Баганц, Фёдор Фёдорович

Материал из ALLPETRISCHULE
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (Путешествия)
 
(не показаны 29 промежуточных версий 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
[[File:Evropeiskaya.jpg|thumb|300px|Н. Баганц. Вид на Невский проспект с Михайловской улицы]]
+
[[Файл:Evropeiskaya.jpg|400px|thumb|Гостиница "Европейская". Акварель Ф.Ф. Баганца. 1856-1857.]]
'''Баганц, Фёдор Фёдорович''' (нем.'' Bagantz, Friedrich Heinrich''; (1834, [[Петербург]] — 1873, [[Петербург]] ) — художник-маринист, профессор [[Морской кадетский корпус|Морского кадетского корпуса]], один из немногих русских художников совершивший кругосветное плавание и удостоенный за свои акварели звания художник 1-го класса.
+
'''Баганц, Фёдор Фёдорович''' (нем.'' Bagantz, Friedrich Heinrich''; ([[1834]], [[Петербург]] — [[1873]], [[Петербург]] ) — художник-пейзажист, мастер акварельной живописи, профессор [[Морской кадетский корпус|Морского кадетского корпуса]], один из немногих русских художников, совершивших кругосветное плавание на парусном судне ([[1869]]-[[1871]]).
 
== Биография ==
 
== Биография ==
'''Ф. Ф. Баганц ''' родился 17 января [[1834]] года в [[Петербург]]е, в семье часового мастера, Фридриха Готтарда Баганца, приписанного к цеху часовых мастеров города Митавы и приехавшего в [[Петербург]] при императоре [[Александр I|Александре I]]. По прибытии в северную столицу отец художника получает почетное место "придворного часовщика" и занимается установкой, чисткой и исправлением дворцовых часов в многочисленных императорских резиденциях.
+
Ф. Ф. Баганц родился 17 января [[1834]] года в [[Петербург]]е, в семье часового мастера Фридриха Готтарда Баганца, приписанного к цеху часовых мастеров города Митавы и приехавшего в [[Петербург]] при царствовании императора [[Александр I|Александре I]]. По прибытии в северную столицу отец художника получает почетное место "придворного часовщика" и занимался установкой, чисткой и исправлением дворцовых часов в многочисленных императорских резиденциях.
Получив в ранние годы домашнее образование, Ф. Баганц поступает в 1846 году в известное [[Петришуле|Главное немецкое училище Св. Петра]] и заканчивает его в [[1850]] году. В этом же году он поступает в [[Императорская Академия художеств|Императорскую Академию художеств]] на класс исторической живописи профессора А. Т. Маркова.  
+
Получив в ранние годы домашнее образование, Ф. Баганц поступил в [[1846]] году в известное [[Петришуле|Главное немецкое училище Св. Петра]] и закончил его в [[1850]] году. В этом же году он поступил в [[Императорская Академия художеств|Императорскую Академию художеств]] на класс исторической живописи, которое вел профессор А. Т. Маркова.  
  
Представив в [[1858]] году на студенческую выставку свой пейзаж, он получает серебряную медаль 2-го достоинства «За успехи и в поощрение». Через два года он выставляет сразу три своих пейзажа  на соискание Большой серебряной медали и на звание художника. По решению Совета [[Императорская Академия художеств|Академии]] от 16 ноября [[1860]] года Ф.Ф. Баганц удостаивается звания «свободного художника», что даёт ему возможность выйти из цехового общества г. Митавы, куда он был приписан по рождению и по роду занятий своего отца.
+
Представив в [[1858]] году на студенческую выставку свой пейзаж, он получил серебряную медаль 2-го достоинства «За успехи и в поощрение». Через два года он выставил сразу три своих пейзажа  на соискание Большой серебряной медали и на звание художника. По решению Совета [[Императорская Академия художеств|Академии]] от 16 ноября [[1860]] года Ф.Ф. Баганц удостаивается звания «свободного художника», что даёт ему возможность выйти из цехового общества г. Митавы, куда он был приписан по рождению и по роду занятий своего отца.
  
 
== Начало творческой деятельности ==
 
== Начало творческой деятельности ==
После успешного окончания [[АХ]] в 1860 году Баганц начинает плодотворно работать над городскими пейзажами в Адмиралтейской и Литейной частях города, выполняя частный заказ графа С. А. Апраксина. Всего сохранилось и издано 28 городских пейзажей, в основном Литейной части города. Собрание этих пейзажей в настоящее время хранится в [[Императорская Академия художеств|Академии Художеств]].
+
После успешного окончания [[АХ]] в [[1860]] году Ф.Ф. Баганц начинает плодотворно работать над городскими пейзажами в Адмиралтейской и Литейной частях города, выполняя частный заказ графа С. А. Апраксина. Всего сохранилось и издано 28 городских пейзажей, в основном Литейной части города. Собрание этих пейзажей в настоящее время хранится в [[Императорская Академия художеств|Академии Художеств]].
 
== Путешествия ==
 
== Путешествия ==
Дальнейшая судьба Баганца оказалась тесно связанной с морем.
+
Дальнейшая судьба Ф. Баганца оказалась тесно связанной с морем. В [[1860]] году по ходатайству художника Главного морского штаба А. П. Боголюбова, Ф. Баганц получает место учителя рисования при [[Морской кадетский корпус|Морском кадетском корпусе]] с назначением на военный корабль для плавания с кадетами по Балтийскому морю «для обучения их черчению с натуры корабля и всего касающегося моря».  
По ходатайству художника Главного морского штаба А. П. Боголюбова, в мае 1862 года Баганц получает место учителя рисования при [[Морской кадетский корпус|Морском кадетском корпусе]] с назначением на военный корабль для плавания с кадетами по Балтийскому морю «для приобучения их черчению с натуры корабля и всего касающегося моря».
+
  
В 1864—1865 годах художник, приобретший навыки рисования видов лоций и морских документов, принял участие в длительном плавании на Дальний Восток, совершенном на военном транспорте «Гиляк». По заданию Гидрографического департамента рисовал входы на рейды и в порты мира, поселения на Амуре и посты в Татарском проливе.  
+
Три летних кампании [[1860]] – [[1862]] годов он прослужил учителем рисования не фрегате "Дмитрий Донской" в составе преподавателей [[Морской кадетский корпус|Морского корпуса]]. Романтическое отношение Федора Баганца к морю и к парусным кораблям нашло отражение в ряде его эскизов и гравюре «Фрегат “Дмитрий Донской”».
  
Перезимовав в Николаевске-на-Амуре, Баганц вернулся в [[Петербург]] осенью 1867 года, проделав сухопутное путешествие через всю Россию. За поднесенный императору Александру II альбом из 80 листов акварелей, выполненных во время экспедиции, Ф. Ф. Баганц был награждён званием художника 1-й степени и бриллиантовым перстнем с рубином. Впрочем, это стало одним из последних приятных событий в его жизни. В [[1869]] году он теряет горячо любимую жену, умершую в родах.
+
Осень и зиму [[1861]] – [[1862]] годов Ф. Баганц учился у профессора А. Боголюбова правилам рисования видов для морских лоций. Зарисовки берегов, узостей шхер и рейдов, гор, строений и других ориентиров требовали крайней точности изображения и строгого соответствия координатам места. Овладение техникой рисования видов для лоций давало надежду на участие в кругосветном плавании.
  
Желая отвлечься от своего горя, Баганц отправляется в новое кругосветное путешествие на клиперах "Алмаз" и "Гайдамак" (1869-1871), ставшее для него роковым: в сентябре [[1871]] года его доставляют в Морской госпиталь города Николаевск-на-Амуре со страшным диагнозом: «паралич и слабоумие с редкими прояснениями сознания». Отцу после долгих хлопот и проволочек удается доставить больного сына в [[Петербург]], где он вскоре умирает.  
+
В марте [[1862]] года президент [[АХ|Императорской Академии художеств]] великая княгиня Мария Николаевна обратилась с памятной запиской к своему брату [[Александр II|Александру II]] с просьбой "...осчастливить художника Баганца участием в кругосветной экспедиции". C согласия императора его брат великий князь Константин Николаевич, главный начальник флота и морского ведомства, приказал назначить Ф. Баганца на одно из судов, отправляющихся к устью Амура.
  
Федор Федорович Баганц был похоронен на Волковском кладбище в 1873 году.
+
В [[1864]]—[[1865]] годах художник, приобретший навыки рисования видов лоций и морских документов, принял участие в длительном плавании на Дальний Восток, совершенном на военном транспорте «Гиляк». По заданию Гидрографического департамента он рисовал входы на рейды и в порты мира, поселения на Амуре и посты (поселения) на берегах Татарского пролива.
 +
 
 +
Перезимовав в Николаевске-на-Амуре, Ф.Ф. Баганц вернулся в [[Петербург]] осенью [[1867]] года, проделав сухопутное путешествие через всю [[Россия|Россию]]. За поднесенный императору [[Александр II|Александру II]] альбом из 80 листов акварелей, выполненных во время экспедиции, Ф. Ф. Баганц был удостоен звания художника 1-го класса и награждён бриллиантовым перстнем с рубином. Впрочем, это стало одним из последних приятных событий в его жизни. В [[1869]] году он теряет горячо любимую жену, умершую в родах.
 +
 
 +
Желая отвлечься от своего горя, Ф.Ф. Баганц отправляется в новое кругосветное путешествие на клиперах "Алмаз" и "Гайдамак" ([[1869]]-[[1871]]), ставшее для него роковым; в сентябре [[1871]] года его доставляют в Морской госпиталь города Николаевск-на-Амуре со страшным диагнозом: «паралич и слабоумие с редкими прояснениями сознания». Отцу после долгих хлопот и проволочек удается доставить больного сына в [[Петербург]], где он вскоре умирает.
 +
 
 +
Федор Федорович Баганц был похоронен на Волковском кладбище в [[Петербург]]е в [[1873]] году.
  
 
== Творческое наследие ==
 
== Творческое наследие ==
Его работы точны и детальны, подробно отражают жизнь малых народов Огненной земли, островов Океании, гольдов и гиляков на Амуре. Сохраняют значение как исторический источник для изучения истории освоения Татарского пролива и р. Амур. Рисунки Б. хранятся в [[Санкт-Петербург]]е в Государственном Русском музее (19 акварелей), Библиотеке Академии Наук (57 акварелей), музее истории [[Санкт-Петербург]]а (30 видов [[Санкт-Петербург]]а), РГИА (альбом путевых зарисовок), 20 рисунков и др. -в архивах наследников. Ок. 100 рисунков, переданных Баганцем в Морское министерство, не найдены. 
+
Его работы, привезенные из путешествий, точны и детальны, они подробно отражают жизнь народов Огненной земли (Аргентина), островов Океании, племен гольдов и гиляков, живших по берегам реки Амур. До сих пор эти работы сохраняют значение как источник для изучения истории освоения Татарского пролива и реки Амур.  
+
«Каждого Петербуржского жителя, без сомнения, поражает ежедневно одно странное, необъяснимое обстоятельство: беспрерывная, лихорадочная постройка новых домов и постоянная надстройка старых…»
+
1858 г. «Санкт-Петербургские Ведомости»
+
+
Баганц работал в технике акварельного рисунка. На большинстве листов из Петербургского альбома отчетливо виден уверенный беглый карандашный штрих. Все 28 рисунков наклеены на листы альбома в солидном кожаном переплете. Альбом дополняют три ярко-раскрашенные литографии середины XIX века и 11 старинных фотографий с видами [[Петербург]]а.
+
+
Время исполнения рисунков можно с уверенностью ограничить 1860—1862 гг. между окончанием Баганцем учебы в [[Императорская Академия художеств|Академии]] и назначением на корабль.
+
  
Его старший сын Фридрих Генрих, называемый впоследствии на русский лад Фёдором Фёдоровичем, получил начальное образование в [[Петришуле|Главном немецком училище]] при [[Петрикирхе|Евангелической лютеранской церкви святых Петра и Павла]]. Шестнадцати лет он окончил его и поступил в [[Императорская Академия художеств|Императорскую Академию художеств]] по классу исторической живописи.
+
Рисунки Ф. Баганца хранятся в [[Санкт-Петербург]]е в Государственном Русском музее (19 акварелей), Библиотеке [[Петербургская Академия наук|Академии наук]] (57 акварелей), музее истории [[Санкт-Петербург]]а (30 видов [[Санкт-Петербург]]а), РГИА (альбом путевых зарисовок), 20 рисунков и другие наброски - в архивах наследников. Около 100 рисунков, переданных Ф.Ф. Баганцем в Морское министерство, еще не найдены.
  
Такова внешняя канва короткой, но насыщенной событиями и впечатлениями жизни Фёдора Баганца. Однако пора обратиться к главному предмету нашего рассмотрения — первой полной публикации его петербургского альбома, осуществленной Государственным музеем истории [[Санкт-Петербург]]а. Прежде всего следует отдать должное составителю и автору статей А. М. Павелкиной, снабдившей вошедшие в издание акварели подробными, содержательными комментариями. Достойна похвалы и работа фотографа А. Н. Веденеева, сопроводившего каждый из рисунков современным цветным фотоснимком той же улицы, сделанным в том же ракурсе, что и оригинал. Возможность наглядного сравнения прошлого и настоящего доставит большое удовольствие любителям петербургской старины.
+
==Акварели из Петербургского альбома==
Общее количество акварелей — 28; четверть из них посвящена изображениям Адмиралтейских частей столицы, остальные же — Литейной части. Время их создания относится к 1860—1862 годам, то есть к периоду между окончанием Баганцем [[Императорская Академия художеств|Академии художеств]] и назначением его на должность учителя рисования в [[Морской кадетский корпус|Морском кадетском корпусе]]. На всех рисунках сделаны рукописные пояснительные надписи и даты, без которых определение большинства улиц было бы весьма затруднительно, точнее говоря, просто невозможно, — так здесь все переменилось. По поводу этих пояснений, а также обстоятельств появления альбома и его принадлежности возникало немало вопросов, часть из которых не разрешена и по сию пору.
+
В 2005 году в издательстве Крига вышел альбом из 28 акварелей Ф. Баганца - "[[Петербург]], неузнаваемый в акварелях Ф. Ф. Баганца" - составитель А.М. Павелкина. Оригинальный альбом находится в фондах Государственного музея истории [[Санкт-Петербург]]а. Он составлен из 28 листов размером 23,4 × 33,1 см. Рисунки наклеены на листы большего размера в солидном кожаном переплете. На белых полях чьей-то рукой (почерк художника известен) проставлены даты и сделаны надписи. Четверть из них посвящена изображениям Адмиралтейских частей столицы, остальные же — Литейной части. На большинстве листов из этого альбома отчетливо виден уверенный беглый карандашный штрих. Альбом дополняют три ярко-раскрашенные литографии середины XIX века и 11 старинных фотографий с видами [[Петербург]]а.  
  
На мой взгляд, не подлежит сомнению вполне обоснованное утверждение А. М. Павелкиной о том, что надписи сделаны графом С. А. Апраксиным, а сами акварели носят мемориальный характер и призваны были напоминать о тех или иных событиях из его жизни, связанных с изображенным местом. Именно графа, а не самого Федора Баганца, как пыталась доказать исследователь Н. А. Цветкова, внесшая большой вклад в изучение творчества художника.
+
Время их создания относится к [[1860]]–[[1862]] годам, то есть к периоду между окончанием Ф. Баганцем [[АХ|Академии художеств]] и назначением его на должность художника в кругосветную экспедицию.  
  
Впрочем, и сама она признает, что надписи на акварелях не принадлежат художнику, который никоим образом не мог обучаться в Пажеском корпусе, о котором упоминается в одной из надписей. Зато, как удалось выяснить А. М. Павелкиной, именно там, с 1843 по 1848 год воспитывался С. А. Апраксин (1830-1893), чья мать, графиня М. А. Апраксина, с 1850 года владела домом на Малой Итальянской (ныне улица Жуковского, 18), изображенным на самом первом альбомном листе с соответствующей сопроводительной надписью: «Дом матушки, на Итальянской № 18».
+
На всех рисунках сделаны рукописные пояснительные надписи и даты, без которых определение большинства улиц было бы невозможно. По поводу этих пояснений, а также обстоятельств появления альбома и его принадлежности возникало немало вопросов, часть из которых не разрешена и по сию пору.
  
Но каким же образом могли пересечься жизненные пути художника Баганца и флигель-адъютанта полковника Апраксина — людей, принадлежавших к совершенно разным слоям общества? Одна из надписей указывает на то, что до приобретения собственного каменного дома Апраксины проживали в угловом деревянном доме Путятиных, расположенном на смежном участке (на публикуемом снимке он слева от дома Апраксиной). Глава семейства отставной полковник Петр Иванович Путятин ([[1755]][[1813]]) построил его в самом конце XVIII века на участке, купленном при распродаже гвардии Преображенским полком своих земельных владений в Литейной части. Кстати говоря, нынешний Солдатский переулок представляет собой часть позднее застроенного Путятинского переулка, называвшегося так по имени владельца углового участка.
+
Несомненно, запечатлеть в акварелях процесс интенсивного строительства в [[Петербург]]е было увлекательным занятием для художника. По мнению составителя альбома А.М. Павелкиной, заказчиком этих рисунков мог быть граф С.А. Апраксин. Именно его рукой были сделаны надписи на акварелях. Видимо, сами акварели носили для него сентиментальный характер и призваны были напоминать о тех или иных событиях из его жизни.
 +
 
 +
Например, на одном рисунке  присутствует надпись «Дом матушки, на Итальянской № 18». Как удалось выяснить составителю альбома А. М. Павелкиной, именно в этом доме с [[1843]] по [[1848]] год воспитывался молодой граф С. А. Апраксин ([[1830]]-[[1893]]), чья мать, графиня М. А. Апраксина, с [[1850]] года владела этим домом на Малой Итальянской.
 +
 
 +
==Литература==
 +
* ''Верховская И.Б., Цветкова Н.А.'' Художник-путешественник Ф.Ф. Баганц" {{СПб.}}, 1998;
 +
* ''Врангель Н.'' "Двенадцатый год и иностранные художники ХIХ века в [[Россия|России]]" Старые годы. {{СПб.}}, [[1912]];
 +
* ''Окладников А.П., Крушанов А.И.'' "Незаслуженно забытые картины художника Ф. Баганца о Дальнем Востоке" Труды [[АН СССР]] (Дальневосточный филиал). Серия историческая. Благовещенск, 1963;
 +
* ''Баганц Ф.'' "Вокруг света" перевод и предисловие К.А. Стожаровой. {{СПб.}}, 2004;
 +
* ''А.М. Павелкина'' "[[Петербург]], неузнаваемый в акварелях Ф.Ф. Баганца" {{СПб.}}, 2005.
  
 
== Ссылки ==
 
== Ссылки ==
[http://www.liveinternet.ru/community/2885291/post121936503/ Акварели Ф.Ф. Баганца]
+
* [http://www.liveinternet.ru/community/2885291/post121936503/ Акварели Ф.Ф. Баганца]
 +
* [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D0%BA_(%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%80) Клипер "Гайдамак"]
 +
 
  
 
[[Категория:Все статьи]]
 
[[Категория:Все статьи]]
 
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
 
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
 
[[Категория:Художники]]
 
[[Категория:Художники]]
 +
[[Категория:Педагоги]]
 +
[[Категория:Путешественники]]
 
[[Категория:Династии Петришуле]]
 
[[Категория:Династии Петришуле]]
 
[[Категория:Баганцы]]
 
[[Категория:Баганцы]]
[[Категория:Петришуле]]
 
 
[[Категория:Ученики Петришуле]]
 
[[Категория:Ученики Петришуле]]
[[Категория:Поступившие в Петришуле с 1709 по 1862 год]]
+
[[Категория:Выпускники Академии Художеств]]
 +
[[Категория:Поступившие в Петришуле в XIX веке]]
 +
[[Категория:Поступившие в Петришуле в 1846 году]]
 +
[[Категория:Закончившие Петришуле в XIX веке]]
 +
[[Категория:Закончившие Петришуле в 1850 году]]

Текущая версия на 03:36, 9 апреля 2018

Гостиница "Европейская". Акварель Ф.Ф. Баганца. 1856-1857.

Баганц, Фёдор Фёдорович (нем. Bagantz, Friedrich Heinrich; (1834, Петербург1873, Петербург ) — художник-пейзажист, мастер акварельной живописи, профессор Морского кадетского корпуса, один из немногих русских художников, совершивших кругосветное плавание на парусном судне (1869-1871).

Содержание

[править] Биография

Ф. Ф. Баганц родился 17 января 1834 года в Петербурге, в семье часового мастера Фридриха Готтарда Баганца, приписанного к цеху часовых мастеров города Митавы и приехавшего в Петербург при царствовании императора Александре I. По прибытии в северную столицу отец художника получает почетное место "придворного часовщика" и занимался установкой, чисткой и исправлением дворцовых часов в многочисленных императорских резиденциях. Получив в ранние годы домашнее образование, Ф. Баганц поступил в 1846 году в известное Главное немецкое училище Св. Петра и закончил его в 1850 году. В этом же году он поступил в Императорскую Академию художеств на класс исторической живописи, которое вел профессор А. Т. Маркова.

Представив в 1858 году на студенческую выставку свой пейзаж, он получил серебряную медаль 2-го достоинства «За успехи и в поощрение». Через два года он выставил сразу три своих пейзажа на соискание Большой серебряной медали и на звание художника. По решению Совета Академии от 16 ноября 1860 года Ф.Ф. Баганц удостаивается звания «свободного художника», что даёт ему возможность выйти из цехового общества г. Митавы, куда он был приписан по рождению и по роду занятий своего отца.

[править] Начало творческой деятельности

После успешного окончания АХ в 1860 году Ф.Ф. Баганц начинает плодотворно работать над городскими пейзажами в Адмиралтейской и Литейной частях города, выполняя частный заказ графа С. А. Апраксина. Всего сохранилось и издано 28 городских пейзажей, в основном Литейной части города. Собрание этих пейзажей в настоящее время хранится в Академии Художеств.

[править] Путешествия

Дальнейшая судьба Ф. Баганца оказалась тесно связанной с морем. В 1860 году по ходатайству художника Главного морского штаба А. П. Боголюбова, Ф. Баганц получает место учителя рисования при Морском кадетском корпусе с назначением на военный корабль для плавания с кадетами по Балтийскому морю «для обучения их черчению с натуры корабля и всего касающегося моря».

Три летних кампании 18601862 годов он прослужил учителем рисования не фрегате "Дмитрий Донской" в составе преподавателей Морского корпуса. Романтическое отношение Федора Баганца к морю и к парусным кораблям нашло отражение в ряде его эскизов и гравюре «Фрегат “Дмитрий Донской”».

Осень и зиму 18611862 годов Ф. Баганц учился у профессора А. Боголюбова правилам рисования видов для морских лоций. Зарисовки берегов, узостей шхер и рейдов, гор, строений и других ориентиров требовали крайней точности изображения и строгого соответствия координатам места. Овладение техникой рисования видов для лоций давало надежду на участие в кругосветном плавании.

В марте 1862 года президент Императорской Академии художеств великая княгиня Мария Николаевна обратилась с памятной запиской к своему брату Александру II с просьбой "...осчастливить художника Баганца участием в кругосветной экспедиции". C согласия императора его брат великий князь Константин Николаевич, главный начальник флота и морского ведомства, приказал назначить Ф. Баганца на одно из судов, отправляющихся к устью Амура.

В 18641865 годах художник, приобретший навыки рисования видов лоций и морских документов, принял участие в длительном плавании на Дальний Восток, совершенном на военном транспорте «Гиляк». По заданию Гидрографического департамента он рисовал входы на рейды и в порты мира, поселения на Амуре и посты (поселения) на берегах Татарского пролива.

Перезимовав в Николаевске-на-Амуре, Ф.Ф. Баганц вернулся в Петербург осенью 1867 года, проделав сухопутное путешествие через всю Россию. За поднесенный императору Александру II альбом из 80 листов акварелей, выполненных во время экспедиции, Ф. Ф. Баганц был удостоен звания художника 1-го класса и награждён бриллиантовым перстнем с рубином. Впрочем, это стало одним из последних приятных событий в его жизни. В 1869 году он теряет горячо любимую жену, умершую в родах.

Желая отвлечься от своего горя, Ф.Ф. Баганц отправляется в новое кругосветное путешествие на клиперах "Алмаз" и "Гайдамак" (1869-1871), ставшее для него роковым; в сентябре 1871 года его доставляют в Морской госпиталь города Николаевск-на-Амуре со страшным диагнозом: «паралич и слабоумие с редкими прояснениями сознания». Отцу после долгих хлопот и проволочек удается доставить больного сына в Петербург, где он вскоре умирает.

Федор Федорович Баганц был похоронен на Волковском кладбище в Петербурге в 1873 году.

[править] Творческое наследие

Его работы, привезенные из путешествий, точны и детальны, они подробно отражают жизнь народов Огненной земли (Аргентина), островов Океании, племен гольдов и гиляков, живших по берегам реки Амур. До сих пор эти работы сохраняют значение как источник для изучения истории освоения Татарского пролива и реки Амур.

Рисунки Ф. Баганца хранятся в Санкт-Петербурге в Государственном Русском музее (19 акварелей), Библиотеке Академии наук (57 акварелей), музее истории Санкт-Петербурга (30 видов Санкт-Петербурга), РГИА (альбом путевых зарисовок), 20 рисунков и другие наброски - в архивах наследников. Около 100 рисунков, переданных Ф.Ф. Баганцем в Морское министерство, еще не найдены.

[править] Акварели из Петербургского альбома

В 2005 году в издательстве Крига вышел альбом из 28 акварелей Ф. Баганца - "Петербург, неузнаваемый в акварелях Ф. Ф. Баганца" - составитель А.М. Павелкина. Оригинальный альбом находится в фондах Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Он составлен из 28 листов размером 23,4 × 33,1 см. Рисунки наклеены на листы большего размера в солидном кожаном переплете. На белых полях чьей-то рукой (почерк художника известен) проставлены даты и сделаны надписи. Четверть из них посвящена изображениям Адмиралтейских частей столицы, остальные же — Литейной части. На большинстве листов из этого альбома отчетливо виден уверенный беглый карандашный штрих. Альбом дополняют три ярко-раскрашенные литографии середины XIX века и 11 старинных фотографий с видами Петербурга.

Время их создания относится к 18601862 годам, то есть к периоду между окончанием Ф. Баганцем Академии художеств и назначением его на должность художника в кругосветную экспедицию.

На всех рисунках сделаны рукописные пояснительные надписи и даты, без которых определение большинства улиц было бы невозможно. По поводу этих пояснений, а также обстоятельств появления альбома и его принадлежности возникало немало вопросов, часть из которых не разрешена и по сию пору.

Несомненно, запечатлеть в акварелях процесс интенсивного строительства в Петербурге было увлекательным занятием для художника. По мнению составителя альбома А.М. Павелкиной, заказчиком этих рисунков мог быть граф С.А. Апраксин. Именно его рукой были сделаны надписи на акварелях. Видимо, сами акварели носили для него сентиментальный характер и призваны были напоминать о тех или иных событиях из его жизни.

Например, на одном рисунке присутствует надпись «Дом матушки, на Итальянской № 18». Как удалось выяснить составителю альбома А. М. Павелкиной, именно в этом доме с 1843 по 1848 год воспитывался молодой граф С. А. Апраксин (1830-1893), чья мать, графиня М. А. Апраксина, с 1850 года владела этим домом на Малой Итальянской.

[править] Литература

  • Верховская И.Б., Цветкова Н.А. Художник-путешественник Ф.Ф. Баганц" СПб., 1998;
  • Врангель Н. "Двенадцатый год и иностранные художники ХIХ века в России" Старые годы. СПб., 1912;
  • Окладников А.П., Крушанов А.И. "Незаслуженно забытые картины художника Ф. Баганца о Дальнем Востоке" Труды АН СССР (Дальневосточный филиал). Серия историческая. Благовещенск, 1963;
  • Баганц Ф. "Вокруг света" перевод и предисловие К.А. Стожаровой. СПб., 2004;
  • А.М. Павелкина "Петербург, неузнаваемый в акварелях Ф.Ф. Баганца" СПб., 2005.

[править] Ссылки

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле