Дьяконова, Нина Яковлевна

Материал из ALLPETRISCHULE
Перейти к: навигация, поиск
Нина Яковлевна Дьяконова (Н.Я. Магазинер; род. 1915) — российский литературовед, профессор, доктор филологических наук, член Правления Байроновского общества в Лондоне.

Нина Яковлевна Дьяконова (дев. Н.Я. Магазинер; 20 октября 1915, Петроград) — российский литературовед, профессор, доктор филологических наук, член Правления Байроновского общества в Лондоне, член редколлегии академической серии «Литературные памятники».

Содержание

Биография

Родилась в семье известного советского юриста - Якова Мироновича Магазинера. Училась в Петришуле до 1932 года.

В 1937 году окончила Ленинградский государственный университет по курсу двух отделений — лингвистического и литературного. Ученица М. П. Алексеева и В. М. Жирмунского.

В 1936 году вышла замуж за известного востоковеда и философа Игоря Михайловича Дьяконова.

Научная деятельность

В 1943 году в эвакуации, в городе Кыштым защитила кандидатскую диссертацию на тему «Китс и поэты Возрождения».

С 1944 года — доцент, затем профессор кафедры истории зарубежных литератур филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

В 1966 году защитила докторскую диссертацию на тему «Лондонские романтики и проблемы английского романтизма», посвященную творчеству Уильяма Хэзлитта, Чарлза Лэма и Ли Ханта.

Многолетняя дружба связывала Н. Я. Дьяконову с Е. Г. Эткиндом и Ф. А. Вигдоровой. С 1985 года она преподает русскую и зарубежную литературу в Ленинградском государственном педагогическом институте имени Герцена.

Н.Я. Дьяконова - автор значительных работ о творчестве Уильяма Шекспира, Перси Биши Шелли, Джорджа Гордона Байрона, Джона Китса, Чарлза Диккенса, Роберта Луиса Стивенсона, Бернарда Шоу, Олдоса Хаксли.

Педагогическая деятельность

К преподавательскому труду Н. Я. Дьяконова приобщилась еще в пору студенчества: в 1934 году она начала вести английский язык у студентов-востоковедов.

Сама она вспоминала об этом так:

"Преподавание, университетское и домашнее, было, по-видимому, главной движущей силой моей 
жизни. Мне кажется, что такой выбор был определен не только пристрастием, но и восприятием его
как священной обязанности интеллигенции.
Мысли о ней и о моей к ней принадлежности появились у меня очень рано. В 1929 или 1930 году от
дядюшки-журналиста мне досталась книга со скучным названием „Горький о писателях“. Я взялась
за нее неохотно, но вдруг увлеклась.
Горький рассказывает, что шел по аллее Летнего сада и на скамейке увидел Блока, который шляпой
ловил солнечные лучи. Заметив Горького, Блок вскочил и стал вместе с ним ходить взад и вперед;
он заговорил „надоевшими словами осуждения о русской интеллигенции“, на что Горький возразил:
„Всегда, ныне и присно русская интеллигенция была, есть и будет ломовой лошадью истории“ 
(цитирую по памяти). Эта фраза потрясла меня тем, какую важную роль Горький отводит 
интеллигенции, к которой я себя относила, и я стала размышлять, смогу ли я оправдать это 
звание. Я всегда о нем помнила и старалась ему соответствовать. Надеюсь оставаться ему верной
до конца дней, отпущенных мне Богом " Н. Я. Дьяконова. Минувшие дни, 2009.

С тех пор ее педагогический стаж не прерывался ни на один год. Среди учеников Н. Я. Дьяконовой — десятки кандидатов и докторов наук, опытных преподавателей вузов и переводчиков художественной литературы (Г. С. Усова, Г. В. Яковлева, В. Е. Ветловская, И. Б. Комарова, А. А. Чамеев, C.Л. Сухарев и др.).

Монографии, статьи

Редактирование, составление, комментарии, рецензии

Н. Я. Дьяконова редактировала многочисленные переводы произведений Джорджа Гордона Байрона, Чарлза Лэма, Джона Китса, Генри Филдинга, Анны Радклиф, Томаса Де Квинси и др.

Была составителем ряда изданий английской классической литературы (Киплинг, Хаксли, Лоуренс). Выпустила две книги о Байроне: "Байрон в годы изгнания", 1974; "Лирическая поэзия Байрона", 1975). Эти книги возникли из длительного (более двух лет) редактирования перевода поэмы «Дон Жуан», выполненного Татьяной Григорьевной Гнедич.

Воспоминания

Фильмография

  • «Ломовая лошадь истории» — документальный фильм, реж. Эдгар Бартенев, «СевЗапКино», Санкт-Петербург, 2010, 40 минут, по заказу телеканала «Культура».

Ссылки

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле