Кандат, Орест Оскарович
WKnovich (обсуждение | вклад) (Новая страница: «Орест Оскарович Кандат ([[1908-1972) – советский музыкант, выпускник [[Пе…») |
WKnovich (обсуждение | вклад) |
||
(не показаны 14 промежуточных версий 2 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | [[Файл: | + | [[Файл:Kandat4.jpg|thumb|200px|Орест Оскарович Кандат ([[1908]]-1972) – советский музыкант, джазист и аранжировщик, выпускник [[Петришуле]].]] |
− | '''Орест (Орест-Вальтер) Оскарович Кандат''' (24 февраля [[1908]], Вена — 15 апреля 1972, [[Ленинград]]) — советский музыкант | + | '''Орест (Орест-Вальтер) Оскарович Кандат''' (24 февраля [[1908]], Вена — 15 апреля 1972, [[Ленинград]]) — советский музыкант, джазист и аранжировщик. |
==Биография== | ==Биография== | ||
+ | Родился 24 февраля [[1908]] года в Вене, в семье гастролирующих музыкантов. | ||
+ | Учился в немецкой школе в Риге, но после переезда семьи в [[Петроград]] в [[1917]] году продолжил учебу в [[Петришуле]]. В списках поступивших в [[Петришуле]] на подготовительное отделение в мае [[1917]] года значится как "сирота, лютеранского вероисповедания". | ||
− | + | В [[1918]] году он, вместе с сотнями петроградских детей, совершил путешествие "вокруг света" на японском судне "Йомей-Мару". В [[1920]] году учился в школе на острове Русский, близ Владивостока, в "Петроградской детской колонии" под опекой [[Над нами Красный крест|Американского Красного креста]]. | |
− | + | ||
− | + | В [[1921]] году, вернувшись в [[Петроград]], О. Кандат был снова принят в 41 ФЗД (б. [[Петришуле]]). Со школьных лет он увлекался музыкой и киноискусством: в [[1925]]-[[1926]] учебном году, во время учёбы в 9-ом классе, Орест Кандат был председателем школьной ячейки ОСПК - Общества содействия пролетарскому кинематографу, учреждённого в августе [[1925]] года. В школьную ячейку ОСПК входили многие ученики [[Петришуле|школы]], среди них был и известный впоследствии французский продюсер [[Мнушкин, Александр Александрович|Александр Мнушкин]]. | |
− | + | О.О. Кандат рано начал увлекаться джазом, приобретая в [[1935]]—[[1936]] годах пластинки Дюка Эллингтона в магазинах «Торгсина». Он самостоятельно освоил банджо, потом — альт-саксофон, играл в "Джаз-капелле Георгия Ландсберга" вместе с Аркадием Котлярским, Андреем Дидерихсом и Борисом Ривчуном. Вот что пишет в своих воспоминаниях об Оресте Кандате музыкант-утесовец Аркадий Котлярский: | |
− | + | [[Файл:Kotlyarsky Diderixs Kandat.jpg|thumb|left|250px|"Джаз-капелла Георгия Ландсберга". Слева направо: саксофонисты А. Котлярский, А. Дидерикс, О. Кандат. Фото [[1930]]-х годов.]] | |
+ | : | ||
+ | ''"... Кандат, несмотря на отсутствие техники, славился прекрасным, густым и красивым звуком. Он был хорошим лидером, и группа саксофонистов насыщенно звучала во главе с ним. Это был очаровательный, никогда не унывающий парень. Кандат был моим близким другом, полным единомышленником. В джазе у нас были одинаковые привязанности, общее понимание штрихов и джазового стиля. Он хорошо говорил по-английски,по-немецки, знал также латинский язык. Интересный внешне, он был хорошо воспитан, пользовался всеобщей любовью, как добряк, «рубаха-парень», приятный во всех отношениях – мы звали его "Кандик"».'' | ||
− | + | В [[1930]] году О.О. Кандат пришел в оркестр Леонида Утесова, в котором проработал затем целых 25 лет. | |
+ | Писатель из Петрозаводска Борис Гущин в рассказе 1995 года "Арбатский пейзаж с Утёсовым" так описывает юбилейное представление Л.О. Утёсова, которое ему довелось посетить в Москве в [[1954]] году: | ||
− | В 1965 году О.О. Кандат создал джаз-ансамбль специально для Балтийского морского пароходства, ходил в круизы на пассажирском теплоходе «Александр Пушкин» в Монреаль. | + | "Утесов обладал редким на эстраде амплуа – комического певца. Кроме того, он был разносторонне талантливым актером: прекрасно двигался, мог исполнять мимические сценки, демонстрировал игру чуть ли не на всех музыкальных инструментах, свободно общался с залом. Его комическое дарование заставляло весь зал покатываться от хохота. Столь же хохмическим был и оркестр: то они в нужном месте уморительно шаркнут ножкой, то, наоборот, вроде бы не к месту, сделают ручкой. Причем часто все это было в словесном и мимическом контакте с Утесовым. Кроме всего, это был оркестр высокой музыкальной культуры: многие зарубежные гастролеры часто выступали с ним. В частности – Марлен Дитрих. |
+ | Утесов обладал редким обаянием. Он никогда не сбивался на пошлость, хотя иногда очень успешно и сочно балансировал на этой грани. Он был для всех своим артистом, от которого исходило душевное тепло. | ||
+ | ...Сад «Эрмитаж» с конца прошлого века с легкой руки антрепренера М.В. Лентовского стал очагом русской эстрады и оперетты. … Мы пришли в театр точно ко времени и с трудом пробрались на свои места в пятом ряду за несколько секунд до того, как погас свет. Зал был переполнен. В проходах стояли и сидели на принесенных стульях. | ||
+ | Для своего юбилея Л.О. Утесов выбрал программу [[1932]] года «Музыкальный магазин» с текстом Владимира Масса и Николая Эрдмана, блестящих сатириков, которые после ссылки стали талантливыми юмористами. Музыку написал И.О. Дунаевский. Поставил все это отличный цирковой и эстрадный режиссер А. Арнольд. | ||
+ | Открылся занавес, и на сцене возник музыкальный магазин со множеством инструментов в футлярах и без. Надо открывать магазин, и директор Федор Семенович (артист Альберт Триллинг) избегался в поисках продавца Кости Потехина. Вдруг открывается огромный футляр от контрабаса и там оказывается завязывающий галстук Костя. Футляр – это его жилплощадь. Даже с телефоном. (Вообще, первое появление Утесова всегда было эффектным). Директор с Костей начинают перебирать новые ноты. | ||
+ | - «Митинг в паровозном депо». Соната. | ||
+ | Костя садится к роялю, и зал наполняет грохот идеологической музыки. Костя падает головой в клавиатуру, потом поворачивает ее всю в слезах к залу. | ||
+ | - Слона жалко! – жалобно говорит Костя. | ||
+ | - Какого слона? | ||
+ | - Представьте себе тропический лес. По нему идет молодой культурный слон. Вдруг ба-бах! Слон падает. Подбегают люди, вырезают из слона косточки, делают клавиши и на них такую дрянь играют. Один из первых посетителей магазина (артист Орест Кандат) почему-то залез на балюстраду и пытается оттуда прыгнуть в воду. Кандат делает это уникально: баланс на одной ноге, почти что сползал вниз и снова вскарабкивался вверх, терял равновесие и снова его восстанавливал. Зал задыхался от хохота. | ||
+ | Федор Семенович с Костей спасают его от самоубийства. Оказывается, он кларнетист, его никуда не берут на работу, а вся его жизнь в кларнете. | ||
+ | - Как я вас понимаю. Сам живу в контрабасе, и то тесно. | ||
+ | Костя дает кандидату в самоубийцы кларнет и просит его сыграть. Услышав дикие звуки, они берут музыканта за руки и за ноги и сами бросают его в воду. | ||
+ | - Федор Семенович, что же мы наделали? Живого человека утопили. | ||
+ | - Ну и что? | ||
+ | - А вдруг он выплывет? | ||
+ | Всех покупателей магазина играли музыканты, блиставшие всеми гранями своего таланта. Даже внешне данные артистов удачно обыгрывались: колоссальных размеров вундеркинд в коротких штанишках и крохотный сухонький папаша. | ||
+ | А вот на препотешной норовистой лошади, которую изображали двое артистов (она и за ухом у себя чесала и ноги жгутом завинчивала), приехал крестьянин-единоличник. Фигура для [[1954]] года неактуальная, так как все единоличники уже были охвачены или схвачены. Но уж очень он был колоритен! Приехал то ли в «Торгсин», то ли в «Ювелирторг» сдавать золото. | ||
+ | Правда, потом оказалось, что не золото, а навоз. | ||
+ | - Наш агроном говорит, что у тебя не навоз, а чистое золото! | ||
+ | Далеко не все зрители узнали в этом крестьянине самого Утесова. Мне тогда, правда, больше понравилась лошадь. Все это балаганное действо сопровождала музыка Чайковского («Евгений Онегин»), Римского-Корсакова («Садко») и Верди («Риголетто») в столь же забавном исполнении. Оркестр прекрасно и филигранно демонстрировал свои уникальные возможности. А Утесов в качестве продавца не играл разве что только на контрабасе. Он там жил. ..." | ||
+ | |||
+ | По семейным обстоятельствам в [[1955]] году Орест Кандат вернулся в [[Ленинград]] и организовал джазовый октет при Ленконцерте. | ||
+ | В основном, его ансамбль выступал на студенческих вечерах в [[Ленинградский политехнический институт|«Политехе»]] и в Первом медицинском институте, а также принимал участие в проводимых закрытых джазовых концертах в клубе при фабрике «Канат». | ||
+ | |||
+ | С 1963 по 1967 годы Орест Оскарович вел лекторий «Поговорим о гитаре, джазе, хорошем вкусе» для старшеклассников в 47-й школе им К. Д. Ушинского (сейчас школа имени Д.С. Лихачёва) на Петроградской стороне. В 1965 году О.О. Кандат создал джаз-ансамбль специально для Балтийского морского пароходства, ходил в круизы на пассажирском теплоходе «Александр Пушкин» в Монреаль. | ||
В 1966 году, после образования джаз-клуба Октябрьского района при ДК им. «Первой Пятилетки», Орест Кандат дал согласие стать почетным председателем этого клуба. Свой 60-летний юбилей Орест Оскарович отметил в джаз-клубе «Камертон» в ДК им. «Первой Пятилетки» (был отпразднован 24 февраля 1968 года). | В 1966 году, после образования джаз-клуба Октябрьского района при ДК им. «Первой Пятилетки», Орест Кандат дал согласие стать почетным председателем этого клуба. Свой 60-летний юбилей Орест Оскарович отметил в джаз-клубе «Камертон» в ДК им. «Первой Пятилетки» (был отпразднован 24 февраля 1968 года). | ||
− | Орест Оскарович Кандат скончался в 1972 году в [[Ленинград]]е | + | В последние годы своей жизни О. Кандат много работал в газетном отделе [[РНБ|Публичной библиотеки]], собирая материалы по истории джаза в Советском Союзе, мечтал издать книгу. |
+ | |||
+ | Орест Оскарович Кандат скончался в 1972 году в [[Ленинград]]е и был похоронен на Северном кладбище. | ||
+ | ==Записанные аранжировки== | ||
+ | * "Нет спасения от любви", Государственный Джаз-Оркестр РСФСР под управлением Леонида Утесова, Мелодия, 1977; | ||
+ | * "Джаз-болельщик" Государственный Джаз-Оркестр РСФСР под управлением Леонида Утесова, Мелодия, 1979; | ||
+ | * "Барон фон дер Пшик", ([[1941]]), Памяти Леонида Утесова, Мелодия, 1883; | ||
+ | * "Сулико", Памяти Леонида Утесова, 1883. | ||
==Семья== | ==Семья== | ||
− | * Сын — Кирилл Кандат. | + | * Сын — Кирилл Орестович Кандат (род. 21.12.[[1948]]); |
+ | * Дочь — Ирина Кандат. | ||
+ | * Внук - Глеб Кириллович Кандат (род. 12.02.1978). | ||
==Источники== | ==Источники== | ||
* Архив [[Петришуле]]: фонд 18; | * Архив [[Петришуле]]: фонд 18; | ||
− | * [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%82,_%D0%9E%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82_%D0%9E%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 Кандат, Орест Оскарович]. | + | * [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%82,_%D0%9E%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82_%D0%9E%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 Википедия: Кандат, Орест Оскарович]. |
[[Категория:Все статьи]] | [[Категория:Все статьи]] | ||
[[Категория:Персоналии по алфавиту]] | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
[[Категория:Музыкальные деятели]] | [[Категория:Музыкальные деятели]] | ||
+ | [[Категория:Артисты]] | ||
+ | [[Категория:Деятели культуры]] | ||
+ | [[Категория:Путешественники]] | ||
[[Категория:Ученики Петришуле]] | [[Категория:Ученики Петришуле]] | ||
[[Категория:Поступившие в Петришуле в XX веке]] | [[Категория:Поступившие в Петришуле в XX веке]] | ||
+ | [[Категория:Поступившие в Петришуле в 1921 году]] | ||
+ | [[Категория:Закончившие Петришуле в XX веке]] | ||
+ | [[Категория:Закончившие Петришуле в 1926 году]] | ||
+ | [[Категория:Колонисты]] |
Текущая версия на 03:48, 19 июня 2017
Орест (Орест-Вальтер) Оскарович Кандат (24 февраля 1908, Вена — 15 апреля 1972, Ленинград) — советский музыкант, джазист и аранжировщик.
Содержание |
[править] Биография
Родился 24 февраля 1908 года в Вене, в семье гастролирующих музыкантов. Учился в немецкой школе в Риге, но после переезда семьи в Петроград в 1917 году продолжил учебу в Петришуле. В списках поступивших в Петришуле на подготовительное отделение в мае 1917 года значится как "сирота, лютеранского вероисповедания".
В 1918 году он, вместе с сотнями петроградских детей, совершил путешествие "вокруг света" на японском судне "Йомей-Мару". В 1920 году учился в школе на острове Русский, близ Владивостока, в "Петроградской детской колонии" под опекой Американского Красного креста.
В 1921 году, вернувшись в Петроград, О. Кандат был снова принят в 41 ФЗД (б. Петришуле). Со школьных лет он увлекался музыкой и киноискусством: в 1925-1926 учебном году, во время учёбы в 9-ом классе, Орест Кандат был председателем школьной ячейки ОСПК - Общества содействия пролетарскому кинематографу, учреждённого в августе 1925 года. В школьную ячейку ОСПК входили многие ученики школы, среди них был и известный впоследствии французский продюсер Александр Мнушкин.
О.О. Кандат рано начал увлекаться джазом, приобретая в 1935—1936 годах пластинки Дюка Эллингтона в магазинах «Торгсина». Он самостоятельно освоил банджо, потом — альт-саксофон, играл в "Джаз-капелле Георгия Ландсберга" вместе с Аркадием Котлярским, Андреем Дидерихсом и Борисом Ривчуном. Вот что пишет в своих воспоминаниях об Оресте Кандате музыкант-утесовец Аркадий Котлярский:
"... Кандат, несмотря на отсутствие техники, славился прекрасным, густым и красивым звуком. Он был хорошим лидером, и группа саксофонистов насыщенно звучала во главе с ним. Это был очаровательный, никогда не унывающий парень. Кандат был моим близким другом, полным единомышленником. В джазе у нас были одинаковые привязанности, общее понимание штрихов и джазового стиля. Он хорошо говорил по-английски,по-немецки, знал также латинский язык. Интересный внешне, он был хорошо воспитан, пользовался всеобщей любовью, как добряк, «рубаха-парень», приятный во всех отношениях – мы звали его "Кандик"».
В 1930 году О.О. Кандат пришел в оркестр Леонида Утесова, в котором проработал затем целых 25 лет. Писатель из Петрозаводска Борис Гущин в рассказе 1995 года "Арбатский пейзаж с Утёсовым" так описывает юбилейное представление Л.О. Утёсова, которое ему довелось посетить в Москве в 1954 году:
"Утесов обладал редким на эстраде амплуа – комического певца. Кроме того, он был разносторонне талантливым актером: прекрасно двигался, мог исполнять мимические сценки, демонстрировал игру чуть ли не на всех музыкальных инструментах, свободно общался с залом. Его комическое дарование заставляло весь зал покатываться от хохота. Столь же хохмическим был и оркестр: то они в нужном месте уморительно шаркнут ножкой, то, наоборот, вроде бы не к месту, сделают ручкой. Причем часто все это было в словесном и мимическом контакте с Утесовым. Кроме всего, это был оркестр высокой музыкальной культуры: многие зарубежные гастролеры часто выступали с ним. В частности – Марлен Дитрих. Утесов обладал редким обаянием. Он никогда не сбивался на пошлость, хотя иногда очень успешно и сочно балансировал на этой грани. Он был для всех своим артистом, от которого исходило душевное тепло. ...Сад «Эрмитаж» с конца прошлого века с легкой руки антрепренера М.В. Лентовского стал очагом русской эстрады и оперетты. … Мы пришли в театр точно ко времени и с трудом пробрались на свои места в пятом ряду за несколько секунд до того, как погас свет. Зал был переполнен. В проходах стояли и сидели на принесенных стульях. Для своего юбилея Л.О. Утесов выбрал программу 1932 года «Музыкальный магазин» с текстом Владимира Масса и Николая Эрдмана, блестящих сатириков, которые после ссылки стали талантливыми юмористами. Музыку написал И.О. Дунаевский. Поставил все это отличный цирковой и эстрадный режиссер А. Арнольд. Открылся занавес, и на сцене возник музыкальный магазин со множеством инструментов в футлярах и без. Надо открывать магазин, и директор Федор Семенович (артист Альберт Триллинг) избегался в поисках продавца Кости Потехина. Вдруг открывается огромный футляр от контрабаса и там оказывается завязывающий галстук Костя. Футляр – это его жилплощадь. Даже с телефоном. (Вообще, первое появление Утесова всегда было эффектным). Директор с Костей начинают перебирать новые ноты. - «Митинг в паровозном депо». Соната. Костя садится к роялю, и зал наполняет грохот идеологической музыки. Костя падает головой в клавиатуру, потом поворачивает ее всю в слезах к залу. - Слона жалко! – жалобно говорит Костя. - Какого слона? - Представьте себе тропический лес. По нему идет молодой культурный слон. Вдруг ба-бах! Слон падает. Подбегают люди, вырезают из слона косточки, делают клавиши и на них такую дрянь играют. Один из первых посетителей магазина (артист Орест Кандат) почему-то залез на балюстраду и пытается оттуда прыгнуть в воду. Кандат делает это уникально: баланс на одной ноге, почти что сползал вниз и снова вскарабкивался вверх, терял равновесие и снова его восстанавливал. Зал задыхался от хохота. Федор Семенович с Костей спасают его от самоубийства. Оказывается, он кларнетист, его никуда не берут на работу, а вся его жизнь в кларнете. - Как я вас понимаю. Сам живу в контрабасе, и то тесно. Костя дает кандидату в самоубийцы кларнет и просит его сыграть. Услышав дикие звуки, они берут музыканта за руки и за ноги и сами бросают его в воду. - Федор Семенович, что же мы наделали? Живого человека утопили. - Ну и что? - А вдруг он выплывет? Всех покупателей магазина играли музыканты, блиставшие всеми гранями своего таланта. Даже внешне данные артистов удачно обыгрывались: колоссальных размеров вундеркинд в коротких штанишках и крохотный сухонький папаша. А вот на препотешной норовистой лошади, которую изображали двое артистов (она и за ухом у себя чесала и ноги жгутом завинчивала), приехал крестьянин-единоличник. Фигура для 1954 года неактуальная, так как все единоличники уже были охвачены или схвачены. Но уж очень он был колоритен! Приехал то ли в «Торгсин», то ли в «Ювелирторг» сдавать золото. Правда, потом оказалось, что не золото, а навоз. - Наш агроном говорит, что у тебя не навоз, а чистое золото! Далеко не все зрители узнали в этом крестьянине самого Утесова. Мне тогда, правда, больше понравилась лошадь. Все это балаганное действо сопровождала музыка Чайковского («Евгений Онегин»), Римского-Корсакова («Садко») и Верди («Риголетто») в столь же забавном исполнении. Оркестр прекрасно и филигранно демонстрировал свои уникальные возможности. А Утесов в качестве продавца не играл разве что только на контрабасе. Он там жил. ..."
По семейным обстоятельствам в 1955 году Орест Кандат вернулся в Ленинград и организовал джазовый октет при Ленконцерте. В основном, его ансамбль выступал на студенческих вечерах в «Политехе» и в Первом медицинском институте, а также принимал участие в проводимых закрытых джазовых концертах в клубе при фабрике «Канат».
С 1963 по 1967 годы Орест Оскарович вел лекторий «Поговорим о гитаре, джазе, хорошем вкусе» для старшеклассников в 47-й школе им К. Д. Ушинского (сейчас школа имени Д.С. Лихачёва) на Петроградской стороне. В 1965 году О.О. Кандат создал джаз-ансамбль специально для Балтийского морского пароходства, ходил в круизы на пассажирском теплоходе «Александр Пушкин» в Монреаль.
В 1966 году, после образования джаз-клуба Октябрьского района при ДК им. «Первой Пятилетки», Орест Кандат дал согласие стать почетным председателем этого клуба. Свой 60-летний юбилей Орест Оскарович отметил в джаз-клубе «Камертон» в ДК им. «Первой Пятилетки» (был отпразднован 24 февраля 1968 года).
В последние годы своей жизни О. Кандат много работал в газетном отделе Публичной библиотеки, собирая материалы по истории джаза в Советском Союзе, мечтал издать книгу.
Орест Оскарович Кандат скончался в 1972 году в Ленинграде и был похоронен на Северном кладбище.
[править] Записанные аранжировки
- "Нет спасения от любви", Государственный Джаз-Оркестр РСФСР под управлением Леонида Утесова, Мелодия, 1977;
- "Джаз-болельщик" Государственный Джаз-Оркестр РСФСР под управлением Леонида Утесова, Мелодия, 1979;
- "Барон фон дер Пшик", (1941), Памяти Леонида Утесова, Мелодия, 1883;
- "Сулико", Памяти Леонида Утесова, 1883.
[править] Семья
- Сын — Кирилл Орестович Кандат (род. 21.12.1948);
- Дочь — Ирина Кандат.
- Внук - Глеб Кириллович Кандат (род. 12.02.1978).
[править] Источники
- Архив Петришуле: фонд 18;
- Википедия: Кандат, Орест Оскарович.