Баганц, Фёдор Фёдорович

Материал из ALLPETRISCHULE
Перейти к: навигация, поиск
Гостиница "Европейская". Акварель Ф.Ф. Баганца. 1856-1857.

Баганц, Фёдор Фёдорович (нем. Bagantz, Friedrich Heinrich; (1834, Петербург1873, Петербург ) — художник-пейзажист, мастер акварельной живописи, профессор Морского кадетского корпуса, один из немногих русских художников, совершивших кругосветное плавание на парусном судне (1869-1871).

Содержание

Биография

Ф. Ф. Баганц родился 17 января 1834 года в Петербурге, в семье часового мастера Фридриха Готтарда Баганца, приписанного к цеху часовых мастеров города Митавы и приехавшего в Петербург при царствовании императора Александре I. По прибытии в северную столицу отец художника получает почетное место "придворного часовщика" и занимался установкой, чисткой и исправлением дворцовых часов в многочисленных императорских резиденциях. Получив в ранние годы домашнее образование, Ф. Баганц поступил в 1846 году в известное Главное немецкое училище Св. Петра и закончил его в 1850 году. В этом же году он поступил в Императорскую Академию художеств на класс исторической живописи, которое вел профессор А. Т. Маркова.

Представив в 1858 году на студенческую выставку свой пейзаж, он получил серебряную медаль 2-го достоинства «За успехи и в поощрение». Через два года он выставил сразу три своих пейзажа на соискание Большой серебряной медали и на звание художника. По решению Совета Академии от 16 ноября 1860 года Ф.Ф. Баганц удостаивается звания «свободного художника», что даёт ему возможность выйти из цехового общества г. Митавы, куда он был приписан по рождению и по роду занятий своего отца.

Начало творческой деятельности

После успешного окончания АХ в 1860 году Ф.Ф. Баганц начинает плодотворно работать над городскими пейзажами в Адмиралтейской и Литейной частях города, выполняя частный заказ графа С. А. Апраксина. Всего сохранилось и издано 28 городских пейзажей, в основном Литейной части города. Собрание этих пейзажей в настоящее время хранится в Академии Художеств.

Путешествия

Дальнейшая судьба Ф. Баганца оказалась тесно связанной с морем. В 1860 году по ходатайству художника Главного морского штаба А. П. Боголюбова, Ф. Баганц получает место учителя рисования при Морском кадетском корпусе с назначением на военный корабль для плавания с кадетами по Балтийскому морю «для обучения их черчению с натуры корабля и всего касающегося моря».

Три летних кампании 18601862 годов он прослужил учителем рисования не фрегате "Дмитрий Донской" в составе преподавателей Морского корпуса. Романтическое отношение Федора Баганца к морю и к парусным кораблям нашло отражение в ряде его эскизов и гравюре «Фрегат “Дмитрий Донской”».

Осень и зиму 18611862 годов Ф. Баганц учился у профессора А. Боголюбова правилам рисования видов для морских лоций. Зарисовки берегов, узостей шхер и рейдов, гор, строений и других ориентиров требовали крайней точности изображения и строгого соответствия координатам места. Овладение техникой рисования видов для лоций давало надежду на участие в кругосветном плавании.

В марте 1862 года президент Императорской Академии художеств великая княгиня Мария Николаевна обратилась с памятной запиской к своему брату Александру II с просьбой "...осчастливить художника Баганца участием в кругосветной экспедиции". C согласия императора его брат великий князь Константин Николаевич, главный начальник флота и морского ведомства, приказал назначить Ф. Баганца на одно из судов, отправляющихся к устью Амура.

В 18641865 годах художник, приобретший навыки рисования видов лоций и морских документов, принял участие в длительном плавании на Дальний Восток, совершенном на военном транспорте «Гиляк». По заданию Гидрографического департамента он рисовал входы на рейды и в порты мира, поселения на Амуре и посты (поселения) на берегах Татарского пролива.

Перезимовав в Николаевске-на-Амуре, Ф.Ф. Баганц вернулся в Петербург осенью 1867 года, проделав сухопутное путешествие через всю Россию. За поднесенный императору Александру II альбом из 80 листов акварелей, выполненных во время экспедиции, Ф. Ф. Баганц был удостоен звания художника 1-го класса и награждён бриллиантовым перстнем с рубином. Впрочем, это стало одним из последних приятных событий в его жизни. В 1869 году он теряет горячо любимую жену, умершую в родах.

Желая отвлечься от своего горя, Ф.Ф. Баганц отправляется в новое кругосветное путешествие на клиперах "Алмаз" и "Гайдамак" (1869-1871), ставшее для него роковым; в сентябре 1871 года его доставляют в Морской госпиталь города Николаевск-на-Амуре со страшным диагнозом: «паралич и слабоумие с редкими прояснениями сознания». Отцу после долгих хлопот и проволочек удается доставить больного сына в Петербург, где он вскоре умирает.

Федор Федорович Баганц был похоронен на Волковском кладбище в Петербурге в 1873 году.

Творческое наследие

Его работы, привезенные из путешествий, точны и детальны, они подробно отражают жизнь народов Огненной земли (Аргентина), островов Океании, племен гольдов и гиляков, живших по берегам реки Амур. До сих пор эти работы сохраняют значение как источник для изучения истории освоения Татарского пролива и реки Амур.

Рисунки Ф. Баганца хранятся в Санкт-Петербурге в Государственном Русском музее (19 акварелей), Библиотеке Академии наук (57 акварелей), музее истории Санкт-Петербурга (30 видов Санкт-Петербурга), РГИА (альбом путевых зарисовок), 20 рисунков и другие наброски - в архивах наследников. Около 100 рисунков, переданных Ф.Ф. Баганцем в Морское министерство, еще не найдены.

Акварели из Петербургского альбома

В 2005 году в издательстве Крига вышел альбом из 28 акварелей Ф. Баганца - "Петербург, неузнаваемый в акварелях Ф. Ф. Баганца" - составитель А.М. Павелкина. Оригинальный альбом находится в фондах Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Он составлен из 28 листов размером 23,4 × 33,1 см. Рисунки наклеены на листы большего размера в солидном кожаном переплете. На белых полях чьей-то рукой (почерк художника известен) проставлены даты и сделаны надписи. Четверть из них посвящена изображениям Адмиралтейских частей столицы, остальные же — Литейной части. На большинстве листов из этого альбома отчетливо виден уверенный беглый карандашный штрих. Альбом дополняют три ярко-раскрашенные литографии середины XIX века и 11 старинных фотографий с видами Петербурга.

Время их создания относится к 18601862 годам, то есть к периоду между окончанием Ф. Баганцем Академии художеств и назначением его на должность художника в кругосветную экспедицию.

На всех рисунках сделаны рукописные пояснительные надписи и даты, без которых определение большинства улиц было бы невозможно. По поводу этих пояснений, а также обстоятельств появления альбома и его принадлежности возникало немало вопросов, часть из которых не разрешена и по сию пору.

Несомненно, запечатлеть в акварелях процесс интенсивного строительства в Петербурге было увлекательным занятием для художника. По мнению составителя альбома А.М. Павелкиной, заказчиком этих рисунков мог быть граф С.А. Апраксин. Именно его рукой были сделаны надписи на акварелях. Видимо, сами акварели носили для него сентиментальный характер и призваны были напоминать о тех или иных событиях из его жизни.

Например, на одном рисунке присутствует надпись «Дом матушки, на Итальянской № 18». Как удалось выяснить составителю альбома А. М. Павелкиной, именно в этом доме с 1843 по 1848 год воспитывался молодой граф С. А. Апраксин (1830-1893), чья мать, графиня М. А. Апраксина, с 1850 года владела этим домом на Малой Итальянской.

Литература

  • Верховская И.Б., Цветкова Н.А. Художник-путешественник Ф.Ф. Баганц" СПб., 1998;
  • Врангель Н. "Двенадцатый год и иностранные художники ХIХ века в России" Старые годы. СПб., 1912;
  • Окладников А.П., Крушанов А.И. "Незаслуженно забытые картины художника Ф. Баганца о Дальнем Востоке" Труды АН СССР (Дальневосточный филиал). Серия историческая. Благовещенск, 1963;
  • Баганц Ф. "Вокруг света" перевод и предисловие К.А. Стожаровой. СПб., 2004;
  • А.М. Павелкина "Петербург, неузнаваемый в акварелях Ф.Ф. Баганца" СПб., 2005.

Ссылки

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле