Зубков, Анатолий Николаевич

Материал из ALLPETRISCHULE
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Литература)
Строка 123: Строка 123:
 
[[Категория:Ученики Петришуле]]
 
[[Категория:Ученики Петришуле]]
 
[[Категория:Поступившие в Петришуле в XX веке]]
 
[[Категория:Поступившие в Петришуле в XX веке]]
 +
[[Категория:Поступившие в Петришуле в 1931 году]]
 +
[[Категория:Закончившие Петришуле в XX веке]]
 +
[[Категория:Закончившие Петришуле в 1935 году]]

Версия 11:34, 16 мая 2014

Анатолий Николаевич Зубков (3 июня 1924, Киев — 30 декабря 1997, Москва) — лингвист, специалист по языку "хинди", знаток 12 языков, пропагандист "эсперанто", первый дипломированный йог высшей квалификации в СССР.

Содержание

Биография

А.Н. Зубков родился в Киеве, в семье Николая Матвеевича и Марии Алексеевны Зубковых. Его отец — Зубков Николай Матвеевич, после Гражданской войны, которую он закончил в армии Г. Котовского, приехал в Ленинград, где поступил в Ленинградский институт кинематографии. Мать - Мария Алексеевна работала чертёжницей в одном из учреждений Ленинграда.

По достижении 7-летнего возраста Анатолия Зубкова определили в 41 школу ФЗД «б. Петришуле», в которой он проучился до 4 класса. Его отца Н.М. Зубкова после окончания института направили на работу в Сталинабад (Душанбе) заведующим лабораторией звукозаписи.

В годы войны 1941-1945 года

Сразу после окончания школы в 1942 году А.Н. Зубков вступает добровольцем в армию. Его направляют на Ленинградский фронт и, как одного из самых способных, отправляют на учёбу в Военно-медицинскую академию. Однако он подаёт рапорт с просьбой, чтобы его оправили обратно на фронт, где, как он считает, могут оказаться полезными его знания языков.

Командование удовлетворяет его рапорт и все военные годы он служит переводчиком, а к концу войны становится начальником отдела переводов при штабе крупного подразделения.

Учёба и работа

В 1946 году А.Н. Зубков пишет рапорт с просьбой о демобилизации для дальнейшего обучения восточным языкам. После возвращения в Сталинабад, Анатолий Николаевич поступает в Педагогический институт им. Т. Г. Шевченко на немецкое отделение кафедры иностранных языков и в течение года (экстерном) заканчивает два с половиной курса. Одновременно, под личным руководством профессора Андрея Николаевича Завадского-Краснопольского изучает санскрит. В 1947 году эти уроки заканчиваются — отца Анатолия переводят в Крым, директором кинофабрики в Ялте. А осенью того же года Анатолий Зубков уезжает в Москву поступать в Институт востоковедения РАН.

Уже во время учёбы, как лучший из студентов, он работает с первой в истории Советского государства официальной делегацией Индии, приехавшей в Москву и даже путешествует с ней по Кавказу.

В 1952 году Анатолий Николаевич оканчивает институт с квалификацией индолога по специальности: индийский язык "хинди" со знанием английского языка. К этому времени он владеет несколькими наречиями индийских языков и идет работать преподавателем в Военную Академию Советской Армии Министерства Обороны СССР. Кстати, именно поэтому многие его книги — учебники и вспомогательная литература по хинди — не издавались в «официальных» издательствах.

В это же время в семье Зубковых рождается сын Виталий. В 1956 году Анатолия Николаевича принимают в члены КПСС.

После 1959 года А. Н. Зубков вынужден уйти из Академии в силу прекращения в ней преподавания хинди и пойти работать в Министерство иностранных дел. Но уже в 1961, пройдя официальный конкурс, он занимает место старшего преподавателя на кафедре Восточных языков в Институте стран Азии и Африки — самостоятельном факультете МГУ.

Индия

Файл:Ram kumar sharma.jpg
Рам Кумар Шарма.

В 1963 году от Министерства высшего и среднего образования его направляют "по культурному обмену" работать в Индию. Его задача преподавать русский через хинди в Университете г. Лакхнау (столице штата Уттар-Прадеш, примерно в 200 км от Дели).

Спустя полтора месяца после приезда Зубковых в Индию один из преподавателей Лакхнаусского университета, биолог, кандидат наук Чананг Синх рассказывает Анатолию Николаевичу о том, что занимается йогой. Он приглашает Анатолия с женой в ближайшие же дни посетить место, где проходили занятия. И эта простая экскурсия существенно скорректировала всю дальнейшую жизнь Зубковых.

Впечатление произвело не только, и даже не столько увиденное и услышанное, сколько личность самого их будущего Гуруджи Джи — уважительная приставка — Шри Рам Кумар Шармы.

«Блестящий педагог, великолепно знающий людей и свою профессию, он старался отдать своим ученикам
максимум из того, что знал сам, а знал он немало» — по определению А. Н. Зубкова.   
Файл:Lucknow pupils Ram Kumar Sharma 1966.jpg
Лакхнау. Группа учеников с Учителями. Слева направо: Дима, Саша, Юля, Чанан Синх (ученики), Мохан Лау (инструктор), Анатолий Николаевич Зубков, Рам Кумар Шарма (Гуруджи), Роза Васильевна Зубкова, Хурсан (ученица).
Файл:Lucknow pupils (asana) Ram Kumar Sharma 1966.jpg
Ученики выполняют асаны: Сукхасана, Удар шакти-вардхак, Каполя и Карна шакти-вардхак.

Вопрос преемственности этого знания теперь скрыт туманом времени. Сам Шарма-джи утверждал, что считает своим учителем Свами Шивананду (на первой странице его книги, вышедшей в 70-х на хинди имеется только иконографическое изображение с короткой надписью «сампарна» — учитель). Но та тонкая уникальная система, соединяющая в себе интуитивно осознанную физиологию и индийскую философию, вырастающую из идеи ненасилия, и направленная не на «растяжку» или «расслабление», а на внутреннюю очистку тела и психики, которую он преподавал, сейчас фактически утрачена, заменена идеей повсеместного спорта и фитнеса. И это несмотря на то, что в конце 1960-х — начале 1970-х на всеиндийских конгрессах йоги именно эта система дважды признавалась наиболее эффективной, более того, была рекомендована (и это затем было закреплено на уровне распоряжения индийского правительства) в качестве базовой системы физподготовки в армии, полиции и школе.

Семья Зубковых стала учиться йоге. И через 4 года, в 1967, после сдачи непростых и очень строгих экзаменов, они вернулись на Родину с сертификатами: Анатолий Николаевич с сертификатом йога, дающим право учить йоге и лечить с помощью йоги и Роза Васильевна — с правом преподавать. Теперь перед первым в нашей стране дипломированным йогом высшей квалификации встала непростая задача — передать (с разрешения своих учителей) полученные знания людям. Отныне значительная часть жизни Зубковых была неразрывно связана с йогой.

Становление йоги в России

В том же 1967 г. Анатолий Николаевич случайно встречается в Нальчике с корреспондентом журнала «Сельская молодежь» г. Полковниковым. И несмотря на то, что «хрущевская оттепель» уже фактически заканчивалась, журнал решился издать материалы, посвященные этому учению. Были напечатаны - вводная статья и четыре «Урока йоги» (из шести запланированных), пока журнал «Человек и закон» не начал вести борьбу с «вредоносным учением».

Эта публикация разительно изменило жизнь А. Н. Зубкова. Стали приходить писем со всех концов СССР. Люди приезжали в Москву, звонили, изъявляя готовность приехать, приходили по месту работы и ждали у аудитории окончания лекций. А. Н. Зубкова приглашали вести лекции во многие городах страны.

А. Н. Зубков читал лекции их по 4 — 5 часов без перерыва и, конечно, вёл группы по изучению йоги. По той же методике, с которой приехал из Индии, опираясь на три основных, «золотых» правила йоги: последовательность, постепенность, чувство меры во всём. Но, несмотря на такую постепенность, внешне чрезвычайную медлительность метода за счёт постепенной очистки и накопления изменений во всех системах организма, в конце курса каждый ученик к своему удивлению обнаруживал, что усвоена масса поз, упражнений, процедур, что самочувствие значительно улучшилось, или же недуги исчезли вовсе.

У Анатолия Николаевича учились такие известные впоследствии преподаватели йоги, как С. В. Кукалев, основатель Санкт-Петербургской школы практической хатха-Йоги, А. П. Очаповский, В. А. Бабушкин, преподаватель йоги в Москве.

При этом интересы А. Н. Зубкова не ограничивались одной хатха-йогой. Он писал книги и статьи (всего у него насчитывается более 30 печатных работ), преподавал, выступал с лекциями, был автором сценария нашумевшего в своё время фильма «Индийские йоги — кто они?», занимался радиолюбительством (начинал ещё в 1937 г., а примерно с 1980 был председателем КДК секции наблюдателей, а одновременно и казначеем этой секции в Московском городском спортивно-техническом радиоклубе), много читал, пропагандировал "эсперанто" (был членом Комиссии по координации межкультурных связей советских эсперантистов при СОД’е, а находясь ещё в Индии, основал Всеиндийскую Ассоциацию эсперанто), вёл большую общественную работу (был лектором общества «Знание», руководил Советом Ветеранов института), принимал участие в международных программах (являлся членом Исполкома Общества Советско-индийских культурных связей при Союзе Советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами). И при этом оставался человеком, внимательным и заботливым по отношению к другим. Это был пик, взлёт, предельное напряжение всех сил.

Трагедия

Летом 1987 г., когда Анатолий Николаевич вместе с женой приехали в Ленинград, чтобы провести очередной подробный 30-дневный семинар по йоге, у него случился обширный инфаркт — сказалась многолетняя перегрузка, недосып, работа «на износ». Тем не менее, уже через три месяца он вернулся на работу.

В 1989 году при содействии Д. Д. Анисимова-Спиридонова, им была создана Всесоюзная Ассоциация Развития Человека (восточных оздоровительных систем). Первый съезд этой ассоциации, собравший более 150 человек, проходил под Москвой в Болшево и его до сих пор считают первым Всероссийским съездом йогов. Анатолий Николаевич был избран президентом Ассоциации. На базе этой Ассоциации начала развертываться подготовка преподавателей и методическое руководство их работой. Но с развалом СССР возникла необходимость перерегистрации Ассоциации как международной, и это столкновение с бюрократической системой Анатолий Николаевич уже не выдержал.

Его здоровье стало заметно портиться и теперь ему удавалось уже не все. Но уважение к нему, «как к человеку, своим титаническим трудом вспахавшему и удобрившему почву, на которой в нашей стране затем стали прорастать все остальные направления йоги» (По определению его ученика Кукалева С. В.), не могло не остаться. По просьбе Международного Всемирного Союза Йоги он был избран почётным представителем от СССР. Анатолий Николаевич Зубков скончался в окружении семьи и своих учеников 30 декабря 1997 в Москве.

Награды

  • Орден Красной Звезды;
  • Орден Отечественной Войны II степени;
  • Медаль "За отвагу";
  • Медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.";
  • Медаль Жукова, а также девять юбилейных наград,
  • Медаль «Петр I» (от Международной академии наук о природе и обществе за заслуги в деле возрождения науки и экономики России) 1996 г.
  • Специальная награда Индии за развитие языка эсперанто.

Список трудов

Учебные материалы

  • Сборник учебных материалов по общественно-политической тематике для 2 курса. М., 1953.
  • Сборник материалов для внеклассного чтения на 2 курсе. М., 1954.
  • Сборник учебных материалов по общественно-политической тематике для 3 курса. М., 1955.
  • Сборник индийских сказок /Материал для внеклассного чтения/. М., 1956.
  • Учебник языка хинди для 1-2 курсов, I., 1959. (В соавторстве с Л. Г. Лозовым и В. С. Мерешем).
  • Учебное пособие по языку хинди для 1 курса, М., 1952; для 2 курса М., 1960.
  • Хрестоматия по общественно-политической тематике для 5 курса, М., 1960.
  • Хинди-русский разговорник, М., Изд-во литературы на иностранных языках, 1960. (Составлял транслитерацию и редактировал словарь к разговорнику).
  • Учебное пособие по языку хинди для 2 курса. М., 1961. (В соавторстве с Л. Г. Лозовым и В. С. Мерешем).
  • Учебник языка хинди. М., 1963. (В соавторстве с Л. Г. Лозовым и В. С. Мерешем).

Научные работы

  • Общие вопросы индийской антропонимии. — Учёные записки Московского государственного института международных отношений /Вопросы языка и литературы индийских языков, сборник статей, Выпуск 7. М., 1971.
  • Личные имена индусов хиндиязычного ареала. — Вопросы индийской филологии, Изд-во Московского университета, 1974.

Переводы с языка хинди

  • Индийские сказки. М., Детгиз, 1955.
  • Сантурам и Антурам. Индийские народные сказки. М., Детгиз, 1955.
  • Індійські казки /на украинском языке/. Киів, Молодь, 1956.
  • Скворец и горошина. М., Детгиз, 1956. 64 с. илл. В. Дувидова
  • Сказки Индии. М., Детгиз, 1957. 202 с. илл. Н. Кочергина (фото, сканы)
  • Индийские сказки. М., Детгиз, 1957.
  • Сказки народов Востока. Ереван, Армучпедгиз, 1958.
  • Индийские сказки. 2-е изд. М., Детгиз, 1959.
  • Индийские сказки /в редакции для нерусских школ/. М., Детгиз, 1959.
  • Сказки народов мира. Благовещенск, Амурское книжное издательство, 1959.
  • Сказки Индии. Красноярск, Книжное изд., 1960.
  • Сказки народов Востока. Владивосток, Приморское книжное изд., 1960.
  • Индийские сказки. Алма-Ата, Казучпедгиз, 1961.

Книги по йоге

  • «Двадцать уроков хатха-йоги» в сб. «Искусство быть здоровым», часть 3, — М.: Физкультура и спорт, 1990.
  • «Йога» в сб. «Восточная гимнастика», — Саратов, Приволжкое кн. из-во, 1990.
  • «Йога — путь к здоровью», — М.: Сов. спорт, 1991.
  • «Хатха-йога для начинающих», — М.: Медицина, 1991 (в соавторстве с А. П. Очаповским).

Статьи о йоге

Литература

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле