Голубовская, Надежда Иосифовна
м |
WKnovich (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | [[Файл:GOLUBOVSKAIA 3.jpg|thumb|250px|Надежда Иосифовна Голубовская | + | [[Файл:GOLUBOVSKAIA 3.jpg|thumb|250px|Надежда Иосифовна Голубовская (1891-1975) — российская пианистка, клавесинистка и музыкальный педагог. Заслуженная артистка РСФСР (1937).]] |
− | '''Надежда Иосифовна Голубовская''' (30 августа 1891, [[Санкт-Петербург]] — 5 декабря 1975, [[Санкт-Петербург|Ленинград]]) — российская пианистка, клавесинистка и музыкальный педагог. | + | '''Надежда Иосифовна Голубовская''' (30 августа 1891, [[Санкт-Петербург]] — 5 декабря 1975, [[Санкт-Петербург|Ленинград]]) — российская пианистка, клавесинистка и музыкальный педагог. Заслуженная артистка РСФСР (1937). |
− | + | Н. И. Голубовская родилась в Санкт-Петербурге. Общее образование получила в женской гимназии [[Петришуле]] (1900-1907). Окончила Санкт-Петербургскую консерваторию в 1914 году, где училась у А.А. Розановой-Нечаевой и С.М. Ляпунова; считается, что на выпускном экзамене Голубовская была главной соперницей Сергея Прокофьева в борьбе за высшую выпускную награду — медаль имени Антона Рубинштейна. | |
− | В 1923 году на протяжении трёх месяцев | + | В 1923 году на протяжении трёх месяцев Надежда Иосифовна проходила стажировку в Берлине, где изучала игру на клавесине. |
Выступала в концертах с 1915 года. В 1917 году дала первый сольный концерт, в рецензии на который отмечалось: | Выступала в концертах с 1915 года. В 1917 году дала первый сольный концерт, в рецензии на который отмечалось: | ||
− | " | + | "много тонкой поэзии, живого чувства; большая ритмическая чёткость |
− | сочетается с эмоциональной страстностью и нервностью." - Вячеслав Каратыгин, | + | сочетается с эмоциональной страстностью и нервностью." |
− | музыкальный критик. | + | - Вячеслав Каратыгин, музыкальный критик. |
− | Одновременно выступала как аккомпаниатор — в частности, с певицей Зоей Лодий и скрипачом Михаилом Рейсоном. | + | Одновременно Голубовская выступала и как аккомпаниатор — в частности, с певицей Зоей Лодий и скрипачом Михаилом Рейсоном. |
− | В 1930-60-е годы был сделан ряд записей Голубовской, преимущественно по радиотрансляциям, — в том числе концерт № 23 и ряд сольных произведений В. А. Моцарта, соната № 3 Ф. Шопена, произведения Ж. Ф. Рамо, Д. Скарлатти, Г. Ф. Генделя. | + | В 1930-60-е годы был сделан ряд записей Голубовской, преимущественно по радиотрансляциям, — в том числе концерт № 23 и ряд сольных произведений В. А. Моцарта, соната № 3 Ф. Шопена, произведения Ж. Ф. Рамо, Д. Скарлатти, Г. Ф. Генделя. Мемуаристы послевоенных лет вспоминают её многочисленные летние концерты в Тарусе. |
− | Огромный вклад внесла Голубовская в советскую фортепианную педагогику. С 1920 года она преподавала в | + | Огромный вклад внесла Голубовская в советскую фортепианную педагогику. С 1920 года она преподавала в Ленинградской консерватории (профессор с 1935 года), где воспитала многих концертирующих пианистов, среди них: Н. Щемелинова, В. Нильсен, М. Карандашева, А. Угорский, Г. Тальрозе, Е Шишко. В 1941-1944 годах Голубовская была заведующей фортепианной кафедрой Уральской консерватории, а с 1945 по 1963 год была консультантом Таллиннской консерватории. |
== Избранные труды == | == Избранные труды == |
Версия 19:46, 16 декабря 2012
Надежда Иосифовна Голубовская (30 августа 1891, Санкт-Петербург — 5 декабря 1975, Ленинград) — российская пианистка, клавесинистка и музыкальный педагог. Заслуженная артистка РСФСР (1937).
Н. И. Голубовская родилась в Санкт-Петербурге. Общее образование получила в женской гимназии Петришуле (1900-1907). Окончила Санкт-Петербургскую консерваторию в 1914 году, где училась у А.А. Розановой-Нечаевой и С.М. Ляпунова; считается, что на выпускном экзамене Голубовская была главной соперницей Сергея Прокофьева в борьбе за высшую выпускную награду — медаль имени Антона Рубинштейна.
В 1923 году на протяжении трёх месяцев Надежда Иосифовна проходила стажировку в Берлине, где изучала игру на клавесине.
Выступала в концертах с 1915 года. В 1917 году дала первый сольный концерт, в рецензии на который отмечалось:
"много тонкой поэзии, живого чувства; большая ритмическая чёткость сочетается с эмоциональной страстностью и нервностью." - Вячеслав Каратыгин, музыкальный критик.
Одновременно Голубовская выступала и как аккомпаниатор — в частности, с певицей Зоей Лодий и скрипачом Михаилом Рейсоном.
В 1930-60-е годы был сделан ряд записей Голубовской, преимущественно по радиотрансляциям, — в том числе концерт № 23 и ряд сольных произведений В. А. Моцарта, соната № 3 Ф. Шопена, произведения Ж. Ф. Рамо, Д. Скарлатти, Г. Ф. Генделя. Мемуаристы послевоенных лет вспоминают её многочисленные летние концерты в Тарусе.
Огромный вклад внесла Голубовская в советскую фортепианную педагогику. С 1920 года она преподавала в Ленинградской консерватории (профессор с 1935 года), где воспитала многих концертирующих пианистов, среди них: Н. Щемелинова, В. Нильсен, М. Карандашева, А. Угорский, Г. Тальрозе, Е Шишко. В 1941-1944 годах Голубовская была заведующей фортепианной кафедрой Уральской консерватории, а с 1945 по 1963 год была консультантом Таллиннской консерватории.
Избранные труды
- "Искусство педализации" (Л., 1967)
- Голубовская Н. И. Искусство исполнителя. — СПб.: Композитор-Санкт-Петербург, 2007. — 486 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7379-0283-8
- Голубовская Н. И. О музыкальном исполнительстве. — Л.: Музыка, 1985. — 143 с. — 22 000 экз.
Ссылки
- Бронфин Е. Ф. Н. И. Голубовская — исполнитель и педагог. — Л.: Музыка, 1978. — 135 с. — 10 000 экз.