Шарлемань, Иосиф Иосифович
м |
м |
||
Строка 2: | Строка 2: | ||
'''Иосиф Иосифович Шарлемань''' (нем. ''Joseph Charlemagne''; 1 апреля [[1824]], [[Санкт-Петербург]] — 26 апреля [[1870]], там же) — российский архитектор и художник, академик архитектуры ([[1857]]). | '''Иосиф Иосифович Шарлемань''' (нем. ''Joseph Charlemagne''; 1 апреля [[1824]], [[Санкт-Петербург]] — 26 апреля [[1870]], там же) — российский архитектор и художник, академик архитектуры ([[1857]]). | ||
== Биография == | == Биография == | ||
− | + | Родился в [[Петербург]]е, в семье известного архитектора Иосифа Ивановича Шарлеманя ([[1782]]-[[1861]]). Учился вместе с братом Адольфом Ш. в известной [[Петришуле|немецкой школе Св. Петра]] с [[1838]] по [[1842]] год и в [[АХ|Императорской Академии Художеств]] ([[1842]]-[[1846]]) в архитектурном классе академика А. П. Брюллова. Окончил полный курс 27 сентября [[1846]] года и выпущен из [[Императорская Академия художеств|академии]] со званием "свободного художника". | |
В [[1848]] году поступил на службу в придворное ведомство и начал свою архитектурную деятельность в качестве неклассного архитекторского помощника у архитектора Н. Е. Ефимова при постройке Нового [[Эрмитаж]]а. Здесь он проработал более 3-х лет, до 11 июля [[1851]] года. За труды по составлению чертежей Нового [[Эрмитаж]]а он получил свой первый классный чин 6 декабря [[1850]]. | В [[1848]] году поступил на службу в придворное ведомство и начал свою архитектурную деятельность в качестве неклассного архитекторского помощника у архитектора Н. Е. Ефимова при постройке Нового [[Эрмитаж]]а. Здесь он проработал более 3-х лет, до 11 июля [[1851]] года. За труды по составлению чертежей Нового [[Эрмитаж]]а он получил свой первый классный чин 6 декабря [[1850]]. |
Версия 00:23, 15 февраля 2020
Иосиф Иосифович Шарлемань (нем. Joseph Charlemagne; 1 апреля 1824, Санкт-Петербург — 26 апреля 1870, там же) — российский архитектор и художник, академик архитектуры (1857).
Биография
Родился в Петербурге, в семье известного архитектора Иосифа Ивановича Шарлеманя (1782-1861). Учился вместе с братом Адольфом Ш. в известной немецкой школе Св. Петра с 1838 по 1842 год и в Императорской Академии Художеств (1842-1846) в архитектурном классе академика А. П. Брюллова. Окончил полный курс 27 сентября 1846 года и выпущен из академии со званием "свободного художника".
В 1848 году поступил на службу в придворное ведомство и начал свою архитектурную деятельность в качестве неклассного архитекторского помощника у архитектора Н. Е. Ефимова при постройке Нового Эрмитажа. Здесь он проработал более 3-х лет, до 11 июля 1851 года. За труды по составлению чертежей Нового Эрмитажа он получил свой первый классный чин 6 декабря 1850.
Затем, последовательно, он был помощником у архитектора О. Монферрана и принимал участие в чертёжных работах при сооружении памятника Николаю I. Работал также в мастерской Н.Л. Бенуа. Но при этом строительных работ он не производил, занимаясь лишь составлением смет и чертежей сооружений. Такого же характера была его и частная деятельность: поручая наблюдения за постройкой другим архитекторам, он брал на себя заказы, связанные исключительно с составлением проектов и чертежей. За один из таких проектов - дачи на Петергофском шоссе великого князя Михаила Николаевича - он был удостоен в 1857 году звания академика архитектуры.
Своей известностью И.И. Шарлемань обязан не столько архитектурным проектам, сколько, в большей степени, своим акварельным рисункам. Его аллегорические и орнаментальные акварели в свое время пользовались большим успехом, и часто И.И. Шарлемань имел больше заказов, чем возможности их осуществить. Заказы на его картины и акварели поступали как от русских меценатов, так и особ царской фамилии.
Известно, что во время своего пребывания за границей в 1860 году он исполнил целую серию акварельных рисунков видов Германии для великой княгини Ольги Фёдоровны и великого князя Михаила Николаевича. По его совместному с братом Адольфом Иосифовичем замыслу, в конце 1852 года было создано небольшое сообщество российских художников и любителей; вечерами члены сообщества стали собираться по очереди друг у друга и в своем кругу заниматься рисованием. С течением времени эти собрания постепенно сложились в так называемые «акварельные пятницы».
И.И. Шарлемань умер после продолжительной и тяжёлой болезни в Санкт-Петербурге в апреле 1870 года и был похоронен на Выборгском римско-католическом кладбище, где покоился его отец. После революции кладбище и кладбищенский костел пришли в запустение, а в послевоенные годы и вовсе исчезло под производственными корпусами окрестных предприятий.
Источники
- Архив Петришуле: фонд 18;
- РБСП: Дело арх. Имп. Акад. Худ. за 1846 г., № 1;
- П. П. Петров, «Сборник материалов для истории Имп. Акад. Худ.», ч. III, СПб., 1864;
- РБСП: Отчеты Имп. Акад. Худ. за 1856—1857 гг. п. за 1859—1870 гг.;
- РБСП: Дело архива Мин. Имп. Двора по описи 501 — № 252;
- РБСП: «Иллюстрированная Газета», 1870, № 19;
- РБСП: Воспоминания об Акад. Худ. в 1859—1864 гг., «Русская Старина», 1880, 10.