Гольденблюм, Анатолий Морицович
м |
WKnovich (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | [[Файл:1941 Goldenblum1.JPG|thumb|250px|Анатолий Морицович Гольденблюм (1898 – 1972) – искусствовед, выпускник Петришуле 1916 года. Фото 1941 года.]] | + | [[Файл:1941 Goldenblum1.JPG|thumb|250px|Анатолий Морицович Гольденблюм (1898 – 1972) – искусствовед, выпускник [[Петришуле]] 1916 года. Фото 1941 года.]] |
'''Анатолий Морицович Гольденблюм''' (22 мая 1898, [[Петербург]] - 1972, Омск) — искусствовед, директор Омского художественного музея, выпускник [[Петришуле]] 1916 года. | '''Анатолий Морицович Гольденблюм''' (22 мая 1898, [[Петербург]] - 1972, Омск) — искусствовед, директор Омского художественного музея, выпускник [[Петришуле]] 1916 года. | ||
==Биография== | ==Биография== | ||
− | А.М. Гольденблюм родился | + | А.М. Гольденблюм родился 22 (10) мая 1898 года в [[Петербург]]е, в семье известного врача, дирижера и музыкального критика Морица Арнольдовича Гольденблюма (1862 - 1919). |
Учился в [[Петришуле]] на гимназическом отделении в период с 1908 по 1916 год. | Учился в [[Петришуле]] на гимназическом отделении в период с 1908 по 1916 год. | ||
Учился на историко-филологическом факультете [[Санкт-Петербургский государственный университет|Петроградского университета]] и в [[Петербургская медико-хирургическая академия| | Учился на историко-филологическом факультете [[Санкт-Петербургский государственный университет|Петроградского университета]] и в [[Петербургская медико-хирургическая академия| | ||
Военно-медицинской академии.]] | Военно-медицинской академии.]] | ||
− | Вскоре после революции 1917 года А.М. Гольденблюм принял активное участие в становлении и пропаганде советского изобразительного и театрального искусства. | + | Вскоре после революции 1917 года А.М. Гольденблюм принял активное участие в становлении и пропаганде советского изобразительного и театрального искусства. |
С 1930 по 1931 год работал в качестве инструктора в культотделе Союза Медсантруд; с 1931 по 1932 год - заведующий массовым сектором Дома работников искусств в Ленинграде; с 1932 по 1936 год - заведующий культотдела Малого академического оперного театра. | С 1930 по 1931 год работал в качестве инструктора в культотделе Союза Медсантруд; с 1931 по 1932 год - заведующий массовым сектором Дома работников искусств в Ленинграде; с 1932 по 1936 год - заведующий культотдела Малого академического оперного театра. | ||
− | С 1936 по 1940 год А.М. Гольденблюм работал | + | С 1936 по 1940 год А.М. Гольденблюм работал директором музея Государственного ордена Ленина Академического Большого театра СССР в Москве. |
В 1941 году с началом войны А.М. Гольденблюм вступил добровольцем в дивизию Московского народного ополчения, оборонявшую Москву. Участвовал в декабрьском наступлении в должности командира пулемётного взвода, был тяжело контужен в сражении под Москвой в декабре 1941 года и демобилизован по ранению. | В 1941 году с началом войны А.М. Гольденблюм вступил добровольцем в дивизию Московского народного ополчения, оборонявшую Москву. Участвовал в декабрьском наступлении в должности командира пулемётного взвода, был тяжело контужен в сражении под Москвой в декабре 1941 года и демобилизован по ранению. | ||
В 1947 году А.М. Гольденблюм был несправедливо репрессирован и выслан в Сибирь. | В 1947 году А.М. Гольденблюм был несправедливо репрессирован и выслан в Сибирь. | ||
− | Живя в Омске он был принят на работу в качестве научного сотрудника Омского музея изобразительных искусств; через некоторое время А.М. Гольденблюм был утвержден директором этого музея. | + | В 1947 году по направлению Комитета по делам искусств при Совете Министров РСФСР А.М. Гольденблюм приехал в Омск. Живя в Омске, он был принят на работу в качестве научного сотрудника Омского музея изобразительных искусств; через некоторое время А.М. Гольденблюм был утвержден директором этого музея. |
+ | |||
+ | Анатолий Морицович в 1950-е годы взялся за издание каталогов, посвященных различным музейным коллекциям, и монографий о тех художниках, чьими работами располагал Омский музей. Это Касаткин, Репин, Верещагин и др. Привлекая к этой работе всех сотрудников музея, он выступал либо автором, либо редактором брошюр. Искусствовед А.М. Гольденблюм – автор нескольких книг и многочисленных публикаций по различным вопросам искусства, в том числе искусства Омской области. | ||
− | В течение 20 лет А.М. Гольденблюм руководил Омским музеем изобразительных искусств. | + | В течение 20 лет (1948-1968) А.М. Гольденблюм руководил Омским музеем изобразительных искусств им. Врубеля, внес большой вклад в развитие музея и превращения его в областной центр изучения изобразительного искусства. На счету директора полная инвентаризация фондов музея, пополнение художественных коллекций работами известных советских мастеров, а также сибирских и омских художников дореволюционного периода. Эти работы составили основу вновь созданного им отдела изобразительного искусства Сибири. Благодаря его стараниям, в 1967 году в стенах Омского музея появилась первая реставрационная мастерская. Первостепенное значение Гольденблюм придавал массовой работе, контактам музея с учебными заведениями. Чуть ли не ежедневно он читал лекции, проводил экскурсии, которые по словам посетителей музея, производили неизгладимое впечатление. Одно из самых замечательных начинаний – организация совместно с Омской филармонией лекций-концертов, во время которых в качестве музыкальных номеров подбирали такие произведения, которые бы могли усилить впечатление от работ того или иного художника. |
− | В | + | В 1940-1950-е годы был частым гостем на Омском радио и телевидении. Постоянными были командировки в сельскую местность. Гольденблюм был одним из первых действительных членов Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний (впоследствии общество «Знание»), несколько лет являлся председателем секции литературы и искусства. |
− | + | Долгие годы Гольденблюм занимался педагогической деятельностью: преподавал в Омском музыкальном училище им. В. Шебалина, в Омском педагогическом институте, где вел курс русского искусства. Там же он написал целый ряд научных работ по истории русского искусства. | |
− | А.М. Гольденблюм | + | В 1961 году А.М. Гольденблюм стал пенсионером республиканского значения. |
− | <!--Анатолий Гольденблюм – замечательный искусствовед, талантливый пропагандист русской классической живописи и музыки, творчества советских художников, опытный музейщик, в течение двадцати лет возглавлявший Омский музей изобразительных искусств, в значительной степени способствовавший его развитию и становлению как научно-просветительского учреждения. Родился 22 (10) мая 1898 года в Санкт-Петербурге. Учился на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета, в Военно-медицинской академии. В 30-е годы заведовал музеем Государственного ордена Ленина Академического Большого театра СССР. Став членом прославленного творческого коллектива страны, общаясь с корифеями советской сцены, оказался равным среди равных и немало почерпнул для своей творческой копилки. Участник Великой Отечественной войны. Удостоен трех медалей: «За оборону Москвы», «За победу над Германией» и «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». В 1947 году по направлению Комитета по делам искусств при Совете Министров РСФСР А.М. Гольденблюм приехал в Омск. Некоторое время числился научным сотрудником Омского музея изобразительных искусств, вскоре его возглавил. Здесь он нашел свое место, применение знаниям и опыту. В течение 20 лет Анатолий Морицович Гольденблюм руководил омским музеем. На счету этого человека полная инвентаризация всех произведений искусства музея, пополнение художественных фондов работами советских мастеров, сибирских и омских художников, составивших основу созданного им отдела советского искусства, реорганизация музея. Благодаря его стараниям, в 1967 году в стенах музея ИЗО появилась первая реставрационная мастерская. Первостепенное значение Гольденблюм придавал массовой работе, контактам музея с учебными заведениями. Побуждал сотрудников к активности и сам служил тому примером. Чуть ли не ежедневно читал лекции, проводил экскурсии, которые по словам посетителей музея, производили неизгладимое впечатление. Одно из самых замечательных начинаний – организация совместно с Омской филармонией лекций-концертов, во время которых в качестве музыкальных номеров подбирали такие произведения, которые бы могли усилить впечатление от работ того или иного художника. Не так много в то время в Омске было концертных площадок, и выступление музыкантов в музее изобразительных искусств вызывало у омичей живейший интерес. Вдумчиво изучив фонды музея, Анатолий Морицович в 1950-е годы взялся за издание каталогов, посвященных различным музейным коллекциям, и монографий о тех художниках, чьими работами располагал Омский музей. Это Касаткин, Репин, Верещагин и иные. Привлекая к этой работе всех сотрудников музея, он выступал либо автором, либо редактором брошюр. Искусствовед А.М. Гольденблюм – автор нескольких книг и многочисленных публикаций по различным вопросам искусства, в том числе искусства Омской области. Благодаря многолетней пропаганде музыкального и изобразительного искусства для многих омичей Анатолий Морицович Гольденблюм является олицетворением целой эпохи в культурной жизни Омска. Он писал рецензии на спектакли и концерты, горячо и убедительно выступал на обсуждениях выставок, на художественных советах омских театров при выпуске премьер, на совещаниях и диспутах по вопросам искусства. В 1940-1950-е годы был частым гостем на Омском радио и телевидении. Постоянными были командировки в сельскую местность. Гольденблюм был одним из первых действительных членов Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний (впоследствии общество «Знание»), несколько лет являлся председателем секции литературы и искусства. Долгие годы Гольденблюм занимался педагогической деятельностью: преподавал в Омском музыкальном училище им. В. Шебалина, в Омском педагогическом институте. Огромный и многогранный труд искусствоведа не остался неоцененным. В 1961 году он стал пенсионером республиканского значения. Скончался в 1972 году. Похоронен в Омске на Старо-Восточном кладбище. Имя Анатолия Морицовича Гольденблюма останется вписанным золотыми буквами в историю культурной жизни Омска второй половины XX столетия.--> | + | Анатолий Морицович Гольденблюм скончался в 1972 году в Омске и был похоронен на Старо-Восточном кладбище. |
+ | |||
+ | <!--Анатолий Гольденблюм – замечательный искусствовед, талантливый пропагандист русской классической живописи и музыки, творчества советских художников, опытный музейщик, в течение двадцати лет возглавлявший Омский музей изобразительных искусств, в значительной степени способствовавший его развитию и становлению как научно-просветительского учреждения. | ||
+ | Родился 22 (10) мая 1898 года в Санкт-Петербурге. Учился на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета, в Военно-медицинской академии. | ||
+ | В 30-е годы заведовал музеем Государственного ордена Ленина Академического Большого театра СССР. Став членом прославленного творческого коллектива страны, общаясь с корифеями советской сцены, оказался равным среди равных и немало почерпнул для своей творческой копилки. | ||
+ | Участник Великой Отечественной войны. Удостоен трех медалей: «За оборону Москвы», «За победу над Германией» и «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». | ||
+ | В 1947 году по направлению Комитета по делам искусств при Совете Министров РСФСР А.М. Гольденблюм приехал в Омск. Некоторое время числился научным сотрудником Омского музея изобразительных искусств, вскоре его возглавил. Здесь он нашел свое место, применение знаниям и опыту. В течение 20 лет Анатолий Морицович Гольденблюм руководил омским музеем. | ||
+ | На счету этого человека полная инвентаризация всех произведений искусства музея, пополнение художественных фондов работами советских мастеров, сибирских и омских художников, составивших основу созданного им отдела советского искусства, реорганизация музея. Благодаря его стараниям, в 1967 году в стенах музея ИЗО появилась первая реставрационная мастерская. Первостепенное значение Гольденблюм придавал массовой работе, контактам музея с учебными заведениями. Побуждал сотрудников к активности и сам служил тому примером. Чуть ли не ежедневно читал лекции, проводил экскурсии, которые по словам посетителей музея, производили неизгладимое впечатление. Одно из самых замечательных начинаний – организация совместно с Омской филармонией лекций-концертов, во время которых в качестве музыкальных номеров подбирали такие произведения, которые бы могли усилить впечатление от работ того или иного художника. Не так много в то время в Омске было концертных площадок, и выступление музыкантов в музее изобразительных искусств вызывало у омичей живейший интерес. | ||
+ | Вдумчиво изучив фонды музея, Анатолий Морицович в 1950-е годы взялся за издание каталогов, посвященных различным музейным коллекциям, и монографий о тех художниках, чьими работами располагал Омский музей. Это Касаткин, Репин, Верещагин и иные. Привлекая к этой работе всех сотрудников музея, он выступал либо автором, либо редактором брошюр. Искусствовед А.М. Гольденблюм – автор нескольких книг и многочисленных публикаций по различным вопросам искусства, в том числе искусства Омской области. | ||
+ | Благодаря многолетней пропаганде музыкального и изобразительного искусства для многих омичей Анатолий Морицович Гольденблюм является олицетворением целой эпохи в культурной жизни Омска. Он писал рецензии на спектакли и концерты, горячо и убедительно выступал на обсуждениях выставок, на художественных советах омских театров при выпуске премьер, на совещаниях и диспутах по вопросам искусства. | ||
+ | В 1940-1950-е годы был частым гостем на Омском радио и телевидении. Постоянными были командировки в сельскую местность. Гольденблюм был одним из первых действительных членов Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний (впоследствии общество «Знание»), несколько лет являлся председателем секции литературы и искусства. Долгие годы Гольденблюм занимался педагогической деятельностью: преподавал в Омском музыкальном училище им. В. Шебалина, в Омском педагогическом институте. Огромный и многогранный труд искусствоведа не остался неоцененным. | ||
+ | В 1961 году он стал пенсионером республиканского значения. Скончался в 1972 году. Похоронен в Омске на Старо-Восточном кладбище. Имя Анатолия Морицовича Гольденблюма останется вписанным золотыми буквами в историю культурной жизни Омска второй половины XX столетия.--> | ||
==Фотогалерея== | ==Фотогалерея== | ||
<center><gallery caption="В память об Анатолии Морицовиче Гольденблюме:" widths="170px" heights="170px" perrow="5"> | <center><gallery caption="В память об Анатолии Морицовиче Гольденблюме:" widths="170px" heights="170px" perrow="5"> |
Версия 06:30, 25 августа 2013
Анатолий Морицович Гольденблюм (22 мая 1898, Петербург - 1972, Омск) — искусствовед, директор Омского художественного музея, выпускник Петришуле 1916 года.
Содержание |
Биография
А.М. Гольденблюм родился 22 (10) мая 1898 года в Петербурге, в семье известного врача, дирижера и музыкального критика Морица Арнольдовича Гольденблюма (1862 - 1919). Учился в Петришуле на гимназическом отделении в период с 1908 по 1916 год. Учился на историко-филологическом факультете Петроградского университета и в Военно-медицинской академии.
Вскоре после революции 1917 года А.М. Гольденблюм принял активное участие в становлении и пропаганде советского изобразительного и театрального искусства.
С 1930 по 1931 год работал в качестве инструктора в культотделе Союза Медсантруд; с 1931 по 1932 год - заведующий массовым сектором Дома работников искусств в Ленинграде; с 1932 по 1936 год - заведующий культотдела Малого академического оперного театра.
С 1936 по 1940 год А.М. Гольденблюм работал директором музея Государственного ордена Ленина Академического Большого театра СССР в Москве.
В 1941 году с началом войны А.М. Гольденблюм вступил добровольцем в дивизию Московского народного ополчения, оборонявшую Москву. Участвовал в декабрьском наступлении в должности командира пулемётного взвода, был тяжело контужен в сражении под Москвой в декабре 1941 года и демобилизован по ранению. В 1947 году А.М. Гольденблюм был несправедливо репрессирован и выслан в Сибирь.
В 1947 году по направлению Комитета по делам искусств при Совете Министров РСФСР А.М. Гольденблюм приехал в Омск. Живя в Омске, он был принят на работу в качестве научного сотрудника Омского музея изобразительных искусств; через некоторое время А.М. Гольденблюм был утвержден директором этого музея.
Анатолий Морицович в 1950-е годы взялся за издание каталогов, посвященных различным музейным коллекциям, и монографий о тех художниках, чьими работами располагал Омский музей. Это Касаткин, Репин, Верещагин и др. Привлекая к этой работе всех сотрудников музея, он выступал либо автором, либо редактором брошюр. Искусствовед А.М. Гольденблюм – автор нескольких книг и многочисленных публикаций по различным вопросам искусства, в том числе искусства Омской области.
В течение 20 лет (1948-1968) А.М. Гольденблюм руководил Омским музеем изобразительных искусств им. Врубеля, внес большой вклад в развитие музея и превращения его в областной центр изучения изобразительного искусства. На счету директора полная инвентаризация фондов музея, пополнение художественных коллекций работами известных советских мастеров, а также сибирских и омских художников дореволюционного периода. Эти работы составили основу вновь созданного им отдела изобразительного искусства Сибири. Благодаря его стараниям, в 1967 году в стенах Омского музея появилась первая реставрационная мастерская. Первостепенное значение Гольденблюм придавал массовой работе, контактам музея с учебными заведениями. Чуть ли не ежедневно он читал лекции, проводил экскурсии, которые по словам посетителей музея, производили неизгладимое впечатление. Одно из самых замечательных начинаний – организация совместно с Омской филармонией лекций-концертов, во время которых в качестве музыкальных номеров подбирали такие произведения, которые бы могли усилить впечатление от работ того или иного художника.
В 1940-1950-е годы был частым гостем на Омском радио и телевидении. Постоянными были командировки в сельскую местность. Гольденблюм был одним из первых действительных членов Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний (впоследствии общество «Знание»), несколько лет являлся председателем секции литературы и искусства.
Долгие годы Гольденблюм занимался педагогической деятельностью: преподавал в Омском музыкальном училище им. В. Шебалина, в Омском педагогическом институте, где вел курс русского искусства. Там же он написал целый ряд научных работ по истории русского искусства.
В 1961 году А.М. Гольденблюм стал пенсионером республиканского значения.
Анатолий Морицович Гольденблюм скончался в 1972 году в Омске и был похоронен на Старо-Восточном кладбище.
Фотогалерея
Награды
- Медаль «За оборону Москвы»;
- Медаль «За победу над Германией»;
- Медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».