Гольденблюм, Анатолий Морицович

Материал из ALLPETRISCHULE
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
[[File:1941 Goldenblum1.JPG|thumb|250px|Анатолий Морицович Гольденблюм ([[1898]] – 1972) – искусствовед, выпускник [[Петришуле]] 1916 года. Фото 1941 года.]]
+
[[File:1941 Goldenblum1.JPG|thumb|250px|Анатолий Морицович Гольденблюм ([[1898]] – 1972) – искусствовед, выпускник [[Петришуле]] [[1916]] года. Фото [[1941]] года.]]
  
'''Анатолий Морицович Гольденблюм'''  (22 мая [[1898]], [[Петербург]] - 1972, Омск) — искусствовед, директор Омского художественного музея, выпускник [[Петришуле]] 1916 года.
+
'''Анатолий Морицович Гольденблюм'''  (22 мая [[1898]], [[Петербург]] - 1972, Омск) — искусствовед, директор Омского художественного музея, выпускник [[Петришуле]] [[1916]] года.
 
==Биография==  
 
==Биография==  
А.М. Гольденблюм родился 22 (10) мая [[1898]] года в [[Петербург]]е, в семье известного врача, дирижера и музыкального критика Морица Арнольдовича Гольденблюма (1862 - [[1919]]).
+
А.М. Гольденблюм родился 22 (10) мая [[1898]] года в [[Петербург]]е, в семье известного врача, дирижера и музыкального критика Морица Арнольдовича Гольденблюма ([[1862]] - [[1919]]).
Учился в [[Петришуле]] на гимназическом отделении в период с  1908 по 1916 год.
+
Учился в [[Петришуле]] на гимназическом отделении в период с  [[1908]] по [[1916]] год, а также на историко-филологическом факультете [[Санкт-Петербургский государственный университет|Петроградского университета]] и в [[Петербургская медико-хирургическая академия|Военно-медицинской академии.]]
Учился на историко-филологическом факультете [[Санкт-Петербургский государственный университет|Петроградского университета]] и в [[Петербургская медико-хирургическая академия|
+
Военно-медицинской академии.]]
+
  
Вскоре после революции 1917 года А.М. Гольденблюм принял активное участие в становлении и пропаганде советского изобразительного и театрального искусства.
+
Вскоре после революции [[1917]] года А.М. Гольденблюм принял активное участие в становлении и пропаганде советского изобразительного и театрального искусства.
  
С [[1930]] по 1931 год работал в качестве инструктора в культотделе Союза Медсантруд; с 1931 по 1932 год - заведующий массовым сектором Дома работников искусств в [[Ленинград]]е; с 1932 по [[1936]] год - заведующий культотдела Малого академического оперного театра.
+
С [[1930]] по [[1931]] год работал в качестве инструктора в культотделе Союза Медсантруд; с [[1931]] по [[1932]] год - заведующий массовым сектором Дома работников искусств в [[Ленинград]]е; с [[1932]] по [[1936]] год - заведующий культотдела Малого академического оперного театра.
  
С [[1936]] по 1940 год А.М. Гольденблюм работал директором музея Государственного ордена Ленина Академического Большого театра СССР в Москве.   
+
С [[1936]] по [[1940]] год А.М. Гольденблюм работал директором музея Государственного ордена Ленина Академического Большого театра СССР в Москве.   
  
В 1941 году с началом войны А.М. Гольденблюм вступил добровольцем в дивизию Московского народного ополчения, оборонявшую Москву. Участвовал в декабрьском наступлении в должности командира пулемётного взвода, был тяжело контужен в сражении под Москвой в декабре 1941 года и демобилизован по ранению.
+
В [[1941]] году с началом войны А.М. Гольденблюм вступил добровольцем в дивизию Московского народного ополчения, оборонявшую Москву. Участвовал в декабрьском наступлении в должности командира пулемётного взвода, был тяжело контужен в сражении под Москвой в декабре [[1941]] года и демобилизован по ранению.
 
В середине 40-х годов А.М. Гольденблюм был незаконно репрессирован и выслан в Сибирь.
 
В середине 40-х годов А.М. Гольденблюм был незаконно репрессирован и выслан в Сибирь.
  
В 1947 году по направлению Комитета по делам искусств при Совете Министров РСФСР А.М. Гольденблюм приехал в Омск. Живя в Омске, он был принят на работу в качестве научного сотрудника Омского музея изобразительных искусств; через некоторое время А.М. Гольденблюм был утвержден директором этого музея.
+
В [[1947]] году по направлению Комитета по делам искусств при Совете Министров РСФСР А.М. Гольденблюм приехал в Омск. Живя в Омске, он был принят на работу в качестве научного сотрудника Омского музея изобразительных искусств; через некоторое время А.М. Гольденблюм был утвержден директором этого музея.
 
   
 
   
 
Анатолий Морицович в 1950-е годы взялся за издание каталогов, посвященных различным музейным коллекциям, и монографий о тех художниках, чьими работами располагал Омский музей. Это Касаткин, Репин, Верещагин и др. Привлекая к этой работе всех сотрудников музея, он выступал либо автором, либо редактором брошюр. Искусствовед А.М. Гольденблюм – автор нескольких книг и многочисленных публикаций по различным вопросам искусства, в том числе искусства Омской области.
 
Анатолий Морицович в 1950-е годы взялся за издание каталогов, посвященных различным музейным коллекциям, и монографий о тех художниках, чьими работами располагал Омский музей. Это Касаткин, Репин, Верещагин и др. Привлекая к этой работе всех сотрудников музея, он выступал либо автором, либо редактором брошюр. Искусствовед А.М. Гольденблюм – автор нескольких книг и многочисленных публикаций по различным вопросам искусства, в том числе искусства Омской области.
  
В течение 20 лет (1948-1968) А.М. Гольденблюм руководил Омским музеем изобразительных искусств им. Врубеля, внес большой вклад в развитие музея и превращения его в областной центр изучения изобразительного искусства. На счету директора полная инвентаризация фондов музея, пополнение художественных коллекций работами известных советских мастеров, а также сибирских и омских художников дореволюционного периода. Эти работы составили основу вновь созданного им отдела изобразительного искусства Сибири. Благодаря его стараниям, в 1967 году в стенах Омского музея появилась первая реставрационная мастерская. Первостепенное значение Гольденблюм придавал массовой работе, контактам музея с учебными заведениями. Чуть ли не ежедневно он читал лекции, проводил экскурсии, которые по словам посетителей музея, производили неизгладимое впечатление. Одно из самых замечательных начинаний – организация совместно с Омской филармонией лекций-концертов, во время которых в качестве музыкальных номеров подбирали такие произведения, которые бы могли усилить впечатление от работ того или иного художника.
+
В течение 20 лет ([[1948]]-1968) А.М. Гольденблюм руководил Омским музеем изобразительных искусств им. Врубеля, внес большой вклад в развитие музея и превращения его в областной центр изучения изобразительного искусства. На счету директора полная инвентаризация фондов музея, пополнение художественных коллекций работами известных советских мастеров, а также сибирских и омских художников дореволюционного периода. Эти работы составили основу вновь созданного им отдела изобразительного искусства Сибири. Благодаря его стараниям, в 1967 году в стенах Омского музея появилась первая реставрационная мастерская.  
 +
 
 +
Первостепенное значение А.М. Гольденблюм придавал массовой работе, контактам музея с учебными заведениями. Чуть ли не ежедневно он читал лекции, проводил экскурсии, которые по словам посетителей музея, производили неизгладимое впечатление. Одно из самых замечательных начинаний – организация совместно с Омской филармонией лекций-концертов, во время которых в качестве музыкальных номеров подбирали такие произведения, которые бы могли усилить впечатление от работ того или иного художника.
  
 
В 1940-1950-е годы А.М. Гольденблюм был частым гостем на Омском радио и телевидении. Постоянными были командировки в сельскую местность. Он был одним из первых действительных членов Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний (впоследствии общество «Знание»), несколько лет являлся председателем секции литературы и искусства.
 
В 1940-1950-е годы А.М. Гольденблюм был частым гостем на Омском радио и телевидении. Постоянными были командировки в сельскую местность. Он был одним из первых действительных членов Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний (впоследствии общество «Знание»), несколько лет являлся председателем секции литературы и искусства.
Строка 32: Строка 32:
  
 
== Адрес ==
 
== Адрес ==
В 30-е годы Анатолий Морицович Гольденблюм проживал в [[Ленинград]]е по адресу:
+
В 1930-е годы Анатолий Морицович Гольденблюм проживал в [[Ленинград]]е по адресу:
 
пр. Володарского, д. 9, кв.,5.
 
пр. Володарского, д. 9, кв.,5.
  
Строка 57: Строка 57:
 
* Медаль «За оборону Москвы»;
 
* Медаль «За оборону Москвы»;
 
* Медаль «За победу над Германией»;
 
* Медаль «За победу над Германией»;
* Медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».  
+
* Медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны [[1941]]-[[1945]] гг.»
 
==Источники==
 
==Источники==
 
* Архив [[Петришуле]]: фонд 18;
 
* Архив [[Петришуле]]: фонд 18;
* [http://www.lib.omsk.ru/csmb.php?page=list13 Омские муниципальные библиотеки]
+
* [http://www.lib.omsk.ru/csmb.php?page=list13 Омские муниципальные библиотеки];
* [http://www.iaoo.ru/note69.html Исторический архив Омской области]
+
* [http://www.iaoo.ru/note69.html Исторический архив Омской области].
  
 
[[Категория:Все статьи]]
 
[[Категория:Все статьи]]

Версия 05:10, 26 марта 2014

Анатолий Морицович Гольденблюм (1898 – 1972) – искусствовед, выпускник Петришуле 1916 года. Фото 1941 года.

Анатолий Морицович Гольденблюм (22 мая 1898, Петербург - 1972, Омск) — искусствовед, директор Омского художественного музея, выпускник Петришуле 1916 года.

Содержание

Биография

А.М. Гольденблюм родился 22 (10) мая 1898 года в Петербурге, в семье известного врача, дирижера и музыкального критика Морица Арнольдовича Гольденблюма (1862 - 1919). Учился в Петришуле на гимназическом отделении в период с 1908 по 1916 год, а также на историко-филологическом факультете Петроградского университета и в Военно-медицинской академии.

Вскоре после революции 1917 года А.М. Гольденблюм принял активное участие в становлении и пропаганде советского изобразительного и театрального искусства.

С 1930 по 1931 год работал в качестве инструктора в культотделе Союза Медсантруд; с 1931 по 1932 год - заведующий массовым сектором Дома работников искусств в Ленинграде; с 1932 по 1936 год - заведующий культотдела Малого академического оперного театра.

С 1936 по 1940 год А.М. Гольденблюм работал директором музея Государственного ордена Ленина Академического Большого театра СССР в Москве.

В 1941 году с началом войны А.М. Гольденблюм вступил добровольцем в дивизию Московского народного ополчения, оборонявшую Москву. Участвовал в декабрьском наступлении в должности командира пулемётного взвода, был тяжело контужен в сражении под Москвой в декабре 1941 года и демобилизован по ранению. В середине 40-х годов А.М. Гольденблюм был незаконно репрессирован и выслан в Сибирь.

В 1947 году по направлению Комитета по делам искусств при Совете Министров РСФСР А.М. Гольденблюм приехал в Омск. Живя в Омске, он был принят на работу в качестве научного сотрудника Омского музея изобразительных искусств; через некоторое время А.М. Гольденблюм был утвержден директором этого музея.

Анатолий Морицович в 1950-е годы взялся за издание каталогов, посвященных различным музейным коллекциям, и монографий о тех художниках, чьими работами располагал Омский музей. Это Касаткин, Репин, Верещагин и др. Привлекая к этой работе всех сотрудников музея, он выступал либо автором, либо редактором брошюр. Искусствовед А.М. Гольденблюм – автор нескольких книг и многочисленных публикаций по различным вопросам искусства, в том числе искусства Омской области.

В течение 20 лет (1948-1968) А.М. Гольденблюм руководил Омским музеем изобразительных искусств им. Врубеля, внес большой вклад в развитие музея и превращения его в областной центр изучения изобразительного искусства. На счету директора полная инвентаризация фондов музея, пополнение художественных коллекций работами известных советских мастеров, а также сибирских и омских художников дореволюционного периода. Эти работы составили основу вновь созданного им отдела изобразительного искусства Сибири. Благодаря его стараниям, в 1967 году в стенах Омского музея появилась первая реставрационная мастерская.

Первостепенное значение А.М. Гольденблюм придавал массовой работе, контактам музея с учебными заведениями. Чуть ли не ежедневно он читал лекции, проводил экскурсии, которые по словам посетителей музея, производили неизгладимое впечатление. Одно из самых замечательных начинаний – организация совместно с Омской филармонией лекций-концертов, во время которых в качестве музыкальных номеров подбирали такие произведения, которые бы могли усилить впечатление от работ того или иного художника.

В 1940-1950-е годы А.М. Гольденблюм был частым гостем на Омском радио и телевидении. Постоянными были командировки в сельскую местность. Он был одним из первых действительных членов Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний (впоследствии общество «Знание»), несколько лет являлся председателем секции литературы и искусства.

Долгие годы Гольденблюм занимался педагогической деятельностью: преподавал в Омском музыкальном училище им. В. Шебалина, в Омском педагогическом институте, где вел курс русского искусства. Там же он написал целый ряд научных работ по истории русского искусства.

В 1961 году А.М. Гольденблюм стал пенсионером республиканского значения.

Анатолий Морицович Гольденблюм скончался в 1972 году в Омске и был похоронен на Старо-Восточном кладбище.

Адрес

В 1930-е годы Анатолий Морицович Гольденблюм проживал в Ленинграде по адресу: пр. Володарского, д. 9, кв.,5.


Фотогалерея

Награды

  • Медаль «За оборону Москвы»;
  • Медаль «За победу над Германией»;
  • Медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Источники

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле