Зубков, Анатолий Николаевич

Материал из ALLPETRISCHULE
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Литература)
м
(не показаны 4 промежуточные версии 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
 +
[[Файл:Zubkov.jpg|thumb|300px|Анатолий Николаевич Зубков (1924 - 1997) — писатель, пропагандист и первый в СССР дипломированный преподаватель йоги]]
 +
'''Анатолий Николаевич Зубков''' (3 июня [[1924]], Киев — 30 декабря 1997, Москва) — писатель, пропагандист и первый в СССР дипломированный преподаватель йоги.
 +
==Биография==
 +
Родился в Киеве, в семье Николая Матвеевича и Марии Алексеевны  Зубковых. Его отец — Зубков Николай Матвеевич, во время Гражданской войны служил в армии Г. Котовского. Сразу после пойны переехал в [[Ленинград]], где поступил в Ленинградский институт кинематографии. Мать - Мария Алексеевна работала чертёжницей в одном из учреждений [[Ленинград]]а.
  
'''Анатолий Николаевич Зубков''' (3 июня [[1924]], Киев — 30 декабря 1997, Москва) — лингвист, специалист по языку "хинди", знаток 12 языков, пропагандист "эсперанто", первый дипломированный йог высшей квалификации в СССР.
+
В [[1931]] году, по достижении 7-летнего возраста, Анатолий Зубков поступил в 41-ю школу ФЗД ([[Петришуле]]), в которой проучился до [[1935]] года. Его отца, Николая Зубкова, после окончания института направили на работу в г. Сталинабад, Таджикской ССР (ныне Душанбе), куда он переехал вместе с семьей.
== Биография ==
+
А.Н. Зубков родился в Киеве, в семье Николая Матвеевича и Марии Алексеевны  Зубковых. Его отец — Зубков Николай Матвеевич, после Гражданской войны, которую он закончил в армии Г. Котовского, приехал в [[Ленинград]], где поступил в Ленинградский институт кинематографии. Мать - Мария Алексеевна работала чертёжницей в одном из учреждений [[Ленинград]]а.
+
  
По достижении 7-летнего возраста Анатолия Зубкова определили в 41 школу ФЗД «б. [[Петришуле]]», в которой он проучился до 4 класса. Его отца Н.М. Зубкова после окончания института направили на работу в Сталинабад (Душанбе) заведующим лабораторией звукозаписи.
+
==В годы войны 1941-1945 года==
 +
Сразу после окончания школы в [[1942]] году А.Н. Зубков вступает добровольцем в Красную Армию. Его направляют на Ленинградский фронт, и как одного из самых способных призывников, отправляют на учёбу в [[Петербургская медико-хирургическая академия|Военно-медицинскую академию]]. Однако он подаёт рапорт с просьбой, чтобы его оправили обратно на фронт, где, как он считает, могут оказаться полезными его знания языков. Командование удовлетворяет его рапорт и все военные годы (с [[1942]] по [[1945]]), он служит переводчиком при штабах воинских частей, а к концу войны становится начальником отдела переводов при штабе армии.  
  
=== В годы войны [[1941]]-[[1945]] года===
+
==Послевоенные годы==
Сразу после окончания школы в [[1942]] году А.Н. Зубков вступает добровольцем в армию. Его направляют на Ленинградский фронт и, как одного из самых способных, отправляют на учёбу в  
+
В [[1946]] году Анатолий Зубков пишет рапорт с просьбой о демобилизации для дальнейшего обучения восточным языкам. После возвращения в Сталинабад, он поступает в Педагогический институт им. Т.Г. Шевченко на немецкое отделение кафедры иностранных языков, где экстерном заканчивает два с половиной курса за год. Одновременно, под личным руководством профессора Андрея Николаевича Завадского-Краснопольского изучает санскрит. В [[1947]] году эти уроки заканчиваются — отца Анатолия переводят в Крым, директором кинофабрики в Ялте. Осенью того же года Анатолий Зубков уезжает в Москву поступать в Институт востоковедения [[РАН]].  
[[Петербургская медико-хирургическая академия|Военно-медицинскую академию]]. Однако он подаёт рапорт с просьбой, чтобы его оправили обратно на фронт, где, как он считает, могут оказаться полезными его знания языков.
+
  
Командование удовлетворяет его рапорт и все военные годы он служит переводчиком, а к концу войны становится начальником отдела переводов при штабе крупного подразделения.  
+
Во время учёбы, как один из лучших студентов, он работает с первой официальной делегацией Республики Индия и путешествует с ней по Кавказу.
  
=== Учёба и работа ===
+
В [[1952]] году Анатолий Зубков оканчивает Институт востоковедения с квалификацией индолога по специальности - индийский язык "хинди" со знанием английского языка. К этому времени он владеет несколькими наречиями индийских языков и начинает работать преподавателем в Военную академию Министерства Обороны СССР.  
В [[1946]] году А.Н. Зубков пишет рапорт с просьбой о демобилизации для дальнейшего обучения восточным языкам. После возвращения в Сталинабад, Анатолий Николаевич поступает в Педагогический институт им. Т. Г. Шевченко на немецкое отделение кафедры иностранных языков и в течение года (экстерном) заканчивает два с половиной курса. Одновременно, под личным руководством профессора Андрея Николаевича Завадского-Краснопольского изучает санскрит. В [[1947]] году эти уроки заканчиваются — отца Анатолия переводят в Крым, директором кинофабрики в Ялте. А осенью того же года Анатолий Зубков уезжает в Москву поступать в Институт востоковедения [[РАН]].  
+
  
Уже во время учёбы, как лучший из студентов, он работает с первой в истории Советского государства официальной делегацией Индии, приехавшей в Москву и даже путешествует с ней по Кавказу.
+
После 1959 года Анатолий Зубков вынужден уйти из Академии в силу прекращения в ней преподавания хинди и перейти работать в Министерство иностранных дел. Уже в 1961 году, пройдя официальный конкурс, он занимает место старшего преподавателя на кафедре восточных языков Института стран Азии и Африки, самостоятельном подразделении [[МГУ]].
 +
==Поездка в Индию. Школа йогов==
 +
В 1963 году от Министерства высшего и среднего образования его направляют "по культурному обмену" работать в Республику Индия. Его задачей является преподавание русский языка в университете города Лакхнау, столице штата Уттар-Прадеш (в 200 км от Дели).
  
В [[1952]] году Анатолий Николаевич оканчивает институт с квалификацией индолога по специальности: индийский язык "хинди" со знанием английского языка. К этому времени он владеет несколькими наречиями индийских языков и идет работать преподавателем в Военную Академию Советской Армии Министерства Обороны СССР. Кстати, именно поэтому многие его книги — учебники и вспомогательная литература по хинди — не издавались в «официальных» издательствах.  
+
Спустя полтора месяца после приезда четы Зубковых в Индию один из преподавателей Лакхнаусского университета, Чананг Синх рассказывает ему о практической школе йогов и приглашает его посетить занятия. И эта экскурсия существенно повлияла всю дальнейшую жизнь Зубковых.
 +
Впечатление произвело не только, и даже не столько увиденное и услышанное, сколько личность самого их преподавателя гуруджи Шри Рам Кумар Шармы.
  
В это же время в семье Зубковых рождается сын Виталий. В [[1956]] году Анатолия Николаевича принимают в члены КПСС.
+
<I>
 +
«...Блестящий педагог, великолепно знающий людей и свою профессию, он старался отдать своим  ученикам  максимум из того, что знал сам, а знал он немало...» — по определению Анатллия Зубкова.
 +
</I> 
  
После 1959 года А. Н. Зубков вынужден уйти из Академии в силу прекращения в ней преподавания хинди и пойти работать в Министерство иностранных дел. Но уже в 1961, пройдя официальный конкурс, он занимает место старшего преподавателя на кафедре Восточных языков в Институте стран Азии и Африки самостоятельном факультете [[МГУ]].  
+
Семья Зубковых стала посещать занятия в школе йогов. И через 4 года, в 1967 году, после сдачи строгих экзаменов Зубковы вернулись в СССР с сертификатами йогов: Анатолий Зубков с сертификатом, дающим право на обучение и лечение с помощью йоги, а Роза Васильевна с правом преподавания. Перед первой в СССР семье дипломированных йогов встала  задача — как передать полученные знания советским людям.  
=== Индия ===
+
== Становление йоги в [[Россия|России]] ==
[[Файл:Ram kumar sharma.jpg|thumb|left|Рам Кумар Шарма.]]
+
Хотя, официально, пропаганда йоги не была под запретом, но, как каждое новой явление в советской жизни, требовало длительного согласования в "инстанциях".
В 1963 году от Министерства высшего и среднего образования его направляют "по культурному обмену" работать в Индию. Его задача преподавать русский через хинди в Университете г. Лакхнау (столице штата Уттар-Прадеш, примерно в 200 км от Дели).
+
В 1967 году Анатолий Зубков случайно встретил в Нальчике корреспондентом журнала «Сельская молодежь» Г. Полковникова. После длительных переговоров этот журнал решился издать материалы, посвященные йогам, которые были напечатаны в виде вводной статьи и четырех «Уроков йоги». После этого публикация уроков йоги была остановлена.
  
Спустя полтора месяца после приезда Зубковых в Индию один из преподавателей Лакхнаусского университета, биолог, кандидат наук Чананг Синх рассказывает Анатолию Николаевичу о том, что занимается йогой. Он приглашает Анатолия с женой в ближайшие же дни посетить  место, где проходили занятия. И эта простая экскурсия существенно скорректировала всю дальнейшую жизнь Зубковых.
+
Тем не менее, эта публикация в местном журнале значительно изменило судьбу Анатолия Зубкова. Ему стали приходить писем со всех концов СССР. Многие люди приезжали в Москву, готовые посвятить себя занятиям йогой. Местные власти приглашали его вести лекции во многие городах страны.  
  
Впечатление произвело не только, и даже не столько увиденное и услышанное, сколько личность самого их будущего Гуруджи Джи — уважительная приставка — Шри Рам Кумар Шармы.
+
Вскоре после этой публикации Анатолий Зубков начал читать лекции в Москве и других городах СССР, а также вести группы по изучению йоги. Он выступал с лекциями на предприятиях, в организациях, Домах Культуры, Политехническом музее, на радио и ТВ; его приглашали «нарасхват» - возник настоящий бум интереса к классической йоге в нашей стране. По методике, привезенной из Индии, он опирался в своих занятиях на три «золотых» правила йоги: последовательность, постепенность, чувство меры во всём. У Анатолия Зубкова учились, ставшие впоследствии известными преподавателями йоги, такие как: - С.В. Кукалев - основатель [[Санкт-Петербург]]ской школы практической хатха-Йоги; А. П. Очаповский; В.А. Бабушкин - преподаватель йоги в Москве.
«Блестящий педагог, великолепно знающий людей и свою профессию, он старался отдать своим ученикам
+
максимум из того, что знал сам, а знал он немало» — по определению А. Н. Зубкова.  
+
  
[[Файл:Lucknow pupils Ram Kumar Sharma 1966.jpg|350px|thumb|right|Лакхнау. Группа учеников с Учителями. Слева направо: Дима, Саша, Юля, Чанан Синх (ученики), Мохан Лау (инструктор), Анатолий Николаевич Зубков, Рам Кумар Шарма (Гуруджи), Роза Васильевна Зубкова, Хурсан (ученица).]]
+
==Общественная деятельность==
 +
Интересы Анатолия Зубкова не ограничивались только практическим преподаванием йоги. Он писал книги и статьи на эту тему (всего у него насчитывается более 30 печатных работ),  выступал с лекциями, был автором сценария первого в СССР документального фильма о йогах - «Индийские йоги — кто они?». Одновременно занимался радиолюбительством, с 1980 года был председателем КДК секции наблюдателей и казначеем этой секции в Московском городском спортивно-техническом радиоклубе. Много читал, пропагандировал "эсперанто" (был членом Комиссии по координации межкультурных связей советских эсперантистов), вёл большую общественную работу (был лектором общества «Знание», руководил Советом Ветеранов института), принимал участие в международных программах (являлся членом Исполкома Общества Советско-индийских культурных связей при Союзе Советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами).  
  
[[Файл:Lucknow pupils (asana) Ram Kumar Sharma 1966.jpg|350px|thumb|right|Ученики выполняют асаны: Сукхасана, Удар шакти-вардхак, Каполя и Карна шакти-вардхак.]]
+
== Болезнь и смерть==
Вопрос преемственности этого знания теперь скрыт туманом времени. Сам Шарма-джи утверждал, что считает своим учителем Свами Шивананду (на первой странице его книги, вышедшей в 70-х на хинди имеется только иконографическое изображение с короткой надписью «сампарна» учитель). Но та тонкая уникальная система, соединяющая в себе интуитивно осознанную физиологию и индийскую философию, вырастающую из идеи ненасилия, и направленная не на «растяжку» или «расслабление», а на внутреннюю очистку тела и психики, которую он преподавал, сейчас фактически утрачена, заменена идеей повсеместного спорта и фитнеса. И это несмотря на то, что в конце 1960-х — начале 1970-х на всеиндийских конгрессах йоги именно эта система дважды признавалась наиболее эффективной, более того, была рекомендована (и это затем было закреплено на уровне распоряжения индийского правительства) в качестве базовой системы физподготовки в армии, полиции и школе.
+
Летом 1987 году, когда Анатолий Николаевич вместе с женой приехали в [[Ленинград]], чтобы провести очередной подробный 30-дневный семинар по йоге, у него случился обширный инфаркт сказалась многолетняя перегрузка и работа «на износ». Тем не менее, уже через три месяца он вернулся на работу.  
  
Семья Зубковых стала учиться йоге. И через 4 года, в 1967, после сдачи непростых и очень строгих экзаменов, они вернулись на Родину с сертификатами: Анатолий Николаевич с сертификатом йога, дающим право учить йоге и лечить с помощью йоги и Роза Васильевна — с правом преподавать. Теперь перед первым в нашей стране дипломированным йогом высшей квалификации встала непростая задача — передать (с разрешения своих учителей) полученные знания людям. Отныне значительная часть жизни Зубковых была неразрывно связана с йогой.
+
В 1989 году при содействии Д. Д. Анисимова-Спиридонова, им была создана Всесоюзная Ассоциация Развития Человека (восточных оздоровительных систем). Первый съезд этой ассоциации, собравший более 150 человек, проходил под Москвой в Большево. Этот съезд считается первым Всероссийским съездом йогов.  
  
=== Становление йоги в [[Россия|России]] ===
+
В начале 1990-х годов Анатолий Николаевич был избран президентом Российской ассоциации йогов. На базе этой Ассоциации начала развертываться подготовка преподавателей и методическое руководство их работой. С наступившим вскоре развалом СССР возникли трудности с перерегистрацией этой ассоциации, которые окончательно подорвали здоровья Анатолия Николаевича Зубкова. Он скончался в окружении семьи и учеников 30 декабря 1997 в Москве.
В том же 1967 г. Анатолий Николаевич случайно встречается в Нальчике с корреспондентом журнала «Сельская молодежь» г. Полковниковым. И несмотря на то, что «хрущевская оттепель» уже фактически заканчивалась, журнал решился издать материалы, посвященные этому учению. Были напечатаны - вводная статья и четыре «Урока йоги» (из шести запланированных), пока журнал «Человек и закон» не начал вести борьбу с «вредоносным учением».  
+
  
Эта публикация разительно изменило жизнь А. Н. Зубкова. Стали приходить писем со всех концов СССР. Люди приезжали в Москву, звонили, изъявляя готовность приехать, приходили по месту работы и ждали у аудитории окончания лекций. А. Н. Зубкова приглашали вести лекции во многие городах страны.
+
==Награды==
 
+
А. Н. Зубков читал лекции их по 4 — 5 часов без перерыва и, конечно, вёл группы по изучению йоги. По той же методике, с которой приехал из Индии, опираясь на три основных, «золотых» правила йоги: последовательность, постепенность, чувство меры во всём. Но, несмотря на такую постепенность, внешне чрезвычайную медлительность метода за счёт постепенной очистки и накопления изменений во всех системах организма, в конце курса каждый ученик к своему удивлению обнаруживал, что усвоена масса поз, упражнений, процедур, что самочувствие значительно улучшилось, или же недуги исчезли вовсе.
+
 
+
У Анатолия Николаевича учились такие известные впоследствии преподаватели йоги, как С. В. Кукалев, основатель Санкт-Петербургской школы практической хатха-Йоги, А. П. Очаповский, В. А. Бабушкин, преподаватель йоги в Москве.
+
 
+
При этом интересы А. Н. Зубкова не ограничивались одной хатха-йогой. Он писал книги и статьи (всего у него насчитывается более 30 печатных работ), преподавал, выступал с лекциями, был автором сценария нашумевшего в своё время фильма «Индийские йоги — кто они?», занимался радиолюбительством (начинал ещё в [[1937]] г., а примерно с 1980 был председателем КДК секции наблюдателей, а одновременно и казначеем этой секции в Московском городском спортивно-техническом радиоклубе), много читал, пропагандировал "эсперанто" (был членом Комиссии по координации межкультурных связей советских эсперантистов при СОД’е, а находясь ещё в Индии, основал Всеиндийскую Ассоциацию эсперанто), вёл большую общественную работу (был лектором общества «Знание», руководил Советом Ветеранов института), принимал участие в международных программах (являлся членом Исполкома Общества Советско-индийских культурных связей при Союзе Советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами). И при этом оставался человеком, внимательным и заботливым по отношению к другим. Это был пик, взлёт, предельное напряжение всех сил.
+
 
+
=== Трагедия ===
+
Летом 1987 г., когда Анатолий Николаевич вместе с женой приехали в [[Ленинград]], чтобы провести очередной подробный 30-дневный семинар по йоге, у него случился обширный инфаркт — сказалась многолетняя перегрузка, недосып, работа «на износ». Тем не менее, уже через три месяца он вернулся на работу.
+
 
+
В 1989 году при содействии Д. Д. Анисимова-Спиридонова, им была создана Всесоюзная Ассоциация Развития Человека (восточных оздоровительных систем). Первый съезд этой ассоциации, собравший более 150 человек, проходил под Москвой в Болшево и его до сих пор считают первым Всероссийским съездом йогов. Анатолий Николаевич был избран президентом Ассоциации. На базе этой Ассоциации начала развертываться подготовка преподавателей и методическое руководство их работой. Но с развалом СССР возникла необходимость перерегистрации Ассоциации как международной, и это столкновение с бюрократической системой Анатолий Николаевич уже не выдержал.
+
 
+
Его здоровье стало заметно портиться и теперь ему удавалось уже не все. Но уважение к нему, «как к человеку, своим титаническим трудом вспахавшему и удобрившему почву, на которой в нашей стране затем стали прорастать все остальные направления йоги» (По определению его ученика Кукалева С. В.), не могло не остаться. По просьбе Международного Всемирного Союза Йоги он был избран почётным представителем от СССР.
+
Анатолий Николаевич Зубков скончался в окружении семьи и своих учеников 30 декабря 1997 в Москве.
+
 
+
== Награды==
+
 
* Орден Красной Звезды;
 
* Орден Красной Звезды;
 
* Орден Отечественной Войны II степени;
 
* Орден Отечественной Войны II степени;
Строка 67: Строка 55:
 
* Специальная награда Индии за развитие языка эсперанто.
 
* Специальная награда Индии за развитие языка эсперанто.
  
== Список трудов ==
+
==Список трудов==
 
====Учебные материалы====
 
====Учебные материалы====
 
* Сборник учебных материалов по общественно-политической тематике для 2 курса. {{М.}}, [[1953]].
 
* Сборник учебных материалов по общественно-политической тематике для 2 курса. {{М.}}, [[1953]].
Строка 110: Строка 98:
 
* Ода воде // «Сельская молодежь», 1969, № 12, с. 26-27.
 
* Ода воде // «Сельская молодежь», 1969, № 12, с. 26-27.
  
== Литература ==
+
==Литература==
 
* Кукалев С. В., Зубкова Р. В. [http://yogaway.spb.ru Анатолий Николаевич Зубков — история успеха (краткая биография с элементами мистики).]  
 
* Кукалев С. В., Зубкова Р. В. [http://yogaway.spb.ru Анатолий Николаевич Зубков — история успеха (краткая биография с элементами мистики).]  
  

Версия 02:10, 3 октября 2021

Анатолий Николаевич Зубков (1924 - 1997) — писатель, пропагандист и первый в СССР дипломированный преподаватель йоги

Анатолий Николаевич Зубков (3 июня 1924, Киев — 30 декабря 1997, Москва) — писатель, пропагандист и первый в СССР дипломированный преподаватель йоги.

Содержание

Биография

Родился в Киеве, в семье Николая Матвеевича и Марии Алексеевны Зубковых. Его отец — Зубков Николай Матвеевич, во время Гражданской войны служил в армии Г. Котовского. Сразу после пойны переехал в Ленинград, где поступил в Ленинградский институт кинематографии. Мать - Мария Алексеевна работала чертёжницей в одном из учреждений Ленинграда.

В 1931 году, по достижении 7-летнего возраста, Анатолий Зубков поступил в 41-ю школу ФЗД (Петришуле), в которой проучился до 1935 года. Его отца, Николая Зубкова, после окончания института направили на работу в г. Сталинабад, Таджикской ССР (ныне Душанбе), куда он переехал вместе с семьей.

В годы войны 1941-1945 года

Сразу после окончания школы в 1942 году А.Н. Зубков вступает добровольцем в Красную Армию. Его направляют на Ленинградский фронт, и как одного из самых способных призывников, отправляют на учёбу в Военно-медицинскую академию. Однако он подаёт рапорт с просьбой, чтобы его оправили обратно на фронт, где, как он считает, могут оказаться полезными его знания языков. Командование удовлетворяет его рапорт и все военные годы (с 1942 по 1945), он служит переводчиком при штабах воинских частей, а к концу войны становится начальником отдела переводов при штабе армии.

Послевоенные годы

В 1946 году Анатолий Зубков пишет рапорт с просьбой о демобилизации для дальнейшего обучения восточным языкам. После возвращения в Сталинабад, он поступает в Педагогический институт им. Т.Г. Шевченко на немецкое отделение кафедры иностранных языков, где экстерном заканчивает два с половиной курса за год. Одновременно, под личным руководством профессора Андрея Николаевича Завадского-Краснопольского изучает санскрит. В 1947 году эти уроки заканчиваются — отца Анатолия переводят в Крым, директором кинофабрики в Ялте. Осенью того же года Анатолий Зубков уезжает в Москву поступать в Институт востоковедения РАН.

Во время учёбы, как один из лучших студентов, он работает с первой официальной делегацией Республики Индия и путешествует с ней по Кавказу.

В 1952 году Анатолий Зубков оканчивает Институт востоковедения с квалификацией индолога по специальности - индийский язык "хинди" со знанием английского языка. К этому времени он владеет несколькими наречиями индийских языков и начинает работать преподавателем в Военную академию Министерства Обороны СССР.

После 1959 года Анатолий Зубков вынужден уйти из Академии в силу прекращения в ней преподавания хинди и перейти работать в Министерство иностранных дел. Уже в 1961 году, пройдя официальный конкурс, он занимает место старшего преподавателя на кафедре восточных языков Института стран Азии и Африки, самостоятельном подразделении МГУ.

Поездка в Индию. Школа йогов

В 1963 году от Министерства высшего и среднего образования его направляют "по культурному обмену" работать в Республику Индия. Его задачей является преподавание русский языка в университете города Лакхнау, столице штата Уттар-Прадеш (в 200 км от Дели).

Спустя полтора месяца после приезда четы Зубковых в Индию один из преподавателей Лакхнаусского университета, Чананг Синх рассказывает ему о практической школе йогов и приглашает его посетить занятия. И эта экскурсия существенно повлияла всю дальнейшую жизнь Зубковых. Впечатление произвело не только, и даже не столько увиденное и услышанное, сколько личность самого их преподавателя гуруджи Шри Рам Кумар Шармы.

«...Блестящий педагог, великолепно знающий людей и свою профессию, он старался отдать своим ученикам максимум из того, что знал сам, а знал он немало...» — по определению Анатллия Зубкова.

Семья Зубковых стала посещать занятия в школе йогов. И через 4 года, в 1967 году, после сдачи строгих экзаменов Зубковы вернулись в СССР с сертификатами йогов: Анатолий Зубков с сертификатом, дающим право на обучение и лечение с помощью йоги, а Роза Васильевна — с правом преподавания. Перед первой в СССР семье дипломированных йогов встала задача — как передать полученные знания советским людям.

Становление йоги в России

Хотя, официально, пропаганда йоги не была под запретом, но, как каждое новой явление в советской жизни, требовало длительного согласования в "инстанциях". В 1967 году Анатолий Зубков случайно встретил в Нальчике корреспондентом журнала «Сельская молодежь» Г. Полковникова. После длительных переговоров этот журнал решился издать материалы, посвященные йогам, которые были напечатаны в виде вводной статьи и четырех «Уроков йоги». После этого публикация уроков йоги была остановлена.

Тем не менее, эта публикация в местном журнале значительно изменило судьбу Анатолия Зубкова. Ему стали приходить писем со всех концов СССР. Многие люди приезжали в Москву, готовые посвятить себя занятиям йогой. Местные власти приглашали его вести лекции во многие городах страны.

Вскоре после этой публикации Анатолий Зубков начал читать лекции в Москве и других городах СССР, а также вести группы по изучению йоги. Он выступал с лекциями на предприятиях, в организациях, Домах Культуры, Политехническом музее, на радио и ТВ; его приглашали «нарасхват» - возник настоящий бум интереса к классической йоге в нашей стране. По методике, привезенной из Индии, он опирался в своих занятиях на три «золотых» правила йоги: последовательность, постепенность, чувство меры во всём. У Анатолия Зубкова учились, ставшие впоследствии известными преподавателями йоги, такие как: - С.В. Кукалев - основатель Санкт-Петербургской школы практической хатха-Йоги; А. П. Очаповский; В.А. Бабушкин - преподаватель йоги в Москве.

Общественная деятельность

Интересы Анатолия Зубкова не ограничивались только практическим преподаванием йоги. Он писал книги и статьи на эту тему (всего у него насчитывается более 30 печатных работ), выступал с лекциями, был автором сценария первого в СССР документального фильма о йогах - «Индийские йоги — кто они?». Одновременно занимался радиолюбительством, с 1980 года был председателем КДК секции наблюдателей и казначеем этой секции в Московском городском спортивно-техническом радиоклубе. Много читал, пропагандировал "эсперанто" (был членом Комиссии по координации межкультурных связей советских эсперантистов), вёл большую общественную работу (был лектором общества «Знание», руководил Советом Ветеранов института), принимал участие в международных программах (являлся членом Исполкома Общества Советско-индийских культурных связей при Союзе Советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами).

Болезнь и смерть

Летом 1987 году, когда Анатолий Николаевич вместе с женой приехали в Ленинград, чтобы провести очередной подробный 30-дневный семинар по йоге, у него случился обширный инфаркт — сказалась многолетняя перегрузка и работа «на износ». Тем не менее, уже через три месяца он вернулся на работу.

В 1989 году при содействии Д. Д. Анисимова-Спиридонова, им была создана Всесоюзная Ассоциация Развития Человека (восточных оздоровительных систем). Первый съезд этой ассоциации, собравший более 150 человек, проходил под Москвой в Большево. Этот съезд считается первым Всероссийским съездом йогов.

В начале 1990-х годов Анатолий Николаевич был избран президентом Российской ассоциации йогов. На базе этой Ассоциации начала развертываться подготовка преподавателей и методическое руководство их работой. С наступившим вскоре развалом СССР возникли трудности с перерегистрацией этой ассоциации, которые окончательно подорвали здоровья Анатолия Николаевича Зубкова. Он скончался в окружении семьи и учеников 30 декабря 1997 в Москве.

Награды

  • Орден Красной Звезды;
  • Орден Отечественной Войны II степени;
  • Медаль "За отвагу";
  • Медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.";
  • Медаль Жукова, а также девять юбилейных наград,
  • Медаль «Петр I» (от Международной академии наук о природе и обществе за заслуги в деле возрождения науки и экономики России) 1996 г.
  • Специальная награда Индии за развитие языка эсперанто.

Список трудов

Учебные материалы

  • Сборник учебных материалов по общественно-политической тематике для 2 курса. М., 1953.
  • Сборник материалов для внеклассного чтения на 2 курсе. М., 1954.
  • Сборник учебных материалов по общественно-политической тематике для 3 курса. М., 1955.
  • Сборник индийских сказок /Материал для внеклассного чтения/. М., 1956.
  • Учебник языка хинди для 1-2 курсов, I., 1959. (В соавторстве с Л. Г. Лозовым и В. С. Мерешем).
  • Учебное пособие по языку хинди для 1 курса, М., 1952; для 2 курса М., 1960.
  • Хрестоматия по общественно-политической тематике для 5 курса, М., 1960.
  • Хинди-русский разговорник, М., Изд-во литературы на иностранных языках, 1960. (Составлял транслитерацию и редактировал словарь к разговорнику).
  • Учебное пособие по языку хинди для 2 курса. М., 1961. (В соавторстве с Л. Г. Лозовым и В. С. Мерешем).
  • Учебник языка хинди. М., 1963. (В соавторстве с Л. Г. Лозовым и В. С. Мерешем).

Научные работы

  • Общие вопросы индийской антропонимии. — Учёные записки Московского государственного института международных отношений /Вопросы языка и литературы индийских языков, сборник статей, Выпуск 7. М., 1971.
  • Личные имена индусов хиндиязычного ареала. — Вопросы индийской филологии, Изд-во Московского университета, 1974.

Переводы с языка хинди

  • Индийские сказки. М., Детгиз, 1955.
  • Сантурам и Антурам. Индийские народные сказки. М., Детгиз, 1955.
  • Індійські казки /на украинском языке/. Киів, Молодь, 1956.
  • Скворец и горошина. М., Детгиз, 1956. 64 с. илл. В. Дувидова
  • Сказки Индии. М., Детгиз, 1957. 202 с. илл. Н. Кочергина (фото, сканы)
  • Индийские сказки. М., Детгиз, 1957.
  • Сказки народов Востока. Ереван, Армучпедгиз, 1958.
  • Индийские сказки. 2-е изд. М., Детгиз, 1959.
  • Индийские сказки /в редакции для нерусских школ/. М., Детгиз, 1959.
  • Сказки народов мира. Благовещенск, Амурское книжное издательство, 1959.
  • Сказки Индии. Красноярск, Книжное изд., 1960.
  • Сказки народов Востока. Владивосток, Приморское книжное изд., 1960.
  • Индийские сказки. Алма-Ата, Казучпедгиз, 1961.

Книги по йоге

  • «Двадцать уроков хатха-йоги» в сб. «Искусство быть здоровым», часть 3, — М.: Физкультура и спорт, 1990.
  • «Йога» в сб. «Восточная гимнастика», — Саратов, Приволжкое кн. из-во, 1990.
  • «Йога — путь к здоровью», — М.: Сов. спорт, 1991.
  • «Хатха-йога для начинающих», — М.: Медицина, 1991 (в соавторстве с А. П. Очаповским).

Статьи о йоге

Литература

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле