Кубе, Альфред Николаевич

Материал из ALLPETRISCHULE
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (Источники)
Строка 1: Строка 1:
[[File:Kube fixed.jpg|thumb|250px|Альфред Николаевич Кубе ([[1886]] - 10 марта [[1942]]), - российский искусствовед, научный сотрудник Государственного Эрмитажа.]]
+
[[File:Kube fixed.jpg|thumb|250px|Альфред Николаевич Кубе ([[1886]] - после [[1942]] года), - российский искусствовед, научный сотрудник [[Эрмитаж|Государственного Эрмитажа]].]]
'''Альфред Николаевич Кубе''' (нем. ''Alferd von Cube''; [[1886]], [[Петербург]] - 10 марта [[1942]], [[Ленинград]]) - российский искусствовед, знаток прикладного искусства эпохи Возрождения, старейший сотрудник [[Эрмитаж|Государственного Эрмитажа]] (с [[1910]] по [[1942]] год).  
+
''Альфред Николаевич Кубе''' (нем. ''Alferd von Cube''; [[1886]], [[Петербург]] - после [[1942]] года, Германия) - российский искусствовед, знаток прикладного искусства эпохи Возрождения, старейший сотрудник [[Эрмитаж|Государственного Эрмитажа]] (с [[1910]] по [[1942]] год).  
 
==Биография==
 
==Биография==
А.Н. Кубе родился в [[Петербург]]е в [[1886]] году, в немецкой семье лютеранского вероисповедания. В [[1895]] году он поступил на гимназическое отделение [[Петришуле]], которое закончил в [[1904]] году. C [[1904]] по [[1911]] год он изучал историю средних веков сначала в [[ЛГУ|Петербургском университете]], а затем в Мюнхенском университете.
+
А.Н. Кубе родился в [[Петербург]]е в [[1886]] году, в немецкой семье лютеранского вероисповедания, имел дворянское происхождение. Предок А.Н. Кубе - Кристоб фон Кубе начал служить русскому царю [[Петр I|Петру I]] после присоединения Риги к [[Россия|России]] в 1703 году.
  
В [[1911]] году А.Н. Кубе начал работать в должности ассистента хранителя [[Эрмитаж]]а. Человек разносторонних знаний, он был искусствоведом широкого профиля, знатоком прикладного искусства средних веков, эпохи Возрождения и искусства барокко. В [[1911]]- [[1912]] годах А.Н. Кубе был привлечен к работе над "Новым Энциклопедическим словарем", изд. Брокгауза и Эфрона, [[1912]].
+
В [[1895]] году он поступил на гимназическое отделение [[Петришуле]], которое закончил в [[1904]] году. C [[1904]] по [[1911]] год он изучал историю средних веков сначала в [[ЛГУ|Петербургском университете]], а затем в Мюнхенском университете. 
 +
 
 +
В [[1911]] году А.Н. Кубе начал работать в должности ассистента хранителя [[Эрмитаж]]а. Человек разносторонних знаний, он был искусствоведом широкого профиля, знатоком прикладного искусства средних веков, эпохи Возрождения и искусства барокко. В [[1911]]- [[1912]] годах А.Н. Кубе был привлечен к работе над "Новым Энциклопедическим словарем", изд. Брокгауза и Эфрона, [[1912]]. Кроме того, он был одним из авторов статей в ежемесячном журнале для любителей искусства и старины под названием "Старые годы". 
  
 
В [[1918]] году А.Н. Кубе был назначен хранителем отдела Cредних веков и нового времени (вместе с Э. Э. Ленцем, С. Н. Тройницким и В. В. Макаровым), но через некоторое время был уволен без права на работу в числе сотрудников [[Эрмитаж]]а, имевших  дворянское происхождение. К счастью, этот период временного перерыва в работе не продлился долго и кончился репрессиями. Вскоре А.Н. Кубе был восстановлен на работе в [[Эрмитаж]]е в прежней должности.  
 
В [[1918]] году А.Н. Кубе был назначен хранителем отдела Cредних веков и нового времени (вместе с Э. Э. Ленцем, С. Н. Тройницким и В. В. Макаровым), но через некоторое время был уволен без права на работу в числе сотрудников [[Эрмитаж]]а, имевших  дворянское происхождение. К счастью, этот период временного перерыва в работе не продлился долго и кончился репрессиями. Вскоре А.Н. Кубе был восстановлен на работе в [[Эрмитаж]]е в прежней должности.  
[[File:Kube 2.jpg|thumb|left|250px|А.Н. Кубе «Итальянская майолика XV–XVIII веков», {{М.}}, 1976]]
+
[[File:Kube 2.jpg|thumb|left|250px|А.Н. Кубе «Итальянская майолика XV–XVIII веков», {{М.}}, 1976. Репринтное издание.]]
 
А.Н. Кубе принимал деятельное участие в воссоздании экспозиций [[Эрмитаж]]а после разрухи, эвакуации коллекций в Москву и их возвращения в [[Петроград]] в [[1920]] году. Им была проведена большая работа в области научной систематизации и экспонирования предметов западноевропейского прикладного искусства, в составлении путеводителей и каталогов. Основные научные интересы А.Н. Кубе были сосредоточены в области западноевропейского фаянса, венецианского стекла, резной кости и французских эмалей.
 
А.Н. Кубе принимал деятельное участие в воссоздании экспозиций [[Эрмитаж]]а после разрухи, эвакуации коллекций в Москву и их возвращения в [[Петроград]] в [[1920]] году. Им была проведена большая работа в области научной систематизации и экспонирования предметов западноевропейского прикладного искусства, в составлении путеводителей и каталогов. Основные научные интересы А.Н. Кубе были сосредоточены в области западноевропейского фаянса, венецианского стекла, резной кости и французских эмалей.
  
 
А.Н. Кубе удалось также установить, что мраморный бюст [[Петр I|Петра I]], хранящийся в [[Эрмитаж]]е, был изготовлен итальянским скульптором Карлом Альбаччини и что эта работа воспроизводит восковой бюст [[Петр I|Петра]], посланный в подарок кардиналу Оттобони в первой половине XVIII века. Результаты своих исследований А.Н. Кубе изложил в статье, вышедшей в [[1920]] году.
 
А.Н. Кубе удалось также установить, что мраморный бюст [[Петр I|Петра I]], хранящийся в [[Эрмитаж]]е, был изготовлен итальянским скульптором Карлом Альбаччини и что эта работа воспроизводит восковой бюст [[Петр I|Петра]], посланный в подарок кардиналу Оттобони в первой половине XVIII века. Результаты своих исследований А.Н. Кубе изложил в статье, вышедшей в [[1920]] году.
 +
 +
С [[1921]] по [[1923]] гг. А.Н. Кубе сотрудничал с [[Нотгафт, Федор Федорович|Ф.Ф. Нотгафтом]], организовавшем издательство «Аквилон». Последняя, 22-я книга этого издательства написана А.Н. Кубе.
  
 
В [[1939]] году А.Н. Кубе стал заведующим Отделом истории западноевропейского искусства [[Эрмитаж]]а. В [[1940]] году он закончил написание полного каталога итальянской майолики, хранящейся в [[Эрмитаж]]е. Им было написано обширное введение в каталог, своего рода научно-популярный очерк истории развития основных центров майоличного производства Италии.
 
В [[1939]] году А.Н. Кубе стал заведующим Отделом истории западноевропейского искусства [[Эрмитаж]]а. В [[1940]] году он закончил написание полного каталога итальянской майолики, хранящейся в [[Эрмитаж]]е. Им было написано обширное введение в каталог, своего рода научно-популярный очерк истории развития основных центров майоличного производства Италии.
Строка 16: Строка 20:
 
В своей работе "К истории собраний художественной промышленности средних веков и эпохи Возрождения в [[Эрмитаж]]е", изданной в [[Эрмитаж]]е в [[1941]] году, А.Н. Кубе подробно рассмотрел историю этого раздела эрмитажных коллекций с момента их зарождения.
 
В своей работе "К истории собраний художественной промышленности средних веков и эпохи Возрождения в [[Эрмитаж]]е", изданной в [[Эрмитаж]]е в [[1941]] году, А.Н. Кубе подробно рассмотрел историю этого раздела эрмитажных коллекций с момента их зарождения.
  
С началом войны и блокады [[Ленинград]]а в [[1941]] году Альфред Николаевич Кубе не оставил свой любимой город и своей работы и, фактически, до последнего дня занимался описанием и сохранением  коллекций [[Эрмитаж]]а для будущих поколений. Он скончался 10 марта [[1942]] года, о чем свидетельствует запись в блокадном дневнике другого нашего выпускника [[Болдырев, Александр Николаевич|А.Н. Болдырева]]:
+
С началом войны и блокады [[Ленинград]]а в [[1941]] году Альфред Николаевич Кубе не оставил свой любимой город и своей работы и в самое тяжелое зимнее время занимался описанием и сохранением  коллекций [[Эрмитаж]]а для будущих поколений.
 +
 
 +
Но весной [[1942]] года ему вместе с женой всё-таки пришлось покинуть [[Ленинград|город]], когда лёд на "Дороге жизни" растаял. Обессиленные, они решили начать жизнь заново в другом месте. Плыли на баржах по Ладоге, затем по Волге, пока не достигли берегов Северного Кавказа. Волею судьбы они смогли перебраться в Германию. Там родился их сын Сергей.
 +
 +
Полагали, что А.Н. Кубе скончался 10 марта [[1942]] года, поскольку об этом свидетельствовала запись в блокадном дневнике другого нашего выпускника [[Болдырев, Александр Николаевич|А.Н. Болдырева]]:
 +
 
 
  «...8, 9, 10-ое марта. Мягкие, настоящие зимние дни. Морозы невелики... Сегодня я был первый
 
  «...8, 9, 10-ое марта. Мягкие, настоящие зимние дни. Морозы невелики... Сегодня я был первый
 
  день в [[Эрмитаж]]е. Разбирали комнату, заваленную вещами от мертвых и эвакуированных. Сколько
 
  день в [[Эрмитаж]]е. Разбирали комнату, заваленную вещами от мертвых и эвакуированных. Сколько
Строка 23: Строка 32:
  
 
==Опубликованные работы==
 
==Опубликованные работы==
 +
* Венецианское стекло. [[Петербург]], изд-во «Аквилон», [[1923]];
 
* «История фаянса», Р.С.Ф.С.Р. Государственное издательство, Берлин, [[1923]];
 
* «История фаянса», Р.С.Ф.С.Р. Государственное издательство, Берлин, [[1923]];
 
* Репринт «История фаянса», Р.С.Ф.С.Р. Государственное издательство., Берлин, [[1923]]/{{М.}}, 2000;
 
* Репринт «История фаянса», Р.С.Ф.С.Р. Государственное издательство., Берлин, [[1923]]/{{М.}}, 2000;
* "Майолика и французский фаянс XVIII века из cобрания Штиглица", cоставил А. Н. Кубе. С.-Петербург. [[Эрмитаж|Государственный Эрмитаж]], [[1923]];
+
* "Майолика и французский фаянс XVIII века из собрания Штиглица", cоставил А. Н. Кубе. [[СПб|С.-Петербург]]. [[Эрмитаж|Государственный Эрмитаж]], [[1923]];
* «Итальянская майолика XV–XVIII веков», {{М.}}, 1976;
+
* Репринт «Итальянская майолика XV–XVIII веков», {{М.}}, 1976;
 
* "Лиможские расписные эмали", [[Эрмитаж|Гос. Эрмитаж]]. {{Л.}}, [[1927]];  
 
* "Лиможские расписные эмали", [[Эрмитаж|Гос. Эрмитаж]]. {{Л.}}, [[1927]];  
 
* "Французские расписные эмали XV–XVI вв. {{М.}}; {{Л.}}: Искусство, [[1937]];
 
* "Французские расписные эмали XV–XVI вв. {{М.}}; {{Л.}}: Искусство, [[1937]];
* "Испано-мавританская керамика", {{М.}}; {{Л.}}, [[1940]];  
+
* "Испано-мавританская керамика", {{М.}}; {{Л.}}, [[1940]], серия "Каталоги собраний [[Эрмитаж]]а", том II;  
 
* "К истории собраний художественной промышленности средних веков и эпохи Возрождения в [[Эрмитаж]]е". - ТрОЗЕИ[[Эрмитаж|ГЭ]], [[1941]], т.3;
 
* "К истории собраний художественной промышленности средних веков и эпохи Возрождения в [[Эрмитаж]]е". - ТрОЗЕИ[[Эрмитаж|ГЭ]], [[1941]], т.3;
* Каталоги собраний [[Эрмитаж]]а.
+
* Серия "Каталоги собраний [[Эрмитаж]]а".
 
=====Статьи=====
 
=====Статьи=====
 
* "Испано-мавританские фаянсы [[Эрмитаж|Императорского Эрмитажа]]". - Старые годы, [[1914]], май, с.3-24;
 
* "Испано-мавританские фаянсы [[Эрмитаж|Императорского Эрмитажа]]". - Старые годы, [[1914]], май, с.3-24;
 
* "Фаянсы из Сер-Поршера". - Старые годы, [[1915]], дек., с.15-25;
 
* "Фаянсы из Сер-Поршера". - Старые годы, [[1915]], дек., с.15-25;
* "Мраморный бюст работы Карло  Альбаччини". - Сб[[Эрмитаж|ГЭ]], [[1920]], вып 1, с. 63-71;
+
* "Мраморный бюст работы Карло  Альбаччини". - Сб[[Эрмитаж|ГЭ]], [[1920]], вып 1, с. 63-71.
* Сообщения Государственной академии истории материальной культуры №1, [[1926]];
+
=====Сообщения Государственной академии истории материальной культуры за [[1926]] год, том I: =====
 
* "Глиняные черепки, найденные на южном берегу Крыма в имении Ласпи (Из раскопок М. И. Ростовцева в [[1916]] г.);  
 
* "Глиняные черепки, найденные на южном берегу Крыма в имении Ласпи (Из раскопок М. И. Ростовцева в [[1916]] г.);  
 
* "Выносной крест XIII века";  
 
* "Выносной крест XIII века";  
Строка 42: Строка 52:
  
 
==Память==
 
==Память==
* Деятельность А.Н. Кубе не забыта ни ни сотрудниками [[Эрмитаж]]а, ни его потомками. На XI Царскосельской научной конференции «Хранители», которая состоялась 28–30 ноября 2005 года в здании Екатерининского дворца-музея, выступил с докладом потомок Альфреда Николаевича Кубе - А.Г. Шабанов-Кубе (Штутгарт); тема его доклада была: «А. Н. Кубе — исследователь и хранитель западноевропейского прикладного искусства».
+
* Деятельность А.Н. Кубе не забыта ни сотрудниками [[Эрмитаж]]а, ни его потомками. На XI Царскосельской научной конференции «Хранители», которая состоялась 28–30 ноября 2005 года в здании Екатерининского дворца-музея, выступили с докладом потомки Альфреда Николаевича Кубе - А.Г. Шабанов-Кубе ([[Санкт-Петербург]]) и С. Н. фон Кубе (Штутгарт); тема их совместного доклада была: «А. Н. Кубе — исследователь и хранитель западноевропейского прикладного искусства».
 +
* 14 ноября 2012 года в здании [[РНБ|Российской национальной библиотеки]] на Садовой, д. 18 был сделан доклад "Фон Кубе в [[Россия|России]]". Автор доклада - А.Г. Шабанов.
  
 +
==Семья==
 +
* Сын - Сергей фон Кубе, живёт в Штутгарте;
 +
* Племянник - Алексей Григорьевич Шабанов (http://www.dorogoe.spb.ru/family.php?id=1.), живёт в [[Санкт-Петербург]]е.
 
==Источники==
 
==Источники==
* Архив Петришуле: фонд 18;
+
* Архив [[Петришуле]]: фонд 18;
 
* [http://www.ruthenia.ru/document/545662.html Кубе, Альфред Николаевич;]  
 
* [http://www.ruthenia.ru/document/545662.html Кубе, Альфред Николаевич;]  
 
* [http://rod.meller.su/Petri-Schule/petri-schule_Held_Hermann_1913.htm Held, Hermann. "Verzeichnis der Schu'ler und Schu'lerinnen der Schulen zu St. Petri [[1862]]-[[1912]]";]
 
* [http://rod.meller.su/Petri-Schule/petri-schule_Held_Hermann_1913.htm Held, Hermann. "Verzeichnis der Schu'ler und Schu'lerinnen der Schulen zu St. Petri [[1862]]-[[1912]]";]

Версия 13:50, 24 апреля 2014

Альфред Николаевич Кубе (1886 - после 1942 года), - российский искусствовед, научный сотрудник Государственного Эрмитажа.

Альфред Николаевич Кубе' (нем. Alferd von Cube; 1886, Петербург - после 1942 года, Германия) - российский искусствовед, знаток прикладного искусства эпохи Возрождения, старейший сотрудник Государственного Эрмитажа1910 по 1942 год).

Содержание

Биография

А.Н. Кубе родился в Петербурге в 1886 году, в немецкой семье лютеранского вероисповедания, имел дворянское происхождение. Предок А.Н. Кубе - Кристоб фон Кубе начал служить русскому царю Петру I после присоединения Риги к России в 1703 году.

В 1895 году он поступил на гимназическое отделение Петришуле, которое закончил в 1904 году. C 1904 по 1911 год он изучал историю средних веков сначала в Петербургском университете, а затем в Мюнхенском университете.

В 1911 году А.Н. Кубе начал работать в должности ассистента хранителя Эрмитажа. Человек разносторонних знаний, он был искусствоведом широкого профиля, знатоком прикладного искусства средних веков, эпохи Возрождения и искусства барокко. В 1911- 1912 годах А.Н. Кубе был привлечен к работе над "Новым Энциклопедическим словарем", изд. Брокгауза и Эфрона, 1912. Кроме того, он был одним из авторов статей в ежемесячном журнале для любителей искусства и старины под названием "Старые годы".

В 1918 году А.Н. Кубе был назначен хранителем отдела Cредних веков и нового времени (вместе с Э. Э. Ленцем, С. Н. Тройницким и В. В. Макаровым), но через некоторое время был уволен без права на работу в числе сотрудников Эрмитажа, имевших дворянское происхождение. К счастью, этот период временного перерыва в работе не продлился долго и кончился репрессиями. Вскоре А.Н. Кубе был восстановлен на работе в Эрмитаже в прежней должности.

А.Н. Кубе «Итальянская майолика XV–XVIII веков», М., 1976. Репринтное издание.

А.Н. Кубе принимал деятельное участие в воссоздании экспозиций Эрмитажа после разрухи, эвакуации коллекций в Москву и их возвращения в Петроград в 1920 году. Им была проведена большая работа в области научной систематизации и экспонирования предметов западноевропейского прикладного искусства, в составлении путеводителей и каталогов. Основные научные интересы А.Н. Кубе были сосредоточены в области западноевропейского фаянса, венецианского стекла, резной кости и французских эмалей.

А.Н. Кубе удалось также установить, что мраморный бюст Петра I, хранящийся в Эрмитаже, был изготовлен итальянским скульптором Карлом Альбаччини и что эта работа воспроизводит восковой бюст Петра, посланный в подарок кардиналу Оттобони в первой половине XVIII века. Результаты своих исследований А.Н. Кубе изложил в статье, вышедшей в 1920 году.

С 1921 по 1923 гг. А.Н. Кубе сотрудничал с Ф.Ф. Нотгафтом, организовавшем издательство «Аквилон». Последняя, 22-я книга этого издательства написана А.Н. Кубе.

В 1939 году А.Н. Кубе стал заведующим Отделом истории западноевропейского искусства Эрмитажа. В 1940 году он закончил написание полного каталога итальянской майолики, хранящейся в Эрмитаже. Им было написано обширное введение в каталог, своего рода научно-популярный очерк истории развития основных центров майоличного производства Италии.

В своей работе "К истории собраний художественной промышленности средних веков и эпохи Возрождения в Эрмитаже", изданной в Эрмитаже в 1941 году, А.Н. Кубе подробно рассмотрел историю этого раздела эрмитажных коллекций с момента их зарождения.

С началом войны и блокады Ленинграда в 1941 году Альфред Николаевич Кубе не оставил свой любимой город и своей работы и в самое тяжелое зимнее время занимался описанием и сохранением коллекций Эрмитажа для будущих поколений.

Но весной 1942 года ему вместе с женой всё-таки пришлось покинуть город, когда лёд на "Дороге жизни" растаял. Обессиленные, они решили начать жизнь заново в другом месте. Плыли на баржах по Ладоге, затем по Волге, пока не достигли берегов Северного Кавказа. Волею судьбы они смогли перебраться в Германию. Там родился их сын Сергей.

Полагали, что А.Н. Кубе скончался 10 марта 1942 года, поскольку об этом свидетельствовала запись в блокадном дневнике другого нашего выпускника А.Н. Болдырева:

«...8, 9, 10-ое марта. Мягкие, настоящие зимние дни. Морозы невелики... Сегодня я был первый
день в Эрмитаже. Разбирали комнату, заваленную вещами от мертвых и эвакуированных. Сколько
хороших книг брошено! Сегодня умерли в Эрмитаже Альфред Николаевич Кубе и старейший комендант
Никулин, георгиевский кавалер японской войны» (Болдырев А.Н. "Блокадный дневник". СПб., 1998. С. 68).

Опубликованные работы

  • Венецианское стекло. Петербург, изд-во «Аквилон», 1923;
  • «История фаянса», Р.С.Ф.С.Р. Государственное издательство, Берлин, 1923;
  • Репринт «История фаянса», Р.С.Ф.С.Р. Государственное издательство., Берлин, 1923/М., 2000;
  • "Майолика и французский фаянс XVIII века из собрания Штиглица", cоставил А. Н. Кубе. С.-Петербург. Государственный Эрмитаж, 1923;
  • Репринт «Итальянская майолика XV–XVIII веков», М., 1976;
  • "Лиможские расписные эмали", Гос. Эрмитаж. Л., 1927;
  • "Французские расписные эмали XV–XVI вв. М.; Л.: Искусство, 1937;
  • "Испано-мавританская керамика", М.; Л., 1940, серия "Каталоги собраний Эрмитажа", том II;
  • "К истории собраний художественной промышленности средних веков и эпохи Возрождения в Эрмитаже". - ТрОЗЕИГЭ, 1941, т.3;
  • Серия "Каталоги собраний Эрмитажа".
Статьи
  • "Испано-мавританские фаянсы Императорского Эрмитажа". - Старые годы, 1914, май, с.3-24;
  • "Фаянсы из Сер-Поршера". - Старые годы, 1915, дек., с.15-25;
  • "Мраморный бюст работы Карло Альбаччини". - СбГЭ, 1920, вып 1, с. 63-71.
Сообщения Государственной академии истории материальной культуры за 1926 год, том I:
  • "Глиняные черепки, найденные на южном берегу Крыма в имении Ласпи (Из раскопок М. И. Ростовцева в 1916 г.);
  • "Выносной крест XIII века";
  • "О происхождении герба Сицилии" и др.

Память

  • Деятельность А.Н. Кубе не забыта ни сотрудниками Эрмитажа, ни его потомками. На XI Царскосельской научной конференции «Хранители», которая состоялась 28–30 ноября 2005 года в здании Екатерининского дворца-музея, выступили с докладом потомки Альфреда Николаевича Кубе - А.Г. Шабанов-Кубе (Санкт-Петербург) и С. Н. фон Кубе (Штутгарт); тема их совместного доклада была: «А. Н. Кубе — исследователь и хранитель западноевропейского прикладного искусства».
  • 14 ноября 2012 года в здании Российской национальной библиотеки на Садовой, д. 18 был сделан доклад "Фон Кубе в России". Автор доклада - А.Г. Шабанов.

Семья

Источники

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле