Вениг, Карл Богданович

Материал из ALLPETRISCHULE
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (Источники)
м (Биография)
Строка 4: Строка 4:
 
==Биография==
 
==Биография==
 
Родился в [[1830]] году в городе Ревеле Ревельского уезда, Эстляндской губернии, в семье музыканта Готлиба Фридриха Венига и его супруги Эмилии-Агаты Фаберг (урожд. [[Фаберже]]). Его мать приходилась родной тётей ювелира Петра-Карла Густавовича [[Фаберже]].   
 
Родился в [[1830]] году в городе Ревеле Ревельского уезда, Эстляндской губернии, в семье музыканта Готлиба Фридриха Венига и его супруги Эмилии-Агаты Фаберг (урожд. [[Фаберже]]). Его мать приходилась родной тётей ювелира Петра-Карла Густавовича [[Фаберже]].   
 
  
 
В конце [[1830]]-х годов, после переезда семьи в [[Санкт-Петербург]], Карл Вениг поступает в [[1842]] году в [[Петришуле|Петропавловское  училище при лютеранском приходе Святых Апостолов Петра и Павла]]. Затем, в период с [[1844]] по [[1853]] год, он получил художественное образование в [[АХ|Императорской Академии художеств]], где был учеником Ф. А. Бруни. За время обучения в [[АХ|Академии]] К.Б. Вениг, кроме большой и малой серебряных медалей, получил малую золотую медаль в [[1852]] году - за программу «Агарь в пустыне», и в [[1853]] году — большую золотую медаль за программу «Эсфирь перед Артаксерксом».
 
В конце [[1830]]-х годов, после переезда семьи в [[Санкт-Петербург]], Карл Вениг поступает в [[1842]] году в [[Петришуле|Петропавловское  училище при лютеранском приходе Святых Апостолов Петра и Павла]]. Затем, в период с [[1844]] по [[1853]] год, он получил художественное образование в [[АХ|Императорской Академии художеств]], где был учеником Ф. А. Бруни. За время обучения в [[АХ|Академии]] К.Б. Вениг, кроме большой и малой серебряных медалей, получил малую золотую медаль в [[1852]] году - за программу «Агарь в пустыне», и в [[1853]] году — большую золотую медаль за программу «Эсфирь перед Артаксерксом».
Строка 10: Строка 9:
 
В [[1853]] году К.Б. Вениг закончил [[АХ|Академию]], получил звание классного художника I степени и в качестве пенсионера был отправлен в Италию изучать итальянскую живопись эпохи Возрождения; оттуда он вернулся с женой-итальянкой. Ещё в Риме он начал картину "Положение во гроб", показанную на академической выставке [[1860]] года. За эту картину он был удостоен звания академика.
 
В [[1853]] году К.Б. Вениг закончил [[АХ|Академию]], получил звание классного художника I степени и в качестве пенсионера был отправлен в Италию изучать итальянскую живопись эпохи Возрождения; оттуда он вернулся с женой-итальянкой. Ещё в Риме он начал картину "Положение во гроб", показанную на академической выставке [[1860]] года. За эту картину он был удостоен звания академика.
  
В [[1862]] году [[АХ|Академия]] признала его профессором исторической и портретной живописи за картину «Два ангела возвещают гибель городу Содому». В том же году ему было поручено преподавать рисование в классах [[АХ|Академии]]. Кроме того, он преподавал рисование в гимназии Карла Мая, а в [[1869]] году его назначили адъюнкт-профессором. С [[1871]] года К.Б. Вениг - член Совета [[АХ|Императорской Академии художеств]].
+
В [[1862]] году [[АХ|Академия]] признала его профессором исторической и портретной живописи за картину «Два ангела возвещают гибель городу Содому» (Румянцевский музей).  
 +
Из произведений Карла Венига можно так же отметить "Рождество Богородицы", "Успение", "Распятие" (в Николаевской лютеранской церкви в Ревеле), "Последние минуты Григория Отрепьева", "Русская девушка" (музей Александра III).
 +
 
 +
В том же [[1862]] году ему было поручено преподавать рисование в классах [[АХ|Академии]]. Кроме того, он преподавал рисование в гимназии Карла Мая.
 +
В воспоминаниях учеников гимназии Карл Богданович остался доброжелательным, но достаточно строгим учителем. Бывший ученик гимназии Дмитрий Петрович Семёнов-Тян-Шанский (1854-1917) в своих воспоминаниях о школьных годах пишет:
 +
 
 +
<I>
 +
:«… По рисованию после Ульянова мы попали к очень доброму преподавателю, самому профессору исторической живописи в Академии художеств Венигу. Почему человек, уже имевший :довольно крупное имя в живописи, состоявший профессором в высшем художественном училище, согласился терять время на уроках, даваемых им в частной гимназии, осталось для :меня неясным. На уроках Венига, конечно, было более порядка, чем на уроках Ульянова. По крайней мере, он никого не выгонял из класса, но при его добродушии у него :случалось, что я и некоторые из других моих товарищей, более способных к рисованию, занимались изображением карикатур на своих преподавателей на доске. Вениг, как художник, :если карикатуры были удачны и в них было схвачено сходство, сам ими заинтересовывался и потому допускал это…
 +
:Венига старшего ещё до моего выхода из школы сменил его брат, Вениг младший (Петр Богданович Вениг), которым и закончился ряд моих школьных учителей рисования…»
  
 +
</I>
 +
В [[1869]] году К.Б. Вениг был назначен адъюнкт-профессором [[АХ]], а с [[1871]] года он стал членом Совета [[АХ|Императорской Академии художеств]].
 
В [[1870]]-е годы Карл Богданович Вениг принимал участие в росписи храма Христа Спасителя в [[Москва|Москве]] (Рождество Богородицы, Успение, 16 фигур святых и две картины, исполненные по картонам Ф. А. Бруни — Преображение и Воскресение). Также им создано «Распятие» для Николаевской лютеранской церкви в Ревеле.
 
В [[1870]]-е годы Карл Богданович Вениг принимал участие в росписи храма Христа Спасителя в [[Москва|Москве]] (Рождество Богородицы, Успение, 16 фигур святых и две картины, исполненные по картонам Ф. А. Бруни — Преображение и Воскресение). Также им создано «Распятие» для Николаевской лютеранской церкви в Ревеле.
  
В [[1876]] году он становится штатным профессором второй степени по живописи, а в [[1888]] году — штатным профессором первой степени. Среди учеников К.Б. Венига - живописец Г.И. Семирадский ([[1843]]-[[1902]]).
+
В [[1876]] году он становится штатным профессором второй степени по живописи, а в [[1888]] году — штатным профессором первой степени. Среди учеников К.Б. Венига - живописец Г.И. Семирадский ([[1843]]-[[1902]]). В последние годы жизни К.Б. Вениг заведовал костюмным классом в [[АХ|Академии]].  
  
В последние годы жизни К.Б. Вениг заведовал костюмным классом в [[АХ|Академии]].
+
Карл Богданович Вениг оставил значительный след в истории отечественного искусства. Его работы хранятся в ведущих музеях России, в том числе, в Государственном Русском музее.
  
 
== Живописные работы ==  
 
== Живописные работы ==  

Версия 15:18, 20 августа 2018

Карл Богданович Вениг (1830 — 1908), российский художник, академик АХ

Карл Богданович Вениг (нем. Karl Gottlieb Wenig; 14 (26) февраля 1830, Таллинн —24 января (6 февраля) 1908, Санкт-Петербург), российский художник, академик живописи (1860), автор картин на исторические, библейские и мифологические сюжеты.

Содержание

Биография

Родился в 1830 году в городе Ревеле Ревельского уезда, Эстляндской губернии, в семье музыканта Готлиба Фридриха Венига и его супруги Эмилии-Агаты Фаберг (урожд. Фаберже). Его мать приходилась родной тётей ювелира Петра-Карла Густавовича Фаберже.

В конце 1830-х годов, после переезда семьи в Санкт-Петербург, Карл Вениг поступает в 1842 году в Петропавловское училище при лютеранском приходе Святых Апостолов Петра и Павла. Затем, в период с 1844 по 1853 год, он получил художественное образование в Императорской Академии художеств, где был учеником Ф. А. Бруни. За время обучения в Академии К.Б. Вениг, кроме большой и малой серебряных медалей, получил малую золотую медаль в 1852 году - за программу «Агарь в пустыне», и в 1853 году — большую золотую медаль за программу «Эсфирь перед Артаксерксом».

В 1853 году К.Б. Вениг закончил Академию, получил звание классного художника I степени и в качестве пенсионера был отправлен в Италию изучать итальянскую живопись эпохи Возрождения; оттуда он вернулся с женой-итальянкой. Ещё в Риме он начал картину "Положение во гроб", показанную на академической выставке 1860 года. За эту картину он был удостоен звания академика.

В 1862 году Академия признала его профессором исторической и портретной живописи за картину «Два ангела возвещают гибель городу Содому» (Румянцевский музей). Из произведений Карла Венига можно так же отметить "Рождество Богородицы", "Успение", "Распятие" (в Николаевской лютеранской церкви в Ревеле), "Последние минуты Григория Отрепьева", "Русская девушка" (музей Александра III).

В том же 1862 году ему было поручено преподавать рисование в классах Академии. Кроме того, он преподавал рисование в гимназии Карла Мая. В воспоминаниях учеников гимназии Карл Богданович остался доброжелательным, но достаточно строгим учителем. Бывший ученик гимназии Дмитрий Петрович Семёнов-Тян-Шанский (1854-1917) в своих воспоминаниях о школьных годах пишет:

«… По рисованию после Ульянова мы попали к очень доброму преподавателю, самому профессору исторической живописи в Академии художеств Венигу. Почему человек, уже имевший :довольно крупное имя в живописи, состоявший профессором в высшем художественном училище, согласился терять время на уроках, даваемых им в частной гимназии, осталось для :меня неясным. На уроках Венига, конечно, было более порядка, чем на уроках Ульянова. По крайней мере, он никого не выгонял из класса, но при его добродушии у него :случалось, что я и некоторые из других моих товарищей, более способных к рисованию, занимались изображением карикатур на своих преподавателей на доске. Вениг, как художник, :если карикатуры были удачны и в них было схвачено сходство, сам ими заинтересовывался и потому допускал это…
Венига старшего ещё до моего выхода из школы сменил его брат, Вениг младший (Петр Богданович Вениг), которым и закончился ряд моих школьных учителей рисования…»

В 1869 году К.Б. Вениг был назначен адъюнкт-профессором АХ, а с 1871 года он стал членом Совета Императорской Академии художеств. В 1870-е годы Карл Богданович Вениг принимал участие в росписи храма Христа Спасителя в Москве (Рождество Богородицы, Успение, 16 фигур святых и две картины, исполненные по картонам Ф. А. Бруни — Преображение и Воскресение). Также им создано «Распятие» для Николаевской лютеранской церкви в Ревеле.

В 1876 году он становится штатным профессором второй степени по живописи, а в 1888 году — штатным профессором первой степени. Среди учеников К.Б. Венига - живописец Г.И. Семирадский (1843-1902). В последние годы жизни К.Б. Вениг заведовал костюмным классом в Академии.

Карл Богданович Вениг оставил значительный след в истории отечественного искусства. Его работы хранятся в ведущих музеях России, в том числе, в Государственном Русском музее.

Живописные работы

  • «Агарь в пустыне с сыном своим Измаилом», 1852;
  • «Эсфирь перед Артаксерксом», 1853;
  • «Возложение во гроб», 1859, Государственный Русский музей;
  • «Два ангела возвещают гибель городу Содому», 1862, Москва;
  • «Кормилица навещает своего больного ребенка», 1860-е — до 1866, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева;
  • «Женский портрет», Днепропетровский художественный музей;
  • «Последние минуты Григория Отрепьева» или «Последние минуты Дмитрия Самозванца», 1879, Нижегородский художественный музей;
  • «Всадники», 1883, частное собрание;
  • «Иван Грозный и его мамка», 1886, Харьковский государственный музей изобразительных искусств;
  • «Русская девушка», 1889, Государственный Русский музей;
  • «Портрет священнослужителя», 1890 гг.;
  • «Лежащая с зеркалом», ранее 1908, частное собрание;
  • «Григорий Отрепьев перед польским королём Сигизмундом», частное собрание;
  • «Тройка», частное собрание;
  • «Зимний пейзаж с тройкой», частное собрание;
  • «Трое казаков верхом на лошадях», частное собрание.

Награды

Медали Императорской Академии Художеств:

  • Малая серебряная (1849);
  • Большая серебряная (1850);
  • Малая золотая (1852) за программу «Агарь в пустыне с сыном своим Измаилом»;
  • Большая золотая (1853) за картину «Эсфирь перед Артаксерксом»

Адрес в Санкт-Петербурге

  • Ул. Подрезова, д. № 26 (собственный дом).

Семья

  • Отец: Готлиб Фридрих Вениг (11.03.1804, Ревель - 03.07.1874, Петербург), учитель музыки и органист лютеранской церкви Святого Николая в Ревеле;
  • Мать: Эмилия-Агата Фаберг (урожд. Фаберже) (24.01/05.02.1808, Пернау - 15.10.1895, Петербург), тётя ювелира Петера-Карла Густавовича Фаберже (18/30.05.1846, Петербург – 24.09.1920, Лозанна, Швейцария);
  • Братья:
- Богдан Богданович (Иоганн Готтлиб) Вениг (30.07.1837, Петербург1872), ученик (с 1851 года) и выпускник живописного отделения ИАХ, классный художник 2 степени (1863), 11 медалей;
- Пётр Богданович Вениг (18491888) — ученик (с 1868) и выпускник живописного отделения ИАХ, 2 медали;
- Павел Карлович Вениг (26.12.1870-1942, Ленинград), учился в гимназии Карла Мая, с 1887 года - в ИАХ, ученик Б.П. Виллевальде и П.П. Чистякова. Работы экспонировались на академических выставках. Участвовал в работе общества «Мюссаровские понедельники»;
- Александр Карлович Вениг (02.08.1865, Петербург - 1907, Петербург), учился в гимназии Карла Мая. Вольнослушатель ИАХ в 18871893 гг., 3 медали. Классный художник 3 степени с 30.09.1893 года.

Источники

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле