Гольденблюм, Анатолий Морицович

Материал из ALLPETRISCHULE
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (Биография)
м
 
Строка 3: Строка 3:
 
'''Анатолий Морицович Гольденблюм'''  (22 мая [[1898]], [[Петербург]] - 1972, Омск) — искусствовед, директор Омского художественного музея, выпускник [[Петришуле]] [[1916]] года.
 
'''Анатолий Морицович Гольденблюм'''  (22 мая [[1898]], [[Петербург]] - 1972, Омск) — искусствовед, директор Омского художественного музея, выпускник [[Петришуле]] [[1916]] года.
 
==Биография==  
 
==Биография==  
А.М. Гольденблюм родился 22 (10) мая [[1898]] года в [[Петербург]]е, в семье известного врача, дирижера и музыкального критика Морица Арнольдовича Гольденблюма ([[1862]] - [[1919]]).
+
Родился 22 (10) мая [[1898]] года в [[Петербург]]е, в семье известного врача, дирижера и музыкального критика Морица Арнольдовича Гольденблюма ([[1862]] - [[1919]]).
Учился в [[Петришуле]] на гимназическом отделении в период с  [[1908]] по [[1916]] год, а также на историко-филологическом факультете [[Санкт-Петербургский государственный университет|Петроградского университета]] и в [[Петербургская медико-хирургическая академия|Военно-медицинской академии.]]
+
Учился в [[Петришуле]] на гимназическом отделении в период с  [[1908]] по [[1916]] год, затем на историко-филологическом факультете [[Санкт-Петербургский государственный университет|Петроградского университета]] и в [[Петербургская медико-хирургическая академия|Военно-медицинской академии.]]
 +
После революции [[1917]] года принял активное участие в становлении и пропаганде советского изобразительного и театрального искусства.
 +
С [[1930]] по [[1931]] год работал в качестве инструктора в культотделе Союза Медсантруд; с [[1931]] по [[1932]] год был заведующим массовым сектором Дома работников искусств в [[Ленинград]]е; с [[1932]] по [[1936]] год - заведующий культотдела Малого академического оперного театра.
  
Вскоре после революции [[1917]] года А.М. Гольденблюм принял активное участие в становлении и пропаганде советского изобразительного и театрального искусства.
+
С [[1936]] по [[1940]] год работал директором музея Государственного академического Большого театра СССР в Москве.
  
С [[1930]] по [[1931]] год работал в качестве инструктора в культотделе Союза Медсантруд; с [[1931]] по [[1932]] год - заведующий массовым сектором Дома работников искусств в [[Ленинград]]е; с [[1932]] по [[1936]] год - заведующий культотдела Малого академического оперного театра.
+
В августе [[1941]] года вступил добровольцем в дивизию Московского народного ополчения, оборонявшую Москву. Участвовал в декабрьском наступлении под Млсквой в должности командира пулемётного взвода, был тяжело контужен в декабре [[1941]] года и демобилизован по ранению.
 
+
В середине 40-х годов был репрессирован "по национальному признаку" и выслан в Сибирь.
С [[1936]] по [[1940]] год А.М. Гольденблюм работал директором музея Государственного ордена Ленина Академического Большого театра СССР в Москве. 
+
 
+
В [[1941]] году с началом войны А.М. Гольденблюм вступил добровольцем в дивизию Московского народного ополчения, оборонявшую Москву. Участвовал в декабрьском наступлении в должности командира пулемётного взвода, был тяжело контужен в сражении под Москвой в декабре [[1941]] года и демобилизован по ранению.
+
В середине 40-х годов А.М. Гольденблюм был незаконно репрессирован "по национальному признаку" и выслан в Сибирь.
+
  
 
==В ссылке==
 
==В ссылке==
 
В [[1947]] году по направлению Комитета по делам искусств при Совете Министров РСФСР А.М. Гольденблюм приехал в Омск. Живя в Омске, он был принят на работу в качестве научного сотрудника Омского музея изобразительных искусств; через некоторое время А.М. Гольденблюм был утвержден директором этого музея.
 
В [[1947]] году по направлению Комитета по делам искусств при Совете Министров РСФСР А.М. Гольденблюм приехал в Омск. Живя в Омске, он был принят на работу в качестве научного сотрудника Омского музея изобразительных искусств; через некоторое время А.М. Гольденблюм был утвержден директором этого музея.
 
   
 
   
Анатолий Морицович в 1950-е годы взялся за издание каталогов, посвященных различным музейным коллекциям, и монографий о тех художниках, чьими работами располагал Омский музей. Это Касаткин, Репин, Верещагин и др. Привлекая к этой работе всех сотрудников музея, он выступал либо автором, либо редактором брошюр. Искусствовед А.М. Гольденблюм – автор нескольких книг и многочисленных публикаций по различным вопросам искусства, в том числе искусства Омской области.
+
В начале 1950-х годов занимался изданием каталогов, посвященных различным коллекциям, и монографий тех художниках, чьими работами располагал Омский музей. Это Касаткин, Репин, Верещагин и др. Привлекая к этой работе всех сотрудников музея, он выступал либо автором, либо редактором брошюр. Как искусствовед А.М. Гольденблюм – был автором нескольких книг и многочисленных публикаций по различным вопросам искусства, в том числе искусства Омской области.
  
В течение 20 лет ([[1948]]-1968) А. Гольденблюм руководил Омским музеем изобразительных искусств им. Врубеля, внес большой вклад в развитие музея и превращения его в областной центр изучения изобразительного искусства. На счету директора полная инвентаризация фондов музея, пополнение художественных коллекций работами известных советских мастеров, а также сибирских и омских художников дореволюционного периода. Эти работы составили основу вновь созданного им отдела изобразительного искусства Сибири. Благодаря его стараниям, в 1967 году в стенах Омского музея появилась первая реставрационная мастерская.  
+
В течение 20 лет ([[1948]]-1968) А. Гольденблюм руководил Омским музеем изобразительных искусств им. Врубеля, внес большой вклад в развитие музея и превращения его в областной центр изучения изобразительного искусства. На счету директора полная инвентаризация фондов музея, пополнение художественных коллекций работами известных советских мастеров, а также сибирских и омских художников дореволюционного периода. Эти работы составили основу вновь созданного им отдела изобразительного искусства Сибири. Благодаря его стараниям, в 1967 году в стенах Омского музея появилась первая реставрационная мастерская.  
  
Первостепенное значение А.М. Гольденблюм придавал массовой работе, контактам музея с учебными заведениями. Чуть ли не ежедневно он читал лекции, проводил экскурсии, которые по словам посетителей музея, производили неизгладимое впечатление. Одно из самых замечательных начинаний – организация совместно с Омской филармонией лекций-концертов, во время которых в качестве музыкальных номеров подбирали такие произведения, которые бы могли усилить впечатление от работ того или иного художника.
+
Первостепенное значение придавал общественной работе, контактам музея с учебными заведениями. Практически в ежедневном режиме он читал лекции, проводил экскурсии, которые по словам посетителей музея, производили на них неизгладимое впечатление. Одно из самых замечательных начинаний – организация совместно с Омской филармонией лекций-концертов, во время которых в качестве музыкальных номеров подбирали такие произведения, которые бы могли усилить впечатление от работ того или иного художника.
  
 
В 1940-1950-е годы А.М. Гольденблюм был частым гостем на Омском радио и телевидении. Постоянными были командировки в сельскую местность. Он был одним из первых действительных членов Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний (впоследствии общество «Знание»), несколько лет являлся председателем секции литературы и искусства.
 
В 1940-1950-е годы А.М. Гольденблюм был частым гостем на Омском радио и телевидении. Постоянными были командировки в сельскую местность. Он был одним из первых действительных членов Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний (впоследствии общество «Знание»), несколько лет являлся председателем секции литературы и искусства.
 
+
Долгие годы Гольденблюм занимался педагогической деятельностью: преподавал в Омском музыкальном училище им. В. Шебалина, в Омском педагогическом институте, где вел курс русского искусства. Там же он написал целый ряд научных работ по истории русского искусства. В 1961 году стал пенсионером республиканского значения.  
Долгие годы Гольденблюм занимался педагогической деятельностью: преподавал в Омском музыкальном училище им. В. Шебалина, в Омском педагогическом институте, где вел курс русского искусства. Там же он написал целый ряд научных работ по истории русского искусства.
+
 
+
В 1961 году А.М. Гольденблюм стал пенсионером республиканского значения.  
+
  
 
Анатолий Морицович Гольденблюм скончался в 1972 году в Омске и был похоронен на Старо-Восточном кладбище.
 
Анатолий Морицович Гольденблюм скончался в 1972 году в Омске и был похоронен на Старо-Восточном кладбище.
  
== Адрес ==
+
== Адреса в Петербурге ==
В 1930-е годы Анатолий Морицович Гольденблюм проживал в [[Ленинград]]е по адресу:
+
* пр. Володарского (Литейный пр.), д. 9, кв. 5.
пр. Володарского, д. 9, кв.,5.
+
  
 
<!--Анатолий Гольденблюм – замечательный искусствовед, талантливый пропагандист русской классической живописи и музыки, творчества советских художников, опытный музейщик, в течение двадцати лет возглавлявший Омский музей изобразительных искусств, в значительной степени способствовавший его развитию и становлению как научно-просветительского учреждения.  
 
<!--Анатолий Гольденблюм – замечательный искусствовед, талантливый пропагандист русской классической живописи и музыки, творчества советских художников, опытный музейщик, в течение двадцати лет возглавлявший Омский музей изобразительных искусств, в значительной степени способствовавший его развитию и становлению как научно-просветительского учреждения.  

Текущая версия на 15:32, 16 апреля 2021

Анатолий Морицович Гольденблюм (1898 – 1972) – искусствовед, выпускник Петришуле 1916 года. Фото 1941 года.

Анатолий Морицович Гольденблюм (22 мая 1898, Петербург - 1972, Омск) — искусствовед, директор Омского художественного музея, выпускник Петришуле 1916 года.

Содержание

[править] Биография

Родился 22 (10) мая 1898 года в Петербурге, в семье известного врача, дирижера и музыкального критика Морица Арнольдовича Гольденблюма (1862 - 1919). Учился в Петришуле на гимназическом отделении в период с 1908 по 1916 год, затем на историко-филологическом факультете Петроградского университета и в Военно-медицинской академии. После революции 1917 года принял активное участие в становлении и пропаганде советского изобразительного и театрального искусства. С 1930 по 1931 год работал в качестве инструктора в культотделе Союза Медсантруд; с 1931 по 1932 год был заведующим массовым сектором Дома работников искусств в Ленинграде; с 1932 по 1936 год - заведующий культотдела Малого академического оперного театра.

С 1936 по 1940 год работал директором музея Государственного академического Большого театра СССР в Москве.

В августе 1941 года вступил добровольцем в дивизию Московского народного ополчения, оборонявшую Москву. Участвовал в декабрьском наступлении под Млсквой в должности командира пулемётного взвода, был тяжело контужен в декабре 1941 года и демобилизован по ранению. В середине 40-х годов был репрессирован "по национальному признаку" и выслан в Сибирь.

[править] В ссылке

В 1947 году по направлению Комитета по делам искусств при Совете Министров РСФСР А.М. Гольденблюм приехал в Омск. Живя в Омске, он был принят на работу в качестве научного сотрудника Омского музея изобразительных искусств; через некоторое время А.М. Гольденблюм был утвержден директором этого музея.

В начале 1950-х годов занимался изданием каталогов, посвященных различным коллекциям, и монографий тех художниках, чьими работами располагал Омский музей. Это Касаткин, Репин, Верещагин и др. Привлекая к этой работе всех сотрудников музея, он выступал либо автором, либо редактором брошюр. Как искусствовед А.М. Гольденблюм – был автором нескольких книг и многочисленных публикаций по различным вопросам искусства, в том числе искусства Омской области.

В течение 20 лет (1948-1968) А. Гольденблюм руководил Омским музеем изобразительных искусств им. Врубеля, внес большой вклад в развитие музея и превращения его в областной центр изучения изобразительного искусства. На счету директора полная инвентаризация фондов музея, пополнение художественных коллекций работами известных советских мастеров, а также сибирских и омских художников дореволюционного периода. Эти работы составили основу вновь созданного им отдела изобразительного искусства Сибири. Благодаря его стараниям, в 1967 году в стенах Омского музея появилась первая реставрационная мастерская.

Первостепенное значение придавал общественной работе, контактам музея с учебными заведениями. Практически в ежедневном режиме он читал лекции, проводил экскурсии, которые по словам посетителей музея, производили на них неизгладимое впечатление. Одно из самых замечательных начинаний – организация совместно с Омской филармонией лекций-концертов, во время которых в качестве музыкальных номеров подбирали такие произведения, которые бы могли усилить впечатление от работ того или иного художника.

В 1940-1950-е годы А.М. Гольденблюм был частым гостем на Омском радио и телевидении. Постоянными были командировки в сельскую местность. Он был одним из первых действительных членов Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний (впоследствии общество «Знание»), несколько лет являлся председателем секции литературы и искусства. Долгие годы Гольденблюм занимался педагогической деятельностью: преподавал в Омском музыкальном училище им. В. Шебалина, в Омском педагогическом институте, где вел курс русского искусства. Там же он написал целый ряд научных работ по истории русского искусства. В 1961 году стал пенсионером республиканского значения.

Анатолий Морицович Гольденблюм скончался в 1972 году в Омске и был похоронен на Старо-Восточном кладбище.

[править] Адреса в Петербурге

  • пр. Володарского (Литейный пр.), д. 9, кв. 5.


[править] Фотогалерея

[править] Награды

  • Медаль «За оборону Москвы»;
  • Медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.";
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

[править] Источники

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле