Гельмерсен, Василий Васильевич

Материал из ALLPETRISCHULE
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м
м
Строка 16: Строка 16:
  
 
Воспоминания о В.В. Гельмерсене сохранились также у артиста театра и кино Вацлава Яновича Дворжецкого, отбывавшего срок на Соловках в то же время:
 
Воспоминания о В.В. Гельмерсене сохранились также у артиста театра и кино Вацлава Яновича Дворжецкого, отбывавшего срок на Соловках в то же время:
{{начало цитаты}}
+
 
В бараке для актеров помещалось до ста человек. Здесь жили и работники редакции газеты «Перековка». Среди них были исключительно интересные люди: литераторы, философы, ученые. Особенно запомнился художник Гельмерсен Василий Васильевич — бывший библиотекарь [[Николай II|царя]], маленький, худенький старичок лет 90, всегда улыбающийся, приветливый, остроумный, энергичный. Он когда-то был почетным членом разных заграничных академий, магистр, доктор-филолог, свободно владел многими иностранными языками, потрясающе знал историю всех времен и народов, мог часами наизусть цитировать главы из Библии, декламировал Державина, Пушкина, Блока и ещё вырезал ножницами из черной бумаги стилизованные силуэты из «Евгения Онегина»: Татьяна, Ольга, Ленский… С закрытыми глазами!
+
<I>
{{конец цитаты|источник=[http://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=page&num=6386 В.Я. Дворжецкий «Пути больших этапов: записки актера».]}}
+
"...В бараке для актеров помещалось до ста человек. Здесь жили и работники редакции газеты «Перековка». Среди них были исключительно интересные люди: литераторы, философы, ученые. Особенно запомнился художник Гельмерсен Василий Васильевич — бывший библиотекарь [[Николай II|царя]], маленький, худенький старичок лет 90, всегда улыбающийся, приветливый, остроумный, энергичный. Он когда-то был почетным членом разных заграничных академий, магистр, доктор-филолог, свободно владел многими иностранными языками, потрясающе знал историю всех времен и народов, мог часами наизусть цитировать главы из Библии, декламировал Державина, Пушкина, Блока и ещё вырезал ножницами из черной бумаги стилизованные силуэты из «Евгения Онегина»: Татьяна, Ольга, Ленский… С закрытыми глазами!..."
 +
</I>
  
 
20 ноября [[1937]] тройка при НКВД Карельской АССР приговорила В.В. Гельмерсена к расстрелу по статьям 58-10 и 58-11 УК РСФСР. Художник был расстрелян 9 декабря [[1937]] на станции Медвежья Гора (урочище Сандармох) в Карелии. Местом его захоронения стала общая могила.
 
20 ноября [[1937]] тройка при НКВД Карельской АССР приговорила В.В. Гельмерсена к расстрелу по статьям 58-10 и 58-11 УК РСФСР. Художник был расстрелян 9 декабря [[1937]] на станции Медвежья Гора (урочище Сандармох) в Карелии. Местом его захоронения стала общая могила.
  
Василий Васильевич Гельмерсен был реабилитирован только 29 апреля 1989 года.
+
Василий Васильевич Гельмерсен был реабилитирован Прокуратурой СССР 29 апреля 1989 года.
  
 
== Серия иллюстраций к «Евгению Онегину» ==
 
== Серия иллюстраций к «Евгению Онегину» ==
 
Свою лучшую серию силуэтов (более 100 рисунков) В.В. Гельмерсен создал, иллюстрируя роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
 
Свою лучшую серию силуэтов (более 100 рисунков) В.В. Гельмерсен создал, иллюстрируя роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
  
В [[1909]] году в шеститомном издании А.С. Пушкина была опубликована одна из иллюстраций В.В. Гельмерсена к «Евгению Онегину», и о художнике узнала и широкая публика. Позже А. М. Эфрос писал:{{начало цитаты}}
+
В [[1909]] году в шеститомном издании А.С. Пушкина была опубликована одна из иллюстраций В.В. Гельмерсена к «Евгению Онегину» и о художнике узнала широкая публика. Позже А. М. Эфрос писал:
«… этот рисунок Гельмерсена стал классическим. Он казался залогом скорого триумфа нового мастера пушкинской графики. Мы ждали, что не сегодня завтра появится гельмерсеновский „Евгений Онегин“ со всем циклом своих силуэтов и займет подобающее место среди иллюстраций к Пушкину.» {{конец цитаты|источник=[http://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=page&num=6386 Статья А. М. Эфроса "''Силуэты Гельмерсена''".]}}
+
 
 +
<I>
 +
"... Этот рисунок Гельмерсена стал классическим. Он казался залогом скорого триумфа нового мастера пушкинской графики. Мы ждали, что не сегодня завтра появится гельмерсеновский „Евгений Онегин“ со всем циклом своих силуэтов и займет подобающее место среди иллюстраций к Пушкину..."
 +
</I>
  
В [[1914]] году пушкинист и издатель Николай Осипович Лернер начал готовить издание «Евгения Онегина» с силуэтами В.В. Гельмерсена, но по каким-то причинам оно так и не состоялось. Вероятно, этому помешала Первая мировая война, а затем — революция.
+
В [[1914]] году пушкинист и издатель Николай Осипович Лернер начал готовить издание «Евгения Онегина» с силуэтами В.В. Гельмерсена, но по каким-то причинам оно так и не состоялось. Вероятно, этому помешала Первая мировая война, а затем — революция [[1917]] года.
  
 
В [[1920]] году литературный критик Э. Голлербах, для которого В.В. Гельмерсен выполнил экслибрис, обратил внимание на его иллюстрации к «Евгению Онегину», напечатав о них очерк в газете «Жизнь искусства» под рубрикой «По мастерским художников» (мастерской В.В. Гельмерсена была его квартира под № 24 на Моховой улице, дом 39).  
 
В [[1920]] году литературный критик Э. Голлербах, для которого В.В. Гельмерсен выполнил экслибрис, обратил внимание на его иллюстрации к «Евгению Онегину», напечатав о них очерк в газете «Жизнь искусства» под рубрикой «По мастерским художников» (мастерской В.В. Гельмерсена была его квартира под № 24 на Моховой улице, дом 39).  
Строка 47: Строка 51:
 
Файл:Rossijskim lechat.jpg|<center>"Российским лечат молотком<br />изделье легкое Европы..."</center>
 
Файл:Rossijskim lechat.jpg|<center>"Российским лечат молотком<br />изделье легкое Европы..."</center>
 
</gallery></center>
 
</gallery></center>
 +
==Адреса в Петербурге==
 +
* ул. Моховая, дом 39, кв. 24.
 
== Источники и ссылки ==
 
== Источники и ссылки ==
 
* [http://www.uznal.org/book_of_memory.php?bukva=3&name=26&surname=41&repression=0 Книга Памяти. Ленинградский мартиролог: 1937-1938;]
 
* [http://www.uznal.org/book_of_memory.php?bukva=3&name=26&surname=41&repression=0 Книга Памяти. Ленинградский мартиролог: 1937-1938;]

Версия 00:31, 8 декабря 2017

Василий Васильевич Гельмерсен (1873 - 1937) художник-силуэтист, автор иллюстраций к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Василий Васильевич Гельмерсен (нем. Wilhelm Paul Christian Nikolai von Helmersen; 23 августа 1873, Петербург — 9 декабря 1937, м. Сандармох, Карелия) — художник-силуэтист, научный сотрудник библиотеки Эрмитажа, автор иллюстраций к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Содержание

Биография

В.В. Гельмерсен происходил из старинного немецкого дворянского рода. Его отец, надворный советник Василий Григорьевич Гельмерсен (1838 - 1887) был директором Губернского акцизного управления в Ревеле. Получив домашнее образование, В.В. Гельмерсен поступил на гимназическом отделении Петришуле в 1886 году. В 1889 году он перешел в гимназию при лютеранской церкви Святой Анны (Анненшуле), которую закончил в 1892 году. В том же году он поступил на юридический факультет Петербургского университета.

В 1899 году В.В. Гельмерсен закончил университет и поступил на службу помощником бухгалтера в канцелярию Министерства Императорского Двора. В 1908 году он получил чин надворного советника и придворный чин камер-юнкера. Однако бюрократическая карьера не привлекала В.В. Гельмерсена и в 1914 году ему удалось перейти из канцелярии Министерства Императорского Двора на службу в Императорскую дворцовую библиотеку (Эрмитаж), где он через некоторое время занимал должность старшого помощника заведующего Эрмитажной библиотекой.

К тому времени В.В. Гельмерсен был уже известен как художник-силуэтист. С начала 1900-х годов его работы были неоднократно представлены на выставках в Императорской Академии художеств и "Мира искусств". Среди прочего, им созданы иллюстрации в классической русской манере к таким произведениям, как: "Евгений Онегин", "Война и мир", "Мёртвые души", "Герой нашего времени", повесть А.С. Пушкина "Выстрел" и другим.

После революции 1917 года и последующей национализации библиотеки Эрмитажа, В.В. Гельмерсен был назначен её заведующим. В 1923 совет Академии художеств избирает его научным сотрудником Русского музея, а в 1925 году он был приглашен на работу в Академию наук в качестве консультанта и переводчика.

В конце 1920-х годов В.В. Гельмерсен создал многие десятки художественных экслибрисов, которые экспонировались на российских выставках, например на выставке «Художественный экслибрис. 19171927», прошедшей в 1928 году в залах Государственной публичной библиотеки в Ленинграде. В том же году его работы попали и на Международную выставку экслибриса в Лос-Анжелес.

В 1929 году В.В. Гельмерсен был уволен из Академии наук как «социально-чуждый и контрреволюционный элемент», а через полгода, 12 января 1930 года, он был арестован по делу «Всенародного союза борьбы за возрождение свободной России». Приговор В.В. Гельмерсену вынесли 10 мая 1931 года – он был осужден на десять лет лагерей. Срок отбывал на Соловках и в Медвежьей Горе (Белбалтлаг). Сохранились воспоминания о встречах с Гельмерсеном в Медвежьей Горе, в том числе художника В.А. Свитальского, которого он приобщил к искусству силуэта. В.А. Свитальский в лагере исполнил силуэтный портрет своего учителя. Это единственное известное нам изображение В.В. Гельмерсена. С ножницами в руках и листом бумаги, с очками, поднятыми на лоб, – таким, за любимым делом, он оказался запечатленным для потомства.

Воспоминания о В.В. Гельмерсене сохранились также у артиста театра и кино Вацлава Яновича Дворжецкого, отбывавшего срок на Соловках в то же время:

"...В бараке для актеров помещалось до ста человек. Здесь жили и работники редакции газеты «Перековка». Среди них были исключительно интересные люди: литераторы, философы, ученые. Особенно запомнился художник Гельмерсен Василий Васильевич — бывший библиотекарь царя, маленький, худенький старичок лет 90, всегда улыбающийся, приветливый, остроумный, энергичный. Он когда-то был почетным членом разных заграничных академий, магистр, доктор-филолог, свободно владел многими иностранными языками, потрясающе знал историю всех времен и народов, мог часами наизусть цитировать главы из Библии, декламировал Державина, Пушкина, Блока и ещё вырезал ножницами из черной бумаги стилизованные силуэты из «Евгения Онегина»: Татьяна, Ольга, Ленский… С закрытыми глазами!..."

20 ноября 1937 тройка при НКВД Карельской АССР приговорила В.В. Гельмерсена к расстрелу по статьям 58-10 и 58-11 УК РСФСР. Художник был расстрелян 9 декабря 1937 на станции Медвежья Гора (урочище Сандармох) в Карелии. Местом его захоронения стала общая могила.

Василий Васильевич Гельмерсен был реабилитирован Прокуратурой СССР 29 апреля 1989 года.

Серия иллюстраций к «Евгению Онегину»

Свою лучшую серию силуэтов (более 100 рисунков) В.В. Гельмерсен создал, иллюстрируя роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

В 1909 году в шеститомном издании А.С. Пушкина была опубликована одна из иллюстраций В.В. Гельмерсена к «Евгению Онегину» и о художнике узнала широкая публика. Позже А. М. Эфрос писал:

"... Этот рисунок Гельмерсена стал классическим. Он казался залогом скорого триумфа нового мастера пушкинской графики. Мы ждали, что не сегодня завтра появится гельмерсеновский „Евгений Онегин“ со всем циклом своих силуэтов и займет подобающее место среди иллюстраций к Пушкину..."

В 1914 году пушкинист и издатель Николай Осипович Лернер начал готовить издание «Евгения Онегина» с силуэтами В.В. Гельмерсена, но по каким-то причинам оно так и не состоялось. Вероятно, этому помешала Первая мировая война, а затем — революция 1917 года.

В 1920 году литературный критик Э. Голлербах, для которого В.В. Гельмерсен выполнил экслибрис, обратил внимание на его иллюстрации к «Евгению Онегину», напечатав о них очерк в газете «Жизнь искусства» под рубрикой «По мастерским художников» (мастерской В.В. Гельмерсена была его квартира под № 24 на Моховой улице, дом 39).

В 1934 году директор Гослитмузея В. Д. Бонч-Бруевич приобрёл у вдовы Н.О. Лернера 102 силуэта В.В. Гельмерсена к «Евгению Онегину» (эти силуэты хранятся в фондах музея; описание приведено в «Каталогах Государственного литературного музея»: Вып.7. М., 1948).

В 1937 году, к 100-летней годовщине смерти А.С. Пушкина, Государственный литературный музей решил выпустить новое издание романа с иллюстрациями В.В. Гельмерсена, но осуществить эти планы не удалось. Тем не менее, множество иллюстраций В.В. Гельмерсена было выставлено в залах музея в рамках Всесоюзной юбилейной Пушкинской выставки. По горькой иронии судьбы В.В. Гельмерсен был расстрелян в том же 1937 году.

В 1941 году была предпринята еще одна попытка выпустить иллюстрированное В.В. Гельмерсеном издание "Евгения Онегина", но в этот раз помешала война. Лишь в 1993 году в издательстве «Московский рабочий» вышла книга "Евгений Онегин" в силуэтах Гельмерсена".

Из иллюстраций к «Евгению Онегину»

Адреса в Петербурге

  • ул. Моховая, дом 39, кв. 24.

Источники и ссылки

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле