Попугаев, Василий Васильевич
WKnovich (обсуждение | вклад) (→Творчество) |
м |
||
(не показаны 24 промежуточные версии 2 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | '''Василий Васильевич Попугаев''' (1779, [[Санкт-Петербург]] ‒ 1816, Тверь) — русский писатель, поэт, просветитель, один из основателей «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств». | + | [[Файл:Trudy.jpg|thumb|300px|Соревнователь просвещения и благотворения. №IV. / Труды высочайше утвержденного вольного общества любителей Российской словесности. Ч. ХХХ. СПб.: В типографии Императорского Воспитательного Дома, 1825]] |
+ | '''Василий Васильевич Попугаев''' ([[1779]], [[Санкт-Петербург]] ‒ [[1816]], Тверь) — русский писатель, поэт, просветитель, один из основателей «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств». | ||
− | == Биография == | + | == Биография== |
− | Родился в 1779 году в семье художника | + | Родился в [[1779]] году в семье художника. Его дед был православным священником. Василий Попугаев рано лишился родителей; в [[1786]] году был принят на казенный счёт в гимназию при [[Императорская Академия наук|Императорской Академии Наук]], в которой проучился 12 лет до [[1798]] года, но не закончил полного курса. В [[1798]] году он Попугаев поступил на службу в цензурное ведомство. В [[1801]] году был принят преподавателем русского языка и литературы в [[Петришуле|Главное немецкое училище Св. Петра]], вместо умершего преподавателя [[Андреевский, Тимофей Ивановича|Тимофея Ивановича Андреевского]]. В [[1802]] году подал прошение об отставке и был уволен в том же [[1802]] году. |
− | В | + | В декабре [[1802]] году поступил на службу в Комиссию по составления законов при Государственном совете, где пробыл до августа [[1811]] года. Занимал там должности от помощника редактора 2-ой Экспедиции до начальника архива ([[1809]]). В июне [[1812]] года перешёл на службу в Экспедицию Путей Сообщения, где сначала исполнял должность столоначальника разряда Cухопутных сообщений, а затем (с [[1816]] года) служил переводчиком в канцелярии Главного Управления. |
− | + | Точных сведений о дальнейшей его жизни не сохранилось. По воспоминаниям [[Греч, Николай Иванович|Н. И. Греча]], Василий Попугаев умер в [[1816]] году в Твери. В некрологе о его смерти том же [[Греч, Николай Иванович|Николай Греч]] написал следующие строки: | |
− | + | ||
− | Точных сведений о дальнейшей его жизни не сохранилось | + | |
+ | <I> | ||
+ | «...Пламенный, эксцентрический поэт, неистовый друг правды и гонитель зла. Непостоянный, вспыльчивый, благородный и простодушный, служивший нередко предметом насмешек со стороны людей, не понимавших и не стоивших его...». | ||
+ | </I> | ||
== Творчество == | == Творчество == | ||
− | Литературная деятельность | + | Литературная деятельность его была непродолжительна, всего 12 лет, но, несмотря на это Василий Попугаев, как писатель, личность весьма любопытная: он один из немногих, но ярких выразителей того политического направления, которое зародилось в [[Россия|России]] при [[Екатерина II|Екатерине II]], не успело заглохнуть при [[Павел I|Павле]] и с новой силой пробивалось в литературу и жизнь в начале царствования [[Александр I|Александра I]]. Не останавливаясь на первых литературных опытах Попугаева — его повести «Аптекарский Остров, или бедствия любви» ({{СПб.}}, [[1800]]) и его сентиментальные стихотворения, в которых он заявил себя "карамзинистом", отличают его от множества современных ему поэтов. |
− | + | Так как его литературная деятельность тесно связана с историей "Вольного Общества любителей словесности, наук и художеств", то в изданиях и делах этого Общества (а отчасти и в изданиях некоторых членов Общества) следует искать его произведения. | |
+ | |||
+ | Так, во второй книге «Свитка Муз» ({{СПб.}}, [[1802]] и [[1808]] г.) можно найти несколько стихотворений, которые обращают на себя внимание. Это «Пигмалион», «Стихи на случай великодушного поступка Ангерстейна», «Письмо к [[Борн, Иван Мартынович| Борну]]», «К друзьям»; кроме того, в «Периодическом Издании Вольного Общества Люб. Словесности, Наук и Художеств» (ч. I., {{СПб.}}, [[1804]]) В.В. Попугаев поместил несколько стихотворных и прозаических произведений; из последних отметим: «Негр» (выдан за перевод с испанского), «Достоинство старого воспитания в России», «О политическом просвещении вообще», «О публичном общественном воспитании и влиянии оного на политическое просвещение», «О постепенности Училищ и соображении с сей постепенностью политических предметов воспитания», «Об истории, как предмете политического воспитания», «Заключение о преподавании в общественном воспитании других отраслей наук». | ||
+ | |||
+ | Затем, в журнале члена Общества Николая Фёдоровича Остолопова — «Любитель словесности», [[1806]] г., III, помещены его «Русские анекдоты» (историч.); в сборнике члена Общества Бенитцкого — «Талия» ([[1807]] г.) — несколько стихотворений. | ||
+ | |||
+ | Наконец, несколько произведений Василия Попугаева сохранились в рукописях, которые мы знаем лишь по заглавиям, уцелевшим в архиве Общества. | ||
+ | |||
+ | Из ненапечатанных произведений следует отметить его переводы из Вольнея, Филанджиери, Макиавелли, Тацита и др. («Общий план законоположения», «О влиянии просвещения на законы и правление», «О феодальном правлении», «Юридическое рассуждение об умерщвлении младенцев», «О монархии» и мн. др.); оригинальные сочинения: «Спартанцы», «Несчастное семейство», «О поэзии», «Рассуждение о цветах радуги», «Опыт о благоденствии народных обществ» и др. | ||
== Деятельность в «Вольном Обществе любителей словесности, наук и художеств» == | == Деятельность в «Вольном Обществе любителей словесности, наук и художеств» == | ||
− | Деятельность | + | Деятельность Василия Васильевича Попугаева с момента вступления его в члены «Общества любителей изящного», им и отчасти по его же мысли основанного, открывшего свои заседания 15-го июля [[1801]] года, два года спустя официально утвержденного под названием «Санкт-Петербургского Вольного Общества любителей словесности, наук и художеств». |
+ | |||
+ | Это «Общество» на первых порах преследовало цели исключительно самообразовательные, но вкусы основателей его — [[Борн, Иван Мартынович|И.М. Борна]] и в особенности Василия Попугаева — скоро придали занятиям в «Обществе» некоторый специфический характер: интересы чисто литературные вскоре уступили место социально-политическим, причём и литературная струя принимала зачастую политическую окраску. Душой этого «Общества» в первые годы его существования был В.В. Попугаев: он был первым его секретарём, цензором, представителем, вербовавшим новых членов, самым усердным докладчиком и сотрудником изданий Общества. Личность, без сомнения, даровитая, энергичная, со значительной эрудицией, В.В. Попугаев, по верному замечанию [[Греч, Николай Иванович|Н. И. Греча]], «вдохновленный самыми чистыми намерениями, равнодушный к суждениям света и житейским отношениям, бросался во все стороны, начинал многое и не завершил ничего». Он начал усердно упражняться в писании стихов легкого и серьёзного содержания, а также повестей, но постепенно перешёл к публицистическим рассуждениям; изучал и переводил западных философов и юристов, занимался филологией, историей, наконец, физикой; писал доклады и статьи по всем названным предметам. | ||
+ | |||
+ | По литературному наследию, оставленному В.В. Попугаевым, и положению дел в «Обществе», можно составить об этом человеке довольно определенное представление. Василий Попугаев был человеком серьезного ума, строгий к себе и другим, страстный, увлекающийся, воспитывающий себя на литературе французских теоретиков — «вольнодумцев» XVIII века и сам ставший «вольнодумцем»: его идеалом общественного устройства была древняя республиканская Спарта, со всеми ее суровыми установлениями, особенно по части воспитания; самым дорогим для него званием было «титло гражданина»; лучшим богатством — личная свобода; наибольшим злом он считал бездеятельность, честолюбие, тиранию и рабство. Все эти взгляды ясно, а порой и резко В.В. Попугаев успел высказать и в своих страстных стихотворениях на «гражданские мотивы». | ||
+ | |||
+ | Как и прочие члены «Общества», Василий Попугаев приветствовал новое царствование, обещавшее покровительствовать просвещению, но не упускал случая напомнить, что | ||
+ | |||
+ | <I> | ||
+ | "...Сильные должны блюсти законы, хранить счастие людей, шествовать стезями правды и заботиться о мирном развитии государства, ибо "где крови лавр, — там терн и ель"." | ||
+ | </I> | ||
+ | |||
+ | Кроме того, в стихах его постоянно слышится призыв к общественной деятельности, просвещению, гуманности. Но всего резче гражданские идеалы В.В. Попугаева сказались в его речах перед «Обществом», в докладах и статьях, — например, в ряде статей под общим заглавием: «О политическом просвещении» и из последних особенно в статье «О публичном общественном воспитании и влиянии оного на политическое просвещение», где Попугаев проводит идею об объединении, путём воспитания, интересов разных классов общества, о настоятельной необходимости искоренить эгоистические и сословные предрассудки и воспитать в молодом поколении будущих граждан сознание святости общенародной пользы. | ||
+ | |||
+ | В вопросе о воспитании, который усердно трактовался в то время в обществе вообще, и сообщниками Попугаева, в частности, последний держится следующих убеждений: | ||
+ | |||
+ | <I> | ||
+ | «...Граждане могут жить, как им угодно, но просвещаться должны в одних Правлением признанных и утвержденных местах. Общественное воспитание по образцу Спарты следует предпочесть семейственному. Всякому гражданину необходимо знать отношения и обязанности, связующие его с обществом. Обычаи, законы и права - суть первая и основная связь политических обществ и политики... | ||
+ | Посему изучение законов и истории должно быть поставлено на первом месте в деле воспитания; но история, как предмет воспитания, должна служить не столько наукой, обогащающей ум фактами прошлой жизни, порою, сведениями о «делах обыкновенных», но она должна быть преподаваемой в «философическом духе», она должна быть «полезна для граждан единой нравственностью»; словом, «история должна быть зерцалом дел великих, которая бы, как в картине, представляла питомцам бессмертные образцы для подражания и средства достигнуть славы, о которой они мечтают, или превзойти оную». | ||
+ | </I> | ||
− | + | Что касается политических убеждений В.В. Попугаева — следует отметить, что он сочувствовал космополитизму; он готов был «любить, как братьев, все народы», но это не мешало ему быть пламенным патриотом с явными демократическими тенденциями. Ненавидя рабство и воспевая в своих стихах вольность, он пишет повесть «Негр», в которой объявляет, что «воля не есть продажная, и никакой тиран ею располагать не должен», восхваляет спартанцев и героев древности — борцов за свободу личности, пишет доклад «об участи земледельцев», в котором обрушивается на крепостничество, составляет в 2-х частях «Опыт о благоденствии народных обществ», который предлагает «Обществу» для издания; впрочем, почти все члены «Общества» нашли, что тон статьи слишком резок, даже и для того времени, когда: «...само правительство, сам Государь у нас занимался способами облегчения участи земледельцев»; | |
− | + | Наконец, следует упомянуть, что Василий Попугаев был одним из горячих поклонников А.Н. Радищева, память которого свято чтилась членами «Общества»; он же первый подал мысль, много обсуждавшуюся членами «Общества», о сооружении памятника Минину и Пожарскому. | |
− | Конечно, молодость и горячность, а также и благоприятные условия первых годов царствования императора Александра I-го придавали Попугаеву смелость, но дело ограничилось одними словами. Широкие идеи | + | Конечно, молодость и горячность, а также и благоприятные условия первых годов царствования императора [[Александр I|Александра I-го]] придавали В.В. Попугаеву смелость, но дело ограничилось одними словами. Широкие идеи с целью «породить новый свет», новые взгляды на вещи и желание обновить общественный организм, сгубили Попугаева: он скоро впал в противоречия, к которым его привели, с одной стороны, туманные и разноречивые теории XVIII в., с другой — отсутствие опытности и увлекающийся характер. Само «Вольное Общество любителей словесности, наук и художеств», в котором стали возникать одно за другим различные недоразумения, и направление деятельности которого, заданное [[Борн, Иван Мартынович| И. М. Борном]] и И.П. Пниным, сводилось к чисто литературному, а также монархические настроения — все это не могло не ослабить энергии В.В. Попугаева. С одной стороны, не желая мириться с новым положением дел в «Обществе», с другой — не чувствуя в себе достаточно сил на борьбу, В.В. Попугаев оставил его (в марте [[1811]]) и, кажется, прекратил совсем свои литературные занятия, к коим мало-помалу охладевал и до сего момента. |
− | С уходом Попугаева из | + | С уходом В.В. Попугаева из «Общества», оно потеряло и многих других талантливых сотрудников, включая и второго своего основателя — [[Борн, Иван Мартынович|И. М. Борна]]. |
== Библиография == | == Библиография == | ||
− | * Архив Вольного Общества любителей словесности, наук и художеств (в библиотеке Санкт-Петербургского Университета); | + | * Архив "Вольного Общества любителей словесности, наук и художеств" (в библиотеке [[Петербургский университет|Санкт-Петербургского Университета]]); |
* Архив Министерства Путей Сообщения; | * Архив Министерства Путей Сообщения; | ||
− | * «Северная Пчела» 1857 г., № 125; | + | * «Северная Пчела» [[1857]] г., № 125; |
− | * «Весть» 1864, № 15; | + | * «Весть» [[1864]], № 15; |
− | * «Благонамеренный» 1826 г., ч. 33, № 3 (см. также «Сочинения А. Е. Измайлова», т. 2, | + | * «Благонамеренный» [[1826]] г., ч. 33, № 3 (см. также «Сочинения А. Е. Измайлова», т. 2, {{М.}}, [[1890]], стр. 315); |
− | * В. И. Срезневский, «Заметки А. X. Востокова о его жизни», СПб. 1901; его же, «Из воспоминаний А. X. Востокова»—"Русск. Стар." 1899 г., т. 97, март; | + | * В. И. Срезневский, «Заметки А. X. Востокова о его жизни», {{СПб.}} [[1901]]; его же, «Из воспоминаний А. X. Востокова»—"Русск. Стар." [[1899]] г., т. 97, март; |
− | * «Сочинения Батюшкова» (ред. Л. Н. Майкова). СПб. 1887, т. I; | + | * «Сочинения Батюшкова» (ред. Л. Н. Майкова). {{СПб.}} [[1887]], т. I; |
− | * А. П. Пятковский, «Из истории нашего | + | * А. П. Пятковский, «Из истории нашего литературного и общественного развития». {{СПб.}} [[1889]], т. II; |
+ | * Н. Колюпанов, «Биография А. И. Кошелева», т. I, кн. I, {{М.}}, [[1889]]; | ||
+ | * «Журн. Минист. Нар. Просв.» [[1890]], ч. 268, III; | ||
+ | * «Сборник 2-го Отд. [[РАН|Акад. Наук]]», {{СПб.}} [[1873]], т. V, вып. 2-й. Ив. Кубасов. | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
− | * http://popugaev.ouc.ru/ | + | * http://popugaev.ouc.ru/; |
− | * http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=108495 | + | * http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=108495; |
− | * http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/POPUGAEV_VASILI_VASILEVICH.html | + | * http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/POPUGAEV_VASILI_VASILEVICH.html; |
− | * [http://www.pseudology.org/Psyhology/RussianPhilosophyDictionary/15.htm Словарь Русская философия] | + | * [http://www.pseudology.org/Psyhology/RussianPhilosophyDictionary/15.htm Словарь Русская философия]. |
Строка 46: | Строка 78: | ||
[[Категория:Персоналии по алфавиту]] | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
[[Категория:Литераторы]] | [[Категория:Литераторы]] | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Деятели культуры]] |
+ | [[Категория:Государственные служащие]] | ||
+ | [[Категория:Педагоги]] | ||
[[Категория:Учителя Петришуле]] | [[Категория:Учителя Петришуле]] |
Текущая версия на 02:06, 20 сентября 2021
Василий Васильевич Попугаев (1779, Санкт-Петербург ‒ 1816, Тверь) — русский писатель, поэт, просветитель, один из основателей «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств».
Содержание |
[править] Биография
Родился в 1779 году в семье художника. Его дед был православным священником. Василий Попугаев рано лишился родителей; в 1786 году был принят на казенный счёт в гимназию при Императорской Академии Наук, в которой проучился 12 лет до 1798 года, но не закончил полного курса. В 1798 году он Попугаев поступил на службу в цензурное ведомство. В 1801 году был принят преподавателем русского языка и литературы в Главное немецкое училище Св. Петра, вместо умершего преподавателя Тимофея Ивановича Андреевского. В 1802 году подал прошение об отставке и был уволен в том же 1802 году.
В декабре 1802 году поступил на службу в Комиссию по составления законов при Государственном совете, где пробыл до августа 1811 года. Занимал там должности от помощника редактора 2-ой Экспедиции до начальника архива (1809). В июне 1812 года перешёл на службу в Экспедицию Путей Сообщения, где сначала исполнял должность столоначальника разряда Cухопутных сообщений, а затем (с 1816 года) служил переводчиком в канцелярии Главного Управления.
Точных сведений о дальнейшей его жизни не сохранилось. По воспоминаниям Н. И. Греча, Василий Попугаев умер в 1816 году в Твери. В некрологе о его смерти том же Николай Греч написал следующие строки:
«...Пламенный, эксцентрический поэт, неистовый друг правды и гонитель зла. Непостоянный, вспыльчивый, благородный и простодушный, служивший нередко предметом насмешек со стороны людей, не понимавших и не стоивших его...».
[править] Творчество
Литературная деятельность его была непродолжительна, всего 12 лет, но, несмотря на это Василий Попугаев, как писатель, личность весьма любопытная: он один из немногих, но ярких выразителей того политического направления, которое зародилось в России при Екатерине II, не успело заглохнуть при Павле и с новой силой пробивалось в литературу и жизнь в начале царствования Александра I. Не останавливаясь на первых литературных опытах Попугаева — его повести «Аптекарский Остров, или бедствия любви» (СПб., 1800) и его сентиментальные стихотворения, в которых он заявил себя "карамзинистом", отличают его от множества современных ему поэтов.
Так как его литературная деятельность тесно связана с историей "Вольного Общества любителей словесности, наук и художеств", то в изданиях и делах этого Общества (а отчасти и в изданиях некоторых членов Общества) следует искать его произведения.
Так, во второй книге «Свитка Муз» (СПб., 1802 и 1808 г.) можно найти несколько стихотворений, которые обращают на себя внимание. Это «Пигмалион», «Стихи на случай великодушного поступка Ангерстейна», «Письмо к Борну», «К друзьям»; кроме того, в «Периодическом Издании Вольного Общества Люб. Словесности, Наук и Художеств» (ч. I., СПб., 1804) В.В. Попугаев поместил несколько стихотворных и прозаических произведений; из последних отметим: «Негр» (выдан за перевод с испанского), «Достоинство старого воспитания в России», «О политическом просвещении вообще», «О публичном общественном воспитании и влиянии оного на политическое просвещение», «О постепенности Училищ и соображении с сей постепенностью политических предметов воспитания», «Об истории, как предмете политического воспитания», «Заключение о преподавании в общественном воспитании других отраслей наук».
Затем, в журнале члена Общества Николая Фёдоровича Остолопова — «Любитель словесности», 1806 г., III, помещены его «Русские анекдоты» (историч.); в сборнике члена Общества Бенитцкого — «Талия» (1807 г.) — несколько стихотворений.
Наконец, несколько произведений Василия Попугаева сохранились в рукописях, которые мы знаем лишь по заглавиям, уцелевшим в архиве Общества.
Из ненапечатанных произведений следует отметить его переводы из Вольнея, Филанджиери, Макиавелли, Тацита и др. («Общий план законоположения», «О влиянии просвещения на законы и правление», «О феодальном правлении», «Юридическое рассуждение об умерщвлении младенцев», «О монархии» и мн. др.); оригинальные сочинения: «Спартанцы», «Несчастное семейство», «О поэзии», «Рассуждение о цветах радуги», «Опыт о благоденствии народных обществ» и др.
[править] Деятельность в «Вольном Обществе любителей словесности, наук и художеств»
Деятельность Василия Васильевича Попугаева с момента вступления его в члены «Общества любителей изящного», им и отчасти по его же мысли основанного, открывшего свои заседания 15-го июля 1801 года, два года спустя официально утвержденного под названием «Санкт-Петербургского Вольного Общества любителей словесности, наук и художеств».
Это «Общество» на первых порах преследовало цели исключительно самообразовательные, но вкусы основателей его — И.М. Борна и в особенности Василия Попугаева — скоро придали занятиям в «Обществе» некоторый специфический характер: интересы чисто литературные вскоре уступили место социально-политическим, причём и литературная струя принимала зачастую политическую окраску. Душой этого «Общества» в первые годы его существования был В.В. Попугаев: он был первым его секретарём, цензором, представителем, вербовавшим новых членов, самым усердным докладчиком и сотрудником изданий Общества. Личность, без сомнения, даровитая, энергичная, со значительной эрудицией, В.В. Попугаев, по верному замечанию Н. И. Греча, «вдохновленный самыми чистыми намерениями, равнодушный к суждениям света и житейским отношениям, бросался во все стороны, начинал многое и не завершил ничего». Он начал усердно упражняться в писании стихов легкого и серьёзного содержания, а также повестей, но постепенно перешёл к публицистическим рассуждениям; изучал и переводил западных философов и юристов, занимался филологией, историей, наконец, физикой; писал доклады и статьи по всем названным предметам.
По литературному наследию, оставленному В.В. Попугаевым, и положению дел в «Обществе», можно составить об этом человеке довольно определенное представление. Василий Попугаев был человеком серьезного ума, строгий к себе и другим, страстный, увлекающийся, воспитывающий себя на литературе французских теоретиков — «вольнодумцев» XVIII века и сам ставший «вольнодумцем»: его идеалом общественного устройства была древняя республиканская Спарта, со всеми ее суровыми установлениями, особенно по части воспитания; самым дорогим для него званием было «титло гражданина»; лучшим богатством — личная свобода; наибольшим злом он считал бездеятельность, честолюбие, тиранию и рабство. Все эти взгляды ясно, а порой и резко В.В. Попугаев успел высказать и в своих страстных стихотворениях на «гражданские мотивы».
Как и прочие члены «Общества», Василий Попугаев приветствовал новое царствование, обещавшее покровительствовать просвещению, но не упускал случая напомнить, что
"...Сильные должны блюсти законы, хранить счастие людей, шествовать стезями правды и заботиться о мирном развитии государства, ибо "где крови лавр, — там терн и ель"."
Кроме того, в стихах его постоянно слышится призыв к общественной деятельности, просвещению, гуманности. Но всего резче гражданские идеалы В.В. Попугаева сказались в его речах перед «Обществом», в докладах и статьях, — например, в ряде статей под общим заглавием: «О политическом просвещении» и из последних особенно в статье «О публичном общественном воспитании и влиянии оного на политическое просвещение», где Попугаев проводит идею об объединении, путём воспитания, интересов разных классов общества, о настоятельной необходимости искоренить эгоистические и сословные предрассудки и воспитать в молодом поколении будущих граждан сознание святости общенародной пользы.
В вопросе о воспитании, который усердно трактовался в то время в обществе вообще, и сообщниками Попугаева, в частности, последний держится следующих убеждений:
«...Граждане могут жить, как им угодно, но просвещаться должны в одних Правлением признанных и утвержденных местах. Общественное воспитание по образцу Спарты следует предпочесть семейственному. Всякому гражданину необходимо знать отношения и обязанности, связующие его с обществом. Обычаи, законы и права - суть первая и основная связь политических обществ и политики... Посему изучение законов и истории должно быть поставлено на первом месте в деле воспитания; но история, как предмет воспитания, должна служить не столько наукой, обогащающей ум фактами прошлой жизни, порою, сведениями о «делах обыкновенных», но она должна быть преподаваемой в «философическом духе», она должна быть «полезна для граждан единой нравственностью»; словом, «история должна быть зерцалом дел великих, которая бы, как в картине, представляла питомцам бессмертные образцы для подражания и средства достигнуть славы, о которой они мечтают, или превзойти оную».
Что касается политических убеждений В.В. Попугаева — следует отметить, что он сочувствовал космополитизму; он готов был «любить, как братьев, все народы», но это не мешало ему быть пламенным патриотом с явными демократическими тенденциями. Ненавидя рабство и воспевая в своих стихах вольность, он пишет повесть «Негр», в которой объявляет, что «воля не есть продажная, и никакой тиран ею располагать не должен», восхваляет спартанцев и героев древности — борцов за свободу личности, пишет доклад «об участи земледельцев», в котором обрушивается на крепостничество, составляет в 2-х частях «Опыт о благоденствии народных обществ», который предлагает «Обществу» для издания; впрочем, почти все члены «Общества» нашли, что тон статьи слишком резок, даже и для того времени, когда: «...само правительство, сам Государь у нас занимался способами облегчения участи земледельцев»;
Наконец, следует упомянуть, что Василий Попугаев был одним из горячих поклонников А.Н. Радищева, память которого свято чтилась членами «Общества»; он же первый подал мысль, много обсуждавшуюся членами «Общества», о сооружении памятника Минину и Пожарскому.
Конечно, молодость и горячность, а также и благоприятные условия первых годов царствования императора Александра I-го придавали В.В. Попугаеву смелость, но дело ограничилось одними словами. Широкие идеи с целью «породить новый свет», новые взгляды на вещи и желание обновить общественный организм, сгубили Попугаева: он скоро впал в противоречия, к которым его привели, с одной стороны, туманные и разноречивые теории XVIII в., с другой — отсутствие опытности и увлекающийся характер. Само «Вольное Общество любителей словесности, наук и художеств», в котором стали возникать одно за другим различные недоразумения, и направление деятельности которого, заданное И. М. Борном и И.П. Пниным, сводилось к чисто литературному, а также монархические настроения — все это не могло не ослабить энергии В.В. Попугаева. С одной стороны, не желая мириться с новым положением дел в «Обществе», с другой — не чувствуя в себе достаточно сил на борьбу, В.В. Попугаев оставил его (в марте 1811) и, кажется, прекратил совсем свои литературные занятия, к коим мало-помалу охладевал и до сего момента.
С уходом В.В. Попугаева из «Общества», оно потеряло и многих других талантливых сотрудников, включая и второго своего основателя — И. М. Борна.
[править] Библиография
- Архив "Вольного Общества любителей словесности, наук и художеств" (в библиотеке Санкт-Петербургского Университета);
- Архив Министерства Путей Сообщения;
- «Северная Пчела» 1857 г., № 125;
- «Весть» 1864, № 15;
- «Благонамеренный» 1826 г., ч. 33, № 3 (см. также «Сочинения А. Е. Измайлова», т. 2, М., 1890, стр. 315);
- В. И. Срезневский, «Заметки А. X. Востокова о его жизни», СПб. 1901; его же, «Из воспоминаний А. X. Востокова»—"Русск. Стар." 1899 г., т. 97, март;
- «Сочинения Батюшкова» (ред. Л. Н. Майкова). СПб. 1887, т. I;
- А. П. Пятковский, «Из истории нашего литературного и общественного развития». СПб. 1889, т. II;
- Н. Колюпанов, «Биография А. И. Кошелева», т. I, кн. I, М., 1889;
- «Журн. Минист. Нар. Просв.» 1890, ч. 268, III;
- «Сборник 2-го Отд. Акад. Наук», СПб. 1873, т. V, вып. 2-й. Ив. Кубасов.