"

В 1921 году в Петрограде Ф.Ф. Нотгафт организовал специализированное издательство "Аквилон" для выпуска иллюстрированных изданий, сыгравшее большую роль в развитии российской книжной графики.

Историк искусства А.А. Матышев в своем исследовании, посвященном деятельности издательства «Аквилон», пишет следующее:

"...При официальной регистрации издательства "Аквилон" в Петроглавлите, состоявшейся 1 марта 1922 года, ответственными лицами были указаны Ф.Ф. Нотгафт и В.М. Кантор. Однако фактическим создателем и единственным руководителем его был Федор Федорович Нотгафт, юрист по образованию»..." - Матышев А. А. "22 книги «Аквилона»", 1988.

Главной задачей "Аквилона" явилась популяризация русского и зарубежного искусства путем издания обильно иллюстрированных монографий и классических произведений русской и мировой литературы.

В "Аквилоне" вышли с иллюстрациями М.В. Добужинского "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина (1921); "Скупой рыцарь" А.С. Пушкина (1922); "Тупейный художник" Н.С. Лескова (1922); "Воспоминания об Италии" М.В. Добужинского; "Самаркандия" — путевые очерки и зарисовки К.С. Петрова-Водкина (1923); "Шесть стихотворений" Н.А. Некрасова с рисунками Б. М. Кустодиева; "Стихотворения" А.А. Фета с рисунками В.М. Конашевича; "Золотой жук" Эдгара По с рисунками Д.И. Митрохина; "Пейзажи Павловска в деревянных гравюрах" — альбом рисунков А. П. Остроумовой-Лебедевой; "Версаль" — альбом рисунков А.Н. Бенуа (1870-1960) и ряд других уникальных изданий. Одной из последних работ "Аквилона" была небольшая книжечка А.Н. Кубе "Венецианское стекло", выпущенная в 1923 году.

Самым выдающимся достижением "Аквилона" в области иллюстрирования книги и одним из лучших достижений российской книжной графики является выпуск в 1923 году повести Ф.М. Достоевского "Белые ночи" с рисунками М. В. Добужинского (тираж 1000 экз.). "Аквилон" выпускал также серии книг "Беседы по прикладному искусству", альбомы гравюр и эстампов.

Издательство "Аквилон" прекратило свое существование 1 ноября 1924 года, издав около 25 книг, отличавшихся высоким полиграфическим исполнением. В настоящее время все они являются уникальными произведениями искусства и пользуются высоким спросом среди читателей и коллекционеров.

В 1922 году Ф.Ф. Нотгафт заведовал художественной частью издательства «Брокгауз и Ефрон»; с 1923 года - художественной частью петроградского отделения Госиздата и издательским отделом Эрмитажа.

В 1925 году он был избран членом Комитета по популяризации художественных изданий и занял должность заведующего графической частью Ленотгиза. После реорганизации этого издательства в 1936 году, Ф.Ф. Нотгафт некоторое время сотрудничал с издательством «Искусство», а затем в 1936 году возвратился в Эрмитаж, чтобы заведовать там редакционно-издательским отделом.

Ф.Ф. Нотгафт умер от голода в блокадном Ленинграде в декабре 1941 года. Лично знавший его писатель В.М. Глинка свидетельствует о его смерти:

"...Мне рассказали о смерти Федора Федоровича Нотгафта и его жены Елены Георгиевны. Кончина обоих не была для меня неожиданной, оба были не молоды, не очень здоровы и очень мало приспособлены к тому, чтобы искать продовольствие необычными для них путями, но обстоятельства этой кончины представились мне даже для того времени особенно трагическими..." - В.М. Глинка, "Блокада. Фрагменты воспоминаний, написанных летом 1979 года", журнал «Звезда» 2005, №7.

Место захоронения Ф.Ф. Нотгафта и его супруги остается неизвестным. Скорее всего, их прах покоится в одной из братских могил на Пискаревском кладбище.

За свою жизнь Ф.Ф. Нотгафт собрал большую коллекцию (около 4000 единиц) редких иллюстрированных старопечатных изданий и картин русских художников конца XIX - начала XX века. Большинство из этих произведений находятся сейчас в Государственном Русском музее в Петербурге.

[править] Семья

По свидетельству Вячеслава Михайловича Глинки, лично знавшего Ф.Ф. Нотгафта:

"...Ф.Ф. был женат трижды. Первый его брак с француженкой Рене Ивановной был прерван ее отъездом в 1921 году во Францию, куда Ф. Ф. эмигрировать не захотел. Уехала она вместе с сыном Ф.Ф. Колей. Второй женой была Анастасия Сергеевна Боткина. Злые языки говорили, что Ф.Ф. не выдержал ее неровного и недоброго характера. Третья - Елена Георгиевна - сотрудница отдела рисунков Эрмитажа, гостеприимная хозяйка и отменная кулинарка, маленькая, тоненькая, худощавая дама, напоминала хрупкую птичку не только станом, но и манерами, и голоском..." - В.М. Глинка, "Блокада. Фрагменты воспоминаний, написанных летом 1979 года", журнал «Звезда» 2005, №7.

[править] Фотоальбом

[править] Сочинения

  • Графика М.В. Добужинского. Л.: 1924 (Ф.Ф. Нотгафт совм. с С.К. Маковским);
  • "Аквилон": Издания: (Каталог). 1921, 1922 и 1923 гг.; Москва: Пегас, 1923;
  • Голлербах, Э. Ф. Рисунки М. Добужинского. Москва: Пегас, 1923;
  • Выставка картин и рисунков русских художников начала XX в. из собрания Ф. Ф. Нотгафта: Каталог. Ленинград: 1962. Статью о Ф.Ф. Нотгафте к этому Каталогу написал А.Н. Бенуа.

[править] Источники

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле