Кубе, Альфред Николаевич

Материал из ALLPETRISCHULE
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
 
[[File:Kube fixed.jpg|thumb|250px|Альфред Николаевич Кубе ([[1886]] - после [[1942]] года), - российский искусствовед, научный сотрудник [[Эрмитаж|Государственного Эрмитажа]].]]
 
[[File:Kube fixed.jpg|thumb|250px|Альфред Николаевич Кубе ([[1886]] - после [[1942]] года), - российский искусствовед, научный сотрудник [[Эрмитаж|Государственного Эрмитажа]].]]
'''Альфред Николаевич Кубе''' (нем. ''Alferd von Cube''; [[1886]], [[Петербург]] - после [[1942]] года) - российский искусствовед, знаток прикладного искусства эпохи Возрождения, старейший сотрудник [[Эрмитаж|Государственного Эрмитажа]] (с [[1910]] по [[1942]] год).  
+
'''Альфред Николаевич Кубе''' (нем. ''Alferd von Cube''; [[1886]], [[Петербург]] - после [[1942]] года, Германия) - российский искусствовед, знаток прикладного искусства эпохи Возрождения, старейший сотрудник [[Эрмитаж|Государственного Эрмитажа]] (с [[1910]] по [[1942]] год).  
 
==Биография==
 
==Биография==
 
А.Н. Кубе родился в [[Петербург]]е в [[1886]] году, в немецкой семье лютеранского вероисповедания, имел дворянское происхождение. Его предок - Кристоб фон Кубе начал служить русскому царю [[Петр I|Петру I]] после присоединения Риги к [[Россия|России]].
 
А.Н. Кубе родился в [[Петербург]]е в [[1886]] году, в немецкой семье лютеранского вероисповедания, имел дворянское происхождение. Его предок - Кристоб фон Кубе начал служить русскому царю [[Петр I|Петру I]] после присоединения Риги к [[Россия|России]].
Строка 24: Строка 24:
 
Но весной [[1942]] года ему, вместе с женой, всё-таки пришлось покинуть город, когда Дорога жизни растаяла. Обессиленные, они решили начать жизнь заново в другом месте. Плыли на баржах по Ладоге, затем по Волге, пока не достигли берегов Северного Кавказа. Волею судьбы они смогли перебраться в Германию. Там родился их сын Сергей.
 
Но весной [[1942]] года ему, вместе с женой, всё-таки пришлось покинуть город, когда Дорога жизни растаяла. Обессиленные, они решили начать жизнь заново в другом месте. Плыли на баржах по Ладоге, затем по Волге, пока не достигли берегов Северного Кавказа. Волею судьбы они смогли перебраться в Германию. Там родился их сын Сергей.
  
Он скончался 10 марта [[1942]] года, о чем свидетельствует запись в блокадном дневнике другого нашего выпускника [[Болдырев, Александр Николаевич|А.Н. Болдырева]]:
+
Полагали, что он скончался 10 марта [[1942]] года, поскольку об этом свидетельствует запись в блокадном дневнике другого нашего выпускника [[Болдырев, Александр Николаевич|А.Н. Болдырева]]:
 
  «...8, 9, 10-ое марта. Мягкие, настоящие зимние дни. Морозы невелики... Сегодня я был первый
 
  «...8, 9, 10-ое марта. Мягкие, настоящие зимние дни. Морозы невелики... Сегодня я был первый
 
  день в [[Эрмитаж]]е. Разбирали комнату, заваленную вещами от мертвых и эвакуированных. Сколько
 
  день в [[Эрмитаж]]е. Разбирали комнату, заваленную вещами от мертвых и эвакуированных. Сколько

Версия 06:53, 10 апреля 2014

Альфред Николаевич Кубе (1886 - после 1942 года), - российский искусствовед, научный сотрудник Государственного Эрмитажа.

Альфред Николаевич Кубе (нем. Alferd von Cube; 1886, Петербург - после 1942 года, Германия) - российский искусствовед, знаток прикладного искусства эпохи Возрождения, старейший сотрудник Государственного Эрмитажа1910 по 1942 год).

Содержание

Биография

А.Н. Кубе родился в Петербурге в 1886 году, в немецкой семье лютеранского вероисповедания, имел дворянское происхождение. Его предок - Кристоб фон Кубе начал служить русскому царю Петру I после присоединения Риги к России.

В 1895 году А.Н. Кубе поступил на гимназическое отделение Петришуле, которое закончил в 1904 году. C 1904 по 1911 год он изучал историю средних веков сначала в Петербургском университете, а затем в Мюнхенском университете.

В 1911 году А.Н. Кубе начал работать в должности ассистента хранителя Эрмитажа. Человек разносторонних знаний, он был искусствоведом широкого профиля, знатоком прикладного искусства средних веков, эпохи Возрождения и искусства барокко. В 1911-1912 годах А.Н. Кубе был привлечен к работе над "Новым Энциклопедическим словарем", изд. Брокгауза и Эфрона, 1912. Кроме того, он был одним из авторов статей в ежемесячном журнале для любителей искусства и старины под названием "Старые годы".

В 1918 году А.Н. Кубе был назначен хранителем отдела Cредних веков и нового времени (вместе с Э. Э. Ленцем, С. Н. Тройницким и В. В. Макаровым), но через некоторое время был уволен без права на работу в числе сотрудников Эрмитажа, имевших дворянское происхождение. К счастью, этот период временного перерыва в работе не продлился долго и кончился репрессиями. Вскоре А.Н. Кубе был восстановлен на работе в Эрмитаже в прежней должности.

А.Н. Кубе «Итальянская майолика XV–XVIII веков», М., 1976. Репринтное издание.

А.Н. Кубе принимал деятельное участие в воссоздании экспозиций Эрмитажа после разрухи, эвакуации коллекций в Москву и их возвращения в Петроград в 1920 году. Им была проведена большая работа в области научной систематизации и экспонирования предметов западноевропейского прикладного искусства, в составлении путеводителей и каталогов. Основные научные интересы А.Н. Кубе были сосредоточены в области западноевропейского фаянса, венецианского стекла, резной кости и французских эмалей.

А.Н. Кубе удалось также установить, что мраморный бюст Петра I, хранящийся в Эрмитаже, был изготовлен итальянским скульптором Карлом Альбаччини и что эта работа воспроизводит восковой бюст Петра, посланный в подарок кардиналу Оттобони в первой половине XVIII века. Результаты своих исследований А.Н. Кубе изложил в статье, вышедшей в 1920 году.

С 1921 по 1923 гг. А.Н. Кубе сотрудничал с Ф.Ф. Нотгафтом, организовавшем издательство «Аквилон». Последняя, 22-я книга этого издательства написана А.Н. Кубе.

В 1939 году А.Н. Кубе стал заведующим Отделом истории западноевропейского искусства Эрмитажа. В 1940 году он закончил написание полного каталога итальянской майолики, хранящейся в Эрмитаже. Им было написано обширное введение в каталог, своего рода научно-популярный очерк истории развития основных центров майоличного производства Италии.

В своей работе "К истории собраний художественной промышленности средних веков и эпохи Возрождения в Эрмитаже", изданной в Эрмитаже в 1941 году, А.Н. Кубе подробно рассмотрел историю этого раздела эрмитажных коллекций с момента их зарождения.

С началом войны и блокады Ленинграда в 1941 году Альфред Николаевич Кубе не оставил свой любимой город и своей работы и, фактически, занимался описанием и сохранением коллекций Эрмитажа для будущих поколений.

Но весной 1942 года ему, вместе с женой, всё-таки пришлось покинуть город, когда Дорога жизни растаяла. Обессиленные, они решили начать жизнь заново в другом месте. Плыли на баржах по Ладоге, затем по Волге, пока не достигли берегов Северного Кавказа. Волею судьбы они смогли перебраться в Германию. Там родился их сын Сергей.

Полагали, что он скончался 10 марта 1942 года, поскольку об этом свидетельствует запись в блокадном дневнике другого нашего выпускника А.Н. Болдырева:

«...8, 9, 10-ое марта. Мягкие, настоящие зимние дни. Морозы невелики... Сегодня я был первый
день в Эрмитаже. Разбирали комнату, заваленную вещами от мертвых и эвакуированных. Сколько
хороших книг брошено! Сегодня умерли в Эрмитаже Альфред Николаевич Кубе и старейший комендант
Никулин, георгиевский кавалер японской войны» (Болдырев А.Н. "Блокадный дневник". СПб., 1998. С. 68).

Опубликованные работы

  • Венецианское стекло. Петербург, изд-во «Аквилон», 1923;
  • «История фаянса», Р.С.Ф.С.Р. Государственное издательство, Берлин, 1923;
  • Репринт «История фаянса», Р.С.Ф.С.Р. Государственное издательство., Берлин, 1923/М., 2000;
  • "Майолика и французский фаянс XVIII века из собрания Штиглица", cоставил А. Н. Кубе. С.-Петербург. Государственный Эрмитаж, 1923;
  • Репринт «Итальянская майолика XV–XVIII веков», М., 1976;
  • "Лиможские расписные эмали", Гос. Эрмитаж. Л., 1927;
  • "Французские расписные эмали XV–XVI вв. М.; Л.: Искусство, 1937;
  • "Испано-мавританская керамика", М.; Л., 1940, серия "Каталоги собраний Эрмитажа";
  • "К истории собраний художественной промышленности средних веков и эпохи Возрождения в Эрмитаже". - ТрОЗЕИГЭ, 1941, т.3;
  • Серия "Каталоги собраний Эрмитажа".
Статьи
  • "Испано-мавританские фаянсы Императорского Эрмитажа". - Старые годы, 1914, май, с.3-24;
  • "Фаянсы из Сер-Поршера". - Старые годы, 1915, дек., с.15-25;
  • "Мраморный бюст работы Карло Альбаччини". - СбГЭ, 1920, вып 1, с. 63-71.
Сообщения Государственной академии истории материальной культуры за 1926 год, том I:
  • "Глиняные черепки, найденные на южном берегу Крыма в имении Ласпи (Из раскопок М. И. Ростовцева в 1916 г.);
  • "Выносной крест XIII века";
  • "О происхождении герба Сицилии" и др.

Память

  • Деятельность А.Н. Кубе не забыта ни сотрудниками Эрмитажа, ни его потомками. На XI Царскосельской научной конференции «Хранители», которая состоялась 28–30 ноября 2005 года в здании Екатерининского дворца-музея, выступили с докладом потомки Альфреда Николаевича Кубе - А.Г. Шабанов-Кубе (Санкт-Петербург) и С. Н. фон Кубе (Штутгарт); тема их совместного доклада была: «А. Н. Кубе — исследователь и хранитель западноевропейского прикладного искусства».

Семья

Источники

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле