Росси, Карл Иванович
WKnovich (обсуждение | вклад) |
WKnovich (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | [[File:Rossi.jpg|thumb|300px|Карл Иванович Росси (1775—1849) — российский архитектор, автор известных архитектурных ансамблей в Санкт- | + | [[File:Rossi.jpg|thumb|300px|Карл Иванович Росси (1775—1849) — российский архитектор, автор известных архитектурных ансамблей в [[Санкт-Петербург]]е, профессор [[Императорская Академия художеств|Императорской Академии художеств]].]] |
− | '''Карл Ива́нович Ро́сси''' (Carlo di Giovanni Rossi; [[1775]]—[[1849]]) — российский архитектор итальянского происхождения, автор множества зданий и архитектурных ансамблей в Санкт- | + | '''Карл Ива́нович Ро́сси''' (Carlo di Giovanni Rossi; [[1775]]—[[1849]]) — российский архитектор итальянского происхождения, автор множества зданий и архитектурных ансамблей в [[Санкт-Петербург]]е и его окрестностях, академик архитектуры, профессор [[Императорская Академия художеств|Императорской Академии художеств]]. |
== Биография == | == Биография == | ||
− | Карло ди Джованни (Карл Иванович) Росси родился 18 декабря 1779 года в Неаполе. В 1787 году Карл вместе с матерью, балериной Гертрудой Росси и отчимом, выдающимся балетным танцором Шарлем Ле Пиком, приехал в Санкт-Петербург, куда его родители были приглашены дирекцией Императорских театров. | + | Карло ди Джованни (Карл Иванович) Росси родился 18 декабря 1779 года в Неаполе. В 1787 году Карл вместе с матерью, балериной Гертрудой Росси и отчимом, выдающимся балетным танцором Шарлем Ле Пиком, приехал в [[Санкт-Петербург]], куда его родители были приглашены дирекцией Императорских театров. |
− | В [[1788]] году Росси поступает в немецкую школу [[Петришуле|St.Petri-Schule]]. Во время обучения в школе он знакомится с детьми иностранных художников, архитекторов и других деятелей исскуства, приглашенных [[Екатерина II|Екатериной II]] для строительства и украшения Петербурга. В 1795 году после окончания школы он поступает на службу в Адмиралтейскую коллегию архитектуры на должность чертёжника. С [[1796]] года Карл Росси становится помощником архитектора Винченцо Бренна на строительстве Михайловского замка. В [[1801]] году Росси получает должность "архитектурного помощника 10 класса". В 1802 его направляют в заграничную командировку для завершения образования, и он уезжает на два года в Италию. | + | В [[1788]] году Росси поступает в немецкую школу [[Петришуле|St.Petri-Schule]]. Во время обучения в школе он знакомится с детьми иностранных художников, архитекторов и других деятелей исскуства, приглашенных [[Екатерина II|Екатериной II]] для строительства и украшения [[Санкт-Петербург|Петербурга]]. В 1795 году после окончания школы он поступает на службу в Адмиралтейскую коллегию архитектуры на должность чертёжника. С [[1796]] года Карл Росси становится помощником архитектора Винченцо Бренна на строительстве Михайловского замка. В [[1801]] году Росси получает должность "архитектурного помощника 10 класса". В 1802 его направляют в заграничную командировку для завершения образования, и он уезжает на два года в Италию. |
В [[1806]] году Росси становится архитектором Кабинета Его Императорского Величества. Однако сначала он работает не как архитектор, а как художник на фарфоровом и стеклянном заводе. В августе 1808 года Росси командируется в Москву, в Экспедицию кремлёвского строения. Из московских произведений зодчего (неоготическая Екатерининская церковь в Кремле, деревянный театр на Арбатской площади) практически ничего не сохранилось. В 1809 году Росси занимается перестройкой Путевого дворца для [[Екатерина II|Екатерины II]] в Твери. | В [[1806]] году Росси становится архитектором Кабинета Его Императорского Величества. Однако сначала он работает не как архитектор, а как художник на фарфоровом и стеклянном заводе. В августе 1808 года Росси командируется в Москву, в Экспедицию кремлёвского строения. Из московских произведений зодчего (неоготическая Екатерининская церковь в Кремле, деревянный театр на Арбатской площади) практически ничего не сохранилось. В 1809 году Росси занимается перестройкой Путевого дворца для [[Екатерина II|Екатерины II]] в Твери. | ||
− | В 1815 году Росси возвращается в Санкт-Петербург. В 1816 он назначен членом Комитета строений и гидравлических работ. К ранним работам Росси в Петербурге и его окрестностях относятся реконструкция Аничкова дворца (1816), ряд павильонов и библиотека в Павловском дворце (1815—1822), Елагин дворец с оранжереей и павильонами (1816—1818). | + | В 1815 году Росси возвращается в [[Санкт-Петербург]]. В 1816 он назначен членом Комитета строений и гидравлических работ. К ранним работам Росси в [[Санкт-Петербург|Петербурге]] и его окрестностях относятся реконструкция Аничкова дворца (1816), ряд павильонов и библиотека в Павловском дворце (1815—1822), Елагин дворец с оранжереей и павильонами (1816—1818). |
− | Главной сферой деятельности Росси стало создание городских архитектурных ансамблей. Во многом благодаря ему Петербург приобрёл новое лицо, превратившись в центр великой империи, гордой своими победами над французским императором Наполеоном. Проектам Росси свойственны как гармоническое сочетание архитектурных форм с аллегорической скульптурой, так и новаторские конструктивные приёмы (например, металлические перекрытия). | + | Главной сферой деятельности Росси стало создание городских архитектурных ансамблей. Во многом благодаря ему [[Санкт-Петербург|Петербург]] приобрёл новое лицо, превратившись в центр великой империи, гордой своими победами над французским императором Наполеоном. Проектам Росси свойственны как гармоническое сочетание архитектурных форм с аллегорической скульптурой, так и новаторские конструктивные приёмы (например, металлические перекрытия). |
Выдающееся архитектурное и градостроительное мастерство Росси воплощено в ансамблях Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819—1825), Дворцовой площади с грандиозным дугообразным зданием Главного Штаба и Триумфальной аркой (1819—1829), Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (1829—1834), площади Островского (Александринской) со зданиями Александринского театра (1827—1832), нового корпуса Российской национальной библиотеки (Императорской публичной библиотеки) и двумя однородными протяжёнными корпусами улицы зодчего Росси (Театральной). | Выдающееся архитектурное и градостроительное мастерство Росси воплощено в ансамблях Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819—1825), Дворцовой площади с грандиозным дугообразным зданием Главного Штаба и Триумфальной аркой (1819—1829), Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (1829—1834), площади Островского (Александринской) со зданиями Александринского театра (1827—1832), нового корпуса Российской национальной библиотеки (Императорской публичной библиотеки) и двумя однородными протяжёнными корпусами улицы зодчего Росси (Театральной). | ||
Строка 17: | Строка 17: | ||
Вступив в конфликтные отношения с императорским двором [[Николай I|Николая I]], Росси в 1832 ушел в отставку, уволившись «...от всех занятий по строениям». Одной из последних построек Росси была колокольня Юрьева монастыря близ Великого Новгорода. | Вступив в конфликтные отношения с императорским двором [[Николай I|Николая I]], Росси в 1832 ушел в отставку, уволившись «...от всех занятий по строениям». Одной из последних построек Росси была колокольня Юрьева монастыря близ Великого Новгорода. | ||
− | Архитектор умер 6 (18) апреля [[1849]] года в [[Санкт-Петербург]]е. Был похоронен на Волковом лютеранском кладбище. Перезахоронен в некрополе Александро-Невской лавры. | + | Архитектор умер 6 (18) апреля [[1849]] года в [[Санкт-Петербург]]е от холеры, свирепствовавшей тогда в городе. Был похоронен на Волковом лютеранском кладбище. Перезахоронен в 1940 году в некрополе Александро-Невской лавры. |
− | == Адреса в Санкт- | + | == Адреса в [[Санкт-Петербург]]е == |
* 1838 год — Итальянская улица, 11; | * 1838 год — Итальянская улица, 11; | ||
* 1849 год — доходный дом Клокачёва — набережная реки Фонтанки, 185. | * 1849 год — доходный дом Клокачёва — набережная реки Фонтанки, 185. | ||
− | [[Файл:Hermitage from inside.jpg|thumb|300px|right| | + | [[Файл:Hermitage from inside.jpg|thumb|300px|right|Здание Главного штаба на Дворцовой площади]] |
− | [[Файл:RossiStreet.jpg|thumb|300px|right| | + | [[Файл:RossiStreet.jpg|thumb|300px|right|Улица Зодчего Росси]] |
== Постройки == | == Постройки == | ||
Строка 34: | Строка 34: | ||
* Ансамбль Дворцовой площади со зданием Главного Штаба и Триумфальной аркой (1819—1829) | * Ансамбль Дворцовой площади со зданием Главного Штаба и Триумфальной аркой (1819—1829) | ||
* Ансамбль Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (1829—1834) | * Ансамбль Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (1829—1834) | ||
− | * Ансамбль | + | * Ансамбль площади Островского (бывшей Александринской) со зданиями Александринского театра, нового корпуса Российской национальной библиотеки (Императорской публичной библиотеки) и двумя однородными протяжёнными корпусами улицы Зодчего Росси (бывшей Театральной) (1827—1832) |
* Колокольня Юрьева монастыря (1841) | * Колокольня Юрьева монастыря (1841) | ||
=== По проектам Росси === | === По проектам Росси === |
Версия 07:44, 10 января 2013
Карл Ива́нович Ро́сси (Carlo di Giovanni Rossi; 1775—1849) — российский архитектор итальянского происхождения, автор множества зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях, академик архитектуры, профессор Императорской Академии художеств.
Содержание |
Биография
Карло ди Джованни (Карл Иванович) Росси родился 18 декабря 1779 года в Неаполе. В 1787 году Карл вместе с матерью, балериной Гертрудой Росси и отчимом, выдающимся балетным танцором Шарлем Ле Пиком, приехал в Санкт-Петербург, куда его родители были приглашены дирекцией Императорских театров.
В 1788 году Росси поступает в немецкую школу St.Petri-Schule. Во время обучения в школе он знакомится с детьми иностранных художников, архитекторов и других деятелей исскуства, приглашенных Екатериной II для строительства и украшения Петербурга. В 1795 году после окончания школы он поступает на службу в Адмиралтейскую коллегию архитектуры на должность чертёжника. С 1796 года Карл Росси становится помощником архитектора Винченцо Бренна на строительстве Михайловского замка. В 1801 году Росси получает должность "архитектурного помощника 10 класса". В 1802 его направляют в заграничную командировку для завершения образования, и он уезжает на два года в Италию.
В 1806 году Росси становится архитектором Кабинета Его Императорского Величества. Однако сначала он работает не как архитектор, а как художник на фарфоровом и стеклянном заводе. В августе 1808 года Росси командируется в Москву, в Экспедицию кремлёвского строения. Из московских произведений зодчего (неоготическая Екатерининская церковь в Кремле, деревянный театр на Арбатской площади) практически ничего не сохранилось. В 1809 году Росси занимается перестройкой Путевого дворца для Екатерины II в Твери.
В 1815 году Росси возвращается в Санкт-Петербург. В 1816 он назначен членом Комитета строений и гидравлических работ. К ранним работам Росси в Петербурге и его окрестностях относятся реконструкция Аничкова дворца (1816), ряд павильонов и библиотека в Павловском дворце (1815—1822), Елагин дворец с оранжереей и павильонами (1816—1818).
Главной сферой деятельности Росси стало создание городских архитектурных ансамблей. Во многом благодаря ему Петербург приобрёл новое лицо, превратившись в центр великой империи, гордой своими победами над французским императором Наполеоном. Проектам Росси свойственны как гармоническое сочетание архитектурных форм с аллегорической скульптурой, так и новаторские конструктивные приёмы (например, металлические перекрытия).
Выдающееся архитектурное и градостроительное мастерство Росси воплощено в ансамблях Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819—1825), Дворцовой площади с грандиозным дугообразным зданием Главного Штаба и Триумфальной аркой (1819—1829), Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (1829—1834), площади Островского (Александринской) со зданиями Александринского театра (1827—1832), нового корпуса Российской национальной библиотеки (Императорской публичной библиотеки) и двумя однородными протяжёнными корпусами улицы зодчего Росси (Театральной).
Вступив в конфликтные отношения с императорским двором Николая I, Росси в 1832 ушел в отставку, уволившись «...от всех занятий по строениям». Одной из последних построек Росси была колокольня Юрьева монастыря близ Великого Новгорода.
Архитектор умер 6 (18) апреля 1849 года в Санкт-Петербурге от холеры, свирепствовавшей тогда в городе. Был похоронен на Волковом лютеранском кладбище. Перезахоронен в 1940 году в некрополе Александро-Невской лавры.
Адреса в Санкт-Петербурге
- 1838 год — Итальянская улица, 11;
- 1849 год — доходный дом Клокачёва — набережная реки Фонтанки, 185.
Постройки
- Екатерининская церковь в Кремле (1808)
- Перестройка Путевого дворца Екатерины II в Твери (1809)
- Реконструкция Аничкова дворца (1816)
- Ряд павильонов в Павловске и библиотека в Павловском дворце (1815—1822)
- Елагин дворец с оранжереей и павильонами (1816—1818)
- Ансамбль Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819—1825)
- Ансамбль Дворцовой площади со зданием Главного Штаба и Триумфальной аркой (1819—1829)
- Ансамбль Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (1829—1834)
- Ансамбль площади Островского (бывшей Александринской) со зданиями Александринского театра, нового корпуса Российской национальной библиотеки (Императорской публичной библиотеки) и двумя однородными протяжёнными корпусами улицы Зодчего Росси (бывшей Театральной) (1827—1832)
- Колокольня Юрьева монастыря (1841)
По проектам Росси
- 1913. Павильон Росси в Павловске - памятник Марии Фёдоровне (жене Павла I). Архитектор К. К. Шмидт, скульптор В. А. Беклемишев. По проекту 1816 года
Литература
- Вейнерт Н. Росси. М.-Л.: Искусство, 1939.
- Гримм Г. Г. Ансамбли Росси. Площадь искусств и площадь Островского. М.-Л.: Искусство, 1946.
- Жилинский Я. Здание Главного штаба. Исторический очерк. СПб., 1892.
- Пилявский В. И. Зодчий Росси. М.-Л.: ГИАиГ, 1951.
- Росси, Карл Иванович (1775—1849). Каталог архитектурных чертежей и проектов предметов прикладного искусства. К 200-летию со дня рождения. Л., 1975.
- Тарановская М. З. Карл Росси. Архитектор. Градостроитель. Художник. Л.: Стройиздат, 1980.
- Карпова Е. В., Кузнецов С. О. Исчезнувшие интерьеры Строгановского дворца // Памятники культуры. Новые открытия. 1999. М., 2000, С.480-492 [о работе Росси в Строгановском дворце].
- Турчин В. С. Александр I и неоклассицизм в России. Стиль империи или империя как стиль. М.: Жираф, 2001.
- Шуйский В. К. Карло Росси. СПб.: Стройиздат, 2001.
- Кириков, Борис Михайлович Архитектурные памятники Санкт-Петербурга. — 2-е изд. — СПб.: Издательский дом Коло, 2007. — 384 с.
30px | Росси, Карл Иванович на Викискладе? |
---|
Примечания
См. также: Поступившие в Петришуле в 1788 году
Ссылки
- 200 лет со дня рождения К. И. Росси 1775—1975 Серия спичечных этикеток к 200-летнему юбилею