Гептахор

Материал из ALLPETRISCHULE
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Литература)
Строка 29: Строка 29:
  
 
== Литература ==
 
== Литература ==
# ''Фомин И.'' Гептахор // «Жизнь искусства». 1923. № 26;
+
# ''Фомин И.'' Гептахор // Жизнь искусства. 1923. № 26;
# ''Гептахор'' // «Ритм и культура танца». Л., 1926;
+
# ''Гептахор'' // Ритм и культура танца. Л., 1926;
# ''Заварухин Г.'' Гептахор // «Рабочий и театр». 1926. № 8;
+
# ''Заварухин Г.'' Гептахор // Рабочий и театр. 1926. № 8;
 
# ''Сироткина Ирина''. Свободное движение и пластический танец в России. М.: Новое литературное обозрение, 2011;
 
# ''Сироткина Ирина''. Свободное движение и пластический танец в России. М.: Новое литературное обозрение, 2011;
# ''Тейдер Валентина, Тейдер Виктор.'' Гептахор — это семь пляшущих // «Балет». 1995. № 3;
+
# ''Тейдер Валентина, Тейдер Виктор.'' Гептахор — это семь пляшущих // Балет. 1995. № 3;
 
# ''Руднева С. Д., Фиш Э. М.'' [http://ecodance.narod.ru/ Музыкальное движение. Методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания.] 1-е изд. — М.: Просвещение, 1972; 2-е изд. — СПб.: Гуманитарная академия, 2000.
 
# ''Руднева С. Д., Фиш Э. М.'' [http://ecodance.narod.ru/ Музыкальное движение. Методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания.] 1-е изд. — М.: Просвещение, 1972; 2-е изд. — СПб.: Гуманитарная академия, 2000.
 
# ''Руднева С. Д.'' Воспоминания счастливого человека. Стефанида Дмитриевна Руднева и студия музыкального движения «Гептахор» в документах Центрального московского архива-музея личных собраний. М., 2007.
 
# ''Руднева С. Д.'' Воспоминания счастливого человека. Стефанида Дмитриевна Руднева и студия музыкального движения «Гептахор» в документах Центрального московского архива-музея личных собраний. М., 2007.
 +
# ''Труль, Ольга Валерьевна.'' "Музыкальное движение" в истории Петришуле : (к 300-летию школы № 222) / О. В. Труль // История Петербурга. 2011. № 1. С. 24-26: ил.
  
 
== Ссылки ==
 
== Ссылки ==

Версия 18:15, 17 сентября 2013

Файл:Rudntva.jpg
"Античные пляски" - С.Руднева и Н. Петькова. 1918 год.

Гептахор (от греч. "ἑπτά" — семь и "χορός" — пляска) — студия музыкального движения, основанная в 1914 году семью студентками Бестужевских курсов - любительницами "свободного танца".

Содержание

История создания

Создана в Петербурге Стефанидой Рудневой и её подругами — Натальей Энман, Натальей Петьковой, Камиллой Тревер, Ильзой Тревер, Еленой Цинзерлинг и Юлией Тихомировой. Все они являлись студентками Бестужевских курсов, а Наталья Энман, Елена Цинзерлинг, Камилла и Ильза Тревер были выпускницами Петришуле.

Название «Гептахор» — «пляска семерых», по числу участниц, — дал группе в 1918 году их профессор истории Фаддей Францевич Зелинский.

Своим рождением группа обязана визиту в Россию Айседоры Дункан в 1908 году, чьи выступления в Петербурге оказали большое влияние на будущих организаторов "Гептахора". Увлечённые искусством А. Дункан и античным искусством Древней Греции, они объединились в любительский коллектив и пытались, не подражая А. Дункан буквально, воспроизвести дух её танцев. Весной 1915 году началась систематическая работа и поиск оригинальной системы музыкально-пластического воспитания.

В 1919—1921 годах члены «Гептахора» преподавали в школах, Институте живого слова, руководимом В. Н. Всеволодским-Гернгроссом, и в Институте ритма, основанном С. Н. Волконским. В 1922 году студия была зарегистрирована как частная Студия музыкального движения, а в 1927 году получила статус Государственной студии музыкального движения.

Идея "свободного танца"

Художественно-педагогическая практика «Гептахора» основывалась на идеях А. Дункан о воспитании совершенной и гармонической личности средствами свободного танца. Свой метод они назвали «музыкальным движением», чтобы подчеркнуть зависимость пластики от музыки. Стержнем творческого метода «Гептахора» была импровизация. Движение, считали они, в определенном смысле уже содержится в музыке, и танцующему остается только там его найти. Этой способности можно научить, начав с того, что они называли простым «музыкально-двигательным рефлексом».

Слушая музыку, человек часто совершает мелкие, подчас незаметные для себя самого движения. Не получая продолжения, эти движения становятся потеряны для нас; их надо развить и довести до акта художественного творчества. Такой метод позволяет не только создать танец, максимально верный музыкальному произведению, но и работать над его выразительностью. Под влиянием музыки человек испытывает особые чувства и переживания, которые редко реализуются во внешних проявлениях и осознаются. Движение помогает зафиксировать эти «внутренние движения души» и прояснить их, в том числе и для самого человека. «Сделать то, что велит музыка», быть верным музыке в движениях — цитировали они «Крейцерову сонату» Л. Н. Толстого, — значит стать верным и самому себе.

Расцвет студийной работы

Помимо занятий музыкальным движением, студийцы занимались рисованием, изучали историю искусств и мифологию, посещали музеи, выставки, сами шили костюмы. Первый выпуск состоялся в 1926 г. Первые сценические композиции содержали, как правило, образные мотивы античных трагедий: «Сцены из Одиссеи» на музыку К.-В. Глюка, «Новогреческие песни» на мелодии греческих песен — обе в 1918 г., «Геракл в саду Гесперид» на музыку Ф. Шопена, «Каледонский грех» на музыку Ф. Шуберта, «Сказка о царевне Несмеяне» на музыку французских композиторов — все в 1923 г. Студийцы исполняли композиции собственного сочинения на музыку А. Н. Скрябина, П. Хиндемита («XX век»), Д. Д. Шостаковича.

"Неугодные властям"

В 1927 году, не получая поддержки, «Гептахор», как и многие др. студии, прекратил свое официальное существование. Однако творческая работа и преподавание продолжались; последнее выступление состоялось в Ленинграде в конце 1934 года. После этого «музыкальное движение» удавалось сохранять, перенеся его в детские учреждения и практикуя как метод художественного воспитания детей, начиная с дошкольного возраста.

Летом 1935 г. ведущие педагоги студии С.Д. Руднева, В.3. Бульванкер, Л. С. Генералова и Э. М. Цильдерман-Фиш переехали из Ленинграда в Москву и начали там организацию детских студий художественного движения.

В 1936 г. с их участием были организованы курсы руководителей детских коллективов для Московской области. После Великой Отечественной войны С.Д. Руднева и Э. М. Цильдерман-Фиш вели научно-методическую и педагогическую работу, в частности в МГУ.

С началом хрущевской «оттепели» стало возможным создание студии для взрослых («Смотрите — музыка!», 1957—1983, руководитель Эмма Фиш). Благодаря их самоотверженной работе, традиция музыкального движения не прервалась и продолжается сейчас в Москве и Петербурге уже третьим поколением учеников «Гептахора».

Метод музыкального движения используется для обучения "свободному танцу и вокалу", а также в психотерапевтической работе со взрослыми и коррекционно-развивающей — с детьми. В 1996 г. при психологическом факультете МГУ была создана новая студия «Гептахор» (руководитель — Аида Айламазьян), а в 2004 г. основан Центр музыкально-пластического развития «Гептахор» им. С. Д. Рудневой.

Литература

  1. Фомин И. Гептахор // Жизнь искусства. 1923. № 26;
  2. Гептахор // Ритм и культура танца. Л., 1926;
  3. Заварухин Г. Гептахор // Рабочий и театр. 1926. № 8;
  4. Сироткина Ирина. Свободное движение и пластический танец в России. М.: Новое литературное обозрение, 2011;
  5. Тейдер Валентина, Тейдер Виктор. Гептахор — это семь пляшущих // Балет. 1995. № 3;
  6. Руднева С. Д., Фиш Э. М. Музыкальное движение. Методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания. 1-е изд. — М.: Просвещение, 1972; 2-е изд. — СПб.: Гуманитарная академия, 2000.
  7. Руднева С. Д. Воспоминания счастливого человека. Стефанида Дмитриевна Руднева и студия музыкального движения «Гептахор» в документах Центрального московского архива-музея личных собраний. М., 2007.
  8. Труль, Ольга Валерьевна. "Музыкальное движение" в истории Петришуле : (к 300-летию школы № 222) / О. В. Труль // История Петербурга. 2011. № 1. С. 24-26: ил.

Ссылки

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле