Гептахор
м (→Ссылки) |
WKnovich (обсуждение | вклад) |
||
Строка 2: | Строка 2: | ||
'''Гептахор''' (от греч. "ἑπτά" — семь и "χορός" — пляска) — студия музыкального движения, основанная в 1914 году семью студентками Бестужевских курсов - любительницами "свободного танца". | '''Гептахор''' (от греч. "ἑπτά" — семь и "χορός" — пляска) — студия музыкального движения, основанная в 1914 году семью студентками Бестужевских курсов - любительницами "свободного танца". | ||
==История создания== | ==История создания== | ||
− | Создана в [[Петербург]]е Стефанидой Рудневой и её подругами — Натальей Энман, Натальей Петьковой, [[Тревер, Камилла Васильевна|Камиллой Тревер]], Ильзой Тревер, Еленой Цинзерлинг и Юлией Тихомировой. | + | Создана в [[Петербург]]е Стефанидой Рудневой и её подругами — Натальей Энман, Натальей Петьковой, [[Тревер, Камилла Васильевна|Камиллой Тревер]], Ильзой Тревер, Еленой Цинзерлинг и Юлией Тихомировой. Все они являлись студентками Бестужевских курсов, а Наталья Энман, Елена Цинзерлинг, [[Тревер, Камилла Васильевна|Камилла]] и Ильза Тревер были выпускницами [[Петришуле]]. |
− | + | Название «Гептахор» — «пляска семерых», по числу участниц, — дал группе в 1918 году их профессор истории Фаддей Францевич Зелинский. | |
− | Своим рождением группа обязана визиту | + | Своим рождением группа обязана визиту в Россию Айседоры Дункан в 1908 году, чьи выступления в [[Петербург]]е оказали большое влияние на будущих организаторов "Гептахора". Увлечённые искусством А. Дункан и античным искусством Древней Греции, они объединились в любительский коллектив и пытались, не подражая А. Дункан буквально, воспроизвести дух её танцев. Весной 1915 году началась систематическая работа и поиск оригинальной системы музыкально-пластического воспитания. |
− | В 1919—1921 годах члены «Гептахора» преподавали в школах, Институте живого слова, | + | В 1919—1921 годах члены «Гептахора» преподавали в школах, Институте живого слова, руководимом В. Н. Всеволодским-Гернгроссом, и в Институте ритма, основанном С. Н. Волконским. В 1922 году студия была зарегистрирована как частная Студия музыкального движения, а в 1927 году получила статус Государственной студии музыкального движения. |
==Идея "свободного танца"== | ==Идея "свободного танца"== | ||
− | Художественно-педагогическая практика «Гептахора» основывалась на идеях Дункан о воспитании совершенной и гармонической личности средствами свободного танца. Свой метод они назвали «музыкальным движением», чтобы подчеркнуть зависимость пластики от музыки. Стержнем творческого метода «Гептахора» была импровизация. Движение, считали они, в определенном смысле уже содержится в музыке, и танцующему остается только там его найти. Этой способности можно научить, начав с того, что они называли простым «музыкально-двигательным рефлексом». | + | Художественно-педагогическая практика «Гептахора» основывалась на идеях А. Дункан о воспитании совершенной и гармонической личности средствами свободного танца. Свой метод они назвали «музыкальным движением», чтобы подчеркнуть зависимость пластики от музыки. Стержнем творческого метода «Гептахора» была импровизация. Движение, считали они, в определенном смысле уже содержится в музыке, и танцующему остается только там его найти. Этой способности можно научить, начав с того, что они называли простым «музыкально-двигательным рефлексом». |
− | Слушая музыку, человек часто совершает мелкие, подчас незаметные для себя самого движения. Не получая продолжения, эти движения становятся потеряны для нас; их надо развить и довести до акта художественного творчества. Такой метод позволяет не только создать танец, максимально верный музыкальному произведению, но и работать над его выразительностью. Под влиянием музыки человек испытывает особые чувства и переживания, которые редко реализуются во внешних проявлениях и осознаются. Движение помогает зафиксировать эти «внутренние движения души» и прояснить их, в том числе и для самого человека. «Сделать то, что велит музыка» быть верным музыке в движениях — цитировали они «Крейцерову сонату» Л. Н. Толстого, — значит стать верным и самому себе. | + | Слушая музыку, человек часто совершает мелкие, подчас незаметные для себя самого движения. Не получая продолжения, эти движения становятся потеряны для нас; их надо развить и довести до акта художественного творчества. Такой метод позволяет не только создать танец, максимально верный музыкальному произведению, но и работать над его выразительностью. Под влиянием музыки человек испытывает особые чувства и переживания, которые редко реализуются во внешних проявлениях и осознаются. Движение помогает зафиксировать эти «внутренние движения души» и прояснить их, в том числе и для самого человека. «Сделать то, что велит музыка», быть верным музыке в движениях — цитировали они «Крейцерову сонату» Л. Н. Толстого, — значит стать верным и самому себе. |
==Расцвет студийной работы== | ==Расцвет студийной работы== | ||
− | Помимо занятий музыкальным движением, студийцы занимались рисованием, изучали историю искусств и мифологию, посещали музеи, выставки, сами шили костюмы. Первый выпуск состоялся в 1926 г. Первые сценические композиции содержали, как правило, образные мотивы античных трагедий: «Сцены из Одиссеи» на музыку К.-В. Глюка, «Новогреческие песни» на мелодии греческих песен — обе в 1918 г., «Геракл в саду Гесперид» на музыку Ф. Шопена, «Каледонский грех» на музыку Ф. Шуберта, «Сказка о царевне Несмеяне» на музыку французских композиторов — все в 1923 г. Студийцы исполняли композиции собственного сочинения на музыку | + | Помимо занятий музыкальным движением, студийцы занимались рисованием, изучали историю искусств и мифологию, посещали музеи, выставки, сами шили костюмы. Первый выпуск состоялся в 1926 г. Первые сценические композиции содержали, как правило, образные мотивы античных трагедий: «Сцены из Одиссеи» на музыку К.-В. Глюка, «Новогреческие песни» на мелодии греческих песен — обе в 1918 г., «Геракл в саду Гесперид» на музыку Ф. Шопена, «Каледонский грех» на музыку Ф. Шуберта, «Сказка о царевне Несмеяне» на музыку французских композиторов — все в 1923 г. Студийцы исполняли композиции собственного сочинения на музыку А. Н. Скрябина, П. Хиндемита («XX век»), Д. Д. Шостаковича. |
=="Неугодные властям"== | =="Неугодные властям"== | ||
− | В 1927 | + | В 1927 году, не получая поддержки, «Гептахор», как и многие др. студии, прекратил свое официальное существование. Однако творческая работа и преподавание продолжались; последнее выступление состоялось в [[Ленинград]]е в конце 1934 года. После этого «музыкальное движение» удавалось сохранять, перенеся его в детские учреждения и практикуя как метод художественного воспитания детей, начиная с дошкольного возраста. |
− | Летом 1935 г. ведущие педагоги студии Руднева, В.3. Бульванкер, Л. С. Генералова и Э. М. Цильдерман-Фиш переехали из | + | Летом 1935 г. ведущие педагоги студии С.Д. Руднева, В.3. Бульванкер, Л. С. Генералова и Э. М. Цильдерман-Фиш переехали из [[Ленинград]]а в Москву и начали там организацию детских студий художественного движения. |
− | В 1936 г. с их участием были организованы курсы руководителей детских коллективов для Московской области. После Великой Отечественной войны Руднева и Цильдерман-Фиш вели научно-методическую и педагогическую работу, в частности в МГУ. | + | В 1936 г. с их участием были организованы курсы руководителей детских коллективов для Московской области. После Великой Отечественной войны С.Д. Руднева и Э. М. Цильдерман-Фиш вели научно-методическую и педагогическую работу, в частности в МГУ. |
− | С началом хрущевской «оттепели» стало возможным создание студии для взрослых («Смотрите — музыка!», 1957—1983, руководитель Эмма Фиш). Благодаря их самоотверженной работе, традиция музыкального движения не прервалась и продолжается сейчас в Москве и | + | С началом хрущевской «оттепели» стало возможным создание студии для взрослых («Смотрите — музыка!», 1957—1983, руководитель Эмма Фиш). Благодаря их самоотверженной работе, традиция музыкального движения не прервалась и продолжается сейчас в Москве и [[Петербург]]е уже третьим поколением учеников «Гептахора». |
Метод музыкального движения используется для обучения "свободному танцу и вокалу", а также в психотерапевтической работе со взрослыми и коррекционно-развивающей — с детьми. В 1996 г. при психологическом факультете МГУ была создана новая студия «Гептахор» (руководитель — Аида Айламазьян), а в 2004 г. основан Центр музыкально-пластического развития «Гептахор» им. С. Д. Рудневой. | Метод музыкального движения используется для обучения "свободному танцу и вокалу", а также в психотерапевтической работе со взрослыми и коррекционно-развивающей — с детьми. В 1996 г. при психологическом факультете МГУ была создана новая студия «Гептахор» (руководитель — Аида Айламазьян), а в 2004 г. основан Центр музыкально-пластического развития «Гептахор» им. С. Д. Рудневой. |
Версия 13:30, 17 сентября 2013
Гептахор (от греч. "ἑπτά" — семь и "χορός" — пляска) — студия музыкального движения, основанная в 1914 году семью студентками Бестужевских курсов - любительницами "свободного танца".
Содержание |
История создания
Создана в Петербурге Стефанидой Рудневой и её подругами — Натальей Энман, Натальей Петьковой, Камиллой Тревер, Ильзой Тревер, Еленой Цинзерлинг и Юлией Тихомировой. Все они являлись студентками Бестужевских курсов, а Наталья Энман, Елена Цинзерлинг, Камилла и Ильза Тревер были выпускницами Петришуле.
Название «Гептахор» — «пляска семерых», по числу участниц, — дал группе в 1918 году их профессор истории Фаддей Францевич Зелинский.
Своим рождением группа обязана визиту в Россию Айседоры Дункан в 1908 году, чьи выступления в Петербурге оказали большое влияние на будущих организаторов "Гептахора". Увлечённые искусством А. Дункан и античным искусством Древней Греции, они объединились в любительский коллектив и пытались, не подражая А. Дункан буквально, воспроизвести дух её танцев. Весной 1915 году началась систематическая работа и поиск оригинальной системы музыкально-пластического воспитания.
В 1919—1921 годах члены «Гептахора» преподавали в школах, Институте живого слова, руководимом В. Н. Всеволодским-Гернгроссом, и в Институте ритма, основанном С. Н. Волконским. В 1922 году студия была зарегистрирована как частная Студия музыкального движения, а в 1927 году получила статус Государственной студии музыкального движения.
Идея "свободного танца"
Художественно-педагогическая практика «Гептахора» основывалась на идеях А. Дункан о воспитании совершенной и гармонической личности средствами свободного танца. Свой метод они назвали «музыкальным движением», чтобы подчеркнуть зависимость пластики от музыки. Стержнем творческого метода «Гептахора» была импровизация. Движение, считали они, в определенном смысле уже содержится в музыке, и танцующему остается только там его найти. Этой способности можно научить, начав с того, что они называли простым «музыкально-двигательным рефлексом».
Слушая музыку, человек часто совершает мелкие, подчас незаметные для себя самого движения. Не получая продолжения, эти движения становятся потеряны для нас; их надо развить и довести до акта художественного творчества. Такой метод позволяет не только создать танец, максимально верный музыкальному произведению, но и работать над его выразительностью. Под влиянием музыки человек испытывает особые чувства и переживания, которые редко реализуются во внешних проявлениях и осознаются. Движение помогает зафиксировать эти «внутренние движения души» и прояснить их, в том числе и для самого человека. «Сделать то, что велит музыка», быть верным музыке в движениях — цитировали они «Крейцерову сонату» Л. Н. Толстого, — значит стать верным и самому себе.
Расцвет студийной работы
Помимо занятий музыкальным движением, студийцы занимались рисованием, изучали историю искусств и мифологию, посещали музеи, выставки, сами шили костюмы. Первый выпуск состоялся в 1926 г. Первые сценические композиции содержали, как правило, образные мотивы античных трагедий: «Сцены из Одиссеи» на музыку К.-В. Глюка, «Новогреческие песни» на мелодии греческих песен — обе в 1918 г., «Геракл в саду Гесперид» на музыку Ф. Шопена, «Каледонский грех» на музыку Ф. Шуберта, «Сказка о царевне Несмеяне» на музыку французских композиторов — все в 1923 г. Студийцы исполняли композиции собственного сочинения на музыку А. Н. Скрябина, П. Хиндемита («XX век»), Д. Д. Шостаковича.
"Неугодные властям"
В 1927 году, не получая поддержки, «Гептахор», как и многие др. студии, прекратил свое официальное существование. Однако творческая работа и преподавание продолжались; последнее выступление состоялось в Ленинграде в конце 1934 года. После этого «музыкальное движение» удавалось сохранять, перенеся его в детские учреждения и практикуя как метод художественного воспитания детей, начиная с дошкольного возраста.
Летом 1935 г. ведущие педагоги студии С.Д. Руднева, В.3. Бульванкер, Л. С. Генералова и Э. М. Цильдерман-Фиш переехали из Ленинграда в Москву и начали там организацию детских студий художественного движения.
В 1936 г. с их участием были организованы курсы руководителей детских коллективов для Московской области. После Великой Отечественной войны С.Д. Руднева и Э. М. Цильдерман-Фиш вели научно-методическую и педагогическую работу, в частности в МГУ.
С началом хрущевской «оттепели» стало возможным создание студии для взрослых («Смотрите — музыка!», 1957—1983, руководитель Эмма Фиш). Благодаря их самоотверженной работе, традиция музыкального движения не прервалась и продолжается сейчас в Москве и Петербурге уже третьим поколением учеников «Гептахора».
Метод музыкального движения используется для обучения "свободному танцу и вокалу", а также в психотерапевтической работе со взрослыми и коррекционно-развивающей — с детьми. В 1996 г. при психологическом факультете МГУ была создана новая студия «Гептахор» (руководитель — Аида Айламазьян), а в 2004 г. основан Центр музыкально-пластического развития «Гептахор» им. С. Д. Рудневой.
Литература
- Фомин И. Гептахор // «Жизнь искусства». 1923. № 26;
- Гептахор // «Ритм и культура танца». Л., 1926;
- Заварухин Г. Гептахор // «Рабочий и театр». 1926. № 8;
- Сироткина Ирина. Свободное движение и пластический танец в России. М.: Новое литературное обозрение, 2011;
- Тейдер Валентина, Тейдер Виктор. Гептахор — это семь пляшущих // «Балет». 1995. № 3;
- Руднева С. Д., Фиш Э. М. Музыкальное движение. Методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания. 1-е изд. — М.: Просвещение, 1972; 2-е изд. — СПб.: Гуманитарная академия, 2000.
- Руднева С. Д. Воспоминания счастливого человека. Стефанида Дмитриевна Руднева и студия музыкального движения «Гептахор» в документах Центрального московского архива-музея личных собраний. М., 2007.
Ссылки
- Центр музыкально-пластического развития «Гептахор» им. С. Д. Рудневой — http://www.heptachor.ru/
- Википедия: Гептахор