Кулле, Сергей Леонидович

Материал из ALLPETRISCHULE
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (Ссылки)
м
Строка 1: Строка 1:
 +
 
'''Сергей Леонидович Кулле''' (29 февраля 1936, Ленинград — 28 октября 1984, Ленинград) — российский поэт, перводчик.
 
'''Сергей Леонидович Кулле''' (29 февраля 1936, Ленинград — 28 октября 1984, Ленинград) — российский поэт, перводчик.
  
Родился в [[Ленинград]]е. Закончил 222-ю школу (бывшая [[Петришуле]]) вместе с будущими литераторами [[Лосев, Лев Владимирович|Львом Лосевым]], [[Парамонов, Борис Михайлович|Борисом Парамоновым]] и [[Найман, Анатолий Генрихович|Анатолием Найманом]]. Окончил филологический факультет [[Санкт-Петербургский университет|Ленинградского университета]]. После окончания ЛГУ жил в Ленинграде, практически всю жизнь проработал в многотиражной газете «Кадры приборостроению». Умер в 48-летнем возрасте. При жизни стихов практически не публиковал.  
+
Родился в [[Ленинград]]е. Закончил 222-ю школу (бывшая [[Петришуле]]) вместе с будущими литераторами [[Лосев, Лев Владимирович|Львом Лосевым]], [[Парамонов, Борис Михайлович|Борисом Парамоновым]] и [[Найман, Анатолий Генрихович|Анатолием Найманом]]. Учился на филологическом факультете [[Санкт-Петербургский университет|Ленинградского университета]]. После окончания [[Санкт-Петербургский университет|ЛГУ]] жил в Ленинграде, практически всю жизнь проработал в многотиражной газете «Кадры приборостроению».  
 +
 
 +
Он оставил несколько сот стихотворений, из которых в официальной печати ему довелось увидеть только четыре. По сообщениям жены и друзей - "милейший и образованнейший человек", что, впрочем, очевидно для читателя его стихов.
 +
Большинство его стихотворений - верлибры. Вероятно, со временем творчество Кулле будет рассмотрено в контексте развития русского свободного стиха. И в этом смысле он, по нашему убеждению, одна из центральных фигур. Интересно, чтов его поздних стихах проявляется тенденция к минимализму.
 +
 
 +
В 1963 году Кулле написал короткое стихотворение:
 +
"Мы - товарищи по несчастью.
 +
Вы - товарищи по бесчестью."
 +
Входил в состав неофициальной поэтической группы «УВЕК» (Уфлянд — Виноградов — Ерёмин — Кулле).
 +
О "УВЕКАх" было как-то сказано, что это - "литературная группа,притворявшаяся компанией собутыльников". На что член группы Виноградов возразил, что, "наоборот, компания собутыльников притворялась литературной группой."
 +
 
 +
Кулле и его товарищи остались вне официальной литературы. Но русская поэзия, к счастью, не сводится к советской.
 +
 
 +
Сергей Кулле умер в 1984 году в 48-летнем возрасте.  
  
Входил в состав неофициальной поэтической группы «УВЕК» ([[Уфлянд, Владимир Иосифович|Уфлянд]] — [[Виноградов, Леонид Аркадьевич|Виноградов]] — [[Ерёмин, Михаил Фёдорович|Ерёмин]] — Кулле). Первый сборник стихов Кулле, подготовленный Уфляндом, вышел в [[2001]] г., посмертные публикации появлялись также в журналах [[Литературное обозрение (журнал)|«Литературное обозрение»]], [[Аврора (журнал)|«Аврора»]], [[Арион (журнал)|«Арион»]], антологиях «[[Поздние петербуржцы]]» и «[[Самиздат века]]».
+
Первый сборник стихов Кулле, подготовленный Уфляндом, вышел в 2001 году, посмертные публикации появились также в журналах «Литературное обозрение», «Аврора», «Арион», антологиях «Поздние петербуржцы» и «Самиздат века».  
  
Критика 1990—2000-х гг. высоко оценивает поэзию Сергея Кулле. По мнению [[Иван Ахметьев|Ивана Ахметьева]],
+
Критика 1990—2000-х гг. высоко оценивает поэзию Сергея Кулле. По мнению Ивана Ахметьева:
  
<blockquote>
+
Вероятно, со временем творчество Кулле будет рассмотрено в контексте развития русского
Вероятно, со временем творчество Кулле будет рассмотрено в контексте развития русского свободного стиха. И в этом смысле он, по нашему убеждению, одна из центральных фигур<ref>[http://magazines.russ.ru/arion/2001/1/kule.html Иван Ахметьев. Ещё подействует] // «Арион», 2001, № 1.</ref>.
+
свободного стиха. И в этом смысле он, по нашему убеждению, одна из центральных фигур.
</blockquote>
+
  
Эту же мысль развивает [[Айзенберг, Михаил Натанович|Михаил Айзенберг]]:
+
Эту же мысль развивает Михаил Натанович Айзенберг:
  
<blockquote>
+
Для точного сочетания напряженности и легкости необходим особый поэтический темперамент, им и
Для точного сочетания напряженности и легкости необходим особый поэтический темперамент, им и обладал Сергей Кулле. Его верлибр заразительно естественен. Стихи Кулле как будто и не собирались быть именно верлибром, просто оказались им по каким-то своим причинам. <...> Они открыты, удивительно внятны, и их внятность становится эстетическим качеством. Эти вещи почти невозможно цитировать кусками, фрагментами, как невозможно предъявить часть мысли. Но это не означает, что стихи не написаны, а придуманы. Просто художественная логика, которой они следуют, имеет своим образцом ясную и изящную мыслительную операцию. Есть какая-то загадка в том, как Кулле удается избежать неизбежного, казалось бы, однообразия повествовательного ритма. Можно отметить резкие интонационные перепады, изобретательную иронию — но только как дополнительные условия. Главное все-таки в полной естественности речевого движения. В абсолютном совпадении образа мысли и способа речи<ref>[http://www.newkamera.de/aizenberg/aisenberg_o_03.html Михаил Айзенберг. Литература за одним столом] // «Литературное обозрение», № 5, 1997, с.66-70.</ref>.
+
обладал Сергей Кулле. Его верлибр заразительно естественен. Стихи Кулле как будто и не  
</blockquote>
+
собирались быть именно верлибром, просто оказались им по каким-то своим причинам. <...> Они  
 +
открыты, удивительно внятны, и их внятность становится эстетическим качеством. Эти вещи почти
 +
невозможно цитировать кусками, фрагментами, как невозможно предъявить часть мысли. Но это не
 +
означает, что стихи не написаны, а придуманы. Просто художественная логика, которой они
 +
следуют, имеет своим образцом ясную и изящную мыслительную операцию. Есть какая-то загадка в
 +
том, как Кулле удается избежать неизбежного, казалось бы, однообразия повествовательного  
 +
ритма. Можно отметить резкие интонационные перепады, изобретательную иронию — но только как  
 +
дополнительные условия. Главное все-таки в полной естественности речевого движения. В  
 +
абсолютном совпадении образа мысли и способа речи.[http://www.newkamera.de/aizenberg/aisenberg_o_03.html Михаил Айзенберг. Литература за одним столом] // «Литературное обозрение», № 5, 1997, с.66-70.]
  
 
== Источники ==
 
== Источники ==
 +
* [http://www.newkamera.de/aizenberg/aisenberg_o_03.html Михаил Айзенберг. Литература за одним столом] // «Литературное обозрение», № 5, 1997, с.66-70.]
  
 
== Ссылки ==
 
== Ссылки ==
* {{Неофициальная поэзия|http://www.rvb.ru/np/publication/02comm/10/05kulle.htm|Сергей Кулле}}
+
* [http://www.rvb.ru/np/publication/02comm/10/05kulle.htm Неофициальная поэзия: Сергей Кулле]
  
 
[[Категория:Все статьи]]
 
[[Категория:Все статьи]]

Версия 04:39, 13 ноября 2012

Сергей Леонидович Кулле (29 февраля 1936, Ленинград — 28 октября 1984, Ленинград) — российский поэт, перводчик.

Родился в Ленинграде. Закончил 222-ю школу (бывшая Петришуле) вместе с будущими литераторами Львом Лосевым, Борисом Парамоновым и Анатолием Найманом. Учился на филологическом факультете Ленинградского университета. После окончания ЛГУ жил в Ленинграде, практически всю жизнь проработал в многотиражной газете «Кадры приборостроению».

Он оставил несколько сот стихотворений, из которых в официальной печати ему довелось увидеть только четыре. По сообщениям жены и друзей - "милейший и образованнейший человек", что, впрочем, очевидно для читателя его стихов. Большинство его стихотворений - верлибры. Вероятно, со временем творчество Кулле будет рассмотрено в контексте развития русского свободного стиха. И в этом смысле он, по нашему убеждению, одна из центральных фигур. Интересно, чтов его поздних стихах проявляется тенденция к минимализму.

В 1963 году Кулле написал короткое стихотворение:

"Мы - товарищи по несчастью.
Вы - товарищи по бесчестью."

Входил в состав неофициальной поэтической группы «УВЕК» (Уфлянд — Виноградов — Ерёмин — Кулле). О "УВЕКАх" было как-то сказано, что это - "литературная группа,притворявшаяся компанией собутыльников". На что член группы Виноградов возразил, что, "наоборот, компания собутыльников притворялась литературной группой."

Кулле и его товарищи остались вне официальной литературы. Но русская поэзия, к счастью, не сводится к советской.

Сергей Кулле умер в 1984 году в 48-летнем возрасте.

Первый сборник стихов Кулле, подготовленный Уфляндом, вышел в 2001 году, посмертные публикации появились также в журналах «Литературное обозрение», «Аврора», «Арион», антологиях «Поздние петербуржцы» и «Самиздат века».

Критика 1990—2000-х гг. высоко оценивает поэзию Сергея Кулле. По мнению Ивана Ахметьева:

Вероятно, со временем творчество Кулле будет рассмотрено в контексте развития русского
свободного стиха. И в этом смысле он, по нашему убеждению, одна из центральных фигур.

Эту же мысль развивает Михаил Натанович Айзенберг:

Для точного сочетания напряженности и легкости необходим особый поэтический темперамент, им и
обладал Сергей Кулле. Его верлибр заразительно естественен. Стихи Кулле как будто и не 
собирались быть именно верлибром, просто оказались им по каким-то своим причинам. <...> Они   
открыты, удивительно внятны, и их внятность становится эстетическим качеством. Эти вещи почти
невозможно цитировать кусками, фрагментами, как невозможно предъявить часть мысли. Но это не
означает, что стихи не написаны, а придуманы. Просто художественная логика, которой они
следуют, имеет своим образцом ясную и изящную мыслительную операцию. Есть какая-то загадка в
том, как Кулле удается избежать неизбежного, казалось бы, однообразия повествовательного 
ритма. Можно отметить резкие интонационные перепады, изобретательную иронию — но только как 
дополнительные условия. Главное все-таки в полной естественности речевого движения. В 
абсолютном совпадении образа мысли и способа речи.Михаил Айзенберг. Литература за одним столом // «Литературное обозрение», № 5, 1997, с.66-70.]

Источники

Ссылки

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле