Баганц, Фёдор Фёдорович

Материал из ALLPETRISCHULE
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Творческое наследие)
Строка 30: Строка 30:
  
 
Его старший сын Фридрих Генрих, называемый впоследствии на русский лад Фёдором Фёдоровичем, получил начальное образование в [[Петришуле|Главном немецком училище]] при [[Петрикирхе|Евангелической лютеранской церкви святых Петра и Павла]]. Шестнадцати лет он окончил его и поступил в [[Императорская Академия художеств|Императорскую Академию художеств]] по классу исторической живописи.
 
Его старший сын Фридрих Генрих, называемый впоследствии на русский лад Фёдором Фёдоровичем, получил начальное образование в [[Петришуле|Главном немецком училище]] при [[Петрикирхе|Евангелической лютеранской церкви святых Петра и Павла]]. Шестнадцати лет он окончил его и поступил в [[Императорская Академия художеств|Императорскую Академию художеств]] по классу исторической живописи.
Такова внешняя канва короткой, но насыщенной событиями и впечатлениями жизни Фёдора Баганца. Однако пора обратиться к главному предмету нашего рассмотрения — первой полной публикации его петербургского альбома, осуществленной Государственным музеем истории Санкт-Петербурга. Прежде всего следует отдать должное составителю и автору статей А. М. Павелкиной, снабдившей вошедшие в издание акварели подробными, содержательными комментариями. Достойна похвалы и работа фотографа А. Н. Веденеева, сопроводившего каждый из рисунков современным цветным фотоснимком той же улицы, сделанным в том же ракурсе, что и оригинал. Возможность наглядного сравнения прошлого и настоящего доставит большое удовольствие любителям петербургской старины.
+
 
Общее количество акварелей — 28; четверть из них посвящена изображениям Адмиралтейских частей столицы, остальные же — Литейной части. Время их создания относится к 1860—1862 годам, то есть к периоду между окончанием Баганцем Академии художеств и назначением его на должность учителя рисования в Морском кадетском корпусе. На всех рисунках сделаны рукописные пояснительные надписи и даты, без которых определение большинства улиц было бы весьма затруднительно, точнее говоря, просто невозможно, — так здесь все переменилось. По поводу этих пояснений, а также обстоятельств появления альбома и его принадлежности возникало немало вопросов, часть из которых не разрешена и по сию пору.
+
Такова внешняя канва короткой, но насыщенной событиями и впечатлениями жизни Фёдора Баганца. Однако пора обратиться к главному предмету нашего рассмотрения — первой полной публикации его петербургского альбома, осуществленной Государственным музеем истории [[Санкт-Петербург]]а. Прежде всего следует отдать должное составителю и автору статей А. М. Павелкиной, снабдившей вошедшие в издание акварели подробными, содержательными комментариями. Достойна похвалы и работа фотографа А. Н. Веденеева, сопроводившего каждый из рисунков современным цветным фотоснимком той же улицы, сделанным в том же ракурсе, что и оригинал. Возможность наглядного сравнения прошлого и настоящего доставит большое удовольствие любителям петербургской старины.
 +
Общее количество акварелей — 28; четверть из них посвящена изображениям Адмиралтейских частей столицы, остальные же — Литейной части. Время их создания относится к 1860—1862 годам, то есть к периоду между окончанием Баганцем [[Императорская Академия художеств|Академии художеств]] и назначением его на должность учителя рисования в Морском кадетском корпусе. На всех рисунках сделаны рукописные пояснительные надписи и даты, без которых определение большинства улиц было бы весьма затруднительно, точнее говоря, просто невозможно, — так здесь все переменилось. По поводу этих пояснений, а также обстоятельств появления альбома и его принадлежности возникало немало вопросов, часть из которых не разрешена и по сию пору.
  
 
На мой взгляд, не подлежит сомнению вполне обоснованное утверждение А. М. Павелкиной о том, что надписи сделаны графом С. А. Апраксиным, а сами акварели носят мемориальный характер и призваны были напоминать о тех или иных событиях из его жизни, связанных с изображенным местом. Именно графа, а не самого Федора Баганца, как пыталась доказать исследователь Н. А. Цветкова, внесшая большой вклад в изучение творчества художника.
 
На мой взгляд, не подлежит сомнению вполне обоснованное утверждение А. М. Павелкиной о том, что надписи сделаны графом С. А. Апраксиным, а сами акварели носят мемориальный характер и призваны были напоминать о тех или иных событиях из его жизни, связанных с изображенным местом. Именно графа, а не самого Федора Баганца, как пыталась доказать исследователь Н. А. Цветкова, внесшая большой вклад в изучение творчества художника.
  
Впрочем, и сама она признает, что надписи на акварелях не принадлежат художнику, который никоим образом не мог обучаться в Пажеском корпусе, о котором упоминается в одной из надписей. Зато, как удалось выяснить А. М. Павелкиной, именно там с 1843 по 1848 год воспитывался С. А. Апраксин (1830—1893), чья мать, графиня М. А. Апраксина, с 1850 года владела домом на Малой Итальянской (ныне улица Жуковского, 18), изображенным на самом первом альбомном листе с соответствующей сопроводительной надписью: «Дом матушки, на Итальянской № 18».
+
Впрочем, и сама она признает, что надписи на акварелях не принадлежат художнику, который никоим образом не мог обучаться в Пажеском корпусе, о котором упоминается в одной из надписей. Зато, как удалось выяснить А. М. Павелкиной, именно там, с 1843 по 1848 год воспитывался С. А. Апраксин (1830-1893), чья мать, графиня М. А. Апраксина, с 1850 года владела домом на Малой Итальянской (ныне улица Жуковского, 18), изображенным на самом первом альбомном листе с соответствующей сопроводительной надписью: «Дом матушки, на Итальянской № 18».
  
Но каким же образом могли пересечься жизненные пути художника Баганца и флигель-адъютанта полковника Апраксина — людей, принадлежавших к совершенно разным слоям общества? Одна из надписей указывает на то, что до приобретения собственного каменного дома Апраксины проживали в угловом деревянном доме Путятиных, расположенном на смежном участке (на публикуемом снимке он слева от дома Апраксиной). Глава семейства отставной полковник Петр Иванович Путятин (1755—1813) построил его в самом конце XVIII века на участке, купленном при распродаже гвардии Преображенским полком своих земельных владений в Литейной части. Кстати говоря, нынешний Солдатский переулок представляет собой часть позднее застроенного Путятинского переулка, называвшегося так по имени владельца углового участка. -->
+
Но каким же образом могли пересечься жизненные пути художника Баганца и флигель-адъютанта полковника Апраксина — людей, принадлежавших к совершенно разным слоям общества? Одна из надписей указывает на то, что до приобретения собственного каменного дома Апраксины проживали в угловом деревянном доме Путятиных, расположенном на смежном участке (на публикуемом снимке он слева от дома Апраксиной). Глава семейства отставной полковник Петр Иванович Путятин ([[1755]]—[[1813]]) построил его в самом конце XVIII века на участке, купленном при распродаже гвардии Преображенским полком своих земельных владений в Литейной части. Кстати говоря, нынешний Солдатский переулок представляет собой часть позднее застроенного Путятинского переулка, называвшегося так по имени владельца углового участка.
  
 
== Ссылки ==
 
== Ссылки ==

Версия 17:39, 2 апреля 2013

Н. Баганц. Вид на Невский проспект с Михайловской улицы

Баганц, Фёдор Фёдорович (нем. Bagantz, Friedrich Heinrich; (1834,Петербург — 1873, Петербург ) — художник-маринист, профессор Морского кадетского корпуса, один из немногих русских художников совершивший кругосветное плавание и удостоенный за свои акварели звания художник 1-го класса.

Содержание

Биография

Ф. Ф. Баганц родился 17 января 1834 году, в Петербурге, в семье часового мастера, Фридриха Готтарда Баганца, приписанного к цеху часовых мастеров города Митавы и приехавшего в Петербург при императоре Александре I. По прибытии в северную столицу отец художника получает почетное место "придворного часовщика" и занимается установкой, чисткой и исправлением дворцовых часов в многочисленных императорских резиденциях. Получив в ранние годы домашнее образование, Ф. Баганц поступает в 1846 году в известное Главное немецкое училище Св. Петра и заканчивает его в 1850 году. В этом же году он поступает в Императорскую Академию художеств на класс исторической живописи профессора А. Т. Маркова. Представив в 1858 году на студенческую выставку свой пейзаж, он получает серебряную медаль 2-го достоинства «За успехи и в поощрение». Через два года он выставляет сразу три своих пейзажа на соискание Большой серебряной медали и на звание художника. По решению Совета Академии от 16 ноября 1860 года Ф.Ф. Баганц удостаивается звания «свободного художника», что даёт ему возможность выйти из цехового общества г. Митавы, куда он был приписан по рождению и по роду занятий своего отца.

Начало творческой деятельности

После успешного окончания АХ в 1860 году Баганц начинает плодотворно работать над городскими пейзажами в Адмиралтейской и Литейной частях города, выполняя частный заказ графа С. А. Апраксина. Всего сохранилось и издано 28 городских пейзажей, в основном Литейной части города. Собрание этих пейзажей в настоящее время хранится в Академии Художеств.

Путешествия

Дальнейшая судьба Баганца оказалась тесно связанной с морем. По ходатайству художника Главного морского штаба А. П. Боголюбова, в мае 1862 года Баганц получает место учителя рисования при Морском кадетском корпусе с назначением на военный корабль для плавания с кадетами по Балтийскому морю «для приобучения их черчению с натуры корабля и всего касающегося моря».

В 1864—1865 годах художник, приобретший навыки рисования видов лоций и морских документов, принял участие в длительном плавании на Дальний Восток, совершенном на военном транспорте «Гиляк». По заданию Гидрографического департамента рисовал входы на рейды и в порты мира, поселения на Амуре и посты в Татарском проливе.

Перезимовав в Николаевске-на-Амуре, Баганц вернулся в Петербург осенью 1867 года, проделав сухопутное путешествие через всю Россию. За поднесенный императору Александру II альбом из 80 листов акварелей, выполненных во время экспедиции, Ф. Ф. Баганц был награждён званием художника 1-й степени и бриллиантовым перстнем с рубином. Впрочем, это стало одним из последних приятных событий в его жизни. В 1869 году он теряет горячо любимую жену, умершую в родах.

Желая отвлечься от своего горя, Баганц отправляется в новое кругосветное путешествие на клиперах "Алмаз" и "Гайдамак" (1869-1871), ставшее для него роковым: в сентябре 1871 года его доставляют в Морской госпиталь города Николаевск-на-Амуре со страшным диагнозом: «паралич и слабоумие с редкими прояснениями сознания». Отцу после долгих хлопот и проволочек удается доставить больного сына в Петербург, где он вскоре умирает.

Федор Федорович Баганц был похоронен на Волковском кладбище в 1873 году.

Творческое наследие

Его работы точны и детальны, подробно отражают жизнь малых народов Огненной земли, островов Океании, гольдов и гиляков на Амуре. Сохраняют значение как исторический источник для изучения истории освоения Татарского пролива и р. Амур. Рисунки Б. хранятся в Санкт-Петербурге в Государственном Русском музее (19 акварелей), Библиотеке Академии Наук (57 акварелей), музее истории Санкт-Петербурга (30 видов Санкт-Петербурга), РГИА (альбом путевых зарисовок), 20 рисунков и др. -в архивах наследников. Ок. 100 рисунков, переданных Баганцем в Морское министерство, не найдены. … «Каждого Петербуржского жителя, без сомнения, поражает ежедневно одно странное, необъяснимое обстоятельство: беспрерывная, лихорадочная постройка новых домов и постоянная надстройка старых…» 1858 г. «Санкт-Петербургские Ведомости» … Баганц работал в технике акварельного рисунка. На большинстве листов из Петербургского альбома отчетливо виден уверенный беглый карандашный штрих. Все 28 рисунков наклеены на листы альбома в солидном кожаном переплете. Альбом дополняют три ярко-раскрашенные литографии середины XIX века и 11 старинных фотографий с видами Петербурга. … Время исполнения рисунков можно с уверенностью ограничить 1860—1862 гг. между окончанием Баганцем учебы в Академии и назначением на корабль.

Его старший сын Фридрих Генрих, называемый впоследствии на русский лад Фёдором Фёдоровичем, получил начальное образование в Главном немецком училище при Евангелической лютеранской церкви святых Петра и Павла. Шестнадцати лет он окончил его и поступил в Императорскую Академию художеств по классу исторической живописи.

Такова внешняя канва короткой, но насыщенной событиями и впечатлениями жизни Фёдора Баганца. Однако пора обратиться к главному предмету нашего рассмотрения — первой полной публикации его петербургского альбома, осуществленной Государственным музеем истории Санкт-Петербурга. Прежде всего следует отдать должное составителю и автору статей А. М. Павелкиной, снабдившей вошедшие в издание акварели подробными, содержательными комментариями. Достойна похвалы и работа фотографа А. Н. Веденеева, сопроводившего каждый из рисунков современным цветным фотоснимком той же улицы, сделанным в том же ракурсе, что и оригинал. Возможность наглядного сравнения прошлого и настоящего доставит большое удовольствие любителям петербургской старины. Общее количество акварелей — 28; четверть из них посвящена изображениям Адмиралтейских частей столицы, остальные же — Литейной части. Время их создания относится к 1860—1862 годам, то есть к периоду между окончанием Баганцем Академии художеств и назначением его на должность учителя рисования в Морском кадетском корпусе. На всех рисунках сделаны рукописные пояснительные надписи и даты, без которых определение большинства улиц было бы весьма затруднительно, точнее говоря, просто невозможно, — так здесь все переменилось. По поводу этих пояснений, а также обстоятельств появления альбома и его принадлежности возникало немало вопросов, часть из которых не разрешена и по сию пору.

На мой взгляд, не подлежит сомнению вполне обоснованное утверждение А. М. Павелкиной о том, что надписи сделаны графом С. А. Апраксиным, а сами акварели носят мемориальный характер и призваны были напоминать о тех или иных событиях из его жизни, связанных с изображенным местом. Именно графа, а не самого Федора Баганца, как пыталась доказать исследователь Н. А. Цветкова, внесшая большой вклад в изучение творчества художника.

Впрочем, и сама она признает, что надписи на акварелях не принадлежат художнику, который никоим образом не мог обучаться в Пажеском корпусе, о котором упоминается в одной из надписей. Зато, как удалось выяснить А. М. Павелкиной, именно там, с 1843 по 1848 год воспитывался С. А. Апраксин (1830-1893), чья мать, графиня М. А. Апраксина, с 1850 года владела домом на Малой Итальянской (ныне улица Жуковского, 18), изображенным на самом первом альбомном листе с соответствующей сопроводительной надписью: «Дом матушки, на Итальянской № 18».

Но каким же образом могли пересечься жизненные пути художника Баганца и флигель-адъютанта полковника Апраксина — людей, принадлежавших к совершенно разным слоям общества? Одна из надписей указывает на то, что до приобретения собственного каменного дома Апраксины проживали в угловом деревянном доме Путятиных, расположенном на смежном участке (на публикуемом снимке он слева от дома Апраксиной). Глава семейства отставной полковник Петр Иванович Путятин (17551813) построил его в самом конце XVIII века на участке, купленном при распродаже гвардии Преображенским полком своих земельных владений в Литейной части. Кстати говоря, нынешний Солдатский переулок представляет собой часть позднее застроенного Путятинского переулка, называвшегося так по имени владельца углового участка.

Ссылки

Акварели Ф.Ф. Баганца

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле