Кубе, Альфред Николаевич

Материал из ALLPETRISCHULE
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м
Строка 1: Строка 1:
[[File:Kube 2.jpg|thumb|250px|А.Н. Кубе «Итальянская майолика XV–XVIII веков», М., 1976]]
+
[[File:Kube 2.jpg|thumb|250px|А.Н. Кубе «Итальянская майолика XV–XVIII веков», {{М.}}, 1976]]
 
'''Альфред Николаевич Кубе''' (нем. ''Alferd von Cube''; [[1886]], [[Петербург]] - 10 марта [[1942]], [[Ленинград]]) - российский искусствовед, знаток прикладного искусства эпохи Возрождения, старейший сотрудник [[Эрмитаж|Государственного Эрмитажа]] (с [[1910]] по [[1942]] год).  
 
'''Альфред Николаевич Кубе''' (нем. ''Alferd von Cube''; [[1886]], [[Петербург]] - 10 марта [[1942]], [[Ленинград]]) - российский искусствовед, знаток прикладного искусства эпохи Возрождения, старейший сотрудник [[Эрмитаж|Государственного Эрмитажа]] (с [[1910]] по [[1942]] год).  
 
==Биография==
 
==Биография==
Строка 8: Строка 8:
 
В [[1918]] году А.Н. Кубе был назначен хранителем отдела Cредних веков и нового времени (вместе с Э. Э. Ленцем, С. Н. Тройницким и В. В. Макаровым), но через некоторое время был уволен без права на работу в числе сотрудников [[Эрмитаж]]а, имевших  дворянское происхождение. К счастью, этот период временного перерыва в работе не продлился долго и кончился репрессиями. Вскоре А.Н. Кубе был восстановлен на работе в [[Эрмитаж]]е в прежней должности.  
 
В [[1918]] году А.Н. Кубе был назначен хранителем отдела Cредних веков и нового времени (вместе с Э. Э. Ленцем, С. Н. Тройницким и В. В. Макаровым), но через некоторое время был уволен без права на работу в числе сотрудников [[Эрмитаж]]а, имевших  дворянское происхождение. К счастью, этот период временного перерыва в работе не продлился долго и кончился репрессиями. Вскоре А.Н. Кубе был восстановлен на работе в [[Эрмитаж]]е в прежней должности.  
  
А.Н. Кубе принимал деятельное участие в воссоздании [[Эрмитаж]]а после разрухи. Им была проведена большая работа в области научной систематизации и экспонирования предметов западноевропейского прикладного искусства, в составлении путеводителей и каталогов. Основные научные интересы А.Н. Кубе были сосредоточены в области западноевропейского фаянса, венецианского стекла, резной кости и французских эмалей.
+
А.Н. Кубе принимал деятельное участие в воссоздании экспозиций [[Эрмитаж]]а после разрухи, эвакуации коллекций в Москву и их возвращения в [[Петроград]] в [[1920]] году. Им была проведена большая работа в области научной систематизации и экспонирования предметов западноевропейского прикладного искусства, в составлении путеводителей и каталогов. Основные научные интересы А.Н. Кубе были сосредоточены в области западноевропейского фаянса, венецианского стекла, резной кости и французских эмалей.
  
А.Н. Кубе удалось также установить, что мраморный бюст [[Петр I|Петра I]], хрянящийся в [[Эрмитаж]]е был изготовлен итальянским скульптором Карлом Альбаччини, и что эта работа воспроизводит восковой бюст [[Петр I|Петра]], посланный в подарок кардиналу Оттобони в первой половине XVIII века. Результаты своих исследований А.Н. Кубе изложил в статье, вышедшей в [[1920]] году.
+
А.Н. Кубе удалось также установить, что мраморный бюст [[Петр I|Петра I]], хранящийся в [[Эрмитаж]]е, был изготовлен итальянским скульптором Карлом Альбаччини и что эта работа воспроизводит восковой бюст [[Петр I|Петра]], посланный в подарок кардиналу Оттобони в первой половине XVIII века. Результаты своих исследований А.Н. Кубе изложил в статье, вышедшей в [[1920]] году.
  
 
В [[1939]] году А.Н. Кубе стал заведующим Отделом истории западноевропейского искусства [[Эрмитаж]]а. В [[1940]] году он закончил написание полного каталога итальянской майолики, хранящейся в [[Эрмитаж]]е. Им было написано обширное введение в каталог, своего рода научно-популярный очерк истории развития основных центров майоличного производства Италии.
 
В [[1939]] году А.Н. Кубе стал заведующим Отделом истории западноевропейского искусства [[Эрмитаж]]а. В [[1940]] году он закончил написание полного каталога итальянской майолики, хранящейся в [[Эрмитаж]]е. Им было написано обширное введение в каталог, своего рода научно-популярный очерк истории развития основных центров майоличного производства Италии.
  
В своей работе "К истории собраний художественной промышленности средних веков и эпохи Возрождения в [[Эрмитаж]]е", изданной в [[Эрмитаж]]е в [[1941]] году, А.Н. Кубе подробно рассмотрел историю этого раздела эрмитажных коллекций от их зарождения.
+
В своей работе "К истории собраний художественной промышленности средних веков и эпохи Возрождения в [[Эрмитаж]]е", изданной в [[Эрмитаж]]е в [[1941]] году, А.Н. Кубе подробно рассмотрел историю этого раздела эрмитажных коллекций с момента их зарождения.
  
 
С началом войны и блокады [[Ленинград]]а в [[1941]] году Альфред Николаевич Кубе не оставил свой любимой город и своей работы и, фактически, до последнего дня занимался описанием и сохранением  коллекций [[Эрмитаж]]а для будущих поколений. Он скончался 10 марта [[1942]] года, о чем свидетельствует запись в блокадном дневнике другого нашего выпускника [[Болдырев, Александр Николаевич|А.Н. Болдырева]]:
 
С началом войны и блокады [[Ленинград]]а в [[1941]] году Альфред Николаевич Кубе не оставил свой любимой город и своей работы и, фактически, до последнего дня занимался описанием и сохранением  коллекций [[Эрмитаж]]а для будущих поколений. Он скончался 10 марта [[1942]] года, о чем свидетельствует запись в блокадном дневнике другого нашего выпускника [[Болдырев, Александр Николаевич|А.Н. Болдырева]]:
 
  «...8, 9, 10-ое марта. Мягкие, настоящие зимние дни. Морозы невелики... Сегодня я был первый
 
  «...8, 9, 10-ое марта. Мягкие, настоящие зимние дни. Морозы невелики... Сегодня я был первый
  день в [[Эрмитаж]]е. Разбирали заваленную комнату вещами от мертвых и эвакуированных. Сколько
+
  день в [[Эрмитаж]]е. Разбирали комнату, заваленную вещами от мертвых и эвакуированных. Сколько
 
  хороших книг брошено! Сегодня умерли в [[Эрмитаж]]е Альфред Николаевич Кубе и старейший комендант
 
  хороших книг брошено! Сегодня умерли в [[Эрмитаж]]е Альфред Николаевич Кубе и старейший комендант
 
  Никулин, георгиевский кавалер японской войны» ([[Болдырев, Александр Николаевич|Болдырев А.Н.]] "Блокадный дневник". {{СПб.}}, 1998. С. 68).
 
  Никулин, георгиевский кавалер японской войны» ([[Болдырев, Александр Николаевич|Болдырев А.Н.]] "Блокадный дневник". {{СПб.}}, 1998. С. 68).

Версия 06:27, 27 февраля 2014

А.Н. Кубе «Итальянская майолика XV–XVIII веков», М., 1976

Альфред Николаевич Кубе (нем. Alferd von Cube; 1886, Петербург - 10 марта 1942, Ленинград) - российский искусствовед, знаток прикладного искусства эпохи Возрождения, старейший сотрудник Государственного Эрмитажа1910 по 1942 год).

Содержание

Биография

А.Н. Кубе родился в Петербурге в 1886 году, в немецкой семье лютеранского вероисповедания. В 1895 году он поступил на гимназическое отделение Петришуле, которое закончил в 1904 году.

В 1910 году А.Н. Кубе начал работать в должности хранителя музея в Эрмитаже. Человек разносторонних знаний, он был искусствоведом широкого профиля, знатоком прикладного искусства средних веков, эпохи Возрождения и искусства барокко.

В 1918 году А.Н. Кубе был назначен хранителем отдела Cредних веков и нового времени (вместе с Э. Э. Ленцем, С. Н. Тройницким и В. В. Макаровым), но через некоторое время был уволен без права на работу в числе сотрудников Эрмитажа, имевших дворянское происхождение. К счастью, этот период временного перерыва в работе не продлился долго и кончился репрессиями. Вскоре А.Н. Кубе был восстановлен на работе в Эрмитаже в прежней должности.

А.Н. Кубе принимал деятельное участие в воссоздании экспозиций Эрмитажа после разрухи, эвакуации коллекций в Москву и их возвращения в Петроград в 1920 году. Им была проведена большая работа в области научной систематизации и экспонирования предметов западноевропейского прикладного искусства, в составлении путеводителей и каталогов. Основные научные интересы А.Н. Кубе были сосредоточены в области западноевропейского фаянса, венецианского стекла, резной кости и французских эмалей.

А.Н. Кубе удалось также установить, что мраморный бюст Петра I, хранящийся в Эрмитаже, был изготовлен итальянским скульптором Карлом Альбаччини и что эта работа воспроизводит восковой бюст Петра, посланный в подарок кардиналу Оттобони в первой половине XVIII века. Результаты своих исследований А.Н. Кубе изложил в статье, вышедшей в 1920 году.

В 1939 году А.Н. Кубе стал заведующим Отделом истории западноевропейского искусства Эрмитажа. В 1940 году он закончил написание полного каталога итальянской майолики, хранящейся в Эрмитаже. Им было написано обширное введение в каталог, своего рода научно-популярный очерк истории развития основных центров майоличного производства Италии.

В своей работе "К истории собраний художественной промышленности средних веков и эпохи Возрождения в Эрмитаже", изданной в Эрмитаже в 1941 году, А.Н. Кубе подробно рассмотрел историю этого раздела эрмитажных коллекций с момента их зарождения.

С началом войны и блокады Ленинграда в 1941 году Альфред Николаевич Кубе не оставил свой любимой город и своей работы и, фактически, до последнего дня занимался описанием и сохранением коллекций Эрмитажа для будущих поколений. Он скончался 10 марта 1942 года, о чем свидетельствует запись в блокадном дневнике другого нашего выпускника А.Н. Болдырева:

«...8, 9, 10-ое марта. Мягкие, настоящие зимние дни. Морозы невелики... Сегодня я был первый
день в Эрмитаже. Разбирали комнату, заваленную вещами от мертвых и эвакуированных. Сколько
хороших книг брошено! Сегодня умерли в Эрмитаже Альфред Николаевич Кубе и старейший комендант
Никулин, георгиевский кавалер японской войны» (Болдырев А.Н. "Блокадный дневник". СПб., 1998. С. 68).

Опубликованные работы

  • «История фаянса», Р.С.Ф.С.Р. Государственное издательство, Берлин, 1923;
  • Репринт «История фаянса», Р.С.Ф.С.Р. Государственное издательство., Берлин, 1923/М., 2000;
  • "Майолика и французский фаянс XVIII века из cобрания Штиглица", cоставил А. Н. Кубе. С.-Петербург. Государственный Эрмитаж, 1923;
  • «Итальянская майолика XV–XVIII веков», М., 1976;
  • "Лиможские расписные эмали", Гос. Эрмитаж. Л., 1927;
  • "Французские расписные эмали XV–XVI вв. М.; Л.: Искусство, 1937;
  • "Испано-мавританская керамика", М.; Л., 1940;
  • "К истории собраний художественной промышленности средних веков и эпохи Возрождения в Эрмитаже". - ТрОЗЕИГЭ, 1941, т.3;
  • Каталоги собраний Эрмитажа.
Статьи
  • "Испано-мавританские фаянсы Императорского Эрмитажа". - Старые годы, 1914, май, с.3-24;
  • "Фаянсы из Сер-Поршера". - Старые годы, 1915, дек., с.15-25;
  • "Мраморный бюст работы Карло Альбаччини". - СбГЭ, 1920, вып 1, с. 63-71;
  • Сообщения Государственной академии истории материальной культуры №1, 1926;
  • "Глиняные черепки, найденные на южном берегу Крыма в имении Ласпи (Из раскопок М. И. Ростовцева в 1916 г.);
  • "Выносной крест XIII века";
  • "О происхождении герба Сицилии" и др.

Память

  • Деятельность А.Н. Кубе не забыта ни Эрмитажем, ни его потомками. На XI Царскосельской научной конференции «Хранители», которая состоялась 28–30 ноября 2005 года, выступил с докладом потомок Альфреда Николаевича Кубе - А.Г. Шабанов-Кубе (Штутгарт): «А. Н. Кубе — исследователь и хранитель западноевропейского прикладного искусства».

Источники

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле