Больм, Адольф Рудольфович

Материал из ALLPETRISCHULE
Перейти к: навигация, поиск
Адольф Рудольфович Больм (18841951) — артист балета, балетмейстер, один из создателей американского классического балета.

Адольф Рудольфович Больм (25 сентября 1884, Петербург — 16 апреля 1951, Голливуд, США) — артист балета, балетмейстер, педагог; один из основателей американского классического балета.

Содержание

Начало творческого пути

А.Р. Больм родился в семье скрипача, помощника дирижера Михайловского театра Рудольфа Кондратьевича Больма. Как и многие дети артистов императорской труппы, жил в доме на Екатерининском канале, № 9 (канал Грибоедова, дом 9/2); обучался в Петришуле с 1892 по 1895 год.

В 1895 году А.Р. Больм был принят на балетное отделение Петербургского императорского театрального училища. Его основными педагогами был Платон Константинович Карсавин и Николай Густавович Легат. В 1903 году он был принят в кордебалет Петербургской императорской труппы, а в 1905 году был там же переведен в солисты балета.

Петербургская труппа

Петербургская критика 1900-х годов отмечала его феноменальные прыжки и стремительные вращения, а также незаурядное мимическое мастерство. Вскоре он обратил на себя внимание зарубежной критики и его стали приглашать в гастрольные турне, которые часто практиковала императорская труппа. В 1907 году А.Р. Больм участвовал в гастролях петербургских артистов в московских театрах, причем на его приглашении в Москву настаивал Михаил Михайлович Фокин.

В 1908 году балерина Анна Павловна Павлова организовала свою первую зарубежную гастрольную поездку и в качестве своего партнера пригласила Адольфа Больма. В 19081910 годах он вместе с несколькими солистами Петербургского императорского балета принял участие в турне в Финляндию, организованном финским музыкантом и импресарио Эдвардом Фацером. Во время гастролей в Стокгольме король Густав вручил ему Большую золотую медаль «Literis et Artibus» за "достижения в искусстве".

Одновременно Адольф Больм стал работать в концертных программах "Русские сезоны" в Париже у Сергея Павловича Дягилева, а когда в 1911 году С.П. Дягилев создал труппу «Русский балет», Адольф Больм совсем покинул императорскую труппу Петербурга и стал постоянным артистом гастрольной труппы С.П. Дягилева.

В труппе С.П. Дягилева

У С. Дягилева А.Р. Больм проработал до 1917 года, исполнив множество cольных партий. Среди исполненных там ролей в балетах Михаила Михайловича Фокина:

  • Иван-Царевич («Жар-птица»),
  • Лучник («Половецкие пляски»),
  • Путник («Тамар»),
  • Амун («Клеопатра»),
  • Пьеро («Карнавал»),
  • Шах («Шехеразада») и др.

С 1912 года А.Р. Больм занял должность репетитора труппы. Затем он стал сам ставить хореографические фрагменты; в частности, 1913 году для постановки оперы М.П. Мусоргского «Хованщина» поставил танцевальные номера.

В 1917 году, во время гастролей в США на спектакле «Тамар» А.Р. Больм повредил ногу. Поначалу он не слишком обратил на это внимание, но боли усиливались. Хотя он продолжал выступать, но во время вечеринки, устроенной Чарли Чаплиным в честь дягилевской труппы, боли стали настолько сильными, что у А. Больма произошел приступ. Врачи тут же поместили его в больницу.

Карьера в Америке

В результате этого случая Адольф Больм был вынужден остаться в США на лечение. История кончилось тем, что он через некоторое время решил начать новую карьеру в Америке, и в 1917 году организовал собственную труппу «Балле-Интим», состоявшую из 12 танцовщиков. Хотя он сам тоже выступал на сцене, но с этого времени он все больше занимается балетмейстерской деятельностью и новыми постановками. Волею обстоятельств, эта труппа вскоре прекратила свои выступления, и А.Р. Больм стал работать по приглашениям в различных американских театрах.

В итоге получилось так, что Адольф Больм оказался у истоков формирования американского классического балета. В 1918 году он был приглашен в нью-йоркский театр «Метрополитен опера», где в течение 19181919 годов поставил несколько хореографических спектаклей, в том числе повторил постановки балетов М. Фокина «Жар-птица» и «Петрушка». Обе эти постановки стали первыми возобновлениями двух балетов, вошедших затем в мировую классику.

Несколько лет Адольф Больм проработал в Чикаго, возглавляя там c 1922 года балетную труппу в театре "Chicago Opera". В Чикаго он попробовал еще раз создать собственную труппу — "Allied Arts" («Элльед Артс») и в 19241927 годах поставил там несколько хореографических постановок. При этом продолжал работать как балетмейстер и в других театрах.

В 1926 году Адольф Больм издал свои мемуары «Дни танцовщика», которые сразу получили большую популярность. В 19331936 годах он создал «San Francisco Opera Ballet » и организовал при нем балетную школу. А.Р. Больм работал и в других городах США, возглавлял балетные отделения театров или в качестве балетмейстера - постановщика: в Вашингтоне, Нью-Йорке и др. Он часто ездил в Голливуд, где ставил как полные балеты, так и танцевальные номера для художественных фильмов.

В конце жизни Адольф Больм с семьей окончательно переехал в Голливуд, где стал преподавать хореографию по методике Энрико Чеккетти. Там же в Голливуде он скончался 16 апреля 1951 года и был похоронен на местном кладбище.

Творчество

Перечислить все партии и постановки Адольфа Больма не представляется возможным. Полный список его творческих работ представлен на английском языке на сайте: http://www.adolphbolm.com/.

Среди партий

Выступал во многих партиях классического балета в Петербургской императорской труппе.Затем, работая в труппе С. Дягилева, участвовал в постановках М. М. Фокина:

  • Лучник («Половецкие пляски»);
  • Путник («Тамар»);
  • Амун («Клеопатра»);
  • Пьеро («Карнавал»);
  • Шах («Шехеразада»);
  • Иван-царевич («Жар-птица»);

Среди постановок

  • 1912 — «Дафнис и Хлоя»;
  • 1916 — «Садко», труппа les Ballets russes (San Sebastián);
  • 1918 — «Золотой петушок» (Le Coq d’or), Метрополитен-опера, New York;
  • 1918 — «Жар-птица» по хореографии М. М. Фокина, Метроплитен-опера;
  • 1919 — «Петрушка» по хореографии М. М. Фокина, Метроплитен-опера;
  • 1919 — «День рождения инфанты» (The Birthday of the Infanta) Дж. Карпентера, театр Большая опера в Чикаго;
  • 1922 — Krazy Cat, pantomime-jazz (New York);
  • 19241927 — «Фойе танца» Э. Шабрие, «Маленький цирк» на музыку Ж. Оффенбаха — в собственной труппе Allied Arts («Элльед Артс»);
  • 1924 — Elopement (Chicago);
  • 1925 — Christmas Carol (Chicago);
  • 1925 — Little Circus (Chicago);
  • 1926 — Pierrot lunaire (Chicago);
  • 1928 — «Аполлон Мусагет» (Apollon musagète) И.Ф. Стравинского, сцена Библиотеки конгресса, Вашингтон (первая постановка балета);
  • 1931 — «Облака» на муз. К. Дебюсси, театр «Голливуд Боулс» в Голливуде;
  • 1932 — «Завод» (позже под названием «Механический балет») (Ballet mécanique) на музыку А. В. Мосолова, театр «Голливуд Боулс» в Голливуде. Эта постановка прославила имя А. Больма и считается его самой знаменитой работой;
  • 1940 — «Петя и волк» на музыку симфонии С. С. Прокофьева, труппа Ballet Theater, New York (первая постановка балета);
  • 1940 — «Жар-птица», собственная хореография, Голливуд; художник Николай Ремизов (в 1945 году повторил постановку в Ballet Theatre, Нью-Йорк);
  • 1945 — «Жар-птица», Ballet Theatre (Нью-Йорк), перенос собственной постановки в Голливуде, художник Марк Шагал;
  • «Жизель», Ballet Theatre, New York;
  • 1947 — Mephisto (San Francisco);

Cтавил хореографические сцены в фильмах:

  • 1922 — Danse macabre;
  • 1929 - «Пляска скелетов», Уолта Диснея;
  • 1931 — The Mad Genius («Безумный гений»);
  • 1934 — The Affairs of Cellini («Жизнь Челлини»);
  • 1941 — The Men in Her Life («Мужчины в её жизни»), («Балерина»);

В дружественных проектах

Источники

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле