Кулле, Сергей Леонидович
WKnovich (обсуждение | вклад) |
WKnovich (обсуждение | вклад) |
||
Строка 6: | Строка 6: | ||
==Биография== | ==Биография== | ||
− | С.Л. Кулле родился в [[Ленинград]]е. Закончил 222-ю школу (бывшая [[Петришуле]]) в 1953 году вместе с будущими литераторами [[Лосев, Лев Владимирович|Львом Лосевым]], [[Парамонов, Борис Михайлович|Борисом Парамоновым]] и [[Найман, Анатолий Генрихович|Анатолием Найманом]]. Закончил отделение журналистики филологического факультета [[Санкт-Петербургский университет|Ленинградского университета]]. | + | С.Л. Кулле родился в [[Ленинград]]е. Закончил 222-ю школу (бывшая [[Петришуле]]) в [[1953]] году вместе с будущими литераторами [[Лосев, Лев Владимирович|Львом Лосевым]], [[Парамонов, Борис Михайлович|Борисом Парамоновым]] и [[Найман, Анатолий Генрихович|Анатолием Найманом]]. Закончил отделение журналистики филологического факультета [[Санкт-Петербургский университет|Ленинградского университета]]. |
− | После окончания [[ | + | После окончания [[ЛГУ]] жил в [[Ленинград]]е; практически всю жизнь проработал в многотиражной газете [[Ленинградский институт точной механики и оптики|Ленинградского института точной механики и оптики]] «Кадры приборостроению». |
Впервые опубликовал свои стихи в 1960 году в московском самиздатском журнале "Синтаксис". | Впервые опубликовал свои стихи в 1960 году в московском самиздатском журнале "Синтаксис". | ||
− | В 1963 году С. Кулле написал ставшее вскоре знаменитым двустишие: | + | В 1963 году С. Кулле написал ставшее вскоре знаменитым двустишие: |
− | + | :''Мы - товарищи по несчастью. | |
− | '' | + | :''Вы - товарищи по бесчестью. |
− | + | ||
− | ''Вы - товарищи по бесчестью. | + | |
Сергей Кулле оставил несколько сотен своих стихотворений, из которых в официальной печати ему довелось увидеть только четыре. По отзывам жены и друзей - "милейший и образованнейший человек", что, впрочем, очевидно для читателя его стихов. | Сергей Кулле оставил несколько сотен своих стихотворений, из которых в официальной печати ему довелось увидеть только четыре. По отзывам жены и друзей - "милейший и образованнейший человек", что, впрочем, очевидно для читателя его стихов. | ||
Строка 36: | Строка 34: | ||
Для точного сочетания напряженности и легкости необходим особый поэтический | Для точного сочетания напряженности и легкости необходим особый поэтический | ||
темперамент, им и обладал Сергей Кулле. Его верлибр заразительно естественен. | темперамент, им и обладал Сергей Кулле. Его верлибр заразительно естественен. | ||
− | Стихи Кулле как будто и не собирались быть именно верлибром, просто | + | Стихи Кулле как будто и не собирались быть именно верлибром, просто |
− | им по каким-то своим причинам. <...> Они открыты, удивительно внятны, и их | + | оказались им по каким-то своим причинам. <...> Они открыты, удивительно |
− | + | внятны, и их внятность становится эстетическим качеством. Эти вещи почти | |
− | цитировать кусками, фрагментами, как невозможно предъявить часть | + | невозможно цитировать кусками, фрагментами, как невозможно предъявить часть |
− | Но это не означает, что стихи не написаны, а придуманы. | + | мысли. Но это не означает, что стихи не написаны, а придуманы. |
Просто художественная логика, которой они следуют, имеет своим образцом | Просто художественная логика, которой они следуют, имеет своим образцом | ||
− | ясную и изящную мыслительную операцию. Есть какая-то загадка в том, как | + | ясную и изящную мыслительную операцию. Есть какая-то загадка в том, как Кулле |
− | + | удается избежать неизбежного, казалось бы, однообразия повествовательного | |
− | ритма. Можно отметить резкие интонационные перепады, изобретательную иронию — но только как | + | ритма. Можно отметить резкие интонационные перепады, изобретательную иронию — |
− | + | но только как дополнительные условия. Главное все-таки в полной естественности | |
− | + | речевого движения, в абсолютном совпадении образа мысли и способа речи. | |
По мнению литературного критика Ивана Ахметьева: | По мнению литературного критика Ивана Ахметьева: | ||
− | Вероятно, со временем творчество Сергея Кулле будет рассмотрено в контексте развития | + | Вероятно, со временем творчество Сергея Кулле будет рассмотрено в контексте развития |
− | свободного стиха. И в этом смысле он, по нашему убеждению, одна из центральных фигур. | + | русского свободного стиха. И в этом смысле он, по нашему убеждению, одна из |
+ | центральных фигур. | ||
==Семья== | ==Семья== | ||
Строка 59: | Строка 58: | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
* [http://www.rvb.ru/np/publication/02comm/10/05kulle.htm Неофициальная поэзия: Сергей Кулле]; | * [http://www.rvb.ru/np/publication/02comm/10/05kulle.htm Неофициальная поэзия: Сергей Кулле]; | ||
− | * [http://nekropol-spb.ru/main/cemeteries/serafimovskoe/kulle-sergey-leonidovich/ Серафимовское кладбище: С.Л. Кулле] | + | * [http://nekropol-spb.ru/main/cemeteries/serafimovskoe/kulle-sergey-leonidovich/ Серафимовское кладбище: С.Л. Кулле]. |
[[Категория:Все статьи]] | [[Категория:Все статьи]] |
Версия 15:58, 14 апреля 2014
Сергей Леонидович Кулле (29 февраля 1936, Ленинград — 28 октября 1984, Ленинград) — российский поэт, перeводчик.
Содержание |
Биография
С.Л. Кулле родился в Ленинграде. Закончил 222-ю школу (бывшая Петришуле) в 1953 году вместе с будущими литераторами Львом Лосевым, Борисом Парамоновым и Анатолием Найманом. Закончил отделение журналистики филологического факультета Ленинградского университета.
После окончания ЛГУ жил в Ленинграде; практически всю жизнь проработал в многотиражной газете Ленинградского института точной механики и оптики «Кадры приборостроению».
Впервые опубликовал свои стихи в 1960 году в московском самиздатском журнале "Синтаксис".
В 1963 году С. Кулле написал ставшее вскоре знаменитым двустишие:
- Мы - товарищи по несчастью.
- Вы - товарищи по бесчестью.
Сергей Кулле оставил несколько сотен своих стихотворений, из которых в официальной печати ему довелось увидеть только четыре. По отзывам жены и друзей - "милейший и образованнейший человек", что, впрочем, очевидно для читателя его стихов. Большинство его стихотворений - верлибры. В его поздних стихах проявляется тенденция к минимализму.
С. Кулле входил в состав неофициальной поэтической группы «УВЕК» (Уфлянд — Виноградов — Ерёмин — Кулле). О "УВЕКАх" было как-то сказано, что это - "литературная группа, притворявшаяся компанией собутыльников". На что член группы Виноградов возразил, что, "наоборот, компания собутыльников притворялась литературной группой."
С. Кулле и его товарищи остались вне официальной литературы. Но русская поэзия, к счастью, не сводится к советской.
Сергей Леонидович Кулле умер 28 октября 1984 году и был похоронен на Серафимовском кладбище в Ленинграде.
Память
- Первый сборник стихов С. Кулле, подготовленный Уфляндом, вышел в 2001 году, посмертные публикации появились также в журналах «Литературное обозрение», «Аврора», «Арион», антологиях «Поздние петербуржцы» и «Самиздат века».
Критика 1990—2000-х гг. высоко оценивает поэзию Сергея Кулле. Михаил Натанович Айзенберг пишет о творчестве С.Л. Кулле:
Для точного сочетания напряженности и легкости необходим особый поэтический темперамент, им и обладал Сергей Кулле. Его верлибр заразительно естественен. Стихи Кулле как будто и не собирались быть именно верлибром, просто оказались им по каким-то своим причинам. <...> Они открыты, удивительно внятны, и их внятность становится эстетическим качеством. Эти вещи почти невозможно цитировать кусками, фрагментами, как невозможно предъявить часть мысли. Но это не означает, что стихи не написаны, а придуманы. Просто художественная логика, которой они следуют, имеет своим образцом ясную и изящную мыслительную операцию. Есть какая-то загадка в том, как Кулле удается избежать неизбежного, казалось бы, однообразия повествовательного ритма. Можно отметить резкие интонационные перепады, изобретательную иронию — но только как дополнительные условия. Главное все-таки в полной естественности речевого движения, в абсолютном совпадении образа мысли и способа речи.
По мнению литературного критика Ивана Ахметьева:
Вероятно, со временем творчество Сергея Кулле будет рассмотрено в контексте развития русского свободного стиха. И в этом смысле он, по нашему убеждению, одна из центральных фигур.
Семья
Жена: Маргарита Васильевна Разумовская (1936-1999) - филолог.
Источники
- Михаил Айзенберг. Литература за одним столом // «Литературное обозрение», № 5, 1997, с.66-70.]