Месмахер, Максимилиан Егорович

Материал из ALLPETRISCHULE
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Биография)
Строка 1: Строка 1:
'''Максимилиан Егорович Месмахер''' ({{lang-de|Maximilian von Messmacher}}; [[1842]]—[[1906]]) — российский [[архитектор]], профессор [[Императорская Академия художеств|Академии Художеств]] ([[1890]]), [[академик]] архитектуры ([[1872]]), автор многочисленных зданий в [[Москва|Москве]] и [[Санкт-Петербург]]е.
+
'''Максимилиан Егорович Месмахер''' (Maximilian von Messmacher; [[1842]]—1906) — российский архитектор, профессор [[Императорская Академия художеств|Академии Художеств]] (1890), академик архитектуры (1872), автор многочисленных зданий в Москве и [[Санкт-Петербург]]е.
  
 
== Биография ==
 
== Биография ==
М. Е. Месмахер родился 21 марта [[1842]] года в Санкт-Петербурге, в семье немецкого каретного мастера. Он рано теряет отца, но его мать, несмотря на большие материальные трудности, помогает сыну получить хорошее образование. В [[1850]] году он поступает в [[Петришуле|Главное немецкое училище Св. Петра]], после окончания которого в [[1857]] году начинает занятия в рисовальной школе  Общества поощрения художеств. В [[1860]] году Месмахер поступает в [[Императорская Академия художеств|Императорскую академию художеств]], а уже в [[1861]] году он удостаивается Малой серебряной медали за проект охотничьего замка. По окончании Академии в [[1866]] году он получает Большую золотую медаль за проект загородного дома. Эта награда позволяет Максимилиану Месмахеру выехать за границу для продолжения обучения в качестве стажера Академии.
+
М. Е. Месмахер родился 21 марта [[1842]] года в Санкт-Петербурге, в семье немецкого каретного мастера. Он рано теряет отца, но его мать, несмотря на большие материальные трудности, помогает сыну получить хорошее образование. В [[1850]] году он поступает в [[Петришуле|Главное немецкое училище Св. Петра]], после окончания которого в 1857 году начинает занятия в рисовальной школе  Общества поощрения художеств. В 1860 году Месмахер поступает в [[Императорская Академия художеств|Императорскую академию художеств]], а уже в 1861 году он удостаивается Малой серебряной медали за проект охотничьего замка. По окончании Академии в 1866 году он получает Большую золотую медаль за проект загородного дома. Эта награда позволяет Максимилиану Месмахеру выехать за границу для продолжения обучения в качестве стажера Академии.
  
Заграничная поездка молодого архитектора началась 1 мая [[1867]] года. Месмахер посетил Италию, Бельгию, Германию, Испанию, Грецию и Турцию. Во время путешествия он много рисовал. Рисунки и акварели Месмахера вызвали в России восторженные оценки. Академией художеств Месмахер был послан на  Всемирную выставку, где жюри присвоило ему медаль «За искусство». В Италии он работает над реставрацией Таорминского театра на Сицилии вместе с В. А. Коссовым. За эту работу, по возвращении в Санкт-Петербург, М. Е. Месмахер был признан академиком архитектуры ([[1872]]).
+
Заграничная поездка молодого архитектора началась 1 мая 1867 года. Месмахер посетил Италию, Бельгию, Германию, Испанию, Грецию и Турцию. Во время путешествия он много рисовал. Рисунки и акварели Месмахера вызвали в России восторженные оценки. Академией художеств Месмахер был послан на  Всемирную выставку, где жюри присвоило ему медаль «За искусство». В Италии он работает над реставрацией Таорминского театра на Сицилии вместе с В. А. Коссовым. За эту работу, по возвращении в Санкт-Петербург, М. Е. Месмахер был признан академиком архитектуры (1872).
  
 
=== Карьера в России ===
 
=== Карьера в России ===
В [[1873]] году в чине титулярного советника поступает на службу в Техническо-строительный комитет, а в [[1874]] году он начинает работать преподавателем композиции в Рисовальной школе Общества поощрения художеств.
+
В 1873 году в чине титулярного советника поступает на службу в Техническо-строительный комитет, а в 1874 году он начинает работать преподавателем композиции в Рисовальной школе Общества поощрения художеств.
В [[1877]]—[[1879]] гг. Месмахер вместе с А. Шамбахером работал над переделкой и достройкой дома, Высочайше пожалованного Обществу поощрения художеств. В [[1880]] г. по приглашению статс-секретаря  А.А. Половцева он занял пост директора новоучреждённого [[Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица|Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица]].
+
В 1877—1879 гг. Месмахер вместе с А. Шамбахером работал над переделкой и достройкой дома, Высочайше пожалованного Обществу поощрения художеств. В 1880 г. по приглашению статс-секретаря  А.А. Половцева он занял пост директора новоучреждённого [[Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица|Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица]].
  
Главные его сооружения М. Е. Месмахера — дворец великого князя Алексея Александровича (Набережная Мойки, д.№ 122 — Английский проспект, 2-4 [[1882]]—[[1885]]), перестроенный из особняка А. И. Сабурова ([[1844]], архитектор Д. Е. Ефимов), и здание Центрального [[Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица|Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица]] в Санкт-Петербурге, дворец [[Александр III|Александра III]] в Массандре, в Крыму (ныне Массандровский дворец-музей).
+
Главные его сооружения М. Е. Месмахера — дворец великого князя Алексея Александровича (Набережная Мойки, д.№ 122 — Английский проспект, 2-4, 1882—1885), перестроенный из особняка А. И. Сабурова (1844, архитектор Д. Е. Ефимов), и здание Центрального [[Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица|Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица]] в Санкт-Петербурге, дворец [[Александр III|Александра III]] в Массандре, в Крыму (ныне Массандровский дворец-музей).
  
С [[1877]] по [[1888]] год Месмахер состоит штатным архитектором Исаакиевского собора. В [[1882]] году при его непосредственном участии проходили уникальные ремонтные работы, связанные с неравномерной осадкой здания собора. По проекту, разработанному Месмахером, всего шесть рабочих привели каждую из 48 многотонных колонн собора из наклонного в строго вертикальное положение.
+
С 1877 по 1888 год Месмахер состоит штатным архитектором Исаакиевского собора. В 1882 году при его непосредственном участии проходили уникальные ремонтные работы, связанные с неравномерной осадкой здания собора. По проекту, разработанному Месмахером, всего шесть рабочих привели каждую из 48 многотонных колонн собора из наклонного в строго вертикальное положение.
  
В конце [[1897]] года Максимилиан Месмахер переезжает в Германию, где продолжает заниматься архитектурными проектами и преподавать архитектуру. Он умирает в Дрездене 4 сентября [[1906]] года и находит покой на Лютеранском кладбище в Йоганнисфридхофе.
+
В конце 1897 года Максимилиан Месмахер переезжает в Германию, где продолжает заниматься архитектурными проектами и преподавать архитектуру. Он умирает в Дрездене 4 сентября 1906 года и находит покой на Лютеранском кладбище в Йоганнисфридхофе.
  
 
== Проекты в Санкт-Петербурге ==
 
== Проекты в Санкт-Петербурге ==
*  Большая Морская улица, д.№ 45 — отделка интерьеров особняка В. Ф. Гагариной. [[1873]]—[[1874]]. Совместно с  И. В. Штромом.
+
*  Большая Морская улица, д.№ 45 — отделка интерьеров особняка В. Ф. Гагариной. 1873—1874. Совместно с  И. В. Штромом.
*  Улица Смольного, д.№ 1 — иконостас Воскресенского Смольного собора [[1873]]—[[1875]]. (Не сохранился).
+
*  Улица Смольного, д.№ 1 — иконостас Воскресенского Смольного собора 1873—1875. (Не сохранился).
*  Кирочная улица, д.№ 28а — церковь Космы и Дамиана при лейб-гвардии Сапёрном батальоне. [[1876]]—[[1879]]. (Перестроена. Не сохранилась).
+
*  Кирочная улица, д.№ 28а — церковь Космы и Дамиана при лейб-гвардии Сапёрном батальоне. 1876— 1879. (Перестроена. Не сохранилась).
*  Большая Морская улица, д.№ 38 — здание Общества поощрения художников. Перестройка. [[1877]]—[[1878]]. (Перестроено).
+
*  Большая Морская улица, д.№ 38 — здание Общества поощрения художников. Перестройка. 1877—1878. (Перестроено).
*  Улица Чайковского, д.№ 11 / Моховая улица, д.№ 2 — домовая церковь особняка А. Д. Строгановой. [[1878]]—[[1882]]. (Перестроена).
+
*  Улица Чайковского, д.№ 11 / Моховая улица, д.№ 2 — домовая церковь особняка А. Д. Строгановой. 1878—1882. (Перестроена).
*  Дворцовая набережная, д.№ 26 — отделка интерьеров дворца великого князя Владимира Александровича (ныне ''Дом учёных''). [[1882]]—[[1885]].
+
*  Дворцовая набережная, д.№ 26 — отделка интерьеров дворца великого князя Владимира Александровича (ныне ''Дом учёных''). 1882—1885.
*  Набережная Мойки, д.№ 122 / Английский проспект, д.№ 2-4 — дворцовый комплекс вел. кн. Алексея Александровича. [[1882]]—[[1885]]. Включен особняк А. И. Сабурова, построенный в [[1844]] году архитектором Д. Е. Ефимовым.
+
*  Набережная Мойки, д.№ 122 / Английский проспект, д.№ 2-4 — дворцовый комплекс вел. кн. Алексея Александровича. 1882—1885. Включен особняк А. И. Сабурова, построенный в 1844 году архитектором Д. Е. Ефимовым.
*  Миллионная улица, д.№ 36 / набережная Зимней канавки, д.№ 3 — здание архива Государственного совета. [[1883]]—[[1887]]. При участии В. М. Карловича.
+
*  Миллионная улица, д.№ 36 / набережная Зимней канавки, д.№ 3 — здание архива Государственного совета. 1883—1887. При участии В. М. Карловича.
*  Соляной переулок, д.№ 13 — здание [[Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица|Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица]]. Расширение. [[1885]]—[[1886]].
+
*  Соляной переулок, д.№ 13 — здание [[Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица|Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица]]. Расширение. 1885—1886.
*  Адмиралтейская набережная, д.№ 8 / Азовский переулок, д.№ 1 / Черноморский переулок, д.№ 5 — дворец великого князя Михаила Михайловича. [[1885]]—[[1888]].
+
*  Адмиралтейская набережная, д.№ 8 / Азовский переулок, д.№ 1 / Черноморский переулок, д.№ 5 — дворец великого князя Михаила Михайловича. 1885—1888.
*  Соляной переулок, д.№ 15 — здание музея при [[Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица|Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица]]. [[1885]]—[[1896]].
+
*  Соляной переулок, д.№ 15 — здание музея при [[Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица|Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица]]. 1885—1896.
*  Невский проспект, д.№ 39 — отделка интерьеров Аничкова дворца. [[1886]]—[[1887]]. (Не сохранилась).
+
*  Невский проспект, д.№ 39 — отделка интерьеров Аничкова дворца. 1886—1887. (Не сохранилась).
*  Набережная Крюкова канала, д.№ 12 — манеж и конюшни Н. М. Половцовой. [[1887]].
+
*  Набережная Крюкова канала, д.№ 12 — манеж и конюшни Н. М. Половцовой. 1887.
*  Английская набережная, д.№ 68 — отделка интерьеров дворца великого князя Павла Александровича. [[1888]]—[[1892]].
+
*  Английская набережная, д.№ 68 — отделка интерьеров дворца великого князя Павла Александровича. 1888—1892.
*  Большая Морская улица, д.№ 52 — отделка интерьеров особняка А. А. Половцова. [[1888]]—[[1892]].
+
*  Большая Морская улица, д.№ 52 — отделка интерьеров особняка А. А. Половцова. 1888—1892.
*  Невский проспект, д.№ 22-24 — внутренняя отделка [[Лютеранская церковь Святых Петра и Павла (Санкт-Петербург)|Немецкой лютеранской церкви Св. Петра]]. [[1896]]—[[1899]]. (Здание реконструировано).
+
*  Невский проспект, д.№ 22-24 — внутренняя отделка Немецкой лютеранской церкви Св. Петра. 1896—1899. (Здание реконструировано).
  
 
== Литература ==
 
== Литература ==

Версия 17:45, 17 декабря 2012

Максимилиан Егорович Месмахер (Maximilian von Messmacher; 1842—1906) — российский архитектор, профессор Академии Художеств (1890), академик архитектуры (1872), автор многочисленных зданий в Москве и Санкт-Петербурге.

Содержание

Биография

М. Е. Месмахер родился 21 марта 1842 года в Санкт-Петербурге, в семье немецкого каретного мастера. Он рано теряет отца, но его мать, несмотря на большие материальные трудности, помогает сыну получить хорошее образование. В 1850 году он поступает в Главное немецкое училище Св. Петра, после окончания которого в 1857 году начинает занятия в рисовальной школе Общества поощрения художеств. В 1860 году Месмахер поступает в Императорскую академию художеств, а уже в 1861 году он удостаивается Малой серебряной медали за проект охотничьего замка. По окончании Академии в 1866 году он получает Большую золотую медаль за проект загородного дома. Эта награда позволяет Максимилиану Месмахеру выехать за границу для продолжения обучения в качестве стажера Академии.

Заграничная поездка молодого архитектора началась 1 мая 1867 года. Месмахер посетил Италию, Бельгию, Германию, Испанию, Грецию и Турцию. Во время путешествия он много рисовал. Рисунки и акварели Месмахера вызвали в России восторженные оценки. Академией художеств Месмахер был послан на Всемирную выставку, где жюри присвоило ему медаль «За искусство». В Италии он работает над реставрацией Таорминского театра на Сицилии вместе с В. А. Коссовым. За эту работу, по возвращении в Санкт-Петербург, М. Е. Месмахер был признан академиком архитектуры (1872).

Карьера в России

В 1873 году в чине титулярного советника поступает на службу в Техническо-строительный комитет, а в 1874 году он начинает работать преподавателем композиции в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. В 1877—1879 гг. Месмахер вместе с А. Шамбахером работал над переделкой и достройкой дома, Высочайше пожалованного Обществу поощрения художеств. В 1880 г. по приглашению статс-секретаря А.А. Половцева он занял пост директора новоучреждённого Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица.

Главные его сооружения М. Е. Месмахера — дворец великого князя Алексея Александровича (Набережная Мойки, д.№ 122 — Английский проспект, 2-4, 1882—1885), перестроенный из особняка А. И. Сабурова (1844, архитектор Д. Е. Ефимов), и здание Центрального Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица в Санкт-Петербурге, дворец Александра III в Массандре, в Крыму (ныне Массандровский дворец-музей).

С 1877 по 1888 год Месмахер состоит штатным архитектором Исаакиевского собора. В 1882 году при его непосредственном участии проходили уникальные ремонтные работы, связанные с неравномерной осадкой здания собора. По проекту, разработанному Месмахером, всего шесть рабочих привели каждую из 48 многотонных колонн собора из наклонного в строго вертикальное положение.

В конце 1897 года Максимилиан Месмахер переезжает в Германию, где продолжает заниматься архитектурными проектами и преподавать архитектуру. Он умирает в Дрездене 4 сентября 1906 года и находит покой на Лютеранском кладбище в Йоганнисфридхофе.

Проекты в Санкт-Петербурге

  • Большая Морская улица, д.№ 45 — отделка интерьеров особняка В. Ф. Гагариной. 1873—1874. Совместно с И. В. Штромом.
  • Улица Смольного, д.№ 1 — иконостас Воскресенского Смольного собора 1873—1875. (Не сохранился).
  • Кирочная улица, д.№ 28а — церковь Космы и Дамиана при лейб-гвардии Сапёрном батальоне. 1876— 1879. (Перестроена. Не сохранилась).
  • Большая Морская улица, д.№ 38 — здание Общества поощрения художников. Перестройка. 1877—1878. (Перестроено).
  • Улица Чайковского, д.№ 11 / Моховая улица, д.№ 2 — домовая церковь особняка А. Д. Строгановой. 1878—1882. (Перестроена).
  • Дворцовая набережная, д.№ 26 — отделка интерьеров дворца великого князя Владимира Александровича (ныне Дом учёных). 1882—1885.
  • Набережная Мойки, д.№ 122 / Английский проспект, д.№ 2-4 — дворцовый комплекс вел. кн. Алексея Александровича. 1882—1885. Включен особняк А. И. Сабурова, построенный в 1844 году архитектором Д. Е. Ефимовым.
  • Миллионная улица, д.№ 36 / набережная Зимней канавки, д.№ 3 — здание архива Государственного совета. 1883—1887. При участии В. М. Карловича.
  • Соляной переулок, д.№ 13 — здание Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица. Расширение. 1885—1886.
  • Адмиралтейская набережная, д.№ 8 / Азовский переулок, д.№ 1 / Черноморский переулок, д.№ 5 — дворец великого князя Михаила Михайловича. 1885—1888.
  • Соляной переулок, д.№ 15 — здание музея при Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица. 1885—1896.
  • Невский проспект, д.№ 39 — отделка интерьеров Аничкова дворца. 1886—1887. (Не сохранилась).
  • Набережная Крюкова канала, д.№ 12 — манеж и конюшни Н. М. Половцовой. 1887.
  • Английская набережная, д.№ 68 — отделка интерьеров дворца великого князя Павла Александровича. 1888—1892.
  • Большая Морская улица, д.№ 52 — отделка интерьеров особняка А. А. Половцова. 1888—1892.
  • Невский проспект, д.№ 22-24 — внутренняя отделка Немецкой лютеранской церкви Св. Петра. 1896—1899. (Здание реконструировано).

Литература

  • Тыжненко Т.Е. Максимилиан Месмахер (серия: Зодчие нашего города). — Л: Лениздат, 1984. — 151 с.
  • Книга:Исаченко В.Г.: Зодчие Санкт-Петербурга XIX
  • Статья: Месмахер, Максимилиан Егорович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Список учеников Петришуле, изданный к 100-летнему юбилею школы — Namens-Verzeichniss, Deutschen Gauptschule St. Petri, am 1. October 1862.

Примечания

Ссылки

Шаблон:Architect-stub

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле